СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Композиция и постановка танца. Задачи балетмейстера.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Балетмейстер делится на четыре типа: сочинитель, постановщик, репетитор и танцмейстер. Балетмейстер является автором сочинения танца. Руководитель хореографического кружка в самодеятельности объединяет, включает и выполняет все четыре функции.

Просмотр содержимого документа
«Композиция и постановка танца. Задачи балетмейстера.»

КОМПОЗИЦЯ И ПОСТАНОВКА ТАНЦА

ЗАДАЧИ БАЛЕТМЕЙСТЕРА


Одним из этапов творческой деятельности хореографического коллектива является композиционная постановка танца.

Художественный руководитель кружка – балетмейстер. Педагог, определяющий идейно-эстетическое направление всей художественной жизни коллектива. Балетмейстер владеет знаниями драматурга, режиссера, постановщика. Должен быть мыслителем, психологом, педагогом, исполнителем, художником, музыкантом. Знать композиции классического, народного, бального, историко-бытового, эстрадного танцев и уметь применять их на практике. Овладение музыкальной грамотностью, безупречным чувством ритма, зрительной памятью, фантазией, острым взором, актерским мастерством. Знать законы изобразительного искусства, быть передовой, всесторонне развитой личностью.

ЦЕЛЬ БАЛЕТМЕЙСТЕРА – раскрыть индивидуальности каждого из учеников, воспитывать единомышленников, граждан, стоящих на позициях идейности, народности и реализма, высокообразованных профессионалов, художников, мастеров своего дела, человека высокой культуры и глубоких знаний.


ЗАДАЧИ:


  1. Знакомить учащихся с основными терминологиями хореографического искусства.

  2. Знакомить с различными жанрами искусства хореография, как вид театрального искусства и его отличие от других видов искусства.

  3. Народный танец, как источник профессиональной хореографии. Техническое исполнение движений, вариаций, комбинаций.

  4. Основы хореографической драматургии: идея, сюжет произведения, образы-характеры действующих лиц, обстоятельства действия, пластика тела.

  5. Драматическая постановка действия – экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

  6. Практическая постановка хореографических этюдов и танцев: русский хоровод, кадриль, перепляс, полька, Вальс, Матросский, танцы народов мира, танцы в стиле Модерн, балет.

  7. Итог работы – хореографический танец, по которому определяют насколько интересна и глубока по содержанию идейно-тематическая основа сочинения, овладение драматическим построением, интересные композиционные решения, выразительность хореографического рисунка и текста, верно ли найдено соотношение между формой и содержанием.


ТАНЕЦ – это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии в том, что мысли, чувства, переживания человека оно определяет без помощи речи, средствами движения и мимики. Способность мыслить хореографическими образами отличает балетмейстера от режиссера драмы и оперы.

Балетмейстер делится на четыре типа: сочинитель, постановщик, репетитор и танцмейстер. Балетмейстер является автором сочинения танца. Руководитель хореографического кружка в самодеятельности объединяет, включает и выполняет все четыре функции.

Методика балетмейстера складывается из двух разделов:

  1. Из наглядного показа исполнителям текста и рисунка танца.

  2. Из словесного пояснения, когда постановщик, называя движения и позы, говорит о характере, стиле, в какой манере следует исполнять показанную композицию.

Как педагог, балетмейстер должен сочетать:

  1. Обучение всевозможным движениям путем их неоднократного повторения без сложных комбинаций, из пройденных па. Задача хореографа – добиться четкого и выразительного исполнения текста и рисунка танца.

  2. Проводить повторение однородных па подряд, в терпеливой и требовательной работе, последовательно, шаг за шагом добиваться чистоты исполнения танца.

  3. 3.Балетмейстер контролирует эмоциональное состояние исполнителя. Организует его мысли, чувства, вовремя подает совет, а иногда и практическую помощь. Учит правде понимания авторского замысла, художественного образа, правде актерского мастерства, органическому сочетанию всех движений и компонентов балетного искусства.

