МБДОУ «Тальжинский детский сад» комбинированного вида Мир музыки и фантазии Конспект комплексной ООД
(Музыка, речь, конструирование, аппликация) Составила: Ермачкова Л.В. музыкальный руководитель 2017г Мир музыки и фантазии Конспект комплексной ООД
(Музыка, речь, конструирование, аппликация) Лексическая тема
«Речные, морские и аквариумные обитатели»
Цель:
Создать игровую музыкальную ситуацию, побуждающую ребёнка прочувствовать, домыслить дальнейшее развитие художественного образа на основе эмоционального содержания музыки и продемонстрировать его в пластической деятельности.
Содействовать развитию «исследовательской» деятельности с предметами рукотворного мира для обогащения мировосприятия детей красотой и лиризмом музыки.
Задачи:
Развивать воображение, мышление, внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, восприятие художественных образов музыки и умение двигаться в соответствии с их характером.
Формировать музыкально-игровое и танцевальное творчество дошкольников.
Стимулировать стремление к созданию яркого образа пластикой своего тела, желание участвовать в танцевальных импровизациях.
Стимулировать детскую инициативу, желание высказать своё личное отношение к музыке и созданного ею настроения.
Содействовать развитию познавательных потребностей.
Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
Развивать дыхание и голос.
Расширять и активизировать словарь по теме: «Речные, морские и аквариумные обитатели».
Закрепить знания и умения изготовления игрушек из бумаги.
Закреплять разнообразные приёмы вырезывания и наклеивания.
Материал:
Компьютер,
Синие полотна,
Белые шарфы,
шпагат синего цвета с зелёными лентами-водорослями
бассейн,
презентация,
видео
рыбки на палочках – по кол-ву детей
логотипы «Домисолька» - по кол-ву детей
большая сумка
искусственные водоросли
3-4 столика
Бумага для конструирования (по кол-ву детей)
Шаблоны рыбок
Ножницы (по кол-ву детей)
Клей
Салфетки
Снежинки на дождинках
Ход:
(Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал) - 01
Муз. рук: Посмотрите, ребята, сколько гостей пришло к нам. Давайте, поздороваемся с ними!
♫ "Здравствуйте"
Дети: (поют)
Доброе утро!
Улыбнись скорее! качают головой вправо-влево
И сегодня весь день хлопают
Будет веселее!
Муз.рук: Молодцы! Мы подарили другу и нашим гостям улыбку и хорошее настроение, а это - первый знак дружбы и общения, потому что дружба начинается с чего?
Дети: С улыбки!
Муз.рук. звонит в колокольчик
Муз.рук: Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева - друг и справа - друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. Дети строятся в круг.
Муз.рук: Ребята, сегодня мы будем петь, играть и танцевать. Но танцевать вы будете только свои сочинённые танцевальные композиции.
И так, я приглашаю вас в необыкновенное музыкальное путешествие.
(ГОЛОС ИЗ-ЗА ДВЕРИ): Подождите меня, я тоже хочу в путешествие.
♫ ВХОДИТ ДОМИСОЛЬКА - 02
и тащит большую сумку
Домисолька: Я тоже хочу с вами в путешествие, я так долго готовилась к нему, но мама мне сказала, что без взрослых далеко одной нельзя.
Муз. рук: Здравствуй, девочка, а как тебя зовут?
Домисолька: Я – Домисолька! Меня мама так назвала, потому что я люблю музыку: я её слушаю, пою, танцую.
Муз. рук: Домисолька – очень музыкальное имя. Ребята, а кто знает, что обозначает имя До-ми-соль-ка?
ОТВЕТЫ детей.
Муз.рук: Ребята, а давайте споём имя Домисольки.
♫ Дети поют трезвучие
(показывая рукой высоту звуков)
Домисолька: (начинает дрожать, согревать дыханием свои руки)
Муз.рук: Домисолька, что с тобой?
Домисолька: Пока я к вам добиралась, совсем замёрзла. Смотрите, мои ладошки ледяными стали!
Муз.рук: Ничего, мы твои ладошки сейчас отогреем.
♫ Массаж рук «Зимняя разогревалочка»
Дети говорят:
Если замерзают руки, медленно растирать ладони друг о друга
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке разогреть.
Сначала ладошки, растирать всё быстрее и быстрее
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки.
Но вот понемножку
Согрелись ладошки,
Горят, и взаправду,
А не понарошку.
Я горю, как от огня, вытянуть вперёд раскрытые ладони
Вот потрогайте меня.
Муз.рук: Ребята, а почему у Домисольки замёрзли руки? (ОТВЕТЫ детей)
Правильно, потому что зима не за горами и уже иногда идёт снег, а снег состоит из чего?
Дети: Из снежинок.
Муз.рук: Мы снежиночки возьмём, песенку про снег споём!
(раздать снежинки) - 03
♫ Песенка-распевка «Снег-снежок»
Поют:
Снег-снежок, снег-снежок,
По дорожке стелется.
Снег-снежок, снег-снежок, качают снежинку перед собой
Белая метелица.
Снег-снежок, снег-снежок,
Замело дорожки,
Снег-снежок, снег-снежок,
Тает на ладошке. (после пения дети сдувают на снежинку с ладошки)
♫ Ф-ма «Метель» - 04
Домисолька: Да ну вас с вашими снежинками, смотрите, вы настоящую метель устроили. Вот бы сейчас очутиться в тёплых краях, покупаться в ласковом море!
Муз.рук: Ребята, давайте возьмём с собой Домисольку в наше музыкальное путешествие, я думаю, ей будет интересно.
Домисолька: А на чём мы поедем: на поезде или на корабле?
Муз. рук: Мы с детьми можем путешествовать на чём угодно и куда угодно.
Домисолька: Вот это да! Кому сказать – не поверят, что я путешествовала на чём угодно и куда угодно. А вот мне угодно на корабле по морю.
Муз. рук: Хорошо, но я уже говорила, что путешествие это не простое. Мы сегодня будем путешествовать в своём воображении.
Домисолька: А что такое воображение и где его берут?
Муз. рук: Ребята, кто сможет объяснить нашей спутнице, что такое воображение и где оно находиться?
ДЕТИ ОБЪЯСНЯЮТ Домисольке про воображение.
Домисолька: А я не умею воображать, вы меня научите?
Муз. рук: Обязательно научим. А можно у тебя спросить, что у тебя в сумке?
Домисолька: У меня есть разные вещи. Вот мамины шторы, белые шарфики
(достаёт два синих полотна и белые шарфы)
Муз. рук: Для нашего путешествия эти шторы и шарфы нам очень пригодятся. Ребята, Домисолька хотела путешествовать морем. А какого цвета море?
ОТВЕТ: Синее.
Муз. рук: Правильно синее. А пена на гребне волны?
ОТВЕТ: Белая.
Муз. рук: Море у нас уже есть, пена морская есть, а чего не хватает для настроения?
ОТВЕТ: Музыки.
М.р.: Включаю музыку, и смотрим на море.
(дети садятся на пол, слушают небольшую часть музыки.
♫ «Лунная соната» Л.В. Бетховен (на фоне моря) - 05
Затем муз.рук. предлагаем им «превратиться» в море и морскую пену.
Раздать шарфы и полотнища ткани)
♫ Импровизация
ДЕТИ танцуют с полотнами и шарфами
М.р.: Ребята, надвигается шторм!
♫ «Шторм» Ванесса Мэй - 06
(дети останавливаются, слушают вступление,
а затем придумывают стремительные движения)
(собрать шарфы и ткань)
Муз.рук: Ребята, расскажите, какое у вас было 1-е море по характеру? А второе?
ОТВЕТЫ детей.
♫ Ф-ма «Крик чаек» - 07
Домисолька: Ой, кто это кричит?
Дети: Чайки.
Домисолька: Смотрите, смотрите, как смешно они щёлкают своим клювиком и высовывают язык! Давайте и мы попробуем также поиграть нашим язычком.
