СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсный урок по литературе "Любовная лирика В.Маяковского".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краевой конкурсный урок .

Просмотр содержимого документа
«Конкурсный урок по литературе "Любовная лирика В.Маяковского".»



Шашукова Аник Валерьевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» имени Г.И. Буслова, с. Богдановка

357947 Ставропольский край Степновский район с. Богдановка, ул. Школьная, 22

учитель русского языка и литературы

Тема урока «Любовная лирика В.В.Маяковского».

Возрастная категория – 16-17 лет

























Урок литературы «Любовная лирика В.В. Маяковского».

Цель: открыть другого Маяковского, ранимого, нежного, глубокого лирика.

Задачи:

  1. Знакомить учащихся с неизвестными страницами из биографии Владимира Маяковского.

  2. Изучить любовную лирику В. Маяковского, проанализировать стихотворение «Лиличка!» и поэму «Облако в штанах».

  3. Развивать речь учащихся, умение анализировать стихотворение и поэму.

  4. Воспитывать интерес к литературе, любовь к родному слову.

Оборудование: текст поэмы «Облако в штанах», стихотворения «Лиличка!», компьютер, интерактивная доска (презентация).

Домашним заданием предыдущего урока было: читать всему классу поэму «Облако в штанах» В. Маяковского. Особое внимание уделить структуре поэмы, образам, религиозному направлению поэмы.

Индивидуальное задание двум учащимся по теме «Неизвестные страницы из биографии Владимира Маяковского».

Оформление доски: тема урока, эпиграф.

Эпиграф:

«Любовь – это сердце всего».

(В. Маяковский)

Ход урока:

  1. Организационный момент. (Приветствие с классом)

(В тетрадях учащиеся записывают число, классная работа, тему урока и эпиграф).

Слово учителя: Сегодня мы продолжаем изучать творчество Владимира Маяковского. Одно из первых мест в мировой поэзии занимает любовная тема.

- Что такое лирика? Это прежде всего стихи о любви. Прекрасное, вечное чувство любви вызывало в поэтах об этом писать стихи. Любовь к женщине, любовь к людям, любовь Вселенская… В.В. Маяковского считают в литературе «громадой» любви. Я хотела бы, чтобы сегодня на уроке вам, ребята, открылась необычайно яркая страница лирики Владимира Маяковского.

В своем письме любимой женщине он писал: «Исчерпывает для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела и все прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём». Именно такое, любящее и потому отзывающееся на все в мире «сплошное сердце» открывается в лирике Маяковского.

Ребята! Давайте вспомним, кто из поэтов и писателей изобразил в своих произведениях прощание с любимой? Сравните, какими чувствами наполнены эти строки, что испытывает лирический герой? (распечатки материала на партах)

- А.С. Пушкин «Я вас любил…».

«Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим!»

- М.Ю. Лермонтов «К* (Я не унижусь пред тобой)».

«Я не унижусь пред тобой…»

- А. Куприн «Гранатовый браслет».

Вера думала, что виновата в смерти человека, который любил ее так, «как грезят женщины и так, как больше не способны мужчины». В ее чувстве вины отражается боль от произошедшего, от утраты и упущения, хотя они и не могли быть вместе. Любовь Желткова такая безответная и чистая, изменила Веру. Произведение заканчивается словами: «Нет, нет, - он меня простил теперь. Все хорошо».

  1. Изучение нового материала. Аналитическая беседа.

Сегодня на уроке я предлагаю вам, ребята, посмотреть, как у Маяковского выражена тема любви, хотя любовная лирика занимает в его поэзии немного места.

Открываем тетради и записываем основные произведения В. Маяковского, которые относятся к любовной лирике.

- Поэмы: «Облако в штанах», «Флейта – позвоночник», «Люблю», «Про это».

- Стихотворения: «Юбилейное», «Любовь», «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» и другие.

Поэт влюблялся, но ему не везло на женщин. Женщины недопонимали его «огромности», которую слишком ценила Лиля Брик. Эта женщина вызвала у Маяковского самое сильное и долгое чувство любви. Давайте, ребята, рассмотрим, что же это за женщина? Писатель Виктор Шкловский вспоминал: «Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, умной и какой угодно. Такой описывал женщину Шекспир». А вот подруга Лили Брик сказала о ней так: «Женственнейшая женщина с трезвым рассудком и искренним равнодушием к «суете сует». СЛАЙД

Ребята, дома вы готовили выразительное чтение стихотворения «Лиличка!» (1916г.) Кто желает прочитать? (читает учащийся).

Анализ стихотворения «Лиличка!»

- Что представляет собой это стихотворение по форме? Обратите внимание на подзаголовок. (Перед нами обращение поэта к своей возлюбленной. Это страстный монолог, написанный в форме письма).

