СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект фронтального логопедического занятия "Весна" в 4 классе

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фронтальное занятие проводилось в 4 классе школ-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данное занятие предполагает сопровождение мультимедийной презентацией, а также включает в себя задания, которые выполняются с помощью интерактивной доски. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального логопедического занятия "Весна" в 4 классе»

Конспект

фронтального логопедического занятия в 4 классе.

Тема: «Весна».

Цель: закреплять, развивать представления о времени года - весне.

Задачи:

  1. Коррекционно – обучающие:

  • Систематизировать, обогащать словарь по теме «Весна»;

  • Закреплять представления о приметах весны;

  • Совершенствовать навык согласования существительных и числительных в единственном и множественном числе;

  • Развивать способность составлять предложения и текст;

  • Совершенствовать навык чтения.

  1. Коррекционно – развивающие:

  • Развивать ВПФ (мышление, слуховое внимание, образная память);

  • Развивать фонематический анализ;

  • Развивать языковой анализ и синтез;

  • Закреплять зрительные представления о цвете: о желтом, голубом, белом;

  • Развивать графо-моторные навыки;

  • Совершенствовать элементарные математические представления;

  • Развивать подвижность органов артикуляции;

  • Вырабатывать смешанный тип дыхания;

  • Развивать мелкую моторику;

  • Совершенствовать способность согласовывать речь с движениями;

  1. Коррекционно – воспитательные:

  • Развивать способность вслушиваться в речь педагога;

  • Воспитывать культуру взаимоотношений между обучающимися;

  • Развивать чувство эстетики.

Формируемые БУД:

    1. Познавательные:

  • Соотносит буквы и звуки;

  • Выделяет отличительные приметы времени года – весны;

  • Строит ответ в соответствии с представленной схемой;

  • Вспоминает информацию, полученную на предыдущих занятиях.

    1. Регулятивные:

  • Выделяет свою очередь ответа;

  • Строит ответ в соответствии с планом;

  • Выполняет действие до логического завершения.

    1. Коммуникативные:

  • Проявляет инициативу при ответе;

  • Общается в соответствии с ситуацией урока (темп речи, громкость голоса);

  • Отвечает на вопросы педагога;

  • Не стесняется отвечать у доски.

    1. Личностные:

  • Проявляет интерес к смене времен года и соответствующим изменениям в природе;

  • Учится по-доброму относиться к природе.

Оборудование: оборудование для мультимедийной презентации (интерактивная доска), цветные карандаши, карточки с различным количеством подснежников (от 1 до 7), картинки с изображением примет весны, бумажные подснежники для дыхательной гимнастики.


















Ход занятия:

Этап занятия

Задание

Деятельность учителя-логопеда

Слайды презентации

Деятельность обучающихся

Планируемые образовательные результаты

Организационный момент.


Поздороваться, настроить детей на работу. Лог. «Здравствуйте, ребята!

На каких занятиях мы изучаем буквы, учимся четко произносить звуки, красиво и правильно говорить?

Правильно, на занятиях с логопедом, эти занятия называются логопедические.

СЛАЙД 1.











Садятся за парты, слушают педагога.





«На занятиях с логопедом».






Личностные: готовится к занятию, настраивается на работу, понимает вид деятельности на логопедических занятиях


Предметные: идентифицируют буквы, читают слово.


Основная часть:

А) Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая и речевая гимнастики.


Лог. «Мы сегодня будем много говорить, составлять предложения, рассказывать стихотворения, отгадывать загадки, поэтому сейчас сделаем артикуляционную гимнастику для губ, языка и щек. Возьмите зеркала.

Первое упражнение «Трубочка», «Расчешем язык о зубы», «Накажем непослушный язычок», «Почистим нижние зубы», «Почистим верхние зубы».


А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Возьмите в руки один подснежник, из тех, которые лежат у вас на столах. Вдохните глубоко через нос и подуйте на него, словно ветер. А теперь возьмите в каждую руку по цветку. Глубоко вдохните и отрывисто подуйте поочередно на каждый подснежник.



Теперь пальчиковая гимнастика. Поочередно ударяйте подушечками пальцев о стол, повторяя слова «Кап-кап-кап – начинается капель!»

Начинаем вместе.




