СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения программы УД.01Астрономия

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Астрономия.

КОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  в форме дифференцированного зачета.

Просмотр содержимого документа
«Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения программы УД.01Астрономия»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

« Артемовский колледж точного приборостроения»



Утверждаю:

зам. директора по учебной работе

_____________

Л.Л.Константинова

«___»_________________201 г.






Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения

программы УД.01Астрономия

в составе основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальностям СПО

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

19.02.10 Технология продукции общественного питания
















Артемовский

Разработчик:

Виноградова С.П., преподаватель первой категории ГАПОУ СО «АКТП»

Рассмотрен на заседании П(Ц)К

Председатель П(Ц)К

_________Н.В.Налимова

Протокол № ____ от _________















































1.Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств


Контрольно-оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Астрономия.

КОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

Освоение содержания учебной дисциплины УД.01Астрономия обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономической науки;

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в

избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом;

− умение использовать достижения современной астрономической науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

метапредметных:

-использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

-использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

-умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

-умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

-умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

З1.формирование представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

З2.владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование терминологии и символики;

З3.владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

У1.умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между астрономическими физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

У2.формирование умения решать задачи;

У3.формирование умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

У4.формирование собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников.

1.1. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке по видам контроля:


Объекты оценивания

Показатели

Критерии

Тип задания, № задания

Форма аттестации (в с соответствии с учебным планом)

Умения

У1.умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между астрономическими физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Обработка результатов измерений, анализ зависимости между астрономическими величинами, объяснение полученных результатов, формулировка выводов

Представлены результаты измерений, сделан анализ зависимости между астрономическими величинами, объяснены полученные результаты, сформулированы выводы.

ПР,Т

Текущий контроль

Промежуточный контроль

У2.формирование умения решать задачи;

ОК6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

.


Выбор необходимой теоретической информации для решения задач, выяснение зависимости величин друг от друга на основе графика, таблицы, формулы; построение графика зависимости величин друг от друга; вычисление искомой величины.

Выбран необходимый теоретический материал для решения задач, установлена зависимость величин друг от друга на основе графика, таблицы, формулы; точно построен график зависимости величин друг от друга; искомая величина определена правильно.

ПР,Т

Текущий контроль

Промежуточный контроль

У3.формирование умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Описание и объяснение движения небесных тел и ИС Земли Отличие гипотезы от научных теорий. Применение физической теории для объяснения известных явлений природы и научных фактов.

Описаны и даны верные объяснения движению небесных тел и ИС Земли в соответствии с законами механики. Перечислены все отличия научной теории от гипотезы. На основе физической теории правильно дано объяснение известным явлениям природы и научным фактам.

ПР,Т

Текущий контроль

Промежуточный контроль

У4.формирование собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников.

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Выбор и анализ естественнонаучной информации

Представлен анализ информации из разных источников, включая использование электронных ресурсов;


ПР,Т

Текущий контроль

Промежуточный контроль

Знания

З1.формирование представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

Понимание роли и места астрономии в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;


Правильное объяснение астрофизических явлений наблюдаемых во Вселенной.

Т,УО,

ВСР

Текущий контроль

Промежуточный контроль

З2.владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование терминологии и символики;

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Объяснение понятий: астрология, астрономия, астрофизика, возмущения,

Вселенная, Галактика, космогония, космология, космонавтика, космос, Метагалактика, Млечный Путь, созвездия, эволюция, эклиптика;

Описание понятий дано точно и полно в соответствии с диалектическим методом научного познания; правильно перечислены различия между гипотезой, теорией и законом, между планетой и звездой, между галактикой и Вселенной.

Т,УО,

ВСР

Текущий контроль

Промежуточный контроль

З3.владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Правильное описание и применение методов научного познания природы

Правильно описаны и применены методы научного познания

Т,УО,

ВСР

Текущий контроль

Промежуточный контроль


2. Распределение типов заданий по элементам знаний и умений


Содержание учебного

материала

У1

ОК2

ОК3

У2

ОК6

У3

ОК7-ОК9

У4

ОК4

З1

ОК1

З2

ОК5

З3

ОК1

Введение






УО,ВСР,Т

УО,ВСР,Т

УО,ВСР,Т

Раздел 1. Практические основы астрономии


ПР

ПР

ПР

ПР

УО,ВСР,Т

УО,ВСР,Т

УО,ВСР,Т

Раздел 2.

