СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс - олимпиада "Веселая грамматика" Задания по русскому языку для 8 класса ( с ключами)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конкурс - олимпиада "Веселая грамматика" Задания по русскому языку для 8 класса ( с ключами)»

Конкурс «Веселая грамматика»

8-й класс


Дорогие участники олимпиады!


Предлагаем вам выполнить ряд заданий, чтобы проверить свои знания русского языка и языковую интуицию, показать лингвистический кругозор и культурно-речевые способности.

Вам предстоит выполнить разные по характеру задания: назвать термины, выявить языковые явления, дать им краткий комментарий, подобрать правильные примеры, дать ссылки на языковые факты.

При выполнении творческого задания нужно не только подобрать лингвистическую и культурно-речевую информацию, но и грамотно подать её с учётом восприятия адресата.

Внимательно читайте формулировки, предложенные в задании, это поможет вам найти наиболее полный ответ. Частично выполненные задания, содержащие правильные варианты решения, тоже учитываются при проверке.

Ответы оформляются на отдельных чистых листах бумаги. На чистовике задания выполняются по порядку, аккуратно и разборчиво. Текст задания переписывать не нужно, достаточно указать номер. Оставляйте поля.

Если задание не удалось выполнить, на листах с ответами следует указать его номер и сделать отступ (1-2 строки).

Максимальное количество баллов, которое вы можете набрать – 100.

На выполнение работы отводится 3 астрономических часа.

Надеемся, что выполнение предложенных заданий будет для вас полезным и интересным занятием.


Желаем успешной работы!



Задание 1.

Прочитайте фрагмент стихотворения Н. Матвеевой «Путаница». Подумайте, какие буквы пропущены. Запишите слова, используя указанную нумерацию.

Образец оформления: 1 - ______; 2 - ______ ; 3 - _____; 4 - _____; 5 - ______.

В печке выпечен

б_ _он (1).

А в петлицу вдет

б _ _он (2).

По траве ползёт

п _ _он (3).

Молоко течёт в

б_ _он (4),

А на стройке есть

б _ _он (5).


Какое из слов практически вышло из употребления? Определите тематическую группу, к которой относится это слово.

*Подсказка: тематическая группа называет класс слов, которые можно объединить по значению, например, существует тематическая группа «мебель», «транспорт», «материалы» и т.п.)


7 баллов


Задание 2.

В 1987 г. в книге «Язык: знакомый незнакомец» Б. Ю. Норманн опубликовал первую версию знаменитого «Энтимологического словаря». Ниже приведены некоторые словарные статьи. Прочитайте их и выполните задания.

АСТРОЛОГИЯ – раздел ботаники: разведение астр.

БАРАНКА – овца.

ДВОРЯНКА – порода дворовых собак; СТОЛБОВАЯ ДВОРЯНКА – д., привязанная к столбу.

ЖАРГОН – аспирин.

ЛЕВША – самка льва.


1. Почему в слове «энтимологический» в названии словаря вторая буква выделена особо? Как образовано это слово? На что настраивает читателя такое название?

2. Почему этот тип словарей впоследствии стали называть «бестолковыми»? Какие факты и явления языка позволяют давать такие толкования? Поясните их, опираясь на два – три приведенных примера из «Энтимологического словаря».

3. Предложите свои варианты толкования для слов беспечность, днище, четвертовать, язычник?

10 баллов


Задание 3.

Слово «дача» заимствовано из русского многими языками и обозначает в них деревянный загородный домик.

От какого древнего русского глагола произошло слово «дача»?

Есть ли историческая связь между словами «дача», «даром», «даритель»,«подаяние»? Кратко объясните свой ответ.


7 баллов


Задание 4.


Прочитайте цитату из басни «Щука и Кот» (1813).


Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник.


1. Назовите имя знаменитого русского баснописца – автора приведенных строк.

2. Какой частью речи является слово печи? В какой форме оно стоит? Какие морфемные и синтаксические признаки позволяют доказать Ваш ответ?

3. Какое значение имеет слово тачать?В каких сферах деятельности это слово использовалось ранее в качестве термина?

8 баллов


Задание 5.

Выполните морфемный разбор приведенных ниже слов и распределите их на три группы в зависимости от того, какой частью слова может быть буквосочетание –ей.

Воробей, дождей, добрей, саней, сильней, сшей.

