СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс творческих работ "Пензенский край фронту" - номинация "Эвакогоспитали: подвиг медиков"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может служить методическим пособием для ведения исследовательской работы, в том числе и в школьном музее.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс творческих работ "Пензенский край фронту" - номинация "Эвакогоспитали: подвиг медиков"»

20



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Башмаково

Башмаковского района Пензенской области

Региональный конкурс творческих работ «Пензенский край фронту»





«Подвиг медиков» (Эвакогоспитали)



Автор работы: Самохвалова Алиса Александровна

МБОУСОШ № 2 р.п. Башмаково

улица Губкина 44А

контактный телефон

+7-999-611-3491



Руководитель: Кобзева Ольга Ивановна

советник директора по воспитанию

МБОУСОШ № 2 р.п. Башмаково

улица Губкина 44А

контактный телефон

+7-986-941-86-75








Оглавление


Введение _________________________________________ стр.3


Глава 1. Пензенская советская больница стр.5

Глава 2. Эвакогоспиталь Башмаковского района стр.8


Глава 2. Участие школы в работе эвакогоспиталя стр.9

Заключение ___________________________________________ стр.13


Список литературы _____________________________________ стр.15














Введение


Вступление.

Для исследовательской работы я выбрала тему «Подвиг медиков» (Эвакогоспитали), так как этот материал представляет информационную ценность для меня, моей семьи, обучающихся, учителей и других людей, которые интересуются историей малой Родины, всеми сторонами жизни людей в период тяжёлых испытаний, в годы Великой Отечественной войны. Моя бабушка, Павлина Лаврентьевна, много лет отдала работе в сфере медицины. Я знаю, с каким уважением относятся к ней в нашем посёлке, сколько терпения и самопожертвования вкладывают люди в белых халатах в свой каждодневный труд. В годы Великой Отечественной войны требовалось огромное самообладание, самопожертвование, бесконечная забота о каждом бойце, дабы поднять его на ноги и вселить надежду на выздоровление. Медицинский персонал порой делал невозможное, эти сверхлюди никогда не думали о себе, в приоритете были сотни раненых, борьба за жизнь которых велась круглосуточно.


Актуальность - данная тема представляет историческую ценность, поскольку позволяет сохранить важные сведения о работе эвакогоспиталей, как структурных подразделений лечебных учреждений и в первую очередь, медиков, в годы войны. Для школьников тема актуальна и полезна, поскольку исторический кругозор формирует культурное мировоззрение человека. Погружение в тему исследования способствует профориентации, выбору профессии. Работа послужит методическим пособием в школьном музее «История моего посёлка» для продолжения исследовательской работы.

Проблема исследования – функционал эвакогоспиталей в годы Великой Отечественной войны.

Объект исследования – эвакогоспитали Пензы и Башмаковского района.

Предмет исследования – эвакогоспиталь рабочего посёлка Башмаково.

Цель исследования – изучить работу эвакогоспиталей в годы войны, собрать статистические данные.

Задачи исследования:

1. Изучить электронные образовательные ресурсы по данной теме.

2. Найти информацию о работе эвакогоспиталей в годы Великой Отечественной войны.

3. Составить список медицинского штата сотрудников Башмаковского эвакогоспиталя.

4. Передать материалы для использования в работе руководителю школьного музея МБОУСОШ № 2 «История моего посёлка».

5. Опубликовать работу в периодическом электронном издании МБОУСОШ № 2 р.п. Башмаково – «Школьный вестник».

6. Ознакомиться с архивными фотографиями по теме исследования.


Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы.

2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.

3. Беседа с сотрудниками районной библиотеки имени М.Н. Пономарёва.

4. Получение информации из источников интернета.

5. Изучение архивных фотографий.



Глава 1. Пензенская советская больница


Жители Пензенской области отдавали все силы на помощь фронту. Медики играли в этом особую роль. В Пензенской области за время Великой Отечественной войны было сформировано свыше 90 госпиталей. Госпитали располагались как в областном центре, так и в районах – в Башмаково, Беково, Бессоновке, Иссе, Кузнецке, Лунино, Нижнем Ломове и других. Под них отдали не только действующие лечебные учреждения, но и школы, техникумы, дома отдыха, общежития и клубы.



Военное время требовало переквалификации медицинских работников.

В госпиталях в рабочем порядке подготовили значительное число хирургов, терапевтов, рентгенологов, травматологов, врачей лечебной физической культуры, средний медицинский персонал.

Трудились медики на износ, не хватало медицинского оборудования, лекарств, перевязочного материала, топлива, белья, мебели.

В 1942 году на базе Пензенской советской больницы открылся филиал эвакогоспиталя № 1648.

