Конспект эколого-оздоровительного похода «Осень на опушке краски разводила»
ЦЕЛЬ: Приобщать дошкольников к основам здорового образа жизни; закреплять знания о приметах осени; формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми предметами; развивать навыки двигательной активности; продолжать учить технике дыхания при ходьбе; развивать внимание, наблюдательность, двигательную память; воспитывать любовь к родной природе.
Х Ход мероприятия:
Воспитатель ведет участников похода в лес, показывая различные виды ходьбы:
Обычная ходьба в умеренном темпе.
Ходьба в полу приседе
Ходьба с перекатом с пятки на носок
Ходьба с задержкой на носке («петушиный шаг»)
1-я остановка «Аллея тополей»
Воспитатель (обращает внимание детей на летящую паутину). К осени маленькие паучата подрастают, паучьей семье становится тесно. Паучатам необходимо расселиться, чтобы всем хватило вкусных мух, подготовиться к путешествию. Взобравшись на высокий куст или дерево, паучок прежде всего устраивает из коротких прочных нитей «стартовую площадку», а затем приступает к изготовлению лётной нити, закрепив её конец на наветренной стороне своей «вышки». Ветер сносит нить со «стартовой площадки», и она образует вытянутую петлю. Когда длина петли достигает 10 – 20 см, паучок перегрызает нить у основания, и она вытягивается по ветру в одну линию. Паучок продолжает выпускать нить, и, когда она становится настолько длинной, что может удержать «пилота» в воздухе, он отцепляется от «стартовой площадки» и отправляется в полет. Надумав приземлиться, паучок, перебегая по паутинке, изменяет центр тяжести «воздушного корабля». Продолжительность полета различна: иногда паучок пролетает сотню метров, а иногда и несколько километров.
Воспитатель называет народные приметы:
Много паутины в бабье лето – к ясной осени и холодной зиме
Паутина стелется по растениям – к теплу
Паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем
Перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную ими паутину и забираются в щели
Участникам эколого-оздоровительного похода предлагается поиграть в словесную игру.
Словесная игра «Моя фантазия»
ХОД ИГРЫ: педагог предлагает детям пофантазировать, куда может залететь паучок на паутинке. Инструктор по физической культуре активизирует двигательную активность детей и взрослых.
Прогулка по тополиной аллее
Часть пути предусматривается как естественная полоса препятствий в природных условиях: дети идут мелким и широким шагом между деревьев, в приседе и полу приседе – под ветками; подпрыгивают, доставая ветки деревьев; перепрыгивают кочки, выступающие корни деревьев, узкие канавки.
2-я остановка «Золотая осень в лесу»
- Мы вошли в лес. Перед нами предстает осенняя природа во всей своей красоте. Осень – золотая пора. Ни одно время года не является столь щедрым на угощения, яркость красок и разнообразие цветов. Посмотрите на наш лес: как он красив! Цвет листвы с каждым днем меняется. Многие из Вас ходят в детский сад через этот лес и наверняка уже заметили, что растения изменяют свою окраску. Какие растения изменили цвет своей листвы?
Художественное слово
ОСЕНЬ
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите, роща золотом одета!
З. Федоровская
Воспитатель предлагает детям и взрослым повторить стихотворение, привлекает участников эколого-оздоровительного похода к составлению орнамента из листьев.
Творческая деятельность «Орнамент из листьев»
Педагог выкладывает орнамент из листьев (например, два листочка клена, один листик дуба и т. д.). Дошкольники продолжают выкладывать эту последовательность самостоятельно. Кто вперед и без ошибок соберет, тот и выиграл.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как падают листья различных деревьев: у осины – стремительно вниз, у клена - долго качаются или кружатся в воздухе, прежде чем пуститься на землю. Все дорожки усыпаны опавшей листвой. Даже от небольшого порыва ветра начинается разноцветный дождь из опавших листьев. С кленов и берез летят светло-желтые листья, с дуба – буровато-желтые.
Дидактическая игра «Угадай, какой наш дом»
ХОД ИГРЫ: из группы участников выбирают водящего, остальных воспитатель делит на две подгруппы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево, описывает его водящему, а он должен узнать растение и назвать «дом» в котором живут дети. Например, дети говорят хором: «Отгадай, какой наш дом, все расскажем мы о нем». Затем один из них дает описание: цвет ствола, высота дерева, форма и величина листьев, плоды и семена.
3-я остановка «Осенняя лужайка»
Интеллектуальная игра «Знатоки растений»
ХОД ИГРЫ: участники делятся на две команды: деревья – первая команда, кустарники – вторая команда.
Вопросы для команд.
Вопросы команде «Деревья»:
Какие деревья вы знаете?
Какие деревья называют лиственными?
Какие деревья называют хвойными?
Что общего у всех деревьев?
Какую пользу приносят деревья?
Вопросы команде «Кустарники»:
Какие кустарники вы знаете?
Что выше – дерево или куст?
Бывают ли хвойные кустарники?
Чем отличается кустарник от дерева?
Какую пользу приносят кустарники?
4-я остановка «Полезная гимнастика»
Остановиться возле самого красивого осеннего дерева и выполняют упражнение.
Динамическое упражнение «Листочки»
Мы листики осенние, на ветках мы сидим (плавное покачивание руками над головой)
Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны)
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели. (Присед)
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Закружились, полетели (плавное покачивание руками над головой)
И на землю снова сели. (Присед)
Динамическое упражнение «Дождик»
Капля раз, (прыжки на носочках, руки на поясе,
Капля два, (прыжок)
Очень медленно сперва (четыре прыжка)
А потом, потом, потом (восемь прыжков)
Все бегом, бегом, бегом (бег на месте)
Мы зонты свои раскрыли (руки в стороны)
От дождя себя укрыли (руки полукругом над головой)
Физорг просит вспомнить стихи об осени, задает вопросы:
- Давайте вспомним: какие периоды бывают у осени?
- Какой период осени наблюдается сейчас и почему?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
Подвижная игра «К названному дереву – беги!»
ХОД ИГРЫ: педагог объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у определенного дерева, называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем похожие по внешнему виду (например, тополь и осину, желтую акацию и рябину и др.). Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз, два, три – беги!»
Участники выполняют дыхательные упражнения.
Дыхательные упражнения
«Часики»
«Тик» - вдох, «Так» - выдох
«Дровосек»
И. п. – стоя, ноги на ширине плеч. Поднять вверх сцепленные руки, слегка согнув их в локтях. Наклониться вперед, одновременно опустив руки между коленей, стараясь не сгибать их.
«Обними плечи»
И. п. – ноги на ширине плеч, руки на уровне груди, ладони сжаты в кулаки. При вдохе резко сводить руки, как бы обнимая себя.
В завершении похода собрать самые красивые листочки для гербария и украшения группы.
Возвращаться в детский сад легким бегом в колонне. Перед детским садом замедлить ходьбу и выполнить дыхательные упражнения.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПОХОДА