СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс коррекционно-развивающих занятий на основе изобразительной деятельности по развитию воображения у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с сохранным интеллектом)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный комплекс занятий предназначен для развития воображения детей с ОВЗ младшего школьного возраста (с сохранным интеллектом). Занятия, основанные на изобразительной деятельности с применением нестандартных техник рисования в сочетании с разными видами арт-терапии: музыкотерапия, песочная терапия, игротерапия.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс коррекционно-развивающих занятий на основе изобразительной деятельности по развитию воображения у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с сохранным интеллектом)»

Комплекс коррекционно-развивающих занятий на основе изобразительной деятельности по развитию воображения у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

(с сохранным интеллектом)



Краткое описание

Данный комплекс занятий предназначен для развития воображения детей с ОВЗ младшего школьного возраста (с сохранным интеллектом). Занятия, основанные на изобразительной деятельности с применением нестандартных техник рисования в сочетании с разными видами арт-терапии: музыкотерапия, песочная терапия, игротерапия.

Цель комплекса коррекционно-развивающих занятий:

  • развивать воображение, творческое мышление;

  • формировать навыки самостоятельной работы посредством изобразительной деятельности и других методов арт-терапии;

  • коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Занятие 1.

«Ты и я - мы друзья»

Цель: повысить позитивный настрой, содействовать эмоциональному и мышечному расслаблению, развивать воображение и творческое мышление, познакомить с нетрадиционным способом рисования.

Материалы для занятия: компьютер, спокойная музыка; шары из картона.

  1. Упражнение «Доброе утро».

Дети приветствуют друг друга на распев. Называют друг друга по имени и добавляют прилагательное.

  1. Упражнение «Мое настроение».

Ребята вешают на дерево шары различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

  1. Упражнение «Мы вместе».

Дети, сидя в кругу, касаются друг друга руками со словами «Ты и я, мы друзья».

  1. Задание с применением метода изотерапии - «Золотые ручки».

Средства выразительности: пятно, линия.

Материалы: лист бумаги формат А-4, карандаш, акварель, кисти разных размеров, баночка с водой, клеенка.

Беседа: психолог задает вопрос: «Зачем человеку руки?». «Что означает понятие «Золотые руки?». Какие пословицы о труде вы знаете?»

Способ получения изображения: на формате ребенок обводит свою ладонь простым карандашом.

Ведение работы: ребенок додумывает полученное изображение, до какого-то образа, пририсовывает необходимые детали. При необходимости психолог может продемонстрировать несколько готовых рисунков.

  1. Упражнение «Мое настроение».

  2. Рефлексия: просмотр получившихся работ, выставка.

  3. Релаксация: наблюдение за световым фонтаном.

  4. Прощание.



Занятие 2.

«Наши руки не для скуки»

Цель: повысить позитивный настрой при работе в группе; развивать коммуникативные навыки; содействовать эмоциональной разгрузке.

Материалы для занятия: спокойная музыка; шары из картона красный, синий, чёрный.

  1. Упражнение «Доброе утро».

Дети приветствуют друг друга на распев. Называют друг друга по имени и добавляют прилагательное.

  1. Упражнение «Мое настроение».

Ребята вешают на дерево шары из картона различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

  1. Игра «Что это?».

Дети, с закрытыми глазами касаясь поверхностей с различными, фактурами (это могут быть мягкие игрушки, предметы быта и т.д.) При этом дети описывают свои тактильные ощущения и приводят ассоциативный ряд. Например - мягкий как кошка, мягкий как пух или выпуклый как камень и т.д. По форме это…

  1. Задание с применением метода изотерапии - «Золотые ручки» (коллективная работа).

Релаксация: дети выполняют задание под инструментальную музыку.

Средства выразительности: пятно, линия, цвет, объект.

Материалы: ватман, листы цветной бумаги и картона формат А-4, карандаш, ножницы, акварель, кисти разных размеров, баночка с водой, клеенка, маркеры.

Беседа: психолог задает вопрос: «Чем мы занимались на прошлом занятии?». «Возможно ли, из полученных рисунков создать общую картину?» Какие варианты сюжетов вы можете предложить.

