СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс "Лучший урок математического цикла"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Квадратичная функция и её график"

Просмотр содержимого документа
«Конкурс "Лучший урок математического цикла"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Порогская средняя общеобразовательная школа



Методическая разработка урока алгебры в 9 классе

« Квадратичная функция и её график»


















Учитель математики

Кириенко Н.В.




2022-2023 учебный год

План конспект учебного занятия регионального заочного конкурса методических разработок «Мой лучший урок»

Преподаватель Кириенко Наталья Васильевна. Класс 9

Учебный предмет: алгебра

Тема раздела программы: Квадратичная функция

Тема учебного занятия: Квадратичная функция и её график

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: представление о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования процессов и явлений окружающего мира; умение строить график квадратичной функции; исследовать свойства квадратичной функции по графику.

Метапредметные

Познавательные: формирование графической культуры, установление причинно- следственных связей; выбор эффективных способов решений.

Регулятивные: планирование пути достижения цели; контроль и коррекция.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении; осуществление само- и взаимоконтроля.

Личностные: формирование личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской и творческой деятельности; существования и деятельности в коллективе.

Цели урока: обобщить теоретический материал и закрепить умение строить график квадратичной функции; проанализировать усвоение планируемых предметных компетенций.

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний.

Технологии: метод использования ментальных карт, кейс-технология.

Материально-техническое использование занятия: компьютер; проектор;

презентация, сопровождающая урок; раздаточный материал (листы самоконтроля;

ментальные карты).

Продолжительность учебного занятия: 45 мин

Место провидения: компьютерный класс

План урока:

Организационный момент (2 минуты).

Актуализация знаний, совмещенная с проверкой домашнего задания (14 минут).

Закрепление знаний и способов действий (19 минут).

Обобщение и систематизация знаний (5 минут).

Подведение итогов занятия, выдача домашнего задания (4 минуты).

Рефлексия (1 минута).



Ход урока

Этап учебного занятия

Содержание деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Методы и приёмы работы

Организационный момент.


Приветствует учащихся; объявляет тему и цели урока; организует внимание учащихся и положительный настрой на работу, выдает листы самоконтроля. (Приложение 1)

Приветствуют учителя; знакомятся с листами самоконтроля, включаются в режим урока.

Устное сообщение учителя

Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

2.1. Слайд 1. На экране слова персидского поэта Рудаки «С тех пор как существует мирозданье, такого нет, кто б не нуждался в знанье». Как вы понимаете слова поэта? Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Сформулируйте цель нашего урока.

Повторяет цель: обобщить теоретический материал и закрепить умение строить график квадратичной функции.


2.1. На экране ментальная карта.

Слайд 2. Предлагает одному учащемуся рассказать плану построения графика квадратичной функции по ментальной карте, остальным обучающимся предлагает работу в парах (рассказать схему друг другу).

2.3. Проверка домашнего задания. Слайды 3-4. На экране проверка выполнения задания №122

2.1. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.











2.1. Работают по ментальной карте. Один обучающийся рассказывает у доски, остальные в парах.





2..3. Проверяют домашнее задание. Ставят отметки в лист самоконтроля (высший балл-5)



Мотивация. Методы устного и письменного контроля и самоконтроля.





Приёмы: работа с опорным сигналом (ментальная карта), работа в парах

3. Закрепление знаний и способов действий.



Работа в парах. Задание №1. Предлагает учащимся открыть кейс на компьютере и выполнить задание №1. При помощи шаблона параболы построить графики функций в тетради. 5 графиков: y=x2+5; у= (x+2)2-2; у=(x-2)2; у=(x+4)2; у=(х-3)2+2

Слайды 5-9. Проверка выполнения задания


Выполняют задания. Проверяют при помощи слайдов. Выставляют баллы в листы самоконтроля. (максимальный балл-5)

Аналитико-синтетические (анализ и логическое доказательное мышление). Репродуктивные (система упражнений).

Приём: работа в парах

Задание на форирование математической грамотности.


Работа в мини группах (по 3 человека, 1 человек подготовленный консультант)

В кейсе открыть файл «Деление одноклеточных организмов». Выполнить задания 1.1, 1.2, 1.3

Выполняют задания, обращаются за помощью к консультанту и учителю

Письменный самоконтроль.

Приёмы: работа в группе, работа консультанта

После проверки выполнения задания задаёт вопрос: На какой график похож график фунуции 2d ? В чём заключается разница между графиками y=2d у=х2 ?

Слайд 10. Поверяют заданиее. Выставляют отметки в лист самоконтроля (максимальный балл-3). Отвечают на вопрос учителя.

Уровневая дифференциация

Приём: самостоятельная работа с последующей проверкой

Физкультминутка

Молодцы. Вы хорошо потрудились. Самое время снять усталость с глаз. 1). Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево. 2). Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз. 3). Круговые движения по часовой стрелке и против часовой стрелки. 4). Сведение глаз к переносице, затем смотреть вдаль. 5). Сведение глаз к кончику носа , затем смотреть вдаль

Здоровьесберегающие технологии

Тестирование

Задание. В Российской электронной школе пройи тестирование. Тема «Построение графика квадратичной функции». Задания В1 и В2. (Приложение 2).

Выполняют тестирование. Заполняют листы самоконтроля. (максимальный балл -5).

Контроль и самоконтроль

Приём: компьютерное тестирование

Обобщение и систематизация знаний.



