СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект деловой игры для учителей начальных классов на тему: «Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка с тяжелыми нарушениями речи»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект деловой игры для учителей начальных классов на тему: «Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка с тяжелыми нарушениями речи»»

Конспект деловой игры для учителей начальных классов на тему:

«Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка с тяжелыми нарушениями речи»


Задачи:

  • осознать необходимость координации деятельности между специалистами и педагогами ОУ по основным направлениям коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих Общее недоразвитие речи, определить зоны ответственности;

  • разработать модель индивидуальной комплексной программы в рамках сопровождения;

  • провести интенсивное обучение по разработке индивидуальной комплексной программы, базирующееся на личном практическом опыте участников;

  • повысить уровень компетентности и творческий потенциал участников;

  • развивать навыки работы в команде;

  • воспитывать чувство ответственности; умение принимать решение в соответствующих ситуациях.


Ход игры

  1. Знакомство.

  2. Разминка.

  3. Основная часть.

  4. Рефлексия.

  5. Заключение.

Участники игры занимают места, где стулья расставлены по зонам. Спинки стульев отмечены кружками разного цвета.

Ведущий: Уважаемые коллеги! Я вас приглашаю принять участие в деловой игре «Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка с тяжелыми нарушениями речи». В ходе игры мы будем говорить о профессиональной деятельности специалистов и педагогов ОУ в рамках сопровождения. Активное участие в разработке индивидуальной программы принимают логопед, психолог, медик, воспитатели ГПД, учителя начальных классов, т.е. кто непосредственно проводит коррекционно-развивающую работу с детьми. Так как на нашей игре присутствуют только логопеды и дефектологи, мы сейчас разделимся на группы и определим роли, которые вы будете играть. За столом с оранжевым шаром сидят логопеды и психологи, с розовым – воспитатели, с красным – учителя начальных классов, с синим – мед и соц работник.

Знакомство.

Итак, мы определили профессиональные роли. Современный логопед, дефектолог и т.д. Кто он? Задача каждой группы представить себя.

1. Разминка. Сначала мы с вами проведем логопедическую зарядку, потренируем наши язычки и послушаем, как вы готовы к работе. У каждой группы на столах карточка с текстом скороговорки: Три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Сейчас мы послушаем эту скороговорку.  

Обсуждение в группах 3 мин. Презентация.

2. Основная часть.

Ведущий: Исходной точкой при разработке индивидуальной программы является комплексная диагностика.

Инструкция: назовите коротко цели, задачи диагностики в своей области деятельности.

Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске.

Ведущий: Итак, мы определили уровень интеллектуального и речевого развития каждого ребенка, его личностные особенности, состояние здоровья, всесторонне обсудили проблемы ребенка в ракурсе информации всех специалистов, выделили главное, что требует коррекционного внимания в первую очередь, утвердили индивидуальный образовательный маршрут или траекторию движения, план индивидуального сопровождения (по форме) (для детей с ТНР как минимум 4 варианта образовательного маршрута) и приступили к разработке индивидуальной программы.

Инструкция: определите структуру программы, из каких основных частей она должна состоять?

Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске.

Вывод: Стандартная форма индивидуальной коррекционно-развивающей образовательной программы:

  1. Краткая характеристика ребенка (Заключение и рекомендации ПМПК.Результаты стартовой диагностики).

  2. Цель программы.

  3. Задачи программы.

  4. Условия реализации программы:

Специалист

Количество занятий с ребенком в неделю, по какой программе (или направлению)

Форма работы с родителями
(с указанием даты)

Формы работы со специалистами
(с указанием даты)


Логопед

 

 

 


Воспитатели

 

 

 


Психолог

 

 

 


Мед.сестра

 

 

 


Соц. работник

 

 

 


Учитель

 

 

 


5. Содержание программы:

5.1. Медицинское сопровождение

5.2. Логопедическое сопровождение

5.3. Педагогическое сопровождение

5.4. Психологическое сопровождение

6. Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком по данной комплексной программе.

7. Выводы и рекомендации по эффективности программы.

Ведущий: Я предлагаю остановиться на содержании программы и обсудить, что включает в себя содержание индивидуальной программы?

 Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске.

Вывод: Содержание программы базируется на основе взаимодействия логопеда, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников и может состоять из 4 основных блоков: медицинский, логопедический, психологический и педагогический. В каждом блоке выделяются 3 направления деятельности: диагностико-аналитическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее.

  1. При выполнении диагностико-аналитической деятельности определяется уровень интеллектуального и речевого развития, особенности личностной сферы, оценивается объем знаний в соответствии с возрастом, проводится динамическая диагностика, корректировка индивидуальной программы, определяется эффективность коррекционной помощи.

  2. Организационно-методическое направление включает оформление документации, разработку программы коррекционных занятий.

  3. Коррекционно-развивающее направление реализует индивидуальную программу через систему практических мероприятий

Ведущий: Уважаемые коллеги! Мы определили содержание программы.

Инструкция: Теперь нужно назвать условия реализации программы.

Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске.

Вывод:

  1. Ключевые позиции в реализации программы принадлежат логопеду. От других специалистов и педагогов требуется четкое взаимодействие на всех этапах реализации программы

  2. Важным фактором является сочетание образовательной, коррекционной, лечебно-оздоровительной деятельности.

  3. Обязательным является участие родителей.

  4. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

  5. Наличие учебно-методического материала (конспекты коррекционных занятий, наглядно-демонстрационный материал, рабочие тетради, диагностические пособия и т.д.)

Ведущий: Сейчас предлагаю обсудить способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации индивидуальной программы. 

Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске.

Вывод:

  1. Мини-педсоветы (по результатам диагностики, выбор эффективных средств и технологий обучения и т.д.), заседания ПМПк

  2. Разработка интегрированного календарного блочно-тематического плана на основе комплексной диагностики

  3. Интегрированные занятия

  4. Совместное проведение родительских пятиминуток, родительских собраний

  5. Взаимопосещение занятий, консультативный диалог

  6. Совместная стендовая информация

ВедущийКак вы оцениваете степень сотрудничества всех специалистов  в том учреждении, в котором работаете.

Если вы считаете, что работа проводится удовлетворительно, нужно поднять красную карточку, на среднем уровне – желтую, хорошо – зеленую карточку.

Упражнение «Сказочный талисман»

Ведущий: Сейчас у каждой группы будет возможность сделать талисман, помогающий в работе. Кому вы его подарите, можно узнать, вскрыв оранжевый конвертик, который находится на каждом столе. Подумайте, какие пожелания , может пояснения у вас будут.

Изготовление талисмана 7-10 минут. Каждая группа вручает талисман с пожеланиями и пояснениями

Ведущий: Назовите способы изучения результативности программы.

Обсуждение в группах 3 мин. Анализ мнений и фиксация результатов на маркерной доске. 

Вывод:

  1. Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности

  2. Динамическая диагностика (мониторинг, скрининг, контрольный срез, диагностическое занятие и т.д.)

  3. Спец. опрос родителей, педагогов, специалистов

  4. Тестовые задания, помогающие понять родителям, как идет развитие ребенка

  5. Открытые занятия, практические показы

  6. Видеосъемка, аудиозапись

  7. Самоанализ

  8. Участие детей в различных фестивалях, конкурсах.

  9. Адаптация детей в социуме

Общий вывод: итак, индивидуальная коррекционно-развивающая программа:

  1. Оптимизирует коррекционный процесс

  2. Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ

  3. Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний

  4. Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы

  5. Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей

IV. Рефлексия

- Расскажите, что дала вам деловая игра, ваши впечатления, ощущения

V. Заключение.

Игра окончена. Спасибо всем за активное участие. Желаю всем коллегам неравнодушия, целеустремленного творчества, каждому стать человеком результата – принципиальным, решительным и успешным!



Литература.

  1. Есина Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии // Дефектология.-2002.-№ 2.- с.14-16.

  2. Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№ 3.-с.63-67.

  3. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№ 3.- с. 65-67.

  4. Комплексное сопровождение детей /Под ред. Л.М.Шипицыной. - СПб, Речь, 2003.- 240с.

  5.  Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2000.-№ 5.-с.86-96.

  6. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2002.-№ 1.-с.80-86.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!