СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект бинарного урока по географии "Землетрясение. Память народа"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект бинарного урока по географии и истории Туркменистана "Землетрясение. Память народа". Урок разработан и проведен совместно с учителем истории Ханмамедовой Дженнет Азадовной

Просмотр содержимого документа
«Конспект бинарного урока по географии "Землетрясение. Память народа"»

Совместная туркмено-российская общеобразовательная

школа им. А.С. Пушкина








План- конспект

бинарного открытого урока на тему:

«Землетрясения. Память народа»








( 5 класс)

Учителя Сиваш Р.А., Ханмамедова Дж. А.

















тема: Землетрясения. Память народа.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из рассказа учителя.

Знать где и когда произошло землетрясение.

Называть последствия землетрясения

Коммуникативные УУД

Участвовать в обсуждении вопроса по теме

Уметь слушать и вступать в диалог

Задавать вопросы

Регулятивные УУД

Систематизировать исторический ма­териал по теме

Уметь делать выводы

Составлять свой план текста

Составлять рассказ по теме


Личностные УУД

привить чувство уважения к обычаям и традициям туркменского народа.


Проявлять устой­чивый учебно- познавательный интерес

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Формулировать свои правила ведения при землетрясении

Оборудование: презентация, фильм про Ашхабадское землетрясение из Архивного фонда Туркменистана, тесты, памятка о правилах поведения при землетрясении

Ход урока


Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.
Сотрясенье земли унесло города…
Все оковы небес разомкнуться смогли.
Свел разгул сотрясенья суставы земли, 
Сжал он бедную землю в такие тиски,
Что огромные скалы разбил на куски…

поэт Низами

Кто догадался, о чем пойдет речь? (о землетрясениях)

Сформулируйте тему урока. (тема урока – “Землетрясения”).

Что вы хотите узнать о землетрясениях? На какие вопросы нужно ответить?

В результате подводящего диалога формулируется план изучения темы урока:

План урока:

1. Что такое землетрясение? Его причины?

2.Катастрофические землетрясения

3.Ашхабадское землетрясение

4.Меры безопасности при природных катастрофах

5. Память народа.


Класс делится на группы:

1 группа – теоретики.

2 группа – практики.


Р.А. Человек – это часть природы. Несомненно, что она дала нам жизнь. Но, зачастую, она - же ее и отнимает. Природные катастрофы забирают жизни сотен тысяч человек каждый год. Ураганы, наводнения, оползни, но самое серьезное стихийное бедствие – землетрясение. Ни один другой катаклизм не делает столько разрушительных последствий и не приносит столько жертв, как землетрясения.

Последствия землетрясений очень опасны. Они вызывают обвалы, оползни, цунами, пожары и даже извержение вулканов. За секунды разрушаются города, гибнут тысячи людей. По некоторым данным от землетрясений с начала цивилизации погибло 150 миллионов человек.

Если землетрясение происходит на дне океана (моря) образуется цунами. Такое возникло в декабре 2004 года, унеся более 200 000 жизней.

Движения земной коры могут быть и быстрыми. Пласты горных пород резко смещаются относительно друг друга, вызывают сильные землетрясения и извержения вулканов.

Землетрясение – подземные удары и колебания земной коры. Землетрясения происходят тогда, когда долго накапливающиеся напряжения в литосфере превышают предел упругости и происходит быстрое, почти мгновенное смещение больших масс литосферы относительно друг друга. Землетрясения имеют очаг, эпицентр, в котором образуются. Землетрясение – стихийное бедствие.)

        Представьте, что есть пружина, сжав которую мы создадим давление. Так и в природе: пружина – очаг землетрясения, где происходит накопление напряжения, а сдерживает его литосфера. Небольшое смещение литосферных плит, притяжение Луны, исчерпание месторождений нефти и т.д. вызывают спад напряжения. Так появляются сейсмические колебания.

Очагом землетрясения называют место в земных глубинах, где зарождается землетрясение, где происходит разрыв, смещение горных пород.