Рассказывает о том, какие виды функциональных зависимостей освоили помимо квадратичной, наводящими вопросами подводит к понятию «обратная квадратичная зависимость»




Слушают учителя, отвечают на вопросы. Учащийся выступает с сообщением о том, в каких физических законах встречается обратная квадратичная зависимость (закон Кулона, закон всемирного тяготения, освещенность поверхности точечным источником света).

Словесные

Приём: сообщение, подготовленное учащимся.

Подведение итогов занятия, выдача домашнего задания.


Просит вычислить количество баллов, заработанное на уроке, и выставить себе оценку.

Предлагает учащимся обобщить знания, полученные на уроке, отмечает, в какой степени достигнуты поставленные цели.

Выдает домашнее задание: составить задачу, иллюстрирующую один из представленных физических законов ац.с.=v2/R, Eк=mv2/2, P=I2R, E=mc2, построить соответствующий график.

Вычисляют итоговое количество баллов, выставляют оценку.

Вступают в диалог с учителем, высказывают свое мнение, подводят общий итог урока.

Самоконтроль

Словесные


Приём: оценивание

Рефлексия (качественная и эмоциональная)


Предлагает учащимся ответить на вопросы: Какую цель поставили? Удалось ли её достичь? Каким образом? Над чем ещё нужно поработать? На магнитной доске на изображении параболы фразы и слова: «узнал что-то новое», «расстроился», «удивился», «ничего не понял», «получил радость», «научился». Прикрепить магнитик к слову или фразе.

Отвечают на вопросы. Прикрепляют магниты.

Приём: рефлексия







Литература

Учебник «Алгебра 9». Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Просвещение 2021 г.

Министерство просвещения Российской Федерации. Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Мониторинг формирования функциональной грамотности. Математическая грамотность. Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Математическая грамотность, 9 класс.


Методическое обоснование урока

Урок по теме «Квадратичная функция и её график» является вторым при изучении темы « Построение графика квадратичной функции». Преподавание ведётся по учебнику «Алгебра 9». Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. На предыдущем уроке обучающиеся познакомились с алгоритмом построения графика квадратичной функции. Выбор темы был обусловлен тем, что на уроке закрепления знаний можно показать различные методические приёмы. В своей работе я использую методику ментальных карт, а также кейс- технологию. Также часто использую материалы Российской электронной школы, для контроля и самоконтроля использую электронную тетрадь. Школа у нас небольшая, поэтому есть возможность для проведения занятий использовать компьютерный класс. Урок по типу: обобщение и систематизация знаний. Из этого вытекают и цели: обобщить теоретический материал и закрепить умение строить график квадратичной функции; проанализировать усвоение планируемых предметных компетенций. Уровень предметных компетенций оценивается при анализе правильности выполнения заданий на всех этапах урока: при проверке домашнего задания и работе в парах, при выполнении тестирования на компьютере. Коммуникативные УУД проверяются в ходе наблюдения за сотрудничеством в паре. Диалоговое общение, листы самоконтроля и рефлексия на завершающем этапе урока позволяют оценить регулятивные и познавательные УУД. Межпредметные и внутрипредметные связи хорошо раскрываются при выполнении задания по формированию функциональной грамотности. Задание: «Деление одноклеточных организмов» (биология). Один из способов выполнения задания 2/3 был применение формулы нахождения n-го члена геометрической прогрессии. Тема изучается во II полугодии, поэтому у обучающихся была возможность выполнения этого задания только одним способом, из двух возможных. Урок алгебры построен с учётом возрастных особенностей. Задания не выходят за рамки программы для 9 класса. Индивидуальные возможности учащихся были учтены при формировани пар. В классе организована система сотрудничества. Пары формируются с учётом взаимоотношений между учащимися и с расчётом на взаимопомощь. Дифференциация выстроена через работу в парах учеников с разным уровнем обученности.

Управление учебной деятельностью школьников осуществляется через стимулирование: одобрение, похвала, организацию: использование ИКТ; через практическую работу с раздаточным материалом. В классе 10 человек. Отметки, полученные на уроке: “5»-2 человека, «4»-6 человек, «3»-2 человека. При проведении урока трудности вызвало задание на формирование математической грамотности.
















Приложение 1



Лист самоконтроля

ученика(цы) класса


Задание

Количество баллов

1

План построения графика квадратичной функции (ментальная карта) (0-3)


2

Домашнее задание (0–6 баллов)


3

Работа в парах (0-5)


4

Математическая грамотность (0-6)


5

Тестирование в РЭШ(0-5)


Итого:



Отметка: 23-25-«5»

18-22-«4»


13-17-«3»


До 12- «2»



Приложение 2

Задания из Российской электронной школы. Контрольные задания. Вариант 1.

Найдите вершину параболы: у=-х2+4х+5. В ответе запишите значение ординаты. (у=9).

Составьте уравнение оси симметрии параболы: у=5х2-11х+6 (х=1,1)

Составьте уравнение оси симметрии параболы: у=5х2+8х-12 (х= -0,8).

Вариант 2.

Найдите вершину параболы: у=х2-4х+5. В ответ запишите значение ординаты. (у=1).

Установите сответствие межу графиками функций и формулами, которые их задают:








у= -3х2+3х+1 у= -3х2-3х+1 у=3х2-3х-1










Установите сответствие межу графиками функций и формулами, которые их задают:







у= -2х2+6х-2 у= 2х2+6х+2 у= -2х2-6х-2













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!