СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект методик для изучения когнитивной сферы ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплект методик для изучения когнитивной сферы ребенка»


1.2. Методика Пьерона – Рузера.


Данная методика используется для исследования таких параметров внимания, как устойчивость, возможность переключения, распределения. Одновременно можно оценить особенности темпа деятельности, врабатываемость в задание, проявление признаков утомления и пресыщения. В своём классическом варианте предъявления методика в полном объёме реализует возможность исследования уровня сформированности произвольной регуляции высших психических функций (программирования собственной деятельности и её контроль, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков). Методика также даёт представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, сформированности элементарных графических навыков, зрительно-моторной координации.

Область применения: исследование характеристик внимания и работоспособности, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по их коррекции.

Описание методики. Перед ребёнком кладётся чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца (в верхней, левой части бланка) даёт инструкцию. В зависимости от возраста ребёнка и задач исследования различные, условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трёх фигурах. Четвёртая фигура всегда должна оставаться «пустой». Образец на листе остаётся открытым до конца работы ребёнка.

Детям до 6,5 – 7 – ми лет можно уменьшить объём предлагаемого задания вдвое, сложив лист бланка пополам (вдоль или поперёк). Анализ результатов выполнения методики остаётся прежним.

После того, как ребёнок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, заполненных ребёнком за каждые 30 сек или 1 минуту (отмечает точкой или чёрточкой на бланке. О подобной регистрации ребёнка лучше предупредить заранее).

Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребёнок начинает работать по памяти, то есть без опоры на образец.

В протоколе необходимо отмечать, как ребёнок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы.

Коррелирует при использовании батареи тестов: 1.1, 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9., 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15, 1.16. 1.17. 1.18, 1.20.

Инструкция.

«Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике – вот такую чёрточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нём не нарисую, а в ромбе – вот такую чёрточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (ещё раз повторить, где что нарисовать – устно).







Обработка и интерпретация данных:

Анализируемые показатели.

* возможность удержания инструкции и целенаправленной деятельности;

* параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);

* общее количество заполненных фигур;

* число заполненных фигур за каждую минуту, (динамика изменения темпа деятельности);

* количество ошибок (общее);

* количество ошибок за регистрируемый отрезок времени (динамика изменения количества ошибок);

* распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа. В данном случае анализируются как параметры распределения

ошибок в пространстве бланка (в верхней и нижней части бланка, в правой и левой), так и особенности динамики работоспособности и её влияния на количество ошибок;

* характер необходимой мотивации деятельности (мотивация достижения, соревновательная, игровая и т.п.)

Возрастные нормативы выполнения.

Методика может применяться в работе с детьми, начиная с 5,5 –летнего возраста до 8-9 лет.

* к 5 – 5,5 годам доступно выполнение методики в полном варианте предъявления (заполнение 3 фигур) с единичными ошибками и достаточно быстро наступающим пресыщением (ребёнка «хватает» обычно не более, чем на 3-5 строк). Темп деятельности чаще неравномерен;

* к 6-7 годам доступно полное выполнение с постепенной врабатываемостью (как правило, к концу второй строки ребёнок перестаёт обращаться к образцу), с возможными единичными ошибками. Темп деятельности либо постепенно нарастает, либо, достигнув определённого уровня, остаётся постоянным. Пресыщения не наблюдается при адекватной мотивации;

* после 7-8 лет доступно безошибочное выполнение методики. Большое значение начинает приобретать скорость выполнения и количество «возвратов» к образцу. Хорошими результатами выполнения методики считается:

- быстрое запоминание условных обозначений;

- ситуация, когда после первой заполненной строчки ребёнок перестаёт смотреть на образец;

- заполнение в среднем 70-90 знаков до 3 минут;

- незначительное количество ошибок (1-2 за всю работу);

- ориентация не столько на образец, сколько на собственные отметки на бланке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!