Актуализация знаний | -Назовите 10 ассоциаций, которые возникают у вас с этим словом «конфликт» Конфликты имеют только отрицательные ассоциации? А если я вам скажу, что положительные тоже, вы поверите мне? - Возможна ли жизнь без конфликта? - | Называют ассоциации, выдвигают предположения, определяют тему, пишут в тетрадь, анализируют написанное. Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы: Отвечают на вопросы | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
Проблематизация (постановка проблемы) | Итак, тема урока «Конфликты в межличностных отношениях». Сегодня на уроке мы сформулируем понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объясним причины возникновения конфликтов, рассмотрим варианты поведения в конфликтной ситуации. Предлагаю вам посмотреть небольшую серию из российского мультипликационного сериала «Барбоскины». Видеосюжет Серия 15.« Кто красивее? ». Как вы думаете, почему так происходит? Почему Розочка ссориться с Лизой? Предположите, что произойдет дальше. Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к конфликту? Чем вызван конфликт? | Внимательно слушают, анализируют информацию. Отвечают на вопросы | Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему Коммуникативные: доносить свою позицию до других с помощью диалогической речи, уметь обосновывать собственное мнение |
Постановка целей (целеполагание) и планирование учебной деятельности | Учитель организует работу учащихся по составленному плану. План изучения нового материала 1.Что такое «конфликт», 2.«межличностный конфликт». 3.Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях. 4.Варианты поведения в конфликтной ситуации. Итак, переходим к рассмотрению понятия “ конфликт” -Конкретизируйте цель, что именно вы должны узнать о конфликтах? (Слайд 6) | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение: -Цель: Узнать (изучить) что такое конфликт? -Цель: Узнать как разрешить конфликт, узнать о причинах конфликта. | Регулятивные: определять и формулировать цель учебной деятельности; составлять план достижения цели, осознавать конечный результат Коммуникативные: уметь обосновывать собственное мнение Познавательные: самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения. Перерабатывать информацию для получения нового результата |
Изучение нового материала | Конфликт - это разногласие, спор за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. А в переводе с латинского это слово означает «столкновение». Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнёров по общению. Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми. Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. Назовите виды конфликта. Переходим к следующему вопросу. Ели вы сталкивались с конфликтом в своей жизни, предположите, что может быть причиной его возникновения. Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях. (10 мин) В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней: Возникновение конфликтной ситуации Осознание конфликта Проявление конфликтного поведения Углубление конфликта Разрешение конфликта. На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Вот об этом и поговорим. Как вы думаете, что может стать причиной конфликта? Абсолютно верно, причиной конфликта может стать какое – либо высказывание и оно тебе кажется несправедливым, противоположные желания и интересы, а ещё психологи причины конфликтов связывают с различными барьерами: Смысловой ( когда одно и то же слово, фраза, событие имеет разный смысл для разных людей). Пример притчи «Мудрецы и слон»: Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон. (Почему они не узнали, как выглядит слон? У них разное восприятие.) Пример из школьной жизни: открытие кубка здоровья, перетягивание каната между командами, рано или поздно одна из команд побеждает, испытывая радость и ликование, а другая? Пример: полночь, а за стеной у соседей всё ещё слышна громкая музыка, заливыстый смех. Наши действия? Становясь участником конфликта, возможно сами того не осознавая мы выбираем определённый вариант поведения. Варианты поведения в конфликтной ситуации. Специалисты выделяют несколько таких вариантов, рассмотрим их: Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны Компромисс- для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами Избегание- заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Разрешение конфликта Поведение: Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Компромисс -обоюдные уступки смягчают причины конфликта прерывание конфликтных действий- по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих интеграция– наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение | Учащиеся слушают новый материал, записывают определения в тетрадь. Ребята называют виды Записывают стадии Обсуждают записи . ответы ребят Ребята слушают новый материал и записывают в тетрадь, что такое смысловой, эмоциональный и моральный барьер. | Познавательные: строить логическое рассуждение. Познавательные общеучебные: поиск информации Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, работая по плану, самостоятельно. Коммуникативные: уметь обосновывать собственное мнение, доносить свою позицию до других, понимать прочитанное. Коммуникативные: слушать товарища и обосновывать свое мнение выражать свои мысли и идеи Предметные результаты: знать понятие конфликт, виды, пути разрешения. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. . Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Проверка понимания. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Мы изучили тему конфликты. Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут толерантны друг к другу. Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» А если уж и попадёте в конфликтную ситуацию, нужно достойно выйти из неё. А как это сделать узнаем на следующем уроке. Выполните тест | Учащиеся отвечают на вопросы теста. Осуществляют самоконтроль 1. Противостояние, которое ведёт к изменению межличностных отношений, — это 1) борьба 2) общение 3) конфликт 4) взаимодействие 2. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: подчинение, прерывание, компромисс, __________. 1) избегание 2) конфликтное поведение 3) интеграция 4) конфликтная ситуация 3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведенный перечень: сотрудничество, избегание, приспособление. 1) поведение в конфликтной ситуации 2) поиск компромисса 3) разрешение конфликта 4) совместная деятельность 4. Случай, происшествие, недоразумение можно назвать 1) компромиссом 2) инцидентом 3) столкновением 4) соперничеством | Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с образцом. Самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели. Оценка результата своей работы. |
Рефлексия | Предлагает высказать свое мнение о результативности работы на уроке, просит дать оценку работе класса в целом, эмоциональной оценке урока в целом. Выставляет оценки наиболее активно работающим ученикам, объявляет результаты. | Высказывают свое мнение о результативности работы на уроке, Дают оценку работе класса в целом, эмоциональную оценку урока в целом Анализируют итоги работы на уроке, высказывают свое согласие / несогласие с оценками за работу на уроке | Регулятивные: - выработка критериев оценивания работы в группах Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы |