ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
В V-VII КЛАССАХ
(6 часов + 2 часа развития речи)
Урок 2
ТЕМА: «Комплексное повторение». «Пунктуация и орфография».
ЦЕЛИ УРОКА:
• повторить и обобщить знания учащихся о применении знаков препинания.
• уточнить правила фонетического и морфемного разбора слов.
• диагностика навыков работы с орфограммами в тексте, анализ текста.
ТИП УРОКА: повторение и обобщение изученного материала.
НА ДОСКЕ:
аромат прелес..ный голубой прекрас..ный двенадцать поз..ний зап..вать песню врач.. зап..вать лекарство доч.. загл..деться горяч.. библ..тека вскач.. д..лина спряч..ся |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Работа по теме урока
• Запишите под диктовку в тетради высказывание писателя В. Шкловского: «К книге нужно относиться как к жизни... выискивать в ней точное знание и идти от книги к книге. Ведь книга — это только дорога» (один ученик записывает высказывание на доске).
• Подчеркните орфограммы и объясните основную мысль высказывания. Выделите грамматическую основу последнего предложения.
• Если книга — дорога к знаниям, то что является целью этой дороги? (новые знания, интересная информация, обогащение лексикона).
• Какими частями речи выражена грамматическая основа в последнем предложении?
• Объясните постановку тире. Сделайте схему этого предложения.
• Напишите транскрипцию слова относиться, разберите это слово по составу, обозначьте морфемы.
• Определите вид, возвратность, спряжение этого глагола.
• Найдите имя прилагательное в этом высказывании, определите его разряд.
4. Работа в тетради
Спишите с доски слова, подчеркните в них орфограммы, вспомните правила написания этих слов (комментированное письмо). На каждый вид орфограммы придумайте свои примеры (по цепочке).
(О б р а з е ц: аромат — безударная гласная о в корне, не проверяемая ударением, слово запоминается (вокзал, картофель).
5. Работа с учебником
Чтение вслух § 1 «Пунктуация и орфография». Работа с отрывком из письма А. Чехова.
6. Беседа
• Ответьте, пожалуйста, какие нормы литературного языка вы знаете? (орфоэпические, орфографические, пунктуационные).
• Что такое орфография? (раздел науки о языке, который изучает правила написания слов).
• Что такое пунктуация? (раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и правила их постановки).
• Какова роль пунктуации в литературной речи? (знаки препинания помогают более точно и полно выразить смысл письменной речи).
7. Работа с деформированным текстом
• Прочитайте на доске текст. Перепишите его в тетрадь, разделив текст на предложения; правильно поставьте нужные знаки препинания.
Багратион лучший генерал русской армии так выразил свое мнение о Багратионе как о полководце Наполеон который не раз довольно безуспешно посылал против него на лучших своих маршалов и действительно любимец и правая рука Суворова друг Кутузова Багратион был орлом русской армии так по крайней мере называли его солдаты Багратион был великим мастером наступательного боя для этого у него были необходимые качества во-первых тактический глазомер во-вторых железное упорство и наконец поистине легендарная храбрость почему он всегда находится в самых опасных местах солдаты ценили и любили его так как они любили Суворова и Кутузова.
(По С. Борисову)
• Проверка готового текста (у доски работает ученик со своим вариантом готового текста, за ним следующий работают по одному предложению, по цепочке).
• Ребята, какими знаками препинания вы завершили предложения? (Это знаки завершения.)
• Какими знаками разделяли прямую речь и слова автора, однородные члены предложения? (Это знаки разделения.)
• Какими знаками препинания выделяли придаточные предложение, вводные слова? (Это выделительные знаки.)
• О назначении знаков препинания прочитайте в таблице в § 2 на стр. 6, 7.
8. Подведение итогов урока
9. Сообщение домашнего задания
Составьте таблицу «Правописание гласных в корне слова».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Знаки препинания и правила их постановки возникли не сразу. В древнерусских книгах, переживших несколько столетий, мы находим тексты, написанные от руки, практически без знаков препинания. (И даже без разделений предложений на слова.) Знаки препинания сформировались в основном после изобретения книгопечатания, постепенно были созданы и правила их постановки. Эти правила постоянно совершенствовались. Причина изменений — развитие языка, его усложнение. Двоеточие и тире — знаки смыслового неравноправия. Кавычки выделяют всё, что пишущий считает нужный обозначить как «чужое». Скобки — всё, что пишущий отводит на второй план Точка с запятой — это «усиленная запятая», или «ослабленная точка». Иногда знаки препинания работают в паре: тире с запятой, многоточие с вопросительным знаком... (Энциклопедический словарь юного филолога).