Строение Солнечной системы

ПР

ПР

ПР

ПР

УО,ВСР,Т

УО,ВСР,Т

УО,ВСР,Т

Раздел 3.

Природа тел Солнечной системы

ПР

ПР

ПР

ПР

УО,ВСР,Т

УО,ВСР,Т

УО,ВСР,Т

Раздел 4.

Солнце и звезды

ПР

ПР

ПР

ПР

УО,ВСР,Т

УО,ВСР,Т

УО,ВСР,Т

Раздел 5.

Строение и эволюция Вселенной

ПР

ПР

ПР

ПР

УО,ВСР,Т

УО,ВСР,Т

УО,ВСР,Т

Раздел 6.

Жизнь и разум во Вселенной





УО,ВСР,Т

ИП

УО,ВСР,Т

ИП

УО,ВСР,Т

ИП



УО – устный опрос

ПР – практическая работа

Т - тестирование

ВСР – внеаудиторная самостоятельная работа

ИП – индивидуальный проект

3.Комплект контрольно-оценочных средств

3.1.Текущий контроль

3.1.1.Тестовые задания для текущего и рубежного контроля (Приложение).

3.1.2.Практические работы (методические указания по выполнению практических работ).

3.1.3.Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся)

3.2 Промежуточная аттестация (в форме дифференцированного зачета,зачета)


Комплект для обучающегося


Данный зачет направлен на определение уровня освоения учебной дисциплины

Задание для дифференцированного зачета по учебной дисциплине Астрономия состоит из письменной работы (тест).

За письменную работу (тест) можно получить 31 балл.


Условия выполнения задания:

1.Место выполнения задания :кабинет №210

2.Максимальное время выполнения задания 45 мин.


100-90 % -31-28 баллов- оценка «5»

87-80% - 27-25 баллов – оценка «4»

77-70% - 24-22 балла – оценка «3»

68% и менее – 21 балл и менее – оценка «2».



Перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачету



1. Звездные карты и координаты.

2. Суточное движение светил на различных широтах. Определение географической широты по астрономическим наблюдениям.

3 Эклиптика. Видимое движение Солнца.

4. Движение Луны. Солнечные и лунные затмения.

5. Время и календарь.

6. Состав и масштабы Солнечной системы.

7. Конфигурации и условия видимости планет.

8. Законы Кеплера. 9. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

9. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Космические скорости и форма орбит.

10.Возмущения в движении планет. Приливы.

11. Определение масс небесных тел.

12. Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Определение физических свойств и скорости движения небесных тел по их спектрам.

13. Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы.

14. Планета Земля.

15. Луна – естественный спутник Земли.

16. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс.

17. Планеты – гиганты.

18. Малые тела Солнечной системы (астероиды, болиды, метеориты, кометы, метеоры и метеорные потоки).

19. Солнце – ближайшая звезда.

20. Определение расстояний до звезд.

21. Видимая и абсолютная звездная величина. Светимость звезд. Цвет, спектры и температура звезд.

22. Двойные звезды. Массы звезд.

23. Размеры звезд. Плотность их вещества.

24. Цефеиды. Новые и сверхновые звезды.

25. Важнейшие закономерности в мире звезд. Эволюция звезд.

26. Наша Галактика.



Итоговый тест по учебной дисциплине Астрономия



Инструкция по выполнению работы

Задание состоит из письменной работы (тест). За письменную работу (тест) можно получить 31 балл. На выполнение теста дается 45 минут. Все вопросы имеют однозначный ответ.


Выберите правильный ответ


1. Астрономия – наука, изучающая … 
А) движение и происхождение небесных тел и их систем. 
В) развитие небесных тел и их природу. 
С) движение, природу, происхождение и развитие небесных тел и их систем. 
2. Галактика не включает в себя …

А) звезды;

В) планеты;

С) Вселенную;

Д) кометы;

Е) астероиды.

3. Как называется основной прибор, применяемый в астрономии:

А) микроскоп;

В) телескоп;

С) линза;

Д) окуляр;

Е) бинокль.

4.Какая из планет не относится к планетам земной группы?

А) Юпитер;

В) Марс;

С) Земля;

Д) Меркурий;

Е) Венера.

5. Атмосфера у Луны отсутствует, т.к.

А) на Луне нет веществ в газообразном состоянии;

В) При - 170 в ночной период все вещества отвердевают;

С) сила тяжести на Луне меньше земной, не способна удержать молекулы газа;

Д) скорость молекул на Луне больше, чем у молекул в атмосфере Земли;

Е) притяжение Земли поглощает атмосферу Луны.

6. Когда видно лунное затмение?

А) в полнолуние;

В) в новолуние;

С) возможно в любой фазе Луны;

Д) в первой четверти Луны;

Е) в третьей четверти Луны.

7. Орбитами планет Солнечной системы являются:

А) эллипсы;

В) окружности;

С) параболы;

Д) эллипсы и параболы;

Е) гиперболы.

8. Как называется сооружение, предназначенное для наблюдения за движением небесных тел?

А) консерватория;

В) обсерватория;

С) амбулатория;

Д) лаборатория;

Е) акватория.

9. Количество планет Солнечной системы:

А) 9;

В) 10;

С) 11;

Д) 8;

Е) 7.

10. Какая из предложенных формул является обобщенным законом Кеплера?

А) = ;

В) = ;

С) = ;

Д) = ;

Е) = ;

11. Какая из планет не относится к планетам – гигантам?

А) Юпитер;

В) Сатурн;

С) Марс;

Д) Уран;

Е) Нептун.

12. Что представляет собой солнечный ветер?

А) непрерывный поток горячей разряженной плазмы, испускаемый Солнцем в космическое пространство;

В) потоки теплого воздуха, восходящие в направлении к Солнцу.

С) поток испускаемых частиц от Солнца к Земле.

Д) космическая пыль, проникающая в атмосферу Земли под воздействием Солнца

Е) конвекционное перемещение слоев атмосферы Солнца

13. Что определяет второй закон Кеплера?

А) радиус-вектор планеты за равные промежутки времени описывает равные площади

В) неравномерность движения планеты по орбите вокруг Солнца

С) равномерность движения планеты по орбите вокруг Солнца

Д) очередность движения планет по орбите вокруг Солнца

Е) радиус-вектор планеты за равные промежутки времени описывает один и тот же угол

14. Что называется созвездием?

А) участок небесной сферы со строго определенными границами

В) расположение звезд на небесной сфере

С) яркие звезды

Д) скопление звезд в северном полушарии

Е) скопление звезд на экваторе

15. Какой формулой выражается третий закон Кеплера?

А) = ;

В) ;

С) ;

Д) ;

Е) = ;

16. Планеты земной группы, имеющие спутники

А) Меркурий, Земля

В) Венера, Марс

С) Земля, Венера

Д) Марс, Меркурий

Е) Земля, Марс

17. Эклиптика – это …

А) зодиакальный пояс созвездий;

В) орбита планеты;

С) годичный путь Солнца по небесной сфере;

Д) линия, вдоль которой движется Луна;

Е) траектория движения планеты.

18. Самое высокое положение светила относительно горизонта, достигаемое при его прохождении через небесный меридиан:

А) верхняя кульминация;

В) зенит;

С) высота;

Д) прямое восхождение;

Е) склонение.

19. Планета земной группы, направление вращения вокруг Солнца которой противоположно другим планетам:

А) Меркурий;

В) Венера;

С) Земля;

Д) Марс;

Е) Луна.