Ответ оформите по образцу, не забывая о графическом выделении морфем.

Группа 1. …….

Группа 2: …….

Группа 3: …….


Приведите по одному своему примеру в каждую выделенную группу слов.

9 баллов


Задание 6.

В роли каких частей речи выступает слово вдоль в приведенных ниже предложениях?

Предложения не переписывайте, укажите только его номер и часть речи.

Образец оформления:

1 - часть речи;

2 - часть речи и далее.


  1. Вдоль деревянного забора шла широкая беговая дорожка. (А. Куприн.)

  2. Командир парохода плавает в северных морях уже более тридцати лет и прошел их вдоль и поперек. (А Чехов.)

  3. Солнце было еще высоко, останавливаться на ночлег не имело смысла, и мы пошли вдоль деревни, в ту сторону, где за околицей обозначается зубчатый лес. (В. Солоухин.)

  4. Речка, выбежав из леса, устремилась вдоль села. (В. Солоухин.)

  5. Клязьма прорезает область вдоль. (В. Солоухин.)

  6. Узкая дорога, черная, как толченый древесный уголь, вела их вдоль берега, довольно высокого здесь. (Л. Обухова.)


6 баллов


Задание 7.

Роль какого члена предложения выполняет глагол лечитьсяв данном примере?

Здоровому лечиться – наперёд хромать учиться.


5 баллов


Задание 8.

Из предложенных в скобках вариантов выберите верный. Кратко объясните Ваш выбор. В каком случае возможно использовать оба варианта. Почему?


  1. Озеро Байкал (глубок/глубоко) и (полноводен/полноводно).

  2. Газета «Коммерсантъ» (опубликовал/опубликовала) важное сообщение.

  3. Книга-справочник (выдан/ выдана) в школьной библиотеке.

  4. Кафе-пироговая (открыто/открыта) с 9 до 20 часов.


8 баллов


Задание 9.

Определите, какой тип словаря представлен данной словарной статьей.


ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ/ДИПЛОМАТИЧНЫЙ

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ. Относящийся к дипломатии (в значении: деятельность по осуществлению внешней международной политики государства) и к дипломатам. Дипломатический: -ий корпус, персонал, иммунитет, протокол; -ая миссия, должность, служба; -ий пост, ранг; -ие отношения, каналы; -ая нота, вежливость, тонкость. ДИПЛОМАТИЧНЫЙ. Ловкий, умело и тонко действующий; тонко рассчитанный. Синонимы: уклончивый, обходительный. Дипломатичный: -ый человек, отказ, поступок, подход к делу; -ое поведение, выступление; ая речь.


Придумайте по одному примеру употребления каждого слова для включения в словарь.

Как называется зона, показывающая примеры употребления слова, в объясняющей части словарной статьи? Какое графическое выделение этой зоны традиционно используется составителями толковых словарей?

10 баллов


Задание 10.

  1. Прочитайте внимательно текст и переведите его на русский язык.


Аз боесмь, кнже, аки древо при пути, мнозибопосекают его и на огонь мечють; тако и аз всем обидим есмь, зане ограженесмь страхом грозы твоеа. Всяк члк хитрить и мдрить о чюжеибеди, а о своеи не может смыслити. Злато съкрушается огнем, а члкнапастьми; пшеница бо много мучима чист хлеб являеть, а в печали члк обретает ум сврьшен.

2) Выпишите из текста слово, которое в современном языке является многозначным и в переносном смысле обозначает нечто, отличающееся большими достоинствами.

Какой старославянский эквивалент этого слова Вы знаете?

Какие значения, помимо указанного переносного, закреплены за этим словом в современном языке? Сформулируйте три варианта.

20 баллов


Задание 11.

Составьте текст небольшого сообщения для учеников 3-х – 4-х классов о слове, которое вы обнаружили в древнем тексте. Расскажите о его происхождении, о вариантах значения и символическом смысле. Вспомните устойчивые выражения или строки из поэтических произведений, в которых ярко проявляется значимость этого слова в культуре.

Начните свое выступление так: «Дорогие друзья! Знаете ли вы, что…»


(Объем текста: 10 – 12 предложений)


10 баллов



Критерии оценивания конкурсных заданий по русскому языку

8 класс

Ответ на 1 задание:

(1) – батон, (2) – бутон, (3) – питон, (4) – бидон, (5) – бетон

По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 5 баллов. За орфографическую ошибку в написании слова снимается 0,5 баллов, но не более 1 балла.