Как называется место, где возникают сейсмические колебания? (Эпицентр.)


Эпицентром землетрясения называют место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу. Что такое землетрясение?

В большинстве стран силу землетрясений оценивается по 12-бальной шкале, в Японии – 7-бальная.

По интенсивности и глубине очага создана 12-бальная международная сейсмическая шкала. (Шкала Рихтера). ( по имени американского сейсмолога Ч.Ф.Рихтера (1900–1985), предложившего ее в 1935).

Р.А. Землетрясение мощностью 9-10 баллов по шкале Рихтера произошло и в нашей столице.

Д.А. Да, ребята, в разгар послевоенных восстановительных работ туркм. народ подвергся неожиданному тяжелому испытанию. В ночь с 5 на 6 октября 1948г. в 1 час 12 мин. в Ашхабаде и в окрестных сёлах произошло сильное землетрясение. Ашхабадцы приняли сначала это за третью мировую войну и атомную бомбардировку. Ашхабадское землетрясение вошло в историю человечества как одно из самых мощных и разрушительных природных катастроф 20 века. Вы, знаете 9-10 баллов по шкале Рихтера- оно характеризуется как губительное землетрясение.

Эпицентр землетрясения, вы уже знаете, что такое эпицентр, находился в 25 км.юго-западнее от туркменской столицы. Там на поверхности земли образовались огромные трещины. Тогда, тёплой осенней ночью, мощные колебания почвы, сопровождавшиеся сильным подземным гулом, завершились толчками огромной силы, которые подняли на дыбы землю. Молочно-белая пелена пыли, словно саван, покрыло город, разделив ашхабадцев на живых и мёртвых. Только представьте на минуту, 5 октября - обычный день, тёплый, тихий вечер, дети пришли со школы, родители с работы, поужинали, выполнили домашнее задание, ничего вроде бы не предвещало беду,

Легли спать …Стихия застала людей врасплох, и они оказались беззащитны перед могущественными силами природы. В считанные минуты землетрясение разрушило 130-тысячный цветущий город и сёла в радиусе 50 км от столиц и оборвала жизни тысячи наших соотечественников. Большой, красивый, утопающий в зелени город в основном состоял из одноэтажных прочных глинобитных или кирпичных домов. К 1 сентябрю 1948 года в Ашхабаде было 23 школы, 28 садов, 15 больниц. Всё это в миг было разрушено, превратилось в руины

Землетрясения сопровождалось пожарами, поскольку оно произошло глубокой ночью, когда огни везде были погашены, и к счастью было немного.

Стихия унесла самое ценное богатство республики- тысячи человеческих жизней, осталось под руинами - доставив страдания выжившим. Нельзя было различить где мёртвый, где живой, мертвые лежали среди живых.

Точное число жертв и пострадавших до сих пор остается неизвестным. В газете “Правда”, писали:
“6 октября 1948 г. в 1 час 12 минут по местному времени в районе г. Ашхабада Туркменской ССР произошло землетрясение силою до 10 баллов. В результате землетрясения в г. Ашхабаде имеются большие разрушения. Землетрясением разрушено большое количество жилых домов. Имеются многочисленные жертвы”.

Практически каждая семья понесла невосполнимую утрату. Погиб дедушка нашего Президента ветеран войны, педагог Бердымухамед Аннаев.

Трудно найти слова, чтобы описать весь ужас разрушений, море человеческого горя и всю глубину несчастья, постигшего тогда жителей столицы Туркменистана.

Ничем, никакими благами мира нельзя компенсировать, восполнить эти утраты. Ребята, поднимите руку, те, у кого бабушки, дедушки были очевидцами землетрясения? Что они рассказывали вам?

