Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Порогская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока алгебры в 9 классе
« Квадратичная функция и её график»
Учитель математики
Кириенко Н.В.
2022-2023 учебный год
План конспект учебного занятия регионального заочного конкурса методических разработок «Мой лучший урок»
Преподаватель Кириенко Наталья Васильевна. Класс 9
Учебный предмет: алгебра
Тема раздела программы: Квадратичная функция
Тема учебного занятия: Квадратичная функция и её график
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: представление о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования процессов и явлений окружающего мира; умение строить график квадратичной функции; исследовать свойства квадратичной функции по графику.
Метапредметные
Познавательные: формирование графической культуры, установление причинно- следственных связей; выбор эффективных способов решений.
Регулятивные: планирование пути достижения цели; контроль и коррекция.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении; осуществление само- и взаимоконтроля.
Личностные: формирование личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской и творческой деятельности; существования и деятельности в коллективе.
Цели урока: обобщить теоретический материал и закрепить умение строить график квадратичной функции; проанализировать усвоение планируемых предметных компетенций.
Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний.
Технологии: метод использования ментальных карт, кейс-технология.
Материально-техническое использование занятия: компьютер; проектор;
презентация, сопровождающая урок; раздаточный материал (листы самоконтроля;
ментальные карты).
Продолжительность учебного занятия: 45 мин
Место провидения: компьютерный класс
План урока:
Организационный момент (2 минуты).
Актуализация знаний, совмещенная с проверкой домашнего задания (14 минут).
Закрепление знаний и способов действий (19 минут).
Обобщение и систематизация знаний (5 минут).
Подведение итогов занятия, выдача домашнего задания (4 минуты).
Рефлексия (1 минута).
Ход урока
Этап учебного занятия | Содержание деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приёмы работы |
Организационный момент. | Приветствует учащихся; объявляет тему и цели урока; организует внимание учащихся и положительный настрой на работу, выдает листы самоконтроля. (Приложение 1) | Приветствуют учителя; знакомятся с листами самоконтроля, включаются в режим урока. | Устное сообщение учителя |
Актуализация знаний, проверка домашнего задания. | 2.1. Слайд 1. На экране слова персидского поэта Рудаки «С тех пор как существует мирозданье, такого нет, кто б не нуждался в знанье». Как вы понимаете слова поэта? Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Сформулируйте цель нашего урока. Повторяет цель: обобщить теоретический материал и закрепить умение строить график квадратичной функции. 2.1. На экране ментальная карта. Слайд 2. Предлагает одному учащемуся рассказать плану построения графика квадратичной функции по ментальной карте, остальным обучающимся предлагает работу в парах (рассказать схему друг другу). 2.3. Проверка домашнего задания. Слайды 3-4. На экране проверка выполнения задания №122 | 2.1. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. 2.1. Работают по ментальной карте. Один обучающийся рассказывает у доски, остальные в парах. 2..3. Проверяют домашнее задание. Ставят отметки в лист самоконтроля (высший балл-5) | Мотивация. Методы устного и письменного контроля и самоконтроля. Приёмы: работа с опорным сигналом (ментальная карта), работа в парах |
3. Закрепление знаний и способов действий. | Работа в парах. Задание №1. Предлагает учащимся открыть кейс на компьютере и выполнить задание №1. При помощи шаблона параболы построить графики функций в тетради. 5 графиков: y=x2+5; у= (x+2)2-2; у=(x-2)2; у=(x+4)2; у=(х-3)2+2 Слайды 5-9. Проверка выполнения задания | Выполняют задания. Проверяют при помощи слайдов. Выставляют баллы в листы самоконтроля. (максимальный балл-5) | Аналитико-синтетические (анализ и логическое доказательное мышление). Репродуктивные (система упражнений). Приём: работа в парах |
Задание на форирование математической грамотности. | Работа в мини группах (по 3 человека, 1 человек подготовленный консультант) В кейсе открыть файл «Деление одноклеточных организмов». Выполнить задания 1.1, 1.2, 1.3 | Выполняют задания, обращаются за помощью к консультанту и учителю | Письменный самоконтроль. Приёмы: работа в группе, работа консультанта |
После проверки выполнения задания задаёт вопрос: На какой график похож график фунуции 2d ? В чём заключается разница между графиками y=2d у=х2 ? | Слайд 10. Поверяют заданиее. Выставляют отметки в лист самоконтроля (максимальный балл-3). Отвечают на вопрос учителя. | Уровневая дифференциация Приём: самостоятельная работа с последующей проверкой |
Физкультминутка | Молодцы. Вы хорошо потрудились. Самое время снять усталость с глаз. 1). Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево. 2). Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз. 3). Круговые движения по часовой стрелке и против часовой стрелки. 4). Сведение глаз к переносице, затем смотреть вдаль. 5). Сведение глаз к кончику носа , затем смотреть вдаль | Здоровьесберегающие технологии |
Тестирование | Задание. В Российской электронной школе пройи тестирование. Тема «Построение графика квадратичной функции». Задания В1 и В2. (Приложение 2). | Выполняют тестирование. Заполняют листы самоконтроля. (максимальный балл -5). | Контроль и самоконтроль Приём: компьютерное тестирование |
Обобщение и систематизация знаний. | Рассказывает о том, какие виды функциональных зависимостей освоили помимо квадратичной, наводящими вопросами подводит к понятию «обратная квадратичная зависимость» | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Учащийся выступает с сообщением о том, в каких физических законах встречается обратная квадратичная зависимость (закон Кулона, закон всемирного тяготения, освещенность поверхности точечным источником света). | Словесные Приём: сообщение, подготовленное учащимся. |
Подведение итогов занятия, выдача домашнего задания. | Просит вычислить количество баллов, заработанное на уроке, и выставить себе оценку. Предлагает учащимся обобщить знания, полученные на уроке, отмечает, в какой степени достигнуты поставленные цели. Выдает домашнее задание: составить задачу, иллюстрирующую один из представленных физических законов ац.с.=v2/R, Eк=mv2/2, P=I2R, E=mc2, построить соответствующий график. | Вычисляют итоговое количество баллов, выставляют оценку. Вступают в диалог с учителем, высказывают свое мнение, подводят общий итог урока. | Самоконтроль Словесные Приём: оценивание |
Рефлексия (качественная и эмоциональная) | Предлагает учащимся ответить на вопросы: Какую цель поставили? Удалось ли её достичь? Каким образом? Над чем ещё нужно поработать? На магнитной доске на изображении параболы фразы и слова: «узнал что-то новое», «расстроился», «удивился», «ничего не понял», «получил радость», «научился». Прикрепить магнитик к слову или фразе. | Отвечают на вопросы. Прикрепляют магниты. | Приём: рефлексия |
Литература
Учебник «Алгебра 9». Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Просвещение 2021 г.