20. Радиус орбиты Марса 1,66 а.е. Период обращения Марса равен ( Rз = 1 а.е., Тз = 1 год = 365 дней)

А) 365 дней;

В) 687 дней;

С) 201 день;

Д) 524 дня;

Е) 88 дней

21. Период обращения Юпитера 12 лет. Радиус орбиты Юпитера ( Rз = 1 а.е., Тз = 1 год = 365 дней)

А) 9,57 а.е.;

В) 1,6 а.е.;

С) 5,4 а.е.;

Д) 14,1 а.е.;

Е) 2,8 а.е.;

22. Телескоп необходим для того, чтобы … 
А) собрать свет и создать изображение источника. 
В) собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект. 
С) получить увеличенное изображение небесного тела. 
23. Ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты называется … 
А) перигелием. 
В) афелием. 
С) эксцентриситетом. 
24. Какие вещества преобладают в атмосферах звезд? 
А) гелий и кислород. 
В) азот и гелий. 
С) водород и гелий. 

25. К какому классу звезд относится Солнце? 
А) сверхгигант. 
В) желтый карлик. 
С) белый карлик. 
Д) красный гигант. 
26. На сколько созвездий разделено небо? 
А) 108. 
В) 68. 
С) 88. 
27. В каком созвездии самая яркая звезда носит имя ДЕНЕБ?

А) Орел;

В) Лебедь;

С) Дракон.

28. На каком рисунке показаны внешние планеты Солнечной системы?

А. В. Венера Меркурий.

29. Время, за которое Земля проходит свой путь по орбите вокруг Солнца называется … и равно …

А) синодическим месяцем;29,53 сут;

В) тропическим годом;365,2422 сут;

С) сидерическим месяцем;27,32 сут;

30. Первый закон Кеплера:

А) Квадраты сидерических периодов обращения двух планет вокруг Солнца относятся как кубы больших полуосей их орбит.

В) Орбита каждой планеты есть эллипс, в одном из фокусов которого находится Солнце.

С) Радиус – вектор планеты за равные промежутки времени описывает равные площади.

31. Третий закон Кеплера:

А) Квадраты сидерических периодов обращения двух планет вокруг Солнца относятся как кубы больших полуосей их орбит.

В) Орбита каждой планеты есть эллипс, в одном из фокусов которого находится Солнце.

С) Радиус – вектор планеты за равные промежутки времени описывает равные площади.


Критерии оценивания


100-90 % -31-28 баллов- оценка «5»

87-80% - 27-25 баллов – оценка «4»

77-70% - 24-22 балла – оценка «3»

68% и менее – 21 балл и менее – оценка «2».











































Ведомость оценки

Вид аттестации – промежуточная

Форма - дифференцированный зачет


УД.01Астрономия


ФИО преподавателя учебная группа № ___

время начала дифференцированного зачета_____________

время окончания дифференцированного зачета __________


п/п

Ф.И.О. обучающегося

Общая сумма баллов

Оценка


























































100-90 % - 22-20 баллов – оценка «5» «5»____________

89-75% - 19-16 балла- оценка «4» «4»____________

74-65% - 15-14 баллов- оценка «3» «3»____________

64% и менее- 13 баллов и менее - оценка «2» «2»____________

«не явилось»____

Средний балл___

Дата проведения промежуточной аттестации «___»_____________201… г.

Преподаватель___________/____________________ /

ПРИЛОЖЕНИЕ


Тест №1

Практические основы астрономии

Вариант 1


В вопросах с 1 по 9 выберите один правильный ответ


1.Астрономия – наука, изучающая …

а. движение и происхождение небесных тел и их систем

б. развитие небесных тел и их строение

в. движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем

2. Наблюдая ночью за  звездным небом в течение часа вы заметили, что звезды перемещаются по небу. Это происходит потому, что …

а. Земля движется вокруг Солнца б. Солнце движется по эклиптике

в. Земля вращается вокруг своей оси г. Звезды движутся вокруг Земли

3. Самый длинный день в году … а.22 декабря б.21 марта

в.23 сентября г.22 июня

4. В каком созвездии находится Солнце 20 июля?

а. Рысь б. М.Пес в. Близнецы г. Рак

5.Используя звездную карту, укажите координаты звезды α Лиры.