Рассказ ученика

«Моя прабабушка рассказывает, что ночью спала и вышла попить, наша земля качалась, как палуба корабля в шторм, что высоко вверх подскочили даже тяжелые предметы, трудно было устоять на ногах. Она побежала к маленькой сестре, которая лежала в колыбельке, взяла её на руки и побежала в конюшню, она хотела укрыться от землетрясения. Слышался глухой подземный гул. Погасли ночные огни. Вместо тёмной прозрачной звёздной ночи стояла непроницаемая пыль, а за ней ужасные стоны, вопли, крики о помощи. Трудно было дышать. Во тьме люди пытались руками откапывать своих близких. На утро она увидела, что вместо дома остались одни развалины, а под огромной стеной лежали её родители. После этого она сама растила свою сестру, которая осталась живой благодаря ей. Она рассказывает, что все больницы и госпитали оказались разрушенными. Помощь организовывали под деревьями на открытом месте. Столов не было, из развалившихся домов тащили двери, доски и на них лечили. Населению было объявлено, погибших оставлять на краю дорог: будут ездить грузовики и подбирать трупы. Но в первый день никто их не подбирал – забот было слишком много и с живыми. Только на следующий день за город, на кладбище, потянулись вереницы грузовиков, до самого верха наполненные страшным грузом».

Дж.А. Видите, до сих пор не утихает боль в сердцах очевидцев этого страшного события. До сих пор не могут забыть ту страшную ночь


Давайте, посмотрим отрывок фильма об этом землетрясении.

Р.А. Почти каждое землетрясение сопровождается звуковыми явлениями, которые производят сильное впечатление и внушают человеку ужас. Подземный гул то подобен глухим раскатам грома, то клокотанию кипящей воды, то грохоту тяжелого поезда или обвала, то свисту ветра, то визгу при полете снаряда, то взрыву. Звуки иногда опережают волну землетрясения, иногда отстают от нее. Наблюдения показали, что большая часть землетрясений зарождается на глубине 50 км от земной поверхности, небольшая часть – на глубине от 50 до 100 км и лишь единичные землетрясения исходят с глубин до 300-700 км.

Теоретик

Р.А. Как же предсказать грозящее бедствие? Существует целый ряд признаков, по которым можно заблаговременно предсказать природную стихию.

Теоретик

Признаки близкого землетрясения:

  • резкие изменения уровня воды в водоемах или ее помутнение;

  • запах газа в районах, где раньше этого не было;

  • беспокойство птиц и домашних животных;

  • слабые толчки земной поверхности;

  • нарушение в работе радио, телеграфа, электромагнитных приборов.

  • телевизоры берут программы других стран.

Д.А.

Р.А. В Индонезии растёт королевская примула-замечено, что она расцветает перед извержением вулкана, а как известно этому часто предшествует землетрясение, поэтому этот цветок и называют цветком смерти.

Д.А. После землетрясения большой город, столица оказалась беззащитной, полностью изолированной от окружающего мира и полностью дезорганизованной. Не было электричества, начали звонить по телефону- телефоны умолкли, телефонная станция не работает, радиостанция и телеграф разрушены. Поврежден железнодорожный вокзал, местами даже рельсы исковерканы. Аэродрома нет, и взлетные площадки разбиты трещинами. Любая связь внутри города, с ближайшими населенными пунктами и с внешним миром отсутствует. Все центральные, районные и местные учреждения уничтожены. Нет способа подать сигнал бедствия...

Но, главное, ребята, когда содрогнулась земля, ашхабадцы не пали духом, трагедия не сломила людей. В эти страшные дни те, кто выжил, проявили свои самые лучшие качества: безграничную душевную щедрость, самоотверженность, проявили стойкость

Это настоящий пример мужества и выдержки. Ребята, как бы не было плохо, а жизнь –очень сложная штука нельзя терять силу духа, необязательно землетрясение, несчастье, горе, трудные минуты могут постичь каждого из нас. Но оно не должно сломать нас. Мы должны держаться, продолжать жить. Так вот и тогда, несмотря на тяжёлый удар стихии, они вышли на борьбу с последствиями землетрясения, чтобы восстановить жизнь в городе.