- Найдите и прокомментируйте строки, которые передают внутреннее состояние героя. Какие изобразительно - выразительные средства при этом использует поэт? (Искаженные слова «крученыховском», необычная метафора «сердца в железе», сравнение «любовь - тяжкая гиря»).

- Какие строки подтверждают «громаду – любовь» героя? (Любовь героя уподобляется морю, солнцу – грандиозным природным силам).

- Возможно ли говорить о способности героя к самоотречению в любви? (Нет, но и к самопожертвованию ради неразделенной любви не готов).

- Что мы можем узнать из заглавия стихотворения? (Называет адресата стихотворения  и одновременно говорит о трепетном отношении к нему, настраивает на эмоциональное восприятие текста.

- Как вы думаете: почему поэт избрал именно такую форму написания? (Подзаголовок "вместо письма" однозначно относит произведение к эпистолярному жанру).

- Из скольких композиционных частей состоит стихотворение? (Оно состоит из двух частей: в первой описывается внутренний мир лирического героя, во второй представляется лирическая просьба).

- Каково поведение героя? Что его интересует? (Лирический герой сознается, что полностью находится во власти любимой женщины: «Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа». Лирического героя  интересует только то безумное состояние, в которое его самого повергает расставание). 

- Как вы считаете: перед нами трагедия любви или нет? (Это любовь и муки, которая она способна причинять, поэтому это трагедия любви).

- В каких временных планах лирический герой рассматривает свои взаимоотношения с лирической героиней? (Прошлое («Помнишь, за этим окном впервые руки твои, исступлённый, гладил»), настоящее («Сегодня сидишь вот, сердце в железе» ) и будущее («День ещё – выгонишь, может быть, изругав»).

- Почему в квартире Бриков поэт чувствовал себя как дома? (Потребность в уюте, в заботах и даже его необыкновенная азартность).

- Укажите на кульминационную сцену стихотворения. Почему мы считаем ее кульминационной? (Перед тем, как завершить своё «письмо», герой ещё раз признается женщине в любви. Он осознает, что возлюбленная скоро забудет о нём, но не теряет надежды на то, что его слова остановят её. Последние стихи поражают нежностью, которую герой сумел сохранить в растерзанном сердце).

А теперь рассмотрим поэму «Облако в штанах» (1914 – 1915 гг.) и увидим, как тема любви показана в ней.

Анализ поэмы «Облако в штанах».

  1. Что представляет собой это произведение по жанру? (Поэма, обладающая исключительным жанровым своеобразием).

  2. Какова основная тема поэмы «Облако в штанах»? (Это тема безответной и мучительной любви).

  3. Какие еще темы поднимает В. Маяковский в поэме? (Несогласие с политическим устройством, кризис религии в начале 20 века, тема революции, тема искусства).

  4. В чем смысл произведения? (Призыв обездоленных и бедных людей упорно и настойчиво требовать и добиваться своего счастья).

  5. В чем своеобразие поэмы? (В. Маяковский воплотил революционный дух модернизма. Он применил новый размер, инновационный ритм, множество окказионализмов, т.е. авторский неологизм, созданный поэтом).

  6. Какова основная проблематика поэмы «Облако в штанах»? (Проблема страдания народа в капиталистическом мире, борьбы с личными внутренними переживаниями, фальшивого искусства, религиозного толка).

  1. Заключительное слово учителя.

Ребята! Спасибо за работу на уроке. Подведем итоги. Итак, сегодня мы с вами изучили и проанализировали стихотворение «Лиличка!» и поэму «Облако в штанах». Ситуация, изображенная в стихотворении «Лиличка!», внешне выглядит прозаично. Герой страстно влюблен, но влюбленная может оставить его в любой момент. Взволнованная интонация стихотворения позволяет нам убедиться в глубине и трагичности чувств, переживаемых лирическим героем. В поэме «Облако в штанах» яростно конфликтуя с миром, герой обнаруживает свою бунтарскую сущность. Противоречивость героя, соединение в нем предельной «расхристанности» и предельной нежности, обостряют конфликт. Противоречивость, раздирающая героя, обрекает его на трагическое одиночество.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

Как вы считаете, любовь в жизни В. Маяковского награда или наказание? (ответы учащихся)

  1. Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть отрывок из поэмы «Облако в штанах».

  2. Читать выразительно стихотворения, посвященные теме поэта и поэзии: «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии».







Ссылки на использованные источники:

infourok.ruЛитература

perova.jimdofree.com

urok.1sept.ruЛитература

videouroki.netvideo/30-svoeobrazie-lyubovnoj-…

https://scribble.su/school-literature/pouroch-razrab-11-part-1/56.html?ysclid=lofzck258208450470

https://uchitelya.com/literatura/39218-konspekt-uroka-tema-lyubvi-v-lirike-v-v-mayakovskogo-stihotvorenie-lilichka-vmesto-pisma-11-klass.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!