СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект библиотечного урока "Формирование читательской грамотности «МУДРЫЕ УРОКИ ВАЛЕНТИНЫ ОСЕЕВОЙ по рассказу "Печенье"»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект библиотечного урока "Формирование читательской грамотности «МУДРЫЕ УРОКИ ВАЛЕНТИНЫ ОСЕЕВОЙ по рассказу "Печенье"»"»



Библиотечный урок в 2-4 классах

«МУДРЫЕ УРОКИ ВАЛЕНТИНЫ ОСЕЕВОЙ»

(посвящается юбилею со дня рождения писательницы)



Подготовительная работа: чтение рассказов В.Осеевой

Цель: формирование читательской грамотности и развитие нравственных качеств посредством чтения детской художественной литературы.

Задачи:

Личностные: расширять знания детей о важнейших нравственных качествах; воспитывать нравственные качества обучающихся через анализ произведений; формировать умение эмоционально откликаться на события, происходящие в произведении.

Метапредметные: развивать умение строить продуктивное речевое высказывание, используя информацию, полученную на занятии и свой жизненный опыт, развивать умение участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано строить свою; учиться работать в группе.


Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор.





















Ход урока


Организационный момент.


Учитель: Здравствуйте ребята, уважаемые гости!


Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к известной детской писательнице. Ее рассказы читали ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Кто же это? Постарайтесь узнать ее имя по иллюстрациям к произведениям.


Дети: Отвечают Валентина Осеева


Учитель: Валентина Александровна Осеева - замечательный автор детских коротких рассказов. В апреле этого года ей исполнилось бы 120 лет со дня рождения.


Учитель: сегодня мы познакомимся с рассказом писательницы «Печенье», послушайте.

Кто герои рассказа? (Миша и Вова, мама и бабушка)

Как можно их назвать одним словом? (семья)

Учитель: А что такое семья?


Ответы детей: Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастия и печали, привычки и традиции.


Учитель: Ребята, посмотрите, как определяют это слово лингвисты В.И. Даль и С. И.Ожегов


«Семейство (семья ) - совокупность близких родственников, живущих вместе». В.И. Даль


«Семья - группа живущих вместе родственников»

С.И. Ожегов


Учитель: до наших дней дошло много народной мудрости, пословицы, поговорки о семье. А вы знаете пословицы о семье?


Ответ детей: В родной семье и каша гуще.

В семье дружат — живут, не тужат.

Семья сильна, когда над ней крыша один.

В семье разлад, так и дому не рад.


Учитель: Перед вами пословицы только слова перепутаны, соберите правильно


Семья в куче, не страшна и туча.

На что и клад, когда в семье лад.

В недружной семье добра не бывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Вся семья вместе – и душа на месте.


Учитель: Ребята, скажите какие настроения, описывает Валентина Осеева в своем рассказе. Найдите фрагменты и прочитайте. (Прием с остановками)


Ребята зачитывают фрагменты.


1.Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол.


2. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку чёрного хлеба...


Учитель: А что произошло? Почему настроение в семье изменилось?


Ответ детей: Ребята съели все печенье и не поделились с мамой и бабушкой


Учитель: А для чего мама испекла печенье?


Ответ детей: Мама хотела вместе попить чай с вкусным печеньем и порадовать всю семью.


Учитель: Можно ли считать просьбой высказывание Миши? «Бабушка, налей нам чаю!». Чем больше всего были озабочены мальчики?


Ответ детей: Слова Миши совсем не похожи на просьбу, это похоже на приказ, мальчики были больше всего озабочены тем, чтобы им печенья досталось поровну печенья


Учитель: у вас на столах паспорта литературных героев рассказа, заполните их и зачитайте характеристики героев.


Ребята зачитывают характеристики героев рассказа


  1. Вова. Жадный, неблагодарный мальчик.

  2. Миша. Глупый и жадный мальчик.

  3. Мама и бабушка. Добрые и грустные.


Учитель: Какова главная мысль рассказа?


Ответы детей: Надо всегда делиться с родственниками и любить своих родных. Нельзя думать только о себе. В семье все должны заботиться друг о друге.


Учитель: Чему учит рассказ "Печенье"?

Ответ детей: учит уважать своих родных и все делить поровну. Нельзя жадничать и объедаться. Надо быть щедрым и внимательным к своим родственникам. Рассказ учит жить по совести и не быть эгоистом в семье.


Учитель: Ребята предлагаю вам изменить рассказ таким образом, чтобы он стал добрым и со счастливым концом, на столах у вас есть листок с рассказом и части рассказа, в которой надо внести изменение.


Дети читают рассказ с хорошим концом (каждая группа читает свою часть)


Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по ровну, — строго сказал Миша.


Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на четыре кучки.

э— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:


— Ровно... Бабушка, налей, пожалуйста, чаю!

Бабушка подала всем чай. За столом было весело. Кучки печенья быстро уменьшались.


Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

За столом было радостно и дружно, все нахваливали вкусное печенье.


Ребята зачитывают измененный рассказ



Подведение итога


Учитель: Сегодня мы познакомились с небольшим рассказом В. Осеевой «Печенье». Какой вывод вы сделали? Что поучительного вы взяли из урока?


Ответ детей: рассказ учит нас любить своих родителей, бабушек и дедушек, учит быть внимательными к ним. Учит помогать им. Учит отзывчивости и доброте, щедрости



Учитель:

Каждый из вас - это счастье, радость, гордость своих родителей

Без мамы и папы, не было бы вас,

Без ваших бабушек и дедушек,

Конечно, не было бы ваших родителей.

Каждый из нас в семье очень важен.



Ведь самое главное для каждого человека – это семья.


А сейчас, ребята, на столах лежат ладошки, каждый возьмите по ладошке и напишите на ней, что вы можете делать и делаете, чтобы помочь маме, папе, бабушке и дедушке, какую лепту вы вносите, чтобы ваша семья была дружной и счастливой.



Ладошки размещаются на классной доске



Как оцениваете свою работу? (смайлики)

Вам все понравилось.

Урок вас заставил задуматься и побудил изменить в себе что-то?

Вам захотелось прочитать другие произведения В.Осеевой?




Учитель: 22 декабря мы будем отмечать юбилей детского писателя

Эдуарда Успенского, следующий библиотечный урок будет посвящен творчеству этого писателя. На выставке представлена литература, которая есть в нашей школьной библиотеке.



Закончить наш библиотечный урок мне хочется словами В.А. Осеевой


«Мало уметь читать, надо уметь думать».


Ребята, читайте и думайте, делайте выводы из прочитанного!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!