В воздухе ещё не рассеялась удушливая пыль, ещё не наступил рассвет а те, кто смог сам выбраться из-под развалин или уцелел по счастливой случайности, в полной темноте, задыхаясь от пыли, рискуя жизнью, так как подземные точки продолжались, грозя новыми обвалами, принялись буквально голыми руками разбирать завалы, спасая своих родных, соседей, друзей. Горе, общая беда сплотила людей и придало им силы, укрепило моральный дух.

Несмотря на то, что все лечебные учреждения разрушены, много врачей погибло, а на центральной площади города уже работала группа ашхабадских медработников - врачи, медсёстры, студенты медицинского института. С помощью младшего медицинского персонала и студентов в развалинах клиники откопали хирургические инструменты и шелк, в развалинах аптеки собрали бинты, йод, вату и спирт, из-под развалин учреждения вытащили канцелярские столы и, составив их по два, начали хирургические операции. Ашхабадские врачи отходят от операционных столов и мгновенно засыпают рядом, прямо в развалинах. Операции продолжаются при свете автомобильных фар.

Кроме, одной первоочередной задачи- помощи выжившим – предстояло решить и другую не менее важную- разобрать завалы, собрать и похоронить останки погибших. Городу грозили эпидемии- тела быстро разлагались, ведь столбик термометра в начале октября может подниматься выше плюс 30.

Вся страна откликнулась на беду, постигшую Туркмению. Все союзные республики, близкие и дальние соседи пришли на помощь туркменскому народу. Несколько зарубежных стран-Болгария, Германия, Польша, США оказали денежную и гуманитарную помощь.


Почти сразу же за 2 дня были восстановлены и заработали воздушный и железнодорожный транспорт. Это улучшило снабжение города продовольствием, стройматериалом и всем необходимым. По железной дороге, самолётами, машинами непрерывно двигались эшелоны с мед. отрядами, продовольствием ( мукой, крупой, сахаром), строй материалом, с медикаментами, донорской кровью для раненых , которую добровольцы сдавали на донорских пунктах. В столицу было направлено около 8тысяч утеплённых брезентовых палаток. В палатках на какое время разместились госпитали, школы, детсады. Вы видели из фильма это. Палатки и железнодорожные вагоны первоначально использовались и под жильё. Склады с мукой все развалились, но мука, к счастью, была в мешках и уцелела. Здание хлебозавода развалилось, но печи остались целыми. Помогли и воинские подвижные хлебопекарни, и уже в конце первого дня появились грузовики с первым хлебом. Раздавали его бесплатно.

Население в течении 20 дней обеспечивалось продовольственными товарами бесплатно, за счёт государство. Везде начали строить будочки, шалаши, сарайчики, появились раскопанные столы и стулья, железные кровати. На 5 день вечером зажглось электричество.


Срочно были развёрнуты строительные работы. Важные объекты возводили строители, прибывшие из других республик. К концу года возобновили свою деятельность большинство промышленных предприятий, школ, научных учреждений.


Таким образом, тогда люди совершили подвиг. Нужно было обладать большим мужеством, высоким чувством долга и ответственности, гореть огромной любовью к людям, чтобы в эти минуты не растеряться и, пренебрегая личным большим горем, приступить к оказанию помощи тысячам пострадавших и восстановлению любимого города.

Р.А. Предсказывать землетрясения очень сложно. Постоянные наблюдения за землетрясениями осуществляются сейсмической службой. Современная мировая сеть насчитывает свыше 2000 стационарных сейсмических станций, данные которых систематически публикуются в сейсмологических бюллетенях и каталогах.

Помогает ученым и специальный прибор, который называется сейсмограф. (Описание прибора).

Он регистрирует землетрясение, отмечая время, силу и направление каждого удара в отдельности. Кривая хода землетрясения называется сейсмограммой. Она пишется на бумаге, заправленной в сейсмограф.

Прогноз землетрясений – актуальная задача сейсмологов. Прогноз может быть разным: долгосрочным, краткосрочным и оперативным. Первый дается на ближайшие десятки или сотни лет, второй – на годы, месяцы, дни и даже часы. Предвестников землетрясений очень много, и они совершенно разные.