Ведение работы: выбирается один сюжет, дети между собой распределяют задания, психолог помогает, если возникают трудности. Из цветной бумаги дети вырезают обведенные ладошки. Собирается единая композиция на ватман при помощи клея ПВА. Возможна дорисовка отдельных элементов, использование дополнительных изображений по принципу коллажа.

  1. Упражнение «Мое настроение».

Ребята вешают на дерево шары различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

  1. Рефлексия: просмотр получившейся работы.

  2. Прощание.

Занятие 3.

«Волшебная клякса»

Цель: способствовать развитию фантазии, содействовать активизации творческого мышления.

Материалы для занятия: спокойная музыка; шары из картона красный, синий, чёрный.

  1. Упражнение «Доброе утро».

Дети приветствуют друг друга на распев. Называют друг друга по имени и добавляют прилагательное.

2 .Упражнение «Мое настроение».

Ребята вешают на дерево шары различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

  1. Игра «Волны».

Для выполнения игры необходимы две голубые атласные ленты длиной в 1—1,5 м. Ведущий называет детям по очереди то или иное чувство и просит с помощью лент показать «волны радости», «волны гнева», «волны страха». Со старшими детьми можно обсудить, какими средствами они при этом пользовались.

  1. Упражнение с применением метода изотерапии - «Клякса-шедевр».

Средства выразительности: пятно, линия.

Материалы: 2 листа бумаги формата А-4, акварель либо жидко разведенная гуашь в баночке, кисти разных размеров, баночка с водой, клеенка.

Способ получения изображения: ребенок наносит на лист бумаги несколько пятен, в произвольном порядке используя 2-3 цвета. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину нанести цветовое пятно, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается. По мере надобности лист можно поворачивать, чтобы лучше представить образ. Ребенок определяется, на что похоже изображение. Недостающие детали дорисовываются. Задание выполняется быстро, пока краска не высохла.

  1. Упражнение «Лимон».

(Упражнение на управление состоянием мышечного напряжения и расслабления). Может применяться во время занятия по мере необходимости. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

  1. Рефлексия: дети придумывают названия своим рисункам. Прикрепляют на доску, обмениваются впечатлениями.

  2. Релаксация: прослушивание музыки и ходьба по дорожке.

  3. Прощание.

Занятие 4.

«Ожившие предметы»

Цель: развивать внимание, аккуратность, содействовать творческой активности.

Материалы для занятия: проектор; подборка отрывков мультипликационных фильмов; искусственное яблоко; спокойная музыка; шары из картона красный, синий, чёрный.

  1. Упражнение «Яблоко».

Дети приветствуют друг друга, по имени передавая яблоко. Учитель помогает словами «Кого ты хочешь поприветствовать?».

  1. Упражнение «Мое настроение».

Ребята вешают на дерево шары различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

  1. Просмотр отрывков мультфильмов: «Федорино горе», «Русалочка». Обсуждение.

  2. Упражнение с применением метода изотерапии: «Ожившие предметы».

Средства выразительности: пятно, линия.

Материалы: лист бумаги формат А-4, карандаш, акварель, кисти разных размеров, баночка с водой, клеенка.

Способ получения изображения: на горизонтально расположенном листе в 1/2части листа карандашом изображается любой предмет. Рядом с ним точно такой же предмет, но уже «оживший». Добавляются глазки, ручки, ножки, волосы и т.д. Затем рисунок выполняется в цвете. Прежде чем приступить к работе, ребята вспомнили отрывки из произведения Корнея Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», вспомнили мультфильмы «Тачки», «Гуси-лебеди», «Спанч Боб».

  1. Рефлексия: дети отгадывали персонажей друг у друга, обменивались впечатлениями.

  2. Прощание.

Занятие 5.

«Царапаем картину»

Цель: развивать воображение; создавать положительный эмоциональный настрой; способствовать раскрепощению детей.

Материалы для занятия: проектор; шары из картона красный, синий, чёрный.

  1. Упражнение «Доброе утро».

Дети приветствуют друг друга на распев. Называют друг друга по имени и добавляют прилагательное.