Слово бидон практически вышло из активного употребления (1 б) Относится к тематической группе «посуда» (можно учесть варианты «домашняя утварь», «предметы домашнего обихода» и т.п.) – 1 б.

Всего – 7 баллов


Ответ на 2 задание:

1. В слове «энтимологический» угадывается параллель с «этимологический» (1 балл) – словарь, указывающий на происхождение слов. Можно рассматривать «энтимологический» как сращение «энтот» (просторечная форма местоимения этот) + «этимологический» Кроме того, такая форма слова ассоциативно выходит на понятие народная (или наивная) этимология – то есть ложная этимология, дающая лексические ассоциации, возникающие в результате созвучия. (1 балл за верное объяснение).

Выделенная буква Н настраивает читателя, что перед ним не реальный этимологический словарь, а некая пародия на него (1 балл).

2. «Бестолковым» словарь стали называть в противоположность «толковому», в этом термине, как и в самом словаре, задействован элемент языковой игры: слову даются неправильные, «ложные», «бестолковые» толкования (1 балл).В толкованиях отражаются разные языковые явления и факты, которые хорошо чувствует носитель языка. Например, некоторые толкования приводятся на основании ложного морфемного членения. Так, вбаранка ошибочно выделен корень баран (ср. аналогию студентстудентка). Между тем «Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов» под ред. Н. Ю. Шведовой, свидетельствует о том, что баранка восходит к болгарскому абаранак, произв. от *ob-variti, ср. также укр. обарiнок (изд. 2011 г., с. 30).Жаргон неверно разделено на жар и гон. В этом же слове проявляется и другое явление, основанное на омонимии корней: астрология – наука об астрах (межъязыковая омонимия корня астр), дворянка – омонимия корня двор-, левша – омонимия корня лев- (до 3 баллов в зависимости от степени подробности объяснения).

3. Приведем толкования по изданию 1987 г.:

БЕСПЕЧНОСТЬ – отсутствие в квартире печки; центральное отопление.

ДНИЩЕ – день за Полярным кругом.

ЧЕТВЕРТОВАТЬ (школьн.) – выставить оценки за четверть

ЯЗЫЧНИК (проф.) – лингвист (с. 208–221).

В качестве ответа принимаются и другие «ложные» толкования при условии, что участник понял задание (например:ДНИЩЕ – «очень длинный день», ЧЕТВЕРТОВАТЬ – «приходить куда-н. в четверг» и т. п.). За каждое верное «ложное» толкование 1 балл; если толкование дано как реально существующее в языке (типа ЧЕТВЕРТОВАТЬ – казнить путем расчленения на 4 части, ДНИЩЕ – дно бочки или лодки и т. д.) – 0 баллов.

Всего –10 баллов



Ответ на 3 задание:

Дача - от глагола дать. Этот глагол – один из древнейших в русском языке.= 3 балла.

Между словами «дача», «даром», «даритель»,«подаяние» есть прямая историческая связь.

Комментарий этой связи должен отражать общее (протопипическое) значение глагола дать – совершать действие, в результате которого кто-либо получает что-либо.

По 1 баллу за каждое слово.

(Материалы для разбора

* В XVII столетии это слово означало земельный участок, пожалованный царем. Приближенные Петра Первого, которым он давал земли, дарил их, строили дома и приезжали туда на отдых. А вот в конце XVIII - начале XIX веков под дачей подразумевалась уже небольшая дворянская усадьба или загородный дом, предназначенный для летнего отдыха. Так и получилась «дача» в сегодняшнем значении).

** Производные слова от «дать» могут показаться совершенно неожиданными:

дар, даритель, задарма, даром, дармовой, дармоед, удача, удалой, подать, подаяние, датчик, отдача при выстреле, дать сдачи).


Всего – 7 баллов


Ответ на задание 4.

1. И. А. Крылов 1 балл

2. Печи – глагол (1 балл) в форме инфинитива (1 балл, принимается также ответ «неопределенная форма»). На это указывает финаль -чи (1 балл) (по аналогии с -чь: печь, сечь, течь), сохранившаяся, в частности, в диалектных формах типа подстригчи (лит. подстричь) и под. Синтаксически глагольная природа слова печи определяется по вопросу: начнет (что делать?) печи (0,5 балла), а также однородным к нему тачать (0,5 балла).