Когда речь идет о долгосрочном прогнозе, то в областях сильных землетрясений, происходящих раз в десятки лет, важным показателем является длительное отсутствие землетрясений. Чем это время больше, тем вероятность сильного землетрясения возрастает. В некоторых случаях важную роль играет периодичность землетрясений по данным многолетних наблюдений. Перед землетрясением часто изменяется магнитное поле, акустические свойства среды, животные ведут себя необычно.

Р.А. Приготовьте заранее дома. Показ слайда.

Д.А. Правила безопасности при землетрясениях (раздача памятки всем ученикам). Ознакомтесь сами и ознакомьте своих родных, близких, друзей и соседей с этой памяткой

Практик. Очень важно знать любому человеку правила безопасного поведения во время землетрясения.

В школе или дома:
– спрячьтесь под партой или в безопасном месте;
– не выбегайте на балкон;
– не зажигайте огонь;
– откройте дверь и встаньте в дверном проеме капитальных стен;
– держитесь подальше от окон.


Практик. Физкультминутка.

Р.А. Помните! Паника в любой чрезвычайной ситуации вызывает неосознанные действия, приводящие к тяжелым последствиям.


Д.А Да. Мы восстановили город из руин. Ашхабад выстроен с большим запасом сейсмической прочности. А как расцвёл наш любимый Ашхабад

Сегодняшний Ашхабад-беломраморный, сияющий в лучах солнца, не повторимый по своей архитектуре город-зримое воплощение мечты всех прошлых поколений о будущем родного города. Город изменился до неузнаваемости. Став настоящей жемчужиной Востока, Ашхабад радует и восхищает гостей туркменской земли. Среди многих принятых Президентом программ одной из важнейших является обустройство Ашхабада, превращение столицы в город высокой культуры и высочайшего уровня жизни.

Ребята, каким вы видите сегодняшний Ашхабад?

Сообщения ученика о городе

Ашхабад - сегодня цветущий, населённый умными и красивыми людьми город. Наша столица превратилась в один из прекраснейших городов мира Значительно расширились его границы, созданы новые этрапы. Наша столица вошла в книгу рекордов Гинесса и воспринимается как символ дружбы и братства.

Ашхабад стал центром международных встреч, конференций, выставок. В городе более 5 театров,4 музея. Построены детский парк «Мир сказок», гидропарк, канатная дорога, Ледовый дворец, Тропа здоровья, Монумент Независимости, Монумент Нейтралитета, Алем с колесом обозрения, в форме звезды Огуз, Построен Городок Культуры, строится городок коневодов.

В Ашхабаде строится аэропорт, грандиозный Олимпийский городок, в который войдет более 30 объектов. И всё это на благо людей. Мы очень счастливы, что живём в атмосфере любви и красоты.



Вывод учителя

Да, Ашхабад называют дважды рождённым, красивейшим городом Азии, звездой континента.

Ежегодно проходит международная выставка «Белый город –Ашхабад», которая является показателем успехов градостроительства и международного сотрудничества.

25 мая отмечается День Города Ашхабада.

Гурбангулы Бердымухамедов сказал: «Беломраморный Ашхабад- символ счастливой эпохи»

Но созидая будущее, мы не забываем прошлое. Из поколения в поколение туркмены пронесли традицию - чтить память народа. 2016 год объявлен Годом почитания традиций

Землетрясение оставило след на судьбе не только самого города, но и каждого его жителя. Поэтому память о той трагедии живёт и будет жить в сердцах всех поколений туркменистанцев. Президент Туркменистана сказал : «В жизни нашего народа это землетрясение стало тяжёлым испытанием. И хотя много времени прошло с того дня, как стихия нанесла свой жестокий удар по городу, острая боль в сердцах людей, так неожиданно потерявших своих близких не утихает до сих пор». Указом Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова 6 октября объявлен Днём памяти в Туркменистане в честь погибших на полях сражений и поминовения жертв Ашхабадского землетрясения 1948 года. В этот день в городах, посёлках и сёлах приспускаются флаги и весь туркменский народ во главе со своим Президентом посещает памятные места и возлагает цветы