Теперь речевая гимнастика. Хором читаем:

ЧА – ЧА – ЧА – ЧАЧ;

ЩА – ЩО – ЩУ – ЩИ – ЩЕ;

ПРТА – ПРТА– ПРТА – ТРПА.

А сейчас только Максим читает вместе со мной: ЧА – ЧО – ЧИ. Кирилл повторяй за мной – ША – ШО – ШИ. Рома читай: ЛА – ЛА – ЛА.

Вот теперь мы готовы к занятию.









СЛАЙД 2, 3, 4, 5, 6.





СЛАЙД 7.











СЛАЙД 8.









СЛАЙД 9.





СЛАЙД 10.

Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики.











Выполняют дыхательную гимнастику.









Выполняют пальчиковую гимнастику.







Выполняют речевую гимнастику.

Личностные: самостоятельно контролирует правильность выполнения артикуляционной гимнастики.


Познавательные: дифференцирует упражнения гимнастики, сливает буквы в слоги.

Работа по теме.

  1. Сообщение темы занятия.

  2. Определение примет весны.

Лог: «Ребята, кто скажет, какое сегодня число?

Начался март, а это значит, какие изменения происходят сейчас в природе?

Послушайте! Вот она весна!


Что вы слышите?


Давайте вспомним приметы весны, как мы точно узнаем, что наступила весна. Но сначала, соберите, пожалуйста, разрезную картину. Кто выйдет к доске?

Какое время года изображено на картине?


Молодцы! И так, посмотрите на картину. Назовите приметы весны.

















Молодцы! Вот она, какая, красавица весна! Давайте еще раз хором повторим приметы весны».


СЛАЙД 11.












СЛАЙД 12.







«Сегодня четвертое марта»

Закончилась зима и наступила весна.


Прислушиваются к звукам весны.

Мы слышим капель и щебетание птиц.

Максим собирает разрезную картинку на интерактивной доске.


На картине изображено время года весна.



Параллельно с ответами обучающихся вывешивать на доске картинки – символы по приметам.

Весной солнце ярко светит.

Весной тает снег.

Весной становится тепло.

Весной люди одеваются легче, чем зимой.

Весной появляются цветы и листья на деревьях.

Весной птицы возвращаются из теплых краев.

Повторяют приметы весны с опорой на картинки-символы.


Личностные: проявляют инициативу, высказывает свое предположение.


Познавательные: проводят звуковой анализ, читают слова, определяют отличительные черты весны.


Работа по теме.

  1. Чтение стихов наизусть.

Лог. «Я знаю, что Максим и Рома выучили стихотворение С.Я. Маршака «Апрель!» про весну. Максим, пожалуйста, расскажи первую. Половину стихотворения.



Рома, продолжи стихотворение.





Спасибо, мальчики! Вы очень хорошо рассказали стихотворение С.Я. Маршака.


Максим:

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.


Пробирается медведь Сквозь густой валежник. Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.


Личностные: проявляют инициативу, выступают перед публикой, развивают эстетические чувства.


Познавательные: запоминают стихотворный текст.

Работа по теме.

  1. Игра «Четвертый лишний».

Лог.: «Ребята, назовите, пожалуйста, весенние месяцы.

Правильно, март – ранняя весна, апрель – середина, расцвет весны, май – поздняя весна. Об особенностях природы весной в разные месяцы мы узнаем на следующих занятиях».

А сейчас игра – «Четвертый лишний», я посмотрю, какие вы внимательные. Вы помните, что три картинки можно объединить в одну группу, а одна картинка будет лишней. Посмотрите на экран. Какая картинка лишняя?»

Март, апрель, декабрь, май.


Правильно, декабрь - лишняя картинка. Почему?




Молодцы! Света, выйди, пожалуйста и убери лишнюю картинку.



Ручей, кепка, клубника, велосипед.





Правильно, ручей – связан с весной, а все остальное – с летом. Рома – убери, пожалуйста, лишний ручей.

Молодцы! Справились!

СЛАЙД 13.













СЛАЙД 14.














СЛАЙД 15.

«Март, апрель, май».















Лишняя картинка – декабрь.

Декабрь – лишняя картинка потому что декабрь – это зимний месяц, а март, апрель, май – весенние месяцы.


Убирает лишнюю картинку и монитора интерактивной доски.


