Основная часть: А) Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая и речевая гимнастики. | Лог. «Мы сегодня будем много говорить, составлять предложения, рассказывать стихотворения, отгадывать загадки, поэтому сейчас сделаем артикуляционную гимнастику для губ, языка и щек. Возьмите зеркала. Первое упражнение «Трубочка», «Расчешем язык о зубы», «Накажем непослушный язычок», «Почистим нижние зубы», «Почистим верхние зубы». А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Возьмите в руки один подснежник, из тех, которые лежат у вас на столах. Вдохните глубоко через нос и подуйте на него, словно ветер. А теперь возьмите в каждую руку по цветку. Глубоко вдохните и отрывисто подуйте поочередно на каждый подснежник. Теперь пальчиковая гимнастика. Поочередно ударяйте подушечками пальцев о стол, повторяя слова «Кап-кап-кап – начинается капель!» Начинаем вместе. Теперь речевая гимнастика. Хором читаем: ЧА – ЧА – ЧА – ЧАЧ; ЩА – ЩО – ЩУ – ЩИ – ЩЕ; ПРТА – ПРТА– ПРТА – ТРПА. А сейчас только Максим читает вместе со мной: ЧА – ЧО – ЧИ. Кирилл повторяй за мной – ША – ШО – ШИ. Рома читай: ЛА – ЛА – ЛА. Вот теперь мы готовы к занятию. | СЛАЙД 2, 3, 4, 5, 6. СЛАЙД 7. СЛАЙД 8. СЛАЙД 9. СЛАЙД 10. | Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики. Выполняют дыхательную гимнастику. Выполняют пальчиковую гимнастику. Выполняют речевую гимнастику. | Личностные: самостоятельно контролирует правильность выполнения артикуляционной гимнастики. Познавательные: дифференцирует упражнения гимнастики, сливает буквы в слоги. |
Работа по теме. Сообщение темы занятия. Определение примет весны. | Лог: «Ребята, кто скажет, какое сегодня число? Начался март, а это значит, какие изменения происходят сейчас в природе? Послушайте! Вот она весна! Что вы слышите? Давайте вспомним приметы весны, как мы точно узнаем, что наступила весна. Но сначала, соберите, пожалуйста, разрезную картину. Кто выйдет к доске? Какое время года изображено на картине? Молодцы! И так, посмотрите на картину. Назовите приметы весны. Молодцы! Вот она, какая, красавица весна! Давайте еще раз хором повторим приметы весны». | СЛАЙД 11. СЛАЙД 12. | «Сегодня четвертое марта» Закончилась зима и наступила весна. Прислушиваются к звукам весны. Мы слышим капель и щебетание птиц. Максим собирает разрезную картинку на интерактивной доске. На картине изображено время года весна. Параллельно с ответами обучающихся вывешивать на доске картинки – символы по приметам. Весной солнце ярко светит. Весной тает снег. Весной становится тепло. Весной люди одеваются легче, чем зимой. Весной появляются цветы и листья на деревьях. Весной птицы возвращаются из теплых краев. Повторяют приметы весны с опорой на картинки-символы. | Личностные: проявляют инициативу, высказывает свое предположение. Познавательные: проводят звуковой анализ, читают слова, определяют отличительные черты весны. |
Работа по теме. Чтение стихов наизусть. | Лог. «Я знаю, что Максим и Рома выучили стихотворение С.Я. Маршака «Апрель!» про весну. Максим, пожалуйста, расскажи первую. Половину стихотворения. Рома, продолжи стихотворение. Спасибо, мальчики! Вы очень хорошо рассказали стихотворение С.Я. Маршака. | | Максим: На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь густой валежник. Стали птицы песни петь И расцвел подснежник. | Личностные: проявляют инициативу, выступают перед публикой, развивают эстетические чувства. Познавательные: запоминают стихотворный текст. |
Работа по теме. Игра «Четвертый лишний». | Лог.: «Ребята, назовите, пожалуйста, весенние месяцы. Правильно, март – ранняя весна, апрель – середина, расцвет весны, май – поздняя весна. Об особенностях природы весной в разные месяцы мы узнаем на следующих занятиях». А сейчас игра – «Четвертый лишний», я посмотрю, какие вы внимательные. Вы помните, что три картинки можно объединить в одну группу, а одна картинка будет лишней. Посмотрите на экран. Какая картинка лишняя?» Март, апрель, декабрь, май. Правильно, декабрь - лишняя картинка. Почему? Молодцы! Света, выйди, пожалуйста и убери лишнюю картинку. Ручей, кепка, клубника, велосипед. Правильно, ручей – связан с весной, а все остальное – с летом. Рома – убери, пожалуйста, лишний ручей. Молодцы! Справились! | СЛАЙД 13. СЛАЙД 14. СЛАЙД 15. | «Март, апрель, май». Лишняя картинка – декабрь. Декабрь – лишняя картинка потому что декабрь – это зимний месяц, а март, апрель, май – весенние месяцы. Убирает лишнюю картинку и монитора интерактивной доски. Лишний ручей – потому что это весенняя картинка, а кепка – клубника, велосипед – это летние картинки. Убирает лишнюю картинку и монитора интерактивной доски. | Личностные: проявляют инициативу. Познавательные: закрепляют меж предметные знания, группирует предметы по основному признаку. |
Работа по теме. 3) Игра «Слоги». | Лог.: «А сейчас разделим наши «лишние» слова на слоги. Будьте внимательны, назовите первые слоги в словах. Напомните мне, какие слова оказались лишними. Правильно, приготовьте ладоши. Помните, в слоге столько слогов, сколько раз мы хлопнем в ладоши. ДЕ – КАБРЬ. Какой первый слог в слове декабрь? Максим, выйди, пожалуйста, к доске и выполни звуковой анализ слога ДЕ, а все остальные складывайте схему из кружочков, что лежат на партах. Максим, какой первый звук в слоге ДЕ? Он гласный или согласный? Он твердый или мягкий? Какие кружочком ты его покажешь? Правильно, нарисуй зеленый кружочек. А все остальные перед собой кладите зеленый кружок. А второй звук какой в слоге ДЕ? Д `ээээээээ? Правильно! Он гласный или согласный? Каким цветом ты его покажешь? Правильно, нарисуй красный кружочек. А все остальные перед собой кладите красный кружок. Молодцы! Убирайте схемы – кружочки на место. Второе слово, которое разделим на слоги – ручей. РУ – ЧЕЙ. Какой первый слог в слове РУЧЕЙ? Максим, выйди, пожалуйста, к доске и выполни звуковой анализ слога РУ, а все остальные складывайте схему из кружочков, что лежат на партах. Максим, какой первый звук в слоге РУ? Он гласный или согласный? Он твердый или мягкий? Каким цветом ты его покажешь? Правильно, нарисуй синий кружочек над буквой Р. А все остальные перед собой кладите синий кружок. А второй звук какой в слоге РУ? Правильно! Он гласный или согласный? Каким цветом ты его покажешь? Правильно, нарисуй красный кружочек. А все остальные перед собой кладите красный кружок. Молодцы! Убирайте схемы – кружочки на место. | СЛАЙД 16. | Декабрь и ручей. В слове ДЕКАБРЬ первый слог ДЕ. В слоге ДЕ первый звук Д`. Он согласный. Он мягкий. Зеленым. Второй звук Э. Звук Э – гласный. Красным цветом. Хлопают в ладоши. В слове РУЧЕЙ первый слог РУ. В слоге РУ первый звук Р. Согласный. Твердый. Синим. Второй звук в слоге РУ – У. Он гласный. Красным. | Личностные: проявляет инициативу при ответе на вопрос, высказывают предположения. Познавательные: усваивают новые знания, проводят звукобуквенный анализ слогов, соотносят буквы и звуки. |
Физминутка. | Лог. «А теперь мы отдохнем. Встаньте, ребята. Повторяйте и слова, и движения за мной». Выполнить движения под стихотворение: Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет. Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет. Землю солнышко пригрело, Птичка радостно запела. Зажурчали ручейки, Зацвели вокруг цветы небывалой красоты. | СЛАЙД 17. | Обучающиеся встают, разводят руками. Кружатся вокруг себя, руки поднимают вверх. Разводят руки в стороны. Делают взмахи руками. Ладоши вместе, волнообразные движения руками. Приседают и снова встают. | Личностные: работают в коллективе, испытывают яркие эмоции. Познавательные: соотносят движения с речью. |
Работа по теме. 4) Игра «Что делает?». | Лог.: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Что делает?». На экране будут картинки, а я буду задавать вопрос «Что делает?», ваша задача – подобрать как можно больше слов, отвечающих на этот вопрос. И так, солнце. Подснежник. Грач. Ручей. Отлично справилась!» | СЛАЙД 18. СЛАЙД 19. СЛАЙД 20. СЛАЙД 21. | Светит, греет, сверкает, блестит. Растет, цветет, пахнет. Летает, строит гнездо, выводит птенцов. Течет, блестит, журчит. | Личностные: стремятся к ответу, дают эмоциональный отклик на задание, учатся чувствовать себя уверенно в ситуации соревнования. Познавательные: актуализируют заданные слова по лексическому значению. |