♫ Артикуляционная гимнастика
«Щёлкаем язычком, как чайки»
«Клювик»
«Вкусная рыбка»
Муз.рук: Ребята, послушайте загадку:
К нам из сказки приплыла,
Там царицею была.
Это рыбка не простая.
Рыбка эта… (золотая)
А где, кроме природных водоёмов живут рыбки?
Дети: В аквариуме.
(дети рассаживаются на полу перед экраном телевизора)
♫Камиль Сен-Санс цикл «Карнавал животных»
«Аквариум» (видео)
Муз.рук: Ребята, вы сейчас прослушали пьесу, которая называется «Аквариум». Как звучит музыка?
Дети: Музыка переливается, как будто в аквариуме плавают золотые рыбки.
Муз.рук: Молодцы, действительно, музыка искрится и переливается волшебными струями. Нежная мелодия скрипок, переливчатые пассажи фортепиано и звон челесты изображают волшебную картину: будто солнце отражается в воде и разноцветные лучи его рассыпаются вокруг. А в аквариуме резвятся золотые рыбки необыкновенной красоты.
А кто знает, как называется это произведение и кто композитор?
ОТВЕТЫ детей: «Аквариум» - Французский композитор Камиль Сен-Санс.
Домисолька: А давайте, превратимся в рыбок и будем плавать, как они в море.
М.р.: Это хорошее предложение, но в море есть не только рыбки. Там ещё бывают…
ОТВЕТЫ детей (водоросли, ракушки, осьминоги, акулы, камешки, пузыри…)
М.р.: А для того, чтобы нам всем превратиться в жителей нашего сказочного подводного царства, нам нужна помощь твоей почти волшебной сумки – заглянем в неё?
Домисолька: А там больше ничего нет.
Муз.рук: Как это ничего нет? Сумка такая большая и что, уже пустая?
Домисолька: Сейчас пустая, но если вы споёте весёлую песенку, то нужные вещи появятся.
Муз.рук: Мы споём тебе песенку-повторялку, но только если ты нам поможешь.
♫ Песенка-повторялка «Колокольчик» - 08
Муз.рук: А теперь пусть ____________заглянет в сумку. (ребёнок заглядывает в сумку и достаёт «лианы-водоросли») А что это такое?
Дети: Водоросли!
Домисолька: А давайте поиграем с водорослями и рыбками!
М.р.: Я предлагаю поиграть в ловушку. Часть детей будет водорослями-ловушками, похожими на рыбацкие сети. В них иногда попадаются рыбки. А часть – золотыми рыбками.
Играют дети по очереди: мальчики «водоросли», девочки – рыбки и наоборот.
«Рыбкам» дают рыбки на палочках
♫ Игра «Поймай золотую рыбку» - 09
( Э.Григ «Утро» сюита «Пер Гюнт» аранжировка Джеймса Ласта)
Перед игрой дети, которые стоят в кругу (водоросли) говорят слова:
Рыбки плавают, резвятся,
Рыбки любят поиграть.
Рыбки быстро уплывают,
Ты попробуй их поймать.
Рыбка, плыви! (Игра по принципу «Мышеловки»)
Дети остаются стоять в кругу.
Собрать «водоросли» и оставшимся детям тоже дать рыбок
♫ Гимнастика для глаз «Рыбки»
Домисолька: (говорит, а дети делают)
Вверх ты рыбку подними, выполняют действия по тексту
На неё ты посмотри.
Вниз ты рыбку опусти,
Только глазками смотри.
Вверх,
Вниз,
Вправо-
Влево.
Глазками моргаем,
Глазки закрываем. (собрать рыбок)
Вос-ль: Ребята, а как вы думаете, на что ещё похожи наши зелёные водоросли?
ДЕТИ: Они были похожи на стебельки цветов, которые колыхались от ветерка, только у них не было цветков.
Домисолька: Очень жаль, что под водой не растут цветы.
Вос-ль: Ты ошибаешься, Домисолька, есть водяные цветы кувшинки, лилии. Они прорастают в воде и распускаются на поверхности воды (изображение цветов).
Домисолька: Они очень красивые. Я такие цветы никогда не видела.
Вос-ль: А мы с ребятами научим тебя делать их из бумаги.
Ручной труд из бумаги и нитей «Лилия»
(Муз. рук. объясняет как надо собрать цветок из готовых деталей, воспитатель и Домисолька помогают детям)
Домисолька: Какие красивые лилии сделали ребята. Но только жаль, что они не живые.
Вос-ль: Домисолька, ты совсем забыла, что наше путешествие сказочное.
Домисолька: Неужели мы сможем оживить наши бумажные лилии?
М.р.: Конечно сможем! А какую музыку вы, ребята, сочинили бы для сказочных, почти волшебных превращений, если были бы композиторами?
ОТВЕТЫ детей (таинственную, завораживающую, волшебную, тихую, плавную..)
Домисолька: А, я поняла – это музыка у вас волшебная, от неё оживут цветы.
М.р.: Нет, не угадала.
Домисолька: Тогда это вода живая?
Вос-ль: Вода у нас обыкновенная и цветы бумажные, а получается волшебство.
(Муз. рук. и вос-ль открывают бассейн и объясняет детям правила поведения у бассейна)
Вос-ль: Давайте сначала пронаблюдаем, а потом сделаем выводы и выясним что у нас волшебное, а что нет.
♫ Звучит музыка П.И. Чайковский «Сладкая грёза»
С началом музыки дети погружают свои лилии на поверхность воды.
Цветы раскрываются.
М.р.: Ребята, какие чувства вы сейчас испытываете?
Домисолька: Ой, я ничего не понимаю!
М.р.: Ребята, а кто объяснит Домисольке, почему бумажные цветочки раскрыли свои лепестки?
ДЕТИ объясняют (под действием воды бумага намокает и выпрямляется)
Вос-ль: Всё дело в науке, которая называется физика. Когда дети пойдут в школу, они будут изучать такую науку и законы физики. А сегодня они догадались сами, потому, что очень внимательно наблюдали за процессом.
Домисолька: Ой, оказывается, цветы умеют слушать музыку и чувствовать её, так же как мы?
М.р.: Это интересное наблюдение. Об это и другом мы узнаем из другого путешествия.
Домисолька: А вы меня пригласите к себе ещё?
Дети: Пригласим.
Муз.рук: Вам понравилось!
Дети: Да!
Муз.рук: А тебе, Домисолька, понравилось?
Домисолька: Понравилось! Я столько нового и интересного узнала! Например, что рыбки живут не только в аквариуме, но и в море-океане.
Муз.рук: Только рыбки?
Домисолька: Ну, ещё русалки!
Муз.рук: И только? Ребята помогите Домисольке вспомнить подводных обитателей.
ОТВЕТЫ детей.
Домисолька: А главное что я узнала – это то, что не обязательно покупать билет и ехать в заморские страны, чтобы погреть на солнышке и поплавать в ласковом море. Можно включить музыку и с помощью своей фантазии оказаться там, куда бы хотел попасть! А ещё я научилась делать «волшебные» лилии.
Спасибо вам, ребята! Ну, мне пора! А на прощание я хочу вам подарить вот такие эмблемки с моим именем. Смотрите, здесь так и написано «Домисолька». (Домисолька дарит детям свои эмблемы)
До свидания, ребята! (уходит)
М.р.: Наше путешествие подошло к концу, я с вами тоже хочу прощаться.
(поёт) До свидания!
(Дети ей отвечают пением и уходят)
САМОАНАЛИЗ КОМПЛЕКСНОЙ ООД
Лексическая тема: «Речные, морские и аквариумные обитатели».
Название: «Мир музыки и фантазии».
Цель:
Создать игровую музыкальную ситуацию, побуждающую ребёнка прочувствовать, домыслить дальнейшее развитие художественного образа на основе эмоционального содержания музыки и продемонстрировать его в пластической деятельности.