  1. Упражнение «Мое настроение».

Ребята вешают на дерево шары различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

  1. Упражнение «Лапки-царапки».

Дети сжимают кисти рук поочередно под счет, затем синхронно, затем по очереди по кругу.

  1. Упражнение с применением метода изотерапии - «Царапаем картину»:

Средства выразительности: пятно, линия, штрих.

Материалы: бумага 1\2 формата А-4, акварель, тушь, гуашь (черного цвета), кисти, баночка с водой, клеёнка, хозяйственная свеча, жидкое мыло, гвоздик.

Способ получения изображения: подготовка листа к работе начинается с натирания его восковой свечой. Затем лист покрывается специальным раствором (смесь гуаши, туши в равных пропорциях и капелька жидкого мыла). Когда лист высохнет можно приступать к процарапыванию рисунка. Так как процесс подготовки листа к работе достаточно трудоемок, для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья это делает учитель. Т.к. процесс процарапывания предполагает использование острого предмета это упражнение нужно использовать, соблюдая технику безопасности и учитывая особенности каждого ребенка.

  1. Рефлексия: дети отгадывали персонажей на рисунках друг друга, обменивались впечатлениями.

  2. Прощание.

Занятие 6.

«Надуваем, выдуваем»

Цель: развивать воображение; обучать технике выдувания.

Материалы для занятия: проектор; шары из картона красный, синий, чёрный.

  1. Упражнение «Доброе утро».

Дети приветствуют друг друга на распев. Называют друг друга по имени и добавляют прилагательное.

  1. Упражнение «Мое настроение».

Ребята вешают на дерево шары различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

  1. Упражнение «Надуваем шарики».

  1. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.

  2. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

  3. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

  4. Сделай паузу и сосчитай до 5.

  5. Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до 3, представляя, что каждое легкое – надутый шарик.

  6. Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.

  7. Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое – надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь.

  8. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.

  1. Упражнение с применением метода изотерапии: «Картина в технике выдувания».

Средства выразительности: пятно, цвет.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в баночке (черного цвета), пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков или деталь от шариковой ручки).

Способ получения изображения: лист закрашивается плавно переходящими цветами один в другой. Переход от темно - синего цвета к голубому, а затем к зеленому цвету. Возможны и другие варианты цветовой растяжки. Когда краска высохнет полностью, в нижней части рисунка капается краска не большими пятнами (каплями). При работе с детьми с ОВЗ лучше самому учителю заранее подготовить лист с фоновой растяжкой. Затем на это пятно ученик дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Получаются великолепные деревья и кусты. Недостающие детали дорисовываются. Показывается прием работы. В дальнейшем дети с успехом выполняют рисунок морского дна.

  1. Рефлексия

  2. Прощание.

Занятие 7.

«Что такое портрет»

Цель: развивать способности соотносить внешние характеристики и образы людей с различным настроением; развивать воображение, мелкую моторику рук; способствовать приобретению навыков работы в технике коллаж.

Материалы для занятия: проектор; шары из картона красный, синий, чёрный

  1. Упражнение «Доброе утро».

Дети приветствуют друг друга на распев. Называют друг друга по имени и добавляют прилагательное.

  1. Упражнение «Мое настроение».

Ребята вешают на дерево шары различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

  1. Упражнение-игра - «Показываем настроение».

При помощи мимики, пантомимики дети по очереди показывают «злого человека», «доброго», «испуганного» и т.д. Упражнение сопровождается беседой. Дети отвечают на вопрос: «Что изменяется в мимике лица с изменением настроения?»

  1. Упражнение с применением метода изотерапии - «Портрет».

Средства выразительности: объем, пространство, пятно, цвет.

Материалы: бумага формат А-4, клей-карандаш, цветная бумага, картон ножницы.

Способ получения изображения: детям предлагается на листе бумаги, изобразить портрет в технике коллаж и аппликация. Предварительно учитель показывает несколько приёмов работы с цветной бумагой (накручивание цветных полосок на карандаш, сжимание бумаги, приклеивание элементов на лист) полученные завитки можно использовать для волос и одежды. Бумагу, свернутую гармошкой для аксессуаров и т.д.

  1. Рефлексия. Игра - «Кто это?».

Детям предлагается портрет на выбор. Предлагалось придумать не большой рассказ, отвечая на вопросы. Кто это? Какое у человека настроение?

  1. Прощание.

Занятие 8.

«Пластилинчики»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук; повышать позитивный настрой при работе в группе, способствовать эмоциональному и мышечному расслаблению.

Материалы для занятия: спокойная музыка; цветные шары из картона красный, синий, чёрный.

  1. Упражнение «Доброе утро».

Дети приветствуют друг друга на распев. Называют друг друга по имени и добавляют прилагательное.

  1. Упражнение «Мое настроение».

Ребята вешают на дерево шары различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

  1. Упражнение «Мое ощущение».

Дети, касаясь поверхностей с различными, фактурами описывают свои тактильные ощущения, при этом приводя ассоциативный ряд. Например, мягкий как кошка, мягкий как пух или выпуклый как камень и т.д.

  1. Задание с применением метода изотерапии - «Пластилиновая картина».

Средства выразительности: пятно, фон, тон.

Материалы: стекло, пластилин разных цветов, маркер.

Способ получения изображения: на стекло или фанеру наносится изображение контурное изображение рисунка. После того как изображение будет нанесено можно приступать к работе пластилином. Растягивая пальцами, пластилин по основе маленькими мазками, заполняем весь линейный рисунок. Допускается смешивание пластилина во время размазывания. Получается картина. Возможен вариант оформления картины в рамочку. Необходимо перед работой края стекла залепить лейкопластырем и соблюдать технику безопасности во время работы.

  1. Упражнение «Мое настроение».

Ребята вешают на дерево шары различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

  1. Прощание.

Занятие 9.

«Собери картину»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук; активизировать творческое мышление.

Материалы для занятия: спокойная музыка.

  1. Упражнение «Доброе утро».

Дети приветствуют друг друга на распев. Называют друг друга по имени и добавляют прилагательное.

  1. Упражнение «Мое настроение».

Ребята вешают на дерево шары различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

  1. Упражнение с применением метода изотерапии - «Собери картину».

Материалы; геометрические фигуры из картона, ½ ватмана, клей-карандаш.

Из разных, мелких, геометрических, картонных фигурок разного цвета детям нужно собрать картину с сюжетом, наклеивая фигурки на ватман. Дети работают в группах по 4 человека.

  1. Упражнение «Сосулька».

(Упражнение нацелено на управление состоянием мышечного напряжения и расслабления).

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой,

  1. Упражнение «Мое настроение».

Ребята вешают на дерево шары различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

  1. Прощание.

Занятие 10.

«Замок из песка»

Цель: развивать эмоциональную сферу, ориентацию в пространстве; знакомить с различными материалами; усиливать тактильные ощущения.

Материалы для занятия: музыка, планшет с подсветкой и песком, кинестетический песок.

  1. Упражнение «Яблоко».

Дети приветствуют друг друга, по имени передавая искусственное яблоко. Учитель помогает словами «Кого ты хочешь поприветствовать?».

  1. Упражнение «Мое настроение».

Ребята вешают на дерево шары различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

  1. Упражнение «Неоконченные предложения».

Детям предъявляются плакаты, и они поочередно заканчивают предложения: «Я мечтаю...», «Я стремлюсь...», «Я верю...».

  1. Упражнение «Рисунок на песке».

Средства выразительности: объем, фактура.

Материалы: планшет с песком и подсветкой.

Способ получения изображения: подготовка планшета к работе. Затем на поверхность песка наносится изображение, пальцами, ладонями или при необходимости дополнительными предметами. Ребенку дается сказочная инструкция. «Представь себе, что ты волшебник. Он долго путешествовал и искал место, где ещё никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он увидел пустыню. Давай превратим нашу пустыню в сказочный мир». Если ребенок не может стоять за мольбертом, ему можно предложить сесть.

  1. Рефлексия.

  2. Прощание.