Работа по теме. 5) Графическое задание «Капель». | Лог.: «Ребята! Задание «Доскажи словечко»: Снег в лесу. Сугробов много. Но слышна синицы трель. С крыши прямо на дорогу Звонко капает….. Правильно, капель. Я вам раздаю карточки. Что на них нарисовано? Сосульки. Весной пригревает солнышко и они начинают таять, появляется капель. Пожалуйста, возьмите в руки синие карандаши и нарисуйте капель, по 5 капель от каждой сосульки. Антон и Кирилл просто обведите по точкам сосульки. | СЛАЙД 22. | Капель! На карточках нарисованы сосульки. Рисуют по пять капель от каждой сосульки. Обучающиеся по СИПР обводят по точкам. | Личностные: учится работать в соответствии с планом. Познавательные: выделяют целостность картины, контролирую свои действия. |
Гимнастика для глаз. | «Ребята, давайте сделаем гимнастику для наших глаз. Соедините руки в замок, положите на них подбородок. Голова у вас не двигается, двигаются только глаза. Следите глазами за весенним ярким солнышком. Молодцы!». | СЛАЙД 23. | Выполняют гимнастику для глаз. | Личностные: дают эмоциональный отклик на задание. |
Работа по теме. 6) Задание «Сколько подснежников?». | Лог.: «Ребята, отгадайте загадку: На тонкой ножке, висит колокольчик, Он первый цветёт, весну зовёт! Правильно, подснежник! Скажите, а почему он «весну зовет»? Правильно! Сейчас выполним задание «Сколько подснежников?» Я вам раздаю карточки с различным количеством подснежников. Внизу написано предложение, но пропущено количество подснежников, посчитайте сколько цветов и напишите эту цифру на пустом месте. Ручки лежат на ваших партах. А затем вы прочитаете каждый свое предложение. У Антона и Кирилла по одному подснежнику, вам надо обвести цифры 1. И так, кто первый прочитает получившиеся предложения? | СЛАЙД 24. | Подснежник. Подснежник зовет весну, потому что он зацветает самый первый. Считают количество цветов на индивидуальных карточках, вставляют пропущенные цифры и читают по-очереди предложения. | Личностные: умеет работать в коллективе. Познавательные: Соотносят количество предметов с цифрой, согласуют числительные и существительные в роде, числе и падеже. |
Работа по теме. 7) Задание «Составь рассказ». | Лог.: «Ребята! А сейчас вы должны прочитать предложения про весну, закончив их одной из картинок, которая подходит по смыслу. Наступила долгожданная …. (осень, весна); Все ярче светит…… (луна, солнце). Тает снег и по улицам бегут …..(ручьи, грачи). В лесу появились первые (подснежники, ромашки). Скоро на деревьях распустятся (листья, грибы). Молодцы! А теперь Максим, прочитай, пожалуйста все предложения и получится красивый рассказ про весну. | СЛАЙД 25. СЛАЙД 26. СЛАЙД 27. СЛАЙД 28. СЛАЙД 29. СЛАЙД 30. | Наступила долгожданная ВЕСНА. Все ярче светит СОЛНЦЕ. Тает снег и по улицам бегут ручьи. В лесу появились первые подснежники. Скоро на деревьях распустятся листья. Читают рассказ. | Личностные: работают группе. Познавательные: определяют последовательность событий, воспринимают целостный рассказ. |
Заключительная часть. | «Молодцы, ребята! Наше занятие подходит к концу. Скажите, о чем мы сегодня говорили на занятии? Какие приметы весны вы запомнили? Молодцы, ребята! До свидания!» Оценить работу каждого ребенка. | СЛАЙД 31. | Мы сегодня на занятии говорили о весне. Весной солнце ярко светит. Весной тает снег. Весной становится тепло. Весной люди одеваются легче, чем зимой. Весной появляются цветы и листья на деревьях. Весной птицы возвращаются из теплых краев. Прислушиваются к звукам весны. | Личностные: завершает занятие на эмоциональном подъеме, адекватно относится в оценке своей деятельности. Познавательные: учится подводить итог работы |