В апреле 1941 года на базе Советской больницы была организована станция переливания крови. В первые же дни войны приходили сдавать кровь столько пензенцев, что выстраивалась огромная очередь. От денежного вознаграждения многие при этом отказывались, перечисляя средства в фонд обороны. Пензенские доноры во время войны сдали 16 тонн крови.

Были открыты специализированные госпитали: сортировочный, общехирургический, нейрохирургический, инфекционный и туберкулёзный.

Через год в Пензе и Бессоновке начали действовать госпитали восстановительной хирургии. Через территорию Пензенской области проходил один из путей эвакуации раненых с Юго – Западного фронта.


Помогали шефствующие предприятия: каждый госпиталь был прикреплён к какому – то предприятию, организации или району. К праздникам каждый раненый получал подарок. Школьники, студенты, артисты драмтеатра выступали перед выздоравливающими фронтовиками с концертами, читали газеты и книги, помогали писать письма.

Всего в госпиталях Пензенской области прошли лечение около 200 тысяч раненых. Почти 70 % из них вернулись снова в строй.



Глава 2. Эвакогоспиталь Башмаковского района

В зданиях, где в настоящее время находится Государственное автономное учреждение Пензенской области «Башмаковский многопрофильный техникум» - бывшее техническое училище № 14 и № 27, и в здании районной больницы был организован эвакогоспиталь № 2737.

В него с первых дней боевых сражений с фронта привозили на излечение раненых солдат. Врачи и медицинский персонал районной больницы, повара, санитарки, истопники и другие рабочие были оформлены на работу в эвакогоспиталь с момента его организации.

Мария Яковлевна Лаврухина, Лидия Фирсовна Зинченко, Валентина Николаевна Лапина, Надежда Ивановна Зимина, Вера Григорьевна Стырова, Мария Ивановна Миняева, Дина Михайловна Клейменова, Анна Федоровна Базарнова были переведены работать в эвакогоспиталь №2737 из районной больницы.

Первым главным врачом эвакогоспиталя №2737 был назначен Валентин Михайлович Назаревский. Все необходимые вопросы по медицинскому обслуживанию и хозяйственней вопросы Валентин Михайлович решал сам.

Инфекционное и хирургическое отделения районной больницы были оборудованы всем необходимым для лечения раненых солдат. Когда приходили эшелоны с ранеными солдатами, тяжелобольных и тех, кому была необходима операция, отправляли в санлетучке в областную больницу и областной госпиталь.



Когда лечебный процесс был в эвакогоспитале налажен, главного врача В.М. Назаревского перевели на другую должность. Новый главный врач Личманов пришел ему на смену. Заместителем главного врача по материальной части был Зинченко Захар Васильевич. Его жена Лидия Фирсовна работала старшей медсестрой. Они работали до закрытия эвакогоспиталя и переведены в районную больницу, занимая те же должности.


Глава 3. Участие школы в обеспечении работы госпиталя

В здании школы раненных бойцов размещали первое время прямо на полу, набивали матрацы соломой и укладывали рядами. Все классные кабинеты, актовый и спортивные залы превратились в палаты, где размещали раненых бойцов. Весь обслуживающий персонал госпиталя трудился, не покладая рук днём и ночью. Помимо основной работы приходилось ходить к людям с просьбой оказать посильную помощь. Просили подушки, постельное бельё, посуду для кухни, продукты питания: картошку, капусту, лук, свёклу. В этот период, когда здание школы было занято эвакогоспиталем, занятия в школе проводились в нескольких зданиях, приспособленных под классные комнаты: в ветлечебнице, старом здании музыкальной школы. Заниматься приходилось в две и даже три смены.

Учителя и ученики помогали чем могли работникам эвакогоспиталя: разгружали раненых и доставляли их в госпиталь, ухаживали за бойцами. Они подавали стакан воды, писали и читали письма, развлекали солдат, ведь почти у каждого где-то остались дома дочки-сыновья или братья-сёстры.



Учителя и ученики собирали теплые вещи, шили кисеты, набивали их махоркой. Прикосновение к мирной жизни после кровопролития и страшных

будней на фронте, становилось для раненых стимулом к выздоровлению. Дети войны совершали каждый день свой маленький, но весомый подвиг – подвиг милосердия. Именно он вселял в людей веру, надежду и смысл жизни.

Редакция Башмаковской районной газеты "За коллективный труд" получала письма от раненых бойцов и командиров. Очень трогательно воины отзываются о медицинском персонале, благодарят за заботу и внимание к ним персонала и шефов госпиталя. По поручению раненых и больных 12 палаты бойцы Шкаруба и Смирнов пишут: "Мы бойцы и командиры, находимся на излечении в вашем госпитале. Приносим искреннюю благодарность колхозникам и колхозницам с. Кандиевки за их заботу о нас. За короткое время несколько раз привозили нам подарки, а школьники под руководством педагогов устраивали для нас концерты".

"Советские патриоты, - пишут бойцы Неудахин С., Федин М., Колесников И., Трухин И., - делают всё, чтобы обеспечить бойцов-защитников Родины всем необходимым. Нас в госпитале окружили любовью и материнской заботой.


Мы находимся в чистых, светлых и тёплых комнатах, нас лечат очень внимательно и хорошо кормят. Шефы наши приносят нам подарки,

устраивают для нас громкие читки, концерты. Мы быстро выздоравливаем, и скоро с новыми силами будем опять громить немецких оккупантов".

Дети и учителя помогали в заготовке дров для растопки печей эвакогоспиталя. После уроков в школе, женщины учителя ехали на лошадях в лес. Пришлось научиться запрягать лошадей. Брали в помощники старшеклассников. В лесу пилили и валили деревья, обрубали сучья, распиливали, а уже во дворе госпиталя рубили дрова. Было тяжело, но никто никогда не жаловался. Башмаковцы не сломились, они вынесли эти тяжёлые годы, ведь вместе со всей страной и всем народом приближали день Победы над врагом.

Вы не роптали, не сгибались, от трудностей не убегали,

Всем миром, классом, домом, школой, из сил последних помогали…

За каждым словом, делом, фразой, стояла вера в светлый час,

Уверенность в исход победный вселяла снова силы в вас.

Поклон земной вам, честь и слава, память людская на века…

Ваш подвиг не забудет время, хотя война та далека … .


В мае 1984 года состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски на бывшем здании эвакогоспиталя (ныне здание многопрофильного техникума), с указанием того, что в нем в годы войны располагался госпиталь.

В целях патриотического воспитания детей и молодёжи, сохранения памяти о Великой Отечественной войне, 7 февраля 2024 года в Сретенском зале духовно- просветительского центра "Благовест" р.п. Башмаково прошел муниципальный этап конкурса музейно- выставочной миниатюры "Мы помним". Вниманию зрителей были представлены различные миниатюры. Обучающиеся средней школы с. Липовка Башмаковского района представили макет эвакогоспиталя.




Заключение


Работая по выбранной мною теме, я не только узнала важные исторические факты, стороны жизни моей малой Родины в годы войны, но и поняла основное: человек способен на многое, если в нём живёт дух патриота, острое желание помогать ближнему, превосходить собственные силы, когда речь идёт о спасении чьей – то жизни. Я преклоняюсь перед подвигом медиков, которые приближали победу, поднимая на ноги бойцов в тылу. Я испытываю бесконечное уважение к своим сверстникам того далёкого, тяжелейшего времени. Мальчики и девочки не только учились, тянулись к знаниям, но и считали свои моральным долгом помогать взрослым, поддерживать раненых в госпитале, разделять нелёгкий бытовой труд наравне с взрослыми. Для моего поколения это яркий пример становления настоящих людей, готовых принять любые вызовы судьбы и проявлять свои лучшие качества не ради себя, а ради других.

Сегодня мы переживаем сложные времена, когда на Россию ополчился враг. Наши медики находятся сейчас в боевых условиях с теми, кто каждую


минуту защищает интересы российского народа в зоне проведения специальной военной операции. Хочется сказать нашим ангелам в белых халатах огромное СПАСИБО.

Завершить свою работу мне хочется авторским стихотворением моего научного руководителя, советника директора по воспитанию Кобзевой Ольги Ивановны. Это стихотворение было написано в ходе выступлений обучающихся нашего района на конференции « Пусть слава русского солдата навек останется жива!» (В духовно-просветительском центре «Благовест» 31 мая 2022 года)

История. Подвиг. События. Факты.

Всё это нельзя исказить и забыть.

На смерть добровольно шли с боем солдаты

Чтоб мирное небо для нас сохранить.

За каждым героем – леса и берёзки,

Земли отвоёванной вовсе не пядь.

За воинством нашим – и правда, и воля,

Об этом нельзя никогда забывать!

Сегодня тебе улыбается солнце,

Ты учишься в школе, друзьями богат.

Счастливый, беспечный, а мир и свобода –

Всё это наследие наших солдат!

История. Подвиг. События. Факты.

Всё это нельзя исказить и забыть.

Мы Родину любим. И подвиг мы ценим.

Завещанный мир будем свято хранить.

И если сегодня я слышу из злобных

Из вражеских уст обвиненья слова,

Отвечу спокойно, железно и твёрдо:

Россия – спаситель. Россия права!


Список литературы


  1. https://vk.com/topic-90339641_39303740

  2. https://vk.com/wall-180968862_1317

  3. https://www.moypolk.ru/penza/during_war

  4. Сборник стихотворений «Мир слова моего» (Кобзева О.И.)






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!