Примечание. Доп. баллы за отнесение форманта -чи к окончанию или к формообразующему суффиксу не начисляются и не снимаются, т. е. в ответе принимается любое наименование этой части слова. Это связано не только с разными программами и учебниками в школах. Проблема определения ее морфемной природы связана со слиянием (полной ассимиляцией) на стыке корня и -ти: пек-ти пещи (ст/слав), соотв. рус. печи.

3. ТАЧА́ТЬ, -а́ю, -а́ешь; несов., что. Шить сквозной строчкой. Т. сапоги. (Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 2011. С. 972.)

Принимаются ответы «шить», «изготовлять» и подобные (2 балла).

Ранее это слово использовалось в сапожном и портновском деле (по 1 баллу)

Всего– 8 баллов


Ответ на задание5:

Группа 1: буквосочетание –ей является частью корня: сшей, воробей

Группа 2: буквосочетание –ей является суффиксом: добрей, красивей

Группа 3: буквосочетание –ей является окончанием: дождей, саней



За верное выделение морфемы – по 0,5 балла за слово. За распределение по группам – по 0,5 балла за слово. = 6 баллов

За самостоятельно подобранные примеры по 1 баллу = 3 балла

Всего– 9 баллов


Ответ на 6 задание:

1 – предлог

2 – наречие

3 – предлог

4 – предлог

5 – наречие

6 – предлог

По 1 баллу за каждый верный ответ

Всего– 6 баллов

Ответ на 7 задание:

Глагол лечиться в составе предложения выполняет функцию подлежащего.

Всего – 5 баллов


Ответ на 8 задание:

глубоко, полноводно; выдана; открыто/открыта

В первых двух предложенияхсказуемое согласуется в роде и числе с родовым понятием

Во втором предложении сказуемое согласуется по первому слову, входящего в состав подлежащего

В последнем случае возможны оба варианта. Связано это с тем, что компонент кафе несклоняемый, а компонент пироговаяпредставляет собой субстантивированное прилагательное – в таких случаях сказуемое может согласовываться как с первым, так и со вторым компонентом.

За верный вариант в каждом предложении по 1 баллу, за объяснение – по 1 баллу.

Всего – 8 баллов



Ответ на задание 9.

Словарь паронимов (3 баллов)

Примеры употребления слова включаются в особую зону – зону словарных иллюстраций (2 балла)

Традиционно словарные иллюстрации в словарной статье выделяются курсивом (2 балла)

По 1,5 балла за каждую правильно подобранную словарную иллюстрацию.

Всего – 10 баллов


Ответ на 10 задание:

1 часть. Перевод.

За правильный вариант перевода – 10 баллов.

Ошибки в переводе – минус 1 балл, но не более 7 баллов.

Я ведь, князь, как дерево при дороге; многие обрубают ветви и в огонь бросают; так и я всеми обижаем, ибо не имею защиты твоей. Всякий человек хитрит и мудрит о чужой беде, а в своей не в силах разобраться. Золото плавится огнем, и человек напастями; пшеница, хорошо перемолотая, дает чистый хлеб, а человек в печали становится ясновидящим (мудрым).


2 часть. ЗОЛОТО = 2 балла

Старославянский эквивалент – ЗЛАТО = 2 балла

В современных словарях фиксируются следующие значения слова:

  1. Драгоценный металл желтого цвета, отличающийся мягкостью и пластичностью. Плавка золота

  2. То, что цветом напоминает блеск такого металла. Золото волос. Золото осени.

  3. Изделия из такого металла. В шкатулке все золото и серебро.

  4. (разг.) Золотая медаль или золотые медали как высшая награда за выдающиеся успехи в спортивных соревнованиях, на конкурсе и т.п.

  5. Золотые монеты, деньги. Золотом платит.

  6. перен. разг. Богатство.

  7. перен. разг. Кто-л. или что-л., отличающиеся большими достоинствами // Что-л. чрезвычайно ценное.

  8. разг. Употребляется как ласковое обращение.


Формулировка значений слова: (по 2 балла за каждое верно сформулированное значение = 6 баллов)

Всего – 20 баллов


Ответ на 11 задание:

Проверяется с использованием критериальной модели.

Всего – 10 баллов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!