Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
В СИСТЕМЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(профилактика табакокурения, употребление алкогольных напитков и психоактивных веществ, пропаганда ЗОЖ, профилактика суицида, экстремизма)
На 2019-2023 гг
Орехово-Зуево 2019
Комплексная программа профилактики асоциальных явлений
Оглавление
1. Паспорт программы ..............................................................................................................3
2. Обоснование программы ......................................................................................................3
3. Цели и задачи программы.....................................................................................................5
4. Сроки и этапы реализации программы ................................................................................6
5. Механизмы реализации программы .....................................................................................6
6. Мероприятия программы........................................................................................................13
8. Ожидаемые результаты ……………………………………………………………………..14
1. Паспорт программы
Наименование Программы | Комплексная программа профилактики асоциальных явлений в ГОУ ГГТУ СПО (далее – Программа) |
Основные разработчики Программы | Тимофеева Т.К. – начальник отдела организации внеучебной деятельности и социальной работы СПО ГГТУ Мусакова С.А. – педагог-психолог ООВД и СР СПО ГГТУ Якушина А.А. - педагог-организатор ООВД и СР СПО ГГТУ |
Руководитель Программы | Начальник отдела организации внеучебной деятельности и социальной работы СПО ГГТУ |
Исполнители основных мероприятий Программы | Социальный педагог Педагог-психолог Педагог-организатор Классные руководители |
Целевая аудитория | Студенты колледжа очной формы обучения |
Социальные партнеры | Центр по делам молодежи г. Орехово-Зуево ГБУЗ МО «Психиатрическая больница №8" Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Орехово-Зуевского муниципального района Отдел опеки и попечительства Министерства образования МО по Орехово-Зуевскому району МУ МВД России «Орехово-Зуевское» |
Сроки реализации | 2019-2023 гг. |
2. Обоснование программы
Актуальность мероприятий в рамках данной программы подтверждают статистические данные по Российской Федерации. Распространение в молодежной среде различных социально-негативных явлений и связанные с этим социальные последствия приобретают устойчивый характер, все это является частью такого понятия, как асоциальное поведение.
Асоциальное поведение – это поведение, нарушающее социальные нормы (уголовные, административные, семейные) и противоречащее правилам социальной жизни, деятельности, обычаям, традициям отдельных лиц и общества в целом. Аддиктивное поведение — одна из форм отклоняющегося поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) ввиду искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.
В рамках данной Программы в понятие асоциального поведения включены следующие компоненты:
безнадзорность, злоупотребление психоактивными веществами, экстремизм, наркомания, табакокурение, алкоголизм, суицидальное поведение.
Анализ причин и факторов, способствующих возникновению отклонений в поведении детей и подростков, показывает, что, несмотря на видимые различия в поведенческих проявлениях, природа возникновения девиаций исходит от невозможности или неспособности удовлетворять свои потребности и обеспечивать дальнейшее развитие. Современные научные взгляды на природу формирования отклоняющегося (девиