СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конфликты в межличностных отношениях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конфликты

Просмотр содержимого документа
«Конфликты в межличностных отношениях»




Технологическая карта урока

Школа

СОШ при В/Ч 2392 г. АРТАШАТА

Учитель

Саркисова Диана Андреевна , учитель обществознания и права

Предмет

Обществознание

Класс

6

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Технология построения урока

Технология проблемного диалога

Тема

Конфликты в межличностных отношениях

Цель

Сформировать понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации.

Задачи

Образовательные: Самостоятельно сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения.

Развивающие: На основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Воспитательные: Сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;


Основные понятия

конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

Ресурсы урока

  1. Учебник: Обществознание. 6 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2016

  2. Техническое оборудование: компьютер для учителя, мультимедийный проектор.

  3. Учебные материалы: презентация, рабочий лист, тесты.

Планируемые результаты

Предметные: Получат возможность научиться допускать существование различных точек зрения, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока; анализировать ситуации, формулировать ответы.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра и сохранять достоинство в конфликте.

Регулятивные: ставить учебную задачу, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения.

Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий в парах, выражать положительное отношение к процессу познания



Этапы урока

Деятельность учителя

Формы и виды деятельности учащихся.

Планируемые результаты УУД

Организационный этап

Приветствие, создание положительного настроя у учеников. Создание благоприятного микроклимата для взаимодействия на уроке и выполнения поставленных задач. Приветствие учеников. Проверка отсутствующих.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем.

Проверка домашнего задания

Давайте с вами вернемся к прошлому уроку. О чем мы с вами говорили?

Задание1.Раздает учащимся тест по теме: «Общение». ( Приложение 1).

Выставляет оценки за тест.

2.Вопросы по д/з

Выполняют задания теста.

Проводят взаимопроверку.



Отвечают на вопросы

Личностные: оценивание знаний по пройденному материалу.

Актуализация знаний

-Назовите 10 ассоциаций, которые возникают у вас с этим словом «конфликт»

Конфликты имеют только отрицательные ассоциации? А если я вам скажу, что положительные тоже, вы поверите мне?

- Возможна ли жизнь без конфликта?



-


Называют ассоциации, выдвигают предположения, определяют тему, пишут в тетрадь, анализируют написанное.

Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы:

Отвечают на вопросы

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Проблематизация (постановка проблемы)

Итак, тема урока «Конфликты в межличностных отношениях». Сегодня на уроке мы сформулируем понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объясним причины возникновения конфликтов, рассмотрим варианты поведения в конфликтной ситуации. Предлагаю вам посмотреть небольшую серию из российского мультипликационного сериала «Барбоскины». Видеосюжет Серия 15.« Кто красивее? ».

Как вы думаете, почему так происходит? Почему Розочка ссориться с Лизой? Предположите, что произойдет дальше.

Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к конфликту?

Чем вызван конфликт?

Внимательно слушают, анализируют информацию.

Отвечают на вопросы






Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему


Коммуникативные:

доносить свою позицию до других с помощью диалогической речи, уметь обосновывать собственное мнение

Постановка целей (целеполагание) и планирование учебной деятельности

Учитель организует работу учащихся по составленному плану.

План изучения нового материала

  1. 1.Что такое «конфликт»,

  2. 2.«межличностный конфликт».

  3. 3.Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.

  4. 4.Варианты поведения в конфликтной ситуации.

Итак, переходим к рассмотрению понятия “ конфликт”



-Конкретизируйте цель, что именно вы должны узнать о конфликтах? (Слайд 6)


Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение:

-Цель: Узнать (изучить) что такое конфликт?



-Цель: Узнать как разрешить конфликт, узнать о причинах конфликта.


Регулятивные: определять и формулировать цель учебной деятельности; составлять план достижения цели, осознавать конечный результат

Коммуникативные:

уметь обосновывать собственное мнение

Познавательные: самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения. Перерабатывать информацию для получения нового результата

Изучение нового материала

Конфликт - это разногласие, спор за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
А в переводе с латинского это слово означает «столкновение».

Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнёров по общению. Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми.

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.

Назовите виды конфликта.