а. α = 18ч 37м , δ = -38° б. α =17ч 37м , δ =38°

в. α = 18ч 37м, δ =38° г. α = 19ч 37м, δ = 36°

6. Период времени между двумя новолуниями называется…

а. синодическим месяцем б. сидерическим месяцем в. полным лунным месяцем

г. календарным месяцем

7. Затмение Солнца наступает, если …

а. Солнце заслоняет собой Луну от Земли

б. Луна оказывается между Солнцем и Землей

в. Земля оказывается между Солнцем и Луной

8. В горизонтальной системе небесных координат координатами служат…

а. склонение и прямое восхождение б .высота и азимут

в. широта и долгота г. азимут и долгота

9. На какой высоте в Новосибирске (географическая широта города 55°) происходит верхняя кульминация звезды Антарес (склонение звезды -26°)?

а.61° б.9° в.171° г.29°

10. Выберите два верных утверждения:

а. Звезда α ярче звезды β.

б. В телескопе-рефракторе объективом является зеркало.

в. Вращение небесной сферы происходит вокруг оси мира.

г. Луна всегда видна в виде освещенного диска


Критерии оценивания

100-90 % - 9-10 баллов – оценка «5»

89-75% - 8 баллов - оценка «4»

74-65% - 7баллов- оценка «3»

64% и менее- 7 баллов и менее - оценка «2»





Тест №1

Практические основы астрономии

Вариант 2


В вопросах с 1 по 9 выберите один правильный ответ


1.Созвездие – это…

а. видимая часть небесной сферы

б. воображаемая сфера произвольного радиуса

в. участок звездного неба со строгими границами

г. участок небесной сферы с произвольными границами

2.Телескоп необходим для того, чтобы …

а. собрать свет от небесного объекта

б. собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект

в. получить увеличенное изображение небесного тела

3.Ниже всего над горизонтом в течение года Солнце поднимается …

а.22 декабря б.21 марта в.23 сентября г.22 июня

4.В каком созвездии находится Солнце 15 февраля?

а. Козерог б. Водолей в. Пегас г. Ю.Рыба

5. Используя звездную карту, укажите координаты звезды γ Андромеды.

а. α = 0ч 40м , δ = 29° б. α =3ч 20м , δ =50°

в. α = 2ч, δ =42° г. α = 1ч 10м, δ = 34°

6.Прохождение звездой через небесный меридиан в процессе ее суточного движения называют

а. эклиптикой

б. прямым восхождением

в. кульминацией

г. склонением

7. Лунное затмение наступает, если …

а. Солнце находится между Луной и Землей

б. Земля находится между Солнцем и Луной

в. Луна находится между Солнцем и Землей

8. В экваториальной системе небесных координат координатами служат…

а. азимут и высота б. склонение и прямое восхождение

в. широта и высота г. долгота и азимут

9. Чему равна широта места, для которого верхняя кульминация звезды α Волопаса (склонение звезды 19°) наблюдается на высоте 54°?

а.16° б.164° в.35° г.55°

10. Выберите два верных утверждения:

а. Луна вращается только вокруг Земли.

б. Основной частью телескопа является объектив.

в. Высота полюса мира равна географической широте.

г. За год путь Солнца пролегает через 12 созвездий.


Критерии оценивания

100-90 % - 9-10 баллов – оценка «5»

89-75% - 8 баллов - оценка «4»

74-65% - 7баллов- оценка «3»

64% и менее- 7 баллов и менее - оценка «2»



Ключ



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант 1

в

в

г

в

в

а

б

б

б

ав

Вариант 2

в

б

а

а

в

в

б

б

г

бг



Тест №2

Законы Кеплера


Выберите один правильный ответ


1. Ближайшую к Солнцу точку орбиты называют…

А) Афелием;
Б) Перигелием;

В) Эксцентриситетом.

2. Ближайшая к Земле точка орбиты Луны или какого-нибудь искусственного спутника Земли называется…

А) Перигелием;
Б) Апогеем;
В) Перигеем.

3. Объясните с помощью закона Ньютона, почему спутники удерживаются на орбитах около своих планет.

А) На своей орбите около планеты спутник удерживается вследствие сложения двух движений – прямолинейного движения по инерции и движения к планете, вызываемого ее притяжением. 
Б) На своей орбите около планеты спутник удерживается вследствие прямолинейного движения по инерции.
В) На своей орбите около планеты спутник удерживается вследствие движения к планете, вызываемого ее притяжением. 

4. Как меняется значение скорости движения планеты при ее перемещении от перигелия к афелию?

А) Уменьшается согласно второму закону Кеплера: в перигелии она минимальна, а в афелии максимальна.

Б) Увеличивается согласно второму закону Кеплера: в перигелии она максимальна, а в афелии минимальна.

В) Уменьшается согласно второму закону Кеплера: в перигелии она максимальна, а в афелии минимальна.

5. Почему движение планет происходит не в точности по законам Кеплера?

А) В Солнечной системе не одна планета, а много, и каждая из них испытывает со стороны других возмущения.
Б) В Солнечной системе не одна планета, а много, и каждая из них движется петлеобразно.
В) В Солнечной системе не одна планета, а много, и каждая из них практически имеет несколько спутников.

6. Как далеко от Солнца находится планета, если ее орбитальный период составляет 8 лет?

А) 3 а.е.

Б) 2 а.е.
В) 4 а.е.




Критерии оценивания

100% - 6 баллов – оценка «5»

83% - 5 баллов - оценка «4»

66% - 4 балла - оценка «3»

50% и менее- 4 балла и менее - оценка «2»


Ключ

1- Б; 2 – В;3 – А; 4– В;5 – А; 6 - В;


Тест 3

Солнечная система

Выберите один правильный ответ


1. Где расположен пояс астероидов?
А) между орбитами Марса и Юпитера
Б) за орбитой Плутона
В) между Солнцем и Меркурием

2. Прочтите текст и верно определите закон Кеплера:
«Куб большой полуоси орбиты тела, делённый на квадрат периода его обращений и на сумму масс тел, есть величина постоянная
А) первый закон Кеплера
Б) второй закон Кеплера
В) третий закон Кеплера
Г) четвертый закон Кеплера

3. Выберите верный ответ, в котором верно указано значение астрономической единицы.
А) 160млн.км.
Б) 149,6млн.км.
В) 135млн.км.
Г) 143,6млн.км.

4. Сколько всего планет в Солнечной системе?
А) пять
Б) шесть
В) семь
Г) восемь
Д) девять

5. Как называется расстояние от Земли до Солнца?
А) световым годом
Б) парсеком
В) астрономическая единица
Г) годичный параллакс

6. По каким орбитам движутся планеты?
А) круговым
Б) гиперболическим
В) эллиптическим
Г) параболическим

7. С какой периодичностью комета Галлея появляется в небе Земли?
А) каждые 15-16 лет
Б) каждые 75-76 лет
В)  каждые 140-145 лет
Г)  ежегодно

8. Какие основные причины смены времен?
А) изменение расстояния до Солнца вследствие
движения Земли по эллиптической орбите
Б) наклон земной оси к плоскости земной орбиты
В) вращение Земли вокруг своей оси
Г) перепадами температур

9. Чем объясняется явление приливов и отливов?
А) медленным осевым вращением Луны
Б) притяжением Луны и большими размерами Земли
В) большими перепадами температур на Луне
Г) движением Луны вокруг Земли
Д) лунным затмением

10. Кто был первооткрывателем законов движения планет Солнечной системы?
А) Николай Коперник
Б) Иоганн Кеплер
В) Джордано Бруно
Г) Жак Кассини

11. Отношение кубов больших полуосей планет равно 64. Чему равно отношение их периодов обращения вокруг Солнца?
А) 8
Б) 4
В) 16
Г) 2

12. Отношение кубов полуосей орбит двух планет равно 16. Следовательно, период обращения одной планеты больше периода обращения другой:
А) в 8 раз
Б) в 2 раза
В) в 4 раза
Г) в 16 раз

13. Является ли Плутон планетой?
А) является
Б)  не является

14. Когда Земля вследствие своего годичного движения по орбите ближе всего к Солнцу?
А) летом
Б) в перигелии
В) зимой
Г) в афелии