Занятие 11.

«А у нас…»

Цель: развивать воображение; повышать сплочённость коллектива.

Материалы для занятия: музыка, планшет с подсветкой и песком, кинестетический песок.

  1. Упражнение «Яблоко».

Дети приветствуют друг друга, по имени передавая искусственное яблоко. Учитель помогает словами «Кого ты хочешь поприветствовать?».

  1. Упражнение «Мое настроение».

Ребята вешают на дерево шары различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

  1. Упражнение «А у нас…».

Ведущий читает отрывок из рассказа Н.Носова «Фантазеры». Предлагает детям развить тему.

  1. Упражнение «Конкурс хвастунов».

Средства выразительности: пятно, линия, цвет.

Материалы: лист ватмана, цветная бумага, клей карандаш, ножницы.

Способ получения изображения: из простых геометрических фигур квадрат, круг, треугольник нужно придумать как можно больше предметов и соединить их в единую композицию на листе ватмана. Группа делится на две команды, ребята работают сначала каждый над своим предметом, предварительно обсудив изображение с группой. Затем команда сообща собирает общую композицию. По окончании работы листы прикрепляются на доску, и начинается конкурс. Каждая команда начинает со слов: «Наша картина самая лучшая, потому что...». Затем продолжает следующая команда.

  1. Рефлексия.

  2. Прощание.

Занятие 12.

«Наши руки не для скуки»

Цель: развивать пространственное мышление; способствовать эмоциональному расслаблению.

Материалы для занятия: спокойная музыка, пластилин или кинестетический песок, разделочные доски разных размеров и форм.

  1. Упражнение «Доброе утро».

Дети приветствуют друг друга на распев. Называют друг друга по имени и добавляют прилагательное.

  1. Упражнение «Мое настроение».

Ребята вешают на дерево шары различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

  1. Задание «Оформление доски».

Средства выразительности: цветовое пятно, объем.

Материалы: кинестетический песок, разделочные доски разной формы, клеёнка, тряпочка.

Способ получения изображения: на доску с предварительным рисунком стебля (его можно выполнить перманентным маркером) выкладываются детали из кинестетического песка слепленные самими детьми, чтобы получился цветок. В зависимости от особенностей ребёнка, используя индивидуализированный подход можно предложить доску без предварительного рисунка, тогда задача усложняется. В конце занятия, коллективный просмотр работ.

  1. Упражнение «Муха».

Ведущий, дотрагиваясь волшебной палочкой до детей «замораживает» их. После этого он предлагает представить, что на нос села муха, прогнать которую можно только движением носа. (Муха села на левый глаз, губы, щеки, лоб, подбородок.)

  1. Упражнение «Мое настроение»

Ребята вешают на дерево шары различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

  1. Рефлексия.

  2. Прощание.

Занятие 13.

«Прозрачная картина»

Цель: развивать воображение, творческие способности; усиливать тактильные ощущения.

Материалы для занятия: музыкальный шар; мольберт; искусственное яблоко.

  1. Упражнение «Яблоко».

Дети приветствуют друг друга, по имени передавая искусственное яблоко. Учитель помогает словами «Кого ты хочешь поприветствовать?»

  1. Упражнение «Мое настроение».

Ребята вешают на дерево шары различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

  1. Игра «Зеленый крокодил в синей шляпе».

Ведущий предлагает детям подумать и сказать, что они будут делать, если к ним сейчас постучит в дверь и войдет большой крокодил в синей шляпе с полями. Дети по очереди «раскрывают» свои варианты. Затем им предлагают для обсуждения следующие ситуации. «Прозвенел звонок. Все встали у своих парт. И вдруг учительница не входит, а впрыгивает на одной ножке...» «Вы открываете свой пенал, а оттуда выпрыгивает мама, маленькая, размером с ластик...» Можно предложить детям самим придумать ситуации

  1. Упражнение с применением метода изотерапии - «Прозрачная картина».

Средства выразительности: пятно, линия, штрих, цвет.

Материалы: мольберт с прозрачной основой, гуашь, кисти, баночка с водой, маркер, тряпочка.

