СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект дидактических материалов как вид учебно-методического пособия

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплект дидактических материалов как вид учебно-методического пособия»

Комплект дидактических материалов как вид учебно-методического пособия

Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к системе профессионального обучения. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Таким образом, возникает потребность в создании специальных дидактических материалов, которые не только облегчают деятельность преподавателя на уроке, но и создают эффективную обратную связь, необходимую для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно повторить изученный материал дома, оценить уровень своих знаний по теме. Кроме того, тип этих материалов активизирует познавательную деятельность обучающихся, помогает лучше освоить учебный материал.

Итак, дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всем классом (группой).

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

  • принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутого уровня учащихся);

  • принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

  • принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

  • принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

  • принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);

  • принцип познавательной мотивации;

  • принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).

Использование дидактических материалов позволяют установить контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов в различных видах музыкально деятельности школьников на уроках музыки. Также дидактические материалы направлены на самоконтроль и самокоррекцию, тренировку в процессе усвоения учебного материала.

Основные требования к дидактическим материалам:

Среди существующих требований к дидактическим материалам мы можем в частности отметить необходимость выбора последовательности знакомства с информацией, учитель по возможности должен предоставить ученику подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле, структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений.

На сегодняшний день довольно широкое распространение получило использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, что способствует высвобождению учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ, усиление мотивации обучения, развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического).

Дидактические материалы должны иметь направленность, связанную с формированием культуры учебной деятельности, а также способствуют активизацию взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций, в частности при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.

Если говорить, в целом, то использование дидактических материалов в учебном процессе, направлено на способствование в решение задачи, стоящих перед учителем: помощь учащемуся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач.

Содержание комплекта дидактических материалов к урокам музыки 1-8 классов «Герои народных сказок в музыке зарубежных композиторов»

В основе нашего комплекта дидактических материалов лежит модель энциклопедии. Модель энциклопедии предполагает сжатое (реферативное) изложение информации, необязательность сплошного чтения текста.

Структура комплекта представлена в электронном формате на электронном носителе и включает папки:

  1. Конспекты уроков музыки с презентациями.

  2. Контроль и проверка знаний (тестовые задания).

  3. Нотные материалы.

  4. Аудио – видеоматериалы.

  5. Иллюстративный материал.

  6. Словарь понятий и терминов.

Комплект дидактических материалов включает в себя обзор программ музыкального образования.

Рассмотрим более подробно каждый раздел комплекта дидактических материалов.

Конспекты уроков музыки с презентациями

Основная часть комплекта дидактических материалов посвящена произведениям русской классической музыки. Она включает в себя перечень тем уроков музыки из программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак и «Музыка» Т. И. Баклановой.

1 класс. Тема урока «В гостях у сказки» представлена пьеса Э. Грига «Шествие гномов».

2 класс. Тема урока «Мелодия душа музыки» представлены – пьесы Э. Грига «Кобольд», «Танец эльфов».

3 класс. Тема урока «В сказочной стране гномов» Ф. Лист «Хоровод гномов».

4 класс. Тема урока «Суровая красота Норвегии» представлены произведения Э. Грига – «В пещере горного короля» (из сюиты «Пер Гюнт»); «Шествие гномов».

5 класс. Тема урока «Волшебная сказочность музыкальных сказок» предлагается познакомиться с произведением «Феи-прелестные танцовщицы» прелюдия К. Дебюсси, а также в теме урока «Сказочные герои в музыке» – «Сильфиды» из «Лирические пьесы», «В пещере горного короля» Э. Грига.

6 класс. Тема урока «Волшебная сила музыки» представлен ноктюрн «Сирена» К. Дебюсси.

7 класс. Тема урока «Когда музыка не нуждается в словах» представлена опера Р. Вагнера «Феи».

8 класс. Тема урока «Мир сказочной мифологии»: Р. Вагнер «Полет Валькирий.

Мы сочли также возможным включить некоторые дополнительные материалы, представляющие интерес для будущего учителя музыки. Специфика внедрения компьютера в музыкальное образование в том, что помимо вербальных текстов большое место занимает собственно музыка (подборки нот, аудио и видеофрагменты произведений).

Контроль и проверка знаний

Контроль осуществляется в форме тестовых заданий, по изученным темам урока: «Сказочная страна», «Мелодия душа музыки» «В сказочной стране гномов», «Суровая красота Норвегии», «Сказочные герои в музыке» «Волшебная сила музыки», «Когда музыка не нуждается в словах», «Мир сказочной мифологии»

. Нотные материалы

Нотные материалы состоят из произведений по разделам, темам в рамках программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак и Т. И. Баклановой. Нотные материалы представлены следующими произведениями композиторов:

  1. К. Дебюсси. Пьеса «Сирены».

  2. К. Дебюсси. «Феи-прелестные танцовщицы».