Содействовать развитию «исследовательской» деятельности с предметами рукотворного мира для обогащения мировосприятия детей красотой и лиризмом музыки.
Задачи:
Развивать воображение, мышление, внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, восприятие художественных образов музыки и умение двигаться в соответствии с их характером.
Формировать музыкально-игровое и танцевальное творчество дошкольников.
Стимулировать стремление к созданию яркого образа пластикой своего тела, желание участвовать в танцевальных импровизациях.
Стимулировать детскую инициативу, желание высказать своё личное отношение к музыке и созданного ею настроения.
Содействовать развитию познавательных потребностей.
Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
Развивать дыхание и голос.
Расширять и активизировать словарь по теме: «Речные, морские и аквариумные обитатели».
Продолжать формировать умение конструировать поделки из бумаги способом оригами по инструкции и показу педагога.
Закреплять знакомые приёмы вырезывания и наклеивания.
Возраст: Подготовительная к школе группа.
При постановке цели и задач организованной образовательной деятельности (ООД), учитывались особенности развития речи и познавательной сферы детей данного возраста. Структура ООД отличается от традиционной и составлена в соответствии с лексической темой. Все разделы ООД взаимосвязаны, подчинены одной теме и выстроены в определенной последовательности.
В начале ООД была проведена коммуникативная распевка-приветствие «Доброе утро», которая создала у детей положительный эмоциональный настрой и стала организационным моментом начала занятия.
Массаж ладоней «Зимняя разогревалочка» был направлен на массаж биологически активных зон (в данном случае ладоней), сочетании слов и движений, помог снять излишний мышечный тонус, умственное напряжение.
Вокальное упражнение «Снег-снежок» Е.Макшанцевой позволило привести голосовой аппарат в рабочее состояние, настроить слух и внимание, совершенствовать фонематический и мелодический слух, продолжить развивать совместные движения руки и артикуляционного аппарата.
Завершение пения дыхательным упражнением со снежинкой помогло выработке нижнедиафрагмального дыхания, увеличить объем лёгких, продолжительность и силу выдоха.
Исполнение песенки-повторялки «Колокольчик» доставило детям радость, способствовало тренировке периферических отделов речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного.
Артикуляционная гимнастика «Чайка» способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает способность удерживать, переключать артикуляционные позы.
В подвижной игре «Поймай золотую рыбку» развивались память, внимание, координациия движений, ориентировка в пространстве, быстроту реакции, позитивное самоощущение.
Гимнастика для глаз «Рыбка» способствовала оздоровительному эффекту, снятию зрительного утомления у детей.
В танцевальной импровизации «Море» развивалась фантазия, координация движений, ориентировка в пространстве. Дети учились соотносить свои движения с характером, темпом, ритмом музыки.
Конструирование из бумаги «Кораблик» и создание общей композиции из вырезанных бумажных фигурок. Дети продолжали формировать умение конструировать поделки из бумаги способом оригами по инструкции и показу педагога. Упражнялись в знакомых способах вырезывания, соблюдали при этом правила безопасности в работе с ножницами. В процессе работы развивались навыки коллективной работы, дети старались органично разместить свою вырезанную, бумажную фигурку в общей композиции. Развивалось творческое воображение, внимание и память.
Релаксация «На палубе корабля» помогла активизировать слуховое внимание, умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвратить детей в спокойное состояние.
Закончилась ООД подведением итогов в игровой форме.
Занимательные комплексно-игровые методы и приемы организации занятия (загадки, наглядность, яркий музыкальный материал и использование технических средств) позволили сохранить интерес и познавательную активность детей на протяжении всего занятия, и превратили учебный процесс в увлекательную игру.
В ходе ООД старались создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания.
Считаем, что ООД удалась, детям было интересно, все задания выполнялись правильно и с удовольствием. На занятии были закреплены знания детей о речных, морских и аквариумных обитателях и широко использовались здоровьесберегающие технологии.
15