Способ получения изображения: подготовка мольберта к работе начинается с его обезжиривания спиртом. Это делает учитель заранее. Затем на поверхность наносится краска, либо работа ведётся маркером в зависимости от особенностей ребенка. Если ребёнок не может сидеть за мольбертом задание можно выполнять на обычном листе, картоне или специально закрепленном стекле. Задание на ощущение цвета. «Радуга», «Цветные кольца».

  1. Рефлексия.

  2. Релаксация.

  3. Прощание.

Занятие 14.

«Показываем настроение»

Цель: способствовать повышению позитивного настроя; активизировать воображение.

Материалы для занятия: музыкальный шар, шары различных цветов из картона.

  1. Упражнение «Доброе утро».

Дети приветствуют друг друга на распев. Называют друг друга по имени и добавляют прилагательное.

  1. Упражнение «Мое настроение».

Ребята вешают на дерево шары различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

  1. Сказка «Нужная вещь».

Однажды плыл по океану к далеким островам корабль. В его трюме лежало много всякой всячины. Были тут ящики с запасами еды и одежды, спасательные круги, канаты, якорь с цепью, багор. А в самом темном углу трюма лежал старый толстенный мешок. Он лежал так давно, что уже никто и не помнил, как он попал в трюм и что там у него внутри. Долго плыл корабль, так долго, что вещи в трюме стали скучать. И вот однажды заговорил канат.

— А знаете что, вот все мы тут такие нужные, а все-таки я нужнее всех. С моей помощью люди крепят паруса и управляют ими, а если корабль причалит к берегу, то с моей помощью люди привяжут его к причалу. Тут подал голос багор.

— А что будут делать люди, если вдруг оборвался канат? Они возьмут меня, зацепят болтающийся конец каната и подтянут его к себе. А как без меня подтянуть корабль к берегу? Так что я нужнее.

В этот момент заворчал якорь.

— А если люди не смогут подтянуть корабль к берегу, как тогда без меня удержать корабль на месте?

— Да что ты стоишь без меня? — зазвенела якорная цепь.

— Ну бросят тебя на дно. А как корабль будет стоять на месте? Я связываю тебя с кораблем, поэтому я важнее. Нужные вещи спорили, спорили, спорили, но так и не смогли выяснить, кто из них важнее. И только толстый мешок молчал, лежа в своем темном углу. Ему нечем было хвастаться перед остальными, да и не любил он хвастаться. Он долго слушал спор вещей, а потом не выдержал и вмешался в спор.

— Как же вам не стыдно спорить! Вы все нужны людям, без вас они не обойдутся. Ах, какая это была ошибка! Изумленные вещи сначала замолчали, потом наперебой, разом набросились на бедный мешок. Ах ты, старый толстяк! Да ты нам просто завидуешь. Ведь сам-то ты давно никому не нужен. Они начали насмехаться над бедным мешком и совсем забыли про свой недавний спор. А мешок лежал в своем темном углу и молча. страдал: «Действительно, ну кому я нужен? Я такой старый и толстый, все про меня забыли, никто даже не помнит, что у меня внутри. Хоть бы меня вынули из трюма и выбросили куда-нибудь из корабля». Ему было так обидно, что он еще глубже забился в свой темный угол. Так продолжалось много дней подряд. Каждое утро, едва проснувшись, вещи снова и снова смеялись над старым толстым мешком, а он все больше и больше страдал. Но однажды на море разыгрался сильный шторм. Волны со страшной силой бились о борта корабля. Вещи в трюме швыряло из стороны в сторону. Они не знали, что ветер отнес корабль к рифам, где ему грозила верная гибель. Вдруг корабль потряс сильный удар и вещи увидели, что в днище корабля образовалась пробоина, через которую в трюм хлынула вода. Среди вещей началась паника. Они наперебой закричали: «Спасите! Помогите!» Но люди не слышали их, они боролись со штормом на палубе корабля. И тут снова подал голос старый толстый мешок.