Переходим к следующему вопросу. Ели вы сталкивались с конфликтом в своей жизни, предположите, что может быть причиной его возникновения.

Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях. (10 мин)

В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней:

  1. Возникновение конфликтной ситуации

  2. Осознание конфликта

  3. Проявление конфликтного поведения

  4. Углубление конфликта

  5. Разрешение конфликта.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Вот об этом и поговорим.

Как вы думаете, что может стать причиной конфликта?

Абсолютно верно, причиной конфликта может стать какое – либо высказывание и оно тебе кажется несправедливым, противоположные желания и интересы, а ещё психологи причины конфликтов связывают с различными барьерами:

  • Смысловой ( когда одно и то же слово, фраза, событие имеет разный смысл для разных людей). Пример притчи «Мудрецы и слон»: Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон. (Почему они не узнали, как выглядит слон? У них разное восприятие.)

  • Эмоциональный (заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний);

Пример из школьной жизни: открытие кубка здоровья, перетягивание каната между командами, рано или поздно одна из команд побеждает, испытывая радость и ликование, а другая?

  • Моральный (это различные представления о правилах или нормах морали);

Пример: полночь, а за стеной у соседей всё ещё слышна громкая музыка, заливыстый смех. Наши действия?

Становясь участником конфликта, возможно сами того не осознавая мы выбираем определённый вариант поведения.

  1. Варианты поведения в конфликтной ситуации. 

Специалисты выделяют несколько таких вариантов, рассмотрим их:



Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Компромисс- для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами

Избегание- заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно.

Разрешение конфликта

Поведение:

Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной.

Компромисс -обоюдные уступки смягчают причины конфликта

прерывание конфликтных действий- по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих

интеграциянаилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение


Учащиеся слушают новый материал, записывают определения в тетрадь.




Ребята называют виды








Записывают стадии

Обсуждают записи


.

ответы ребят



Ребята слушают новый материал и записывают в тетрадь, что такое смысловой, эмоциональный и моральный барьер.

Познавательные: строить логическое рассуждение.











Познавательные

общеучебные:

поиск информации

Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, работая по плану, самостоятельно.

Коммуникативные: уметь обосновывать собственное мнение, доносить свою позицию до других, понимать прочитанное.


Коммуникативные:

слушать товарища и обосновывать свое мнение

выражать свои мысли и идеи


Предметные результаты:

знать понятие конфликт, виды, пути разрешения.



Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Проверка понимания.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


- Мы изучили тему конфликты. Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут толерантны друг к другу. Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» А если уж и попадёте в конфликтную ситуацию, нужно достойно выйти из неё. А как это сделать узнаем на следующем уроке.

Выполните тест


Учащиеся отвечают на вопросы теста.

Осуществляют самоконтроль

1. Противостояние, которое ведёт к изменению межличност­ных отношений, — это

1) борьба
2) общение
3) конфликт
4) взаимодействие

2. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: подчинение, прерывание, компромисс, __________.

1) избегание
2) конфликтное поведение
3) интеграция
4) конфликтная ситуация

3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обоб­щает приведенный перечень: сотрудничество, избегание, приспособление.

1) поведение в конфликтной ситуации
2) поиск компромисса
3) разрешение конфликта
4) совместная деятельность

4. Случай, происшествие, недоразумение можно назвать
1) компромиссом
2) инцидентом
3) столкновением
4) соперничеством


Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с образцом. Самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели. Оценка результата своей работы.


Домашнее задание

Домашнее задание: Параграф

(пересказ), запись в тетради. Мини проект. Составьте листовку «Пути преодоления межличностного конфликта».


Учащиеся записывают домашнее задание.


Рефлексия

Предлагает высказать свое мнение о результативности работы на уроке, просит дать оценку работе класса в целом, эмоциональной оценке урока в целом.

Выставляет оценки наиболее активно работающим ученикам, объявляет результаты.


Высказывают свое мнение о результативности работы на уроке,

Дают оценку работе класса в целом, эмоциональную оценку урока в целом

Анализируют итоги работы на уроке, высказывают свое согласие / несогласие с оценками за работу на уроке


Регулятивные:

- выработка критериев оценивания работы в группах

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!