6 октября 2014 года в столице открыт новый Мемориальный комплекс «Память народа», посвященный героям нашего народа и жертвам землетрясения. В состав Мемориального комплекса вошли памятники: Вечный огонь в честь победы в войне 1941-1945г. и монументы павшим в Великой Отечественной войне и других сражениях за Суверенную Отчизну и свободу народа – «Бакы Шохрат», «Миллетин огуллары»,«Рухы Тагзым», посвящённые жертвам Ашхабадского землетрясения. Здесь также возведен музей «Музей священной Родины» («Ватан мукаддеслиги), который включает два отдела – «Музей землетрясения, «Музей мужества». Президент Туркменистана отметил, что поминовение национальных героев, имеющих славные заслуги перед священной Отчизной, наших мужественных предков, всех погибших и усопших является одной из исконных благородных традиций туркменского народа.


У туркмен есть мудрая пословица «Тот, кто не чтит мёртвых, тот и живых не уважает».

Вслушайтесь в эти слова. Сколько в них почтенья и уважения к человечеству. Организация в мемориальном комплексе возложения цветов наглядное олицетворение высокого почитания нашим народом мужества и героизма предков, Мы должны знать и уважать традиции по почитанию памяти предков

В день памяти мы отдаём долг светлой памяти безвинно погибшим, дань уважения и любви тем, чью жизнь оборвала стихия, а также тем, чьим трудом была возрождена к новой истории столица Туркмении. К дню общенационального траура приурочены встречи с очевидцами событий, уроки памяти, в нашей школе проводится конкурсы на лучшую стенгазету и доклады по данной тематике, поминальные трапезы, где читаются молитвы о душах усопших.

Скорбь переполняет сердца туркменистанцев, до сих пор хранящих в памяти страшные события той трагической ночи, болью отдаётся в душах тех, кто узнал о перенесённых стихией бедствиях из рассказов её очевидцев. Традиция чтить память народа играет огромное значение в воспитании молодого поколения в духе патриотизма, почитания великой истории нашего мужественного народа. Знать традиции своего народа, чтить память предков, передавать эти традиции следующим поколениям-это значить продлить жизнь своего народа

Наш долг- никогда не забывать тех, кого унесла безжалостная стихия, кто погиб, сражаясь за родину.

Рефлексия

Р.А. Закрепление пройденного

1. О каком природном явлении мы сегодня говорили?

2. В чём выражается сила землетрясения?

3.Что такое очаг землетрясения? Эпицентр?

4. Существуют ли живые сейсмографы?

5. Где растёт “Цветок смерти”.



  1. Продолжите предложение:

Чтить память предков ….

2. Как вы понимаете слово «память»

3.Объясните значение пословицы: ««Тот, кто не чтит мёртвых, тот и живых не уважает».

4.Выберите правильный вариант ответа по теме:

1. а)8 век б)1992 г. в) 1948г.

2. а) Ашхабад б) Дашогуз в) Мары


5. Как туркменский народ чтит память павших в землетрясении?



6. Когда 6 октября объявлен Днём памяти?

а) 1991г.

б)1948г.

в) 2014г.



7. Установите последовательность событий:

а) Данданаканское сражение

б) Ашхабадское землетрясение

в) Нашествие монгольских орд

г) Обретение независимости

д) Великая Отечественная война


8.Назовите понятие по теме:


Герои

Памятник

Маргуш

Ниса

Память народа

Цветы

Монументы

Ремесло

Торговля












9. Один учёный в интервью сказал, что нашу планету трясёт, как в лихорадке... Согласны ли вы с ним?


Тестирование.

Домашнее задание

21 по географии

38 по Истории Туркменистана

Дом. Зад. № 21 по географии

Стр.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!