  3. Р. Вагнер. Лейтмотив к опере «Полет Валькирий».

  4. Р. Вагнер. Опера «Феи».

  5. Ф. Лист. Этюд «Хоровод гномов».

  6. Э. Григ. Композиция из сюиты «Пер Гюнт» «В пещере горного короля».

  7. Э. Григ. Пьеса «Кобольд».

  8. Э. Григ. Пьеса «Сильфиды».

  9. Э. Григ. Пьеса «Танец эльфов».

  10. Э. Григ. Пьеса «Шествие гномов».

Аудио и видео материалы
  1. К. Дебюсси «Сирены» из программы «Ноктюрны» (https://youtu.be/6gYZNbbkfus, https://youtu.be/KMptyFmD8uQ.

  2. К. Дебюсси «Феи-прелестные танцовщицы» из цикла 24 прелюдий (https://youtu.be/Vwx13FJXggs).

  3. Р. Вагнер Лейтмотив «Полет Валькирий» из оперы «Валькирия»

(https://youtu.be/64TiMxDvDSI, https://youtu.be/crekiTjcJz4 , https://youtu.be/gOh3QhLIERA, https://youtu.be/iE6MhlrLgb0, https://youtu.be/s2RiOhYpRFc).

  1. Р. Вагнер Увертюра из оперы «Феи» (https://youtu.be/nRQoIYuukzc).

  2. Ф. Лист Концертный этюд «Хоровод гномов» (https://youtu.be/Fl7Egby-qCI ).

  3. Э. Григ Пьеса «В пещере горного короля» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» (https://youtu.be/lHSKhEHhwMs, https://youtu.be/_oZgtiBq19M, https://youtu.be/FshaaXdirP8, https://youtu.be/lSjSwynKtvU ).

  4. Э. Григ Пьеса «Шествие гномов» (https://youtu.be/FshaaXdirP8, https://youtu.be/vOGhAV-84iI ).

  5. Э. Григ Пьеса «Танец эльфов» (https://youtu.be/Huck3Ernzrw).

  6. Э. Григ Пьеса «Сильфиды» (https://youtu.be/M9EW4CFeJuE).

  7. Э. Григ Пьеса «Кобольд» (https://youtu.be/ZS-TGKbGmE8).

Иллюстративный материал

Содержит портреты композиторов, изображения сказочных героев, репродукции картин, использованные в данном пособии и другие иллюстрации по темам пособия. Они также находятся в отдельной папке и могут быть продемонстрированы во время урока в полноэкранном режиме:

  1. К. Васильев «Валькирия».

  2. А. Рэкхем «Валькирии».

  3. Й. Г. Сандберг «Валькирии вступают в битву».

  4. У. Мод. «Полет Валькирий».

  5. А. Рэкхем. «В пещере горного короля».

  6. А. Рэкхем. «В пещере горного короля».

  7. А. Дорис. «В пещере горного короля».

  8. Р. Лидберг «В пещере горного короля».

  9. Т. Киттельсен. «В пещере горного короля».

  10. Й. Бауэр «Шествие гномов».

  11. М. Мюлиг. «Шествие гномов».

  12. Автор неизвестен «Кобольд».

  13. Р. Дойл «Хоровод эльфов».

  14. А. Мальмстрем «Танец эльфов».

  15. В. Х. Салливан. «Хоровод эльфов».

  16. Д. У. Уотерсхаус «Одиссей и сирены».

  17. Фрагмент краснофигурной «Вазы Сирен».

  18. Л. Калимулина «Сильфида».

  19. М. Тальоне «Сильфида».

  20. Ф. Бокки. «Хоровод гномов».

  21. А. Рэкхем. «Феи».

  22. С. Андерсон «Феи».

  23. Маргарет Таррант «Феи-прелестные танцовщицы».

  24. Маргарет Таррант «Вы верите в фей».

Словарь понятий и терминов

В словарь включены те понятия и термины, которые встречаются в материалах уроков, презентаций.

Список литературы
  1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный. – Загл. с экрана.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/938, свободный. – Загл. с экрана.

3. Алеев, В. В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл. [Текст]: программа для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2020. – 90с.

4. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. – СПб.: Диамант, 2019. – 576 с.

  1. Тяпкина, Н. А. Методика организации слушания музыкального произведения из школьного репертуара [Текст] / Н. А. Тяпкина. – СПб.: Золотой век, 2020. – 170 с.

  2. Концертный этюд [Электронный ресурс] // Музыкальная энциклопедия. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/, свободный. – Загл. с экрана.

  3. Пьеса [Электронный ресурс] // Музыкальный словарь. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/, свободный. – Загл. с экрана.

  4. Э. Григ. Пьеса «Шествие гномов» [Электронный ресурс] // Музыка и я. – Режим доступа: http://www.musicandi.ru/slova_pesen/nast_dryg, свободный. – Загл. с экрана.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!