Лишний ручей – потому что это весенняя картинка, а кепка – клубника, велосипед – это летние картинки.

Убирает лишнюю картинку и монитора интерактивной доски.


Личностные: проявляют инициативу.


Познавательные: закрепляют меж предметные знания, группирует предметы по основному признаку.

Работа по теме.

3) Игра «Слоги».

Лог.: «А сейчас разделим наши «лишние» слова на слоги. Будьте внимательны, назовите первые слоги в словах. Напомните мне, какие слова оказались лишними.

Правильно, приготовьте ладоши. Помните, в слоге столько слогов, сколько раз мы хлопнем в ладоши.

ДЕ – КАБРЬ.

Какой первый слог в слове декабрь?

Максим, выйди, пожалуйста, к доске и выполни звуковой анализ слога ДЕ, а все остальные складывайте схему из кружочков, что лежат на партах.

Максим, какой первый звук в слоге ДЕ?

Он гласный или согласный?

Он твердый или мягкий?

Какие кружочком ты его покажешь?

Правильно, нарисуй зеленый кружочек. А все остальные перед собой кладите зеленый кружок.

А второй звук какой в слоге ДЕ? Д `ээээээээ?

Правильно! Он гласный или согласный?

Каким цветом ты его покажешь?

Правильно, нарисуй красный кружочек. А все остальные перед собой кладите красный кружок.

Молодцы! Убирайте схемы – кружочки на место.

Второе слово, которое разделим на слоги – ручей.

РУ – ЧЕЙ.

Какой первый слог в слове РУЧЕЙ?

Максим, выйди, пожалуйста, к доске и выполни звуковой анализ слога РУ, а все остальные складывайте схему из кружочков, что лежат на партах.

Максим, какой первый звук в слоге РУ?

Он гласный или согласный?

Он твердый или мягкий?

Каким цветом ты его покажешь?

Правильно, нарисуй синий кружочек над буквой Р. А все остальные перед собой кладите синий кружок.

А второй звук какой в слоге РУ? Правильно! Он гласный или согласный?

Каким цветом ты его покажешь?

Правильно, нарисуй красный кружочек. А все остальные перед собой кладите красный кружок.

Молодцы! Убирайте схемы – кружочки на место.

СЛАЙД 16.




Декабрь и ручей.






В слове ДЕКАБРЬ первый слог ДЕ.






В слоге ДЕ первый звук Д`.

Он согласный.

Он мягкий.

Зеленым.





Второй звук Э.


Звук Э – гласный.


Красным цветом.






Хлопают в ладоши.



В слове РУЧЕЙ первый слог РУ.





В слоге РУ первый звук Р.

Согласный.

Твердый.

Синим.





Второй звук в слоге РУ – У.

Он гласный.

Красным.

Личностные: проявляет инициативу при ответе на вопрос, высказывают предположения.


Познавательные: усваивают новые знания, проводят звукобуквенный анализ слогов, соотносят буквы и звуки.

Физминутка.

Лог. «А теперь мы отдохнем. Встаньте, ребята. Повторяйте и слова, и движения за мной».

Выполнить движения под стихотворение:

Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет.

Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет.

Землю солнышко пригрело,


Птичка радостно запела.

Зажурчали ручейки,



Зацвели вокруг цветы небывалой красоты.


СЛАЙД 17.






Обучающиеся встают, разводят руками.

Кружатся вокруг себя, руки поднимают вверх.

Разводят руки в стороны.

Делают взмахи руками.

Ладоши вместе, волнообразные движения руками.

Приседают и снова встают.

Личностные: работают в коллективе, испытывают яркие эмоции.


Познавательные: соотносят движения с речью.

Работа по теме.

4) Игра «Что делает?».

Лог.: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Что делает?». На экране будут картинки, а я буду задавать вопрос «Что делает?», ваша задача – подобрать как можно больше слов, отвечающих на этот вопрос.

И так, солнце.


Подснежник.

Грач.


Ручей.




Отлично справилась!»







СЛАЙД 18.


СЛАЙД 19.

СЛАЙД 20.


СЛАЙД 21.







Светит, греет, сверкает, блестит.

Растет, цветет, пахнет.

Летает, строит гнездо, выводит птенцов.

Течет, блестит, журчит.