— Если мы не хотим утонуть, нам надо придумать, как спасти корабль. Однако вещи, вместо того чтобы призадуматься над его словами, снова набросились на мешок с насмешками: «Ах ты, старый толстяк! Ты снова пытаешься учить нас, таких умных и нужных. Лежи себе в своем углу да помалкивай». И мешок снова затих в своем темном углу как ненужный хлам. (Долгая пауза.) Вещи как будто совсем забыли о том, что корабль может утонуть. Они снова принялись насмехаться над мешком. (Пауза.) А тем временем вода в трюме все прибывала. (Пауза.) Вдруг все вещи разом прекратили свои насмешки. Они увидели, что мешок, молча выполз из своего угла, подошел к пробоине и лег на дно трюма так, что полностью закрыл собой пробоину. Вода сразу же перестала поступать в трюм. А тут и люди, видимо, заметив, что в трюме плещется вода, стали откачивать ее при помощи насоса. Вскоре в трюме стало опять сухо. (Пауза.) Мешок лежал на пробоине и думал: «Вот как интересно получилось. Выходит, что и я на что - то гожусь. Ведь вот заткнул собой пробоину и не дал утонуть кораблю, погибнуть людям, да и нужные вещи все сохранились в целости». От этих мыслей все его существо стало наполняться гордостью за то, что и он оказался очень даже нужной вещью на корабле. И тут мешок заметил, что все вещи в трюме притихли. Им было стыдно за то, что они смеялись над мешком, над тем, какой он старый и толстый, над его ненужностью. А еще мешок услышал голоса людей: «Смотри-ка, да ведь это забытый толстый мешок заткнул собою пробоину и спас корабль от неминуемой гибели!» И на душе у него стало радостно. Люди еще долго рассказывали всем удивительную историю о том, как толстый, всеми забытый мешок спас их корабль во время шторма.

При обсуждении необходимо поговорить об изменениях чувств мешка в процессе рассказа, акцентировать внимание на том, отчего в конце рассказа «на душе у мешка стало радостно».

  1. Упражнение с применением песочной терапии - «Песочная фантазия».

Цель: способствовать выражению эмоций через рисунок.

Средства выразительности: объём, фактура.

Материалы: планшет с песком и подсветкой.

Способ получения изображения: подготовка планшета к работе. Затем на поверхность песка наносится изображение, пальцами, ладонями или при необходимости дополнительными предметами. Иллюстрируем сказку «Нужная вещь». Если ребёнок не может стоять за мольбертом ему можно предложить, сесть.

  1. Рефлексия.

  2. Упражнение «Сосулька».

(Упражнение нацелено на управление состоянием мышечного напряжения и расслабления).

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой,

  1. Прощание.

Занятие 15.

«Когда придет весна»

Цель: развить творческое воображение, познавательную активность; содействовать социализации.

Материалы для занятия: искусственное яблоко, цветные шары, музыкальный шар.

  1. Упражнение «Яблоко».

Дети приветствуют друг друга, по имени передавая искусственное яблоко. Учитель помогает словами «Кого ты хочешь поприветствовать?».

  1. Упражнение «Мое настроение».

Ребята вешают на дерево шары различных цветов. Красный означает отличное, веселое настроение; синий хорошее настроение; черный плохое настроение.

Релаксация - просмотр ролика; «Бабочки, летающие под музыку».

Рефлексия – обсуждение: «Вам понравился ролик?», «Что именно?», «Что вам хотелось сделать, когда вы его смотрели?». Рассказ притчи; «Все в твоих руках».

  1. Упражнение с применением метода изотерапии – «Разноцветные бабочки».

Средства выразительности: линия, пятно, фон, тон, цвет

Материалы: заготовка из пластика «Бабочка» выполнена на 3-d принтере в соответствии оригинальному, природному образцу.

Способ получения изображения: на заготовку из пластика «Бабочка», наносится линейный рисунок, затем идет роспись акриловыми красками от общих цветовых пятен к мелким деталям. После высыхания оформление заготовки в рамочку.

  1. Рефлексия.

  2. Упражнение «Лимон».

(Упражнение на управление состоянием мышечного напряжения и расслабления). Может применяться во время занятия по мере необходимости. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

  1. Прощание.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!