Однажды, выступая перед студентами, окончившими механикомате- матический факультет Московского университета, Андрей Николаевич Колмогоров (он был тогда деканом) сказал, что каждый из нас, живущих на этой Земле, принадлежит по меньшей мере трём кругам. Первый из них вырожденный, он состоит из одного лишь центра — это мы сами. Второй — это страна, с которой нас соединила судьба, наша Родина. Третий круг — максимально широкий, это всё человечество, ибо все мы — братья и сёстры по человечеству.
Размышляя о математике и проблемах математического образования, разумно помнить об этих «трёх кругах».
Математика — это всечеловеческая наука. И если нам понятно высказывание Гоголя, что «при имени Пушкина нас осеняет мысль о русском национальном поэте», то выражение «русский (или немецкий или английский и т. п.) национальный математик» лишено смысла. Математический язык (в отличие от национального языка) всечеловечен, и математическая истина не имеет национальных границ.
Математика всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Первые два свойства (и отчасти третье) относятся к третьему кругу — всему человечеству, третье во многом — ко второму, последний — к первому.
Математическое образование есть благо, на которое имеет право любой человек и обязанность общества (государства и всемирных организационных структур) предоставить каждой личности возможность воспользоваться этим правом.
Говоря о математическом образовании, разумно выделить следующие темы: цели, принципы, структура и содержание математического образования.
Прежде чем высказать мнение о целях математического образования, хочу привести данные анкеты, предложенной студентам нашего колледжа:
«В чём цель математического образования (упорядочьте в соответствии со своими предпочтениями):
Подготовка в вуз,
Подготовка к будущей профессии,
Интеллектуальное развитие,
Формирование мировоззрения,
Ориентация в окружающем мире,
Физкультура мозга».
Упорядочение целей было следующим:
Интеллектуальное развитие,
Подготовка в вуз,
Подготовка к будущей профессии,
Ориентация в окружающем мире,
Формирование мировоззрения,
Физкультура мозга.
Примерно так представляют себе цели математического образования наши студенты
Вот некоторые мотивировки относительно важности математического образования для личности.
Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно определенные математические навыки нужны каждому человеку. Не правда ли, нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем (часто не замечая этого) знания о величинах, характеризующих протяжённости, площади, объёмы, промежутки времени, скорости и многое другое. Всё это пришло к нам на уроках арифметики и геометрии и сгодилось для ориентации в окружающем мире.
Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего, конечно, в тех, что связаны с естественными науками, техникой и экономикой. Математика является языком естествознания и техники и потому ‘профессия естествоиспытателя и инженера требует серьезного овладения многими профессиональными сведениями, основанными на математике. Очень хорошо сказал об этом Галилей: «Философия [речь идёт о натурфилософии, на нашем современном языке — о физике] написана в величественной книге, которая постоянно открыта вашему взору, но понять её может лишь тот, кто сначала научится понимать её язык и толковать знаки, которыми она написана. Написана же она на языке математики». Но ныне несомненна необходимость применения математических знаний и математического мышления врачу, лингвисту, историку, и трудно оборвать этот список, настолько важно математическое образование для профессиональной деятельности в наше время. Следовательно, математика и математическое образование нужны для подготовки к будущей профессии. Для этого необходимы знания из алгебры, математического анализа, теории вероятности и статистики.
Философское постижение Мира, его общих закономерностей и основных научных концепций также не возможно без математики. И потому математика необходима для формирования мировоззрения.
Все мы хорошо понимаем важность физкультуры для полнокровной жизни каждого человека, важность тренировки тела. Столь же необходима (вряд ли кто-то будет спорить) физкультура мозга, тренировка ума. И все мы знаем, сколь богатые возможности для этого даёт математика.
Первая школа, где была выработана концепция математического образования, была создана чуть более 1200 лет тому назад (в 795 году). Это произошло при Карле Великом. Он повелел открыть в городе Аахене школу и пригласил для организации ее монаха из Британии по фамилии Алкуин. Алкуин выполнил поручение и написал первую в Средневековой Европе учебную книгу по математике, озаглавленную «Задачи для изощрения ума». Задачей под номером 18 в этой книге была следующая. «Человеку надо перевезти волка, козу и капусту через реку. Но лодка не позволяет перевезти сразу всех троих, можно взять только двух. И нельзя оставлять вместе на берегу без присмотра волка и козу, козу и капусту. Как следует поступить?» С тех пор и поныне эта задача кочует из одной занимательной книги по математике в другую. «Изощрение ума» — безусловная цель математического образования любого уровня.
И подготовка к вузу есть, конечно, одна из целей математического образования.
Ещё одной важнейшей задачей математического образования является воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому надо научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, понимать смысл поставленной задачи, схематизировать, отчётливо выражать свои мысли и т. п., а с другой стороны — развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения и т. д.). Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности. В 1267 году знаменитый английский философ Роджер Бекон сказал: «Кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества».
Есть две традиции в математическом образовании. Одна из них построена на том, что человек должен уметь воспользоваться готовыми приемами, другая — на том, что его прежде всего следует научить думать самого. Наши, российские, традиции всегда зиждились на развитии интеллекта, и это явилось великим благом для нашего общества в прошлом. Одна из наших целей в России — не дать угаснуть замечательным традициям российского образования.
Говорят, что математика должна способствовать освоению этических принципов человеческого общежития. Освоение ее призвана воспитывать в человеке интеллектуальную честность, объективность, стремление к постижению истины, она воспитывает также способность к эстетическому восприятию мира, красоты интеллектуальных достижений, идей и концепций, познание радости человеческого труда.
Математика является неотъемлемой частью человеческой культуры, т. е. участвует в формировании духовного мира человечества. Равно как искусство. И потому каждому человеку полезно знать некоторые фрагменты истории этой науки, имена ее творцов, сущность их вклада в нее, ход научной эволюции, преодоление ошибок. Преподавание должно воспитывать уважение к авторитетам, но воспитывать и творческий дух, и смелость в отстаивании истины, свойственной великим творцам. Следует помнить слова Галилея: «Авторитет, основанный на мнении тысячи в вопросах науки, не стоит искры разума одного единственного».
Вторая объявленная нами тема — принципы математического образования.
Вот один из кардинальных вопросов: должен ли соблюдаться в вопросах образования принцип свободы или оно в значительной мере должно использовать элементы принуждения?
Мое поколение в Советском Союзе получало образование в те времена, когда основной целью человеческой жизни объявлялось служение государству. Государство при этом контролировало все стороны жизни каждой отдельной личности. Образование было единым для всех, все учились по единым учебникам, единым программам, и возможность выбора сводилась к минимуму.
Во многих странах Запада образование основывается на либеральных принципах, и потому оно базируется на принципах личной свободы. Во многих странах на Западе этот принцип соблюдается слишком расширительно: ребёнку, например, дозволяется не знать таблицу умножения, если он этого не хочет.
Математика необходима каждому государству и человечеству в целом. Необходимо убеждать людей власть придержащих в необходимости поддерживать математику и математическое образование.
Важный попутный вопрос: как использовать естественную для юношества жажду соперничества, состязательный дух, желание первенствовать. В некоторых странах какие-либо сравнения успехов учащихся не производятся, в других же соревновательный дух является одним из основных стимулов. Существенны ли различия людей по их «способностям», — глубокая не до конца осознанная проблема. Важнейшей характеристикой личности (не предопределенной до конца генетической структурой) является креативность, заинтересованность в получении знаний и склонность к творчеству. Для того, чтобы дать человеку возможность развить этот заложенный в нем дар, нужны усилия и всего общества в целом и тех, кому доверено быть учителями, работниками просвещения. Нужны книги, телевизионные передачи, олимпиады и турниры и многое- многое другое.
Никому не должно внушать, что он на что-то не способен. Надо бороться с ограничительной самооценкой людей, в частности, в отношении математики. Огромное большинство людей, убедивших себя, что математика им недоступна, думают так потому, что вовремя не были поддержаны талантливым педагогом, который нашел бы в них и развил бы креативную компоненту.
Вот именно с целью заинтересовать студентов математикой как наукой и является проведение нашей конференции «Применение математических знаний в жизни человечества».
Темы рефератов, участники конференции.
Пьер Ферма. Немцева Надежда, 1 - 1 группа
Франсуа Виет. Мерзлов Даниил, 1 - 1 группа
Готфрид Вильгельм Лейбниц. Кокурин Николай, 1 - 1 группа
Леонард Эйлер. Воронов Артем, 1 -1 группа
Аль Хорезми. Саратов Николай, 1 -1 группа
Математика и музыка. Кучина Анастасия 1-2 группа
Математика в медицине. Соколова Ангелина 1- 2 группа
Математика и искусство. Хрусталева Мария 1-2 группа
Великие математики Карпанова Юлия 1-2 группа
Применение математики в жизни человечества Щелкун Валерия 1-2 гр.
Математика в системе знаний. Гречухина Татьяна 1-3 гр
Вектора в пространстве. Кукушкина Екатерина, 1-3 гр.
Евклид и современность. Оботуров Александр, 1-3 гр.
Все начинается с математики. Лопухова Вера, 1 -3 гр.
Открытия Пифагора и их значения сегодня. Попов Дмитрий 1-3
Значение математики в жизни. Стариков Алексей 1-3 гр
Математике в архитектуре и природе. Цыганов Дмитрий 1-4 группа
Современные открытия в области математики. Таканов Ринат 1-4 гр.
Математика и литература. Русов Василий, Балмин Егор 1-4 гр.
Математика в жизни. Веселов Владимир, 1-4 группа
Математика в музыке. Запойнов Александр, Бузмаков Иван, 1-4
Математика и спорт. Катышев Дмитрий, 1-4 гр.
Математики. Забалуев Иван, Смирнов Алексей, 1-4 гр.
Математика в строительстве. Миронов Николай, 1-4 группа
План проведения недели
информатики
25.03.2014 г.
Сообщения «Информатика и моя будущая профессия»
26.03.2014 г.
Фильмы об истории развития ВТ
27.03.2014 г.
Олимпиада по информатике (кабинет 37)
02.04.2014 г.
Конкурс «Пользователь ПК»
03.04.2014г.
Конкурс стенгазет по информатике
Все мероприятия проводятся в кабинете 26
Зав. кабинетом Чудоквасова Г.А.