Личностные: стремятся к ответу, дают эмоциональный отклик на задание, учатся чувствовать себя уверенно в ситуации соревнования.


Познавательные: актуализируют заданные слова по лексическому значению.

Работа по теме.

5) Графическое задание «Капель».

Лог.: «Ребята! Задание «Доскажи словечко»:

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает…..


Правильно, капель. Я вам раздаю карточки. Что на них нарисовано?


Сосульки. Весной пригревает солнышко и они начинают таять, появляется капель. Пожалуйста, возьмите в руки синие карандаши и нарисуйте капель, по 5 капель от каждой сосульки.

Антон и Кирилл просто обведите по точкам сосульки.






СЛАЙД 22.






Капель!



На карточках нарисованы сосульки.



Рисуют по пять капель от каждой сосульки.



Обучающиеся по СИПР обводят по точкам.

Личностные: учится работать в соответствии с планом.


Познавательные: выделяют целостность картины, контролирую свои действия.

Гимнастика для глаз.

«Ребята, давайте сделаем гимнастику для наших глаз. Соедините руки в замок, положите на них подбородок.

Голова у вас не двигается, двигаются только глаза. Следите глазами за весенним ярким солнышком.

Молодцы!».

СЛАЙД 23.

Выполняют гимнастику для глаз.

Личностные: дают эмоциональный отклик на задание.

Работа по теме.

6) Задание «Сколько подснежников?».

Лог.: «Ребята, отгадайте загадку:

На тонкой ножке, висит колокольчик,

Он первый цветёт, весну зовёт!

Правильно, подснежник!

Скажите, а почему он «весну зовет»?


Правильно!

Сейчас выполним задание «Сколько подснежников?» Я вам раздаю карточки с различным количеством подснежников. Внизу написано предложение, но пропущено количество подснежников, посчитайте сколько цветов и напишите эту цифру на пустом месте. Ручки лежат на ваших партах. А затем вы прочитаете каждый свое предложение.

У Антона и Кирилла по одному подснежнику, вам надо обвести цифры 1.


И так, кто первый прочитает получившиеся предложения?




СЛАЙД 24.




Подснежник.


Подснежник зовет весну, потому что он зацветает самый первый.












Считают количество цветов на индивидуальных карточках, вставляют пропущенные цифры и читают по-очереди предложения.

Личностные: умеет работать в коллективе.


Познавательные:

Соотносят количество предметов с цифрой, согласуют числительные и существительные в роде, числе и падеже.

Работа по теме.

7) Задание «Составь рассказ».

Лог.: «Ребята! А сейчас вы должны прочитать предложения про весну, закончив их одной из картинок, которая подходит по смыслу.

      1. Наступила долгожданная …. (осень, весна);

      2. Все ярче светит…… (луна, солнце).

      3. Тает снег и по улицам бегут …..(ручьи, грачи).

      4. В лесу появились первые (подснежники, ромашки).

      5. Скоро на деревьях распустятся (листья, грибы).


Молодцы! А теперь Максим, прочитай, пожалуйста все предложения и получится красивый рассказ про весну.





СЛАЙД 25.


СЛАЙД 26.


СЛАЙД 27.


СЛАЙД 28.


СЛАЙД 29.



СЛАЙД 30.





Наступила долгожданная ВЕСНА.

Все ярче светит СОЛНЦЕ.

Тает снег и по улицам бегут ручьи.

В лесу появились первые подснежники.

Скоро на деревьях распустятся листья.


Читают рассказ.

Личностные: работают группе.


Познавательные: определяют последовательность событий, воспринимают целостный рассказ.

Заключительная часть.

«Молодцы, ребята! Наше занятие подходит к концу. Скажите, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Какие приметы весны вы запомнили?


Молодцы, ребята! До свидания!»


Оценить работу каждого ребенка.



СЛАЙД 31.












Мы сегодня на занятии говорили о весне.

Весной солнце ярко светит.

Весной тает снег.

Весной становится тепло.

Весной люди одеваются легче, чем зимой.

Весной появляются цветы и листья на деревьях.

Весной птицы возвращаются из теплых краев.


Прислушиваются к звукам весны.

Личностные: завершает занятие на эмоциональном подъеме, адекватно относится в оценке своей деятельности.


Познавательные: учится подводить итог работы






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!