Министерство просвещения Российской Федерации. Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Мониторинг формирования функциональной грамотности. Математическая грамотность. Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Математическая грамотность, 9 класс.
Методическое обоснование урока
Урок по теме «Квадратичная функция и её график» является вторым при изучении темы « Построение графика квадратичной функции». Преподавание ведётся по учебнику «Алгебра 9». Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. На предыдущем уроке обучающиеся познакомились с алгоритмом построения графика квадратичной функции. Выбор темы был обусловлен тем, что на уроке закрепления знаний можно показать различные методические приёмы. В своей работе я использую методику ментальных карт, а также кейс- технологию. Также часто использую материалы Российской электронной школы, для контроля и самоконтроля использую электронную тетрадь. Школа у нас небольшая, поэтому есть возможность для проведения занятий использовать компьютерный класс. Урок по типу: обобщение и систематизация знаний. Из этого вытекают и цели: обобщить теоретический материал и закрепить умение строить график квадратичной функции; проанализировать усвоение планируемых предметных компетенций. Уровень предметных компетенций оценивается при анализе правильности выполнения заданий на всех этапах урока: при проверке домашнего задания и работе в парах, при выполнении тестирования на компьютере. Коммуникативные УУД проверяются в ходе наблюдения за сотрудничеством в паре. Диалоговое общение, листы самоконтроля и рефлексия на завершающем этапе урока позволяют оценить регулятивные и познавательные УУД. Межпредметные и внутрипредметные связи хорошо раскрываются при выполнении задания по формированию функциональной грамотности. Задание: «Деление одноклеточных организмов» (биология). Один из способов выполнения задания 2/3 был применение формулы нахождения n-го члена геометрической прогрессии. Тема изучается во II полугодии, поэтому у обучающихся была возможность выполнения этого задания только одним способом, из двух возможных. Урок алгебры построен с учётом возрастных особенностей. Задания не выходят за рамки программы для 9 класса. Индивидуальные возможности учащихся были учтены при формировани пар. В классе организована система сотрудничества. Пары формируются с учётом взаимоотношений между учащимися и с расчётом на взаимопомощь. Дифференциация выстроена через работу в парах учеников с разным уровнем обученности.
Управление учебной деятельностью школьников осуществляется через стимулирование: одобрение, похвала, организацию: использование ИКТ; через практическую работу с раздаточным материалом. В классе 10 человек. Отметки, полученные на уроке: “5»-2 человека, «4»-6 человек, «3»-2 человека. При проведении урока трудности вызвало задание на формирование математической грамотности.
Приложение 1
Лист самоконтроля
ученика(цы) класса
№ | Задание | Количество баллов |
1 | План построения графика квадратичной функции (ментальная карта) (0-3) | |
2 | Домашнее задание (0–6 баллов) | |
3 | Работа в парах (0-5) | |
4 | Математическая грамотность (0-6) | |
5 | Тестирование в РЭШ(0-5) | |
Итого: | |
Отметка: 23-25-«5»
18-22-«4»
13-17-«3»
До 12- «2»
Приложение 2
Задания из Российской электронной школы. Контрольные задания. Вариант 1.
Найдите вершину параболы: у=-х2+4х+5. В ответе запишите значение ординаты. (у=9).
Составьте уравнение оси симметрии параболы: у=5х2-11х+6 (х=1,1)
Составьте уравнение оси симметрии параболы: у=5х2+8х-12 (х= -0,8).
Вариант 2.
Найдите вершину параболы: у=х2-4х+5. В ответ запишите значение ординаты. (у=1).
Установите сответствие межу графиками функций и формулами, которые их задают:
у= -3х2+3х+1 у= -3х2-3х+1 у=3х2-3х-1
Установите сответствие межу графиками функций и формулами, которые их задают:
у= -2х2+6х-2 у= 2х2+6х+2 у= -2х2-6х-2