15. Какие тела не входят в состав солнечной системы?
А) Солнце
Б) большие планеты и их спутники
В) астероиды
Г) кометы
Д) метеоры
Г) метеориты





Критерии оценивания

100-90 % - 15-14 баллов – оценка «5»

89- 80% - 13-12 баллов - оценка «4»

79 - 67% - 11 баллов - оценка «3»

66% и менее- 9 баллов и менее - оценка «2»

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

в

б

г

в

в

б

б

б

б

а

в

б

б

д




Тест 4

Звезды и Солнце


Выберите один правильный ответ в вопросах с1 по 12


  1. Как называется ближайшая к Земле звезда, которая является самым ярким объектом на небе?
    a.Эниф
    б.Персей
    в.Солнце

  2. Полная энергия, которую излучает звезда в единицу времени это —
    a.светимость
    б.свет
    в.яркость

  3. Как называется слой, в котором формируется подавляющая часть излучения, приходящего к наблюдателю?
    a.фотосфера звезды
    б.верхний слой
    в.внутренний слой звезды

  4. Какие элементы преобладают в химическом составе звезд?
    a.водород (около 65% по массе) и гелий (около 35% по массе)
    б.аргон (около 65% по массе) и хлор (около 35% по массе)
    в.фосфор (около 65% по массе) и алюминий (около 35% по массе)

  5. Перечислите оболочки Солнца:
    a.фотосфера, корона
    б.хромосфера, корона
    в.фотосфера, хромосфера и корона

  6. Назовите оболочку Солнца, получившую название «цветная сфера» за яркий красный цвет…
    a.фотосфера
    б.хромосфера
    в.стратосфера

  7. Как называется явление постоянного истечения плазмы солнечной короны в межпланетное пространство?
    a.волновой ветер
    б.солнечный ветер
    в.межгалактический ветер

  8. Выберите правильное название диаграммы взаимосвязей характеристик звезд:
    a.диаграмма Ресселла
    б.диаграмма Герцшпрунга
    в.диаграмма Герцшпрунга-Ресселла

  9. Большинство звезд сконцентрировались на диаграмме в узкой полосе, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему. Укажите название этой полосы:
    a.главная последовательность
    б.ряд
    в.колонна

  10. Самая известная пара звезд это —
    a.Алькор и Мицар
    б.Хадар и Альтаир
    в.Акрукс и Антарес

  11. Как называются звезды, которые изменяют свою светимость (видимую яркость, блеск, видимую звездную величину)?
    a.мерцающие звезды
    б.переменные звезды
    в.звезды хамелеоны

12. Укажите виды переменных звезд:
a.новые и старые звезды
б.новые и сверхновые звезды
в.открытые и еще не открытые звезды

13.Рассмотрите таблицу, содержащую сведения о ярких звездах и выберите два верных утверждения:


Наименование звезды

Температура , К

Масса

(в массах Солнца)

Радиус

(в радиусах Солнца)

Расстояние до звезды, св.год

Альдебаран

3500

5

45

68

Альтаир

8000

1,7

1,7

360

Бетельгейзе

3100

20

900

650

Вега

10600

3

3

27

Капелла

5200

3

2,5

45

Кастор

10400

3

2,5

45

Процион

6900

1,5

2

11

Спика

16800

15

7

160


1)Звезда Спика относится в звездам спектрального класса F;

2)Плотность вещества звезды Вега составляет 1г/см3;

3)Звезды Кастор и Капелла находятся на одинаковом расстоянии от Солнца;

4)Звезды Вега и Кастор имеют примерно одинаковую температуру и массу, следовательно, будет одинаковой их видимая звездная величина;

5)Температура поверхности и радиус Альдебарана говорит о том, что эта звезда относится к гигантам.



Критерии оценивания

100-90 % - 13-12 баллов – оценка «5»

89- % - 11 баллов - оценка «4»

77 - 69% - 10-9 баллов - оценка «3»

69% и менее- 8 баллов и менее - оценка «2»



Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

в

а

а

а

в

б

б

в

а

а

б

б

3,5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!