Закон Драматургии обязателен при сочинении и композиционной постановке танца, будь то сюжетный или бессюжетный танец. Обязательно должна присутствовать тема, которая выражает то или иное состояние человека (радость, горе, любовь, ревность, обаяние и т.д.) и его свойства (доверчивость, трусость, самовлюбленность, неустрашимость).

Композиция танца состоит из ряда компонентов. В нее входят:

  1. Драматургия. Процесс создания начинается с идеи, мысли-побудителя к действию. Изучается, подбирается материал: исторический, литературный, музыкальный. Определяется тема, содержание. Выражением содержания является движение, мимика, а речью – пластика тела со всем богатством выразительных возможностей. Тема воплощается в программе (либретто), которая составлена по законам драматургии и содержит события, время, условия, место действия и обстоятельства действия, перечисление и развернутые характеристики всех основных действующих лиц.

  2. Музыкально-композиционный план или музыкальный сценарий, который является опорой хореографической композиции, создается, подбирается, аранжируется композитором или аккомпаниатором, на основе либретто (художественного текста).

  3. Рисунок – перемещение танцующих по площадке, всевозможные ракурсы, используются геометрические фигуры: круги, эллипсы, параллели, линии, диагонали, квадраты, треугольники, спирали.

  4. Изобразительное искусство подсказывает пластический рисунок, определяет эпоху, народность, национальный колорит.

  5. Постановка всего сочинения в репетиционном зале включает в себя:

а). сочинение всех танцев и сцен;

б). галерею образов художественных;

в). работа с солистами и сольными номерами;

г). разучивание и заучивание комбинаций и хореографического текста;

д). исполнительское мастерство (техника исполнения движений, эмоциональность);

е). чистота исполнения композиции, синтез музыки и хореографической постановки.

Все это подчинено задаче выразить мысль и эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении. Согласно этому закону танец должен сочетать в себе гармоническое соотношение всех пяти частей:

  1. Экспозиция должна быть ясной, доходчивой. В танце занимает одну часть. Это введение в действие. Зритель знакомится с действующими лицами. По музыке, костюму, движению зритель определяет национальность, время, эпоху. Становится понятным жанр – народно-характерный, фольклорный, исторический, сольный, балетный, массовый, сюжетный, кордебалетный танец.

  2. Завязка – четкая, яркая. В танце занимает одну часть. Исполнители делают более сложные движения, в определенном рисунке (линии, круг, диагональ), развивая интерес у зрителей.

  3. Развитие действия – ряд ступеней перед кульминацией, с сильным нарастанием (в музыке, сложности движений). В танце занимает три части. Определяется замыслом и содержанием хореографического произведения. Обязательно должно идти по ступеням вверх, чтобы каждая последующая комбинация перекрывала другую. Это смена темпа, ритма, динамики, интонации находит в тексте, рисунке, пластическом единстве, органическом сочетании.

  4. Кульминация – яркая, впечатляющая вершина танца, подготовленная экспозицией, завязкой, развитием действия. В танце занимает две части. Включает текст-движения (трюки), позы в соответствующих ракурсах, жесты, мимика, рисунок, в логическом построении приводит к этой вершине. Кульминация может быть построена с помощью только текста или только рисунка.

  5. Развязка должна быть подготовлена всем ходом танцевального действия. В танце занимает одну часть. Логически вытекает из всего хода действия, завершая мысли и ставя точку.


Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка



Постановка танца должна проходить энергично, живо, эмоционально, интересно, увлекательно. Исполнитель должен рассказать о замысле танца, что этим танцем он хотел сказать и показать, и когда происходит действие. Речь должна быть простой и естественной, выбирая нужные слова. Затем балетмейстер начинает постановку, показывая комбинации по частям, заучивая и повторяя из урока в урок для запоминания. Когда танец ставится, то балетмейстер должен проходить все сделанное сначала, убедившись, что материал усвоен, показывать дальше.

Отделочная работа ведется после того, когда разучат весь танец или композицию. Умение пользоваться законами и применять их на практике – один из самых сложных и трудных этапов творчества балетмейстера. И как результат творческой совместной деятельности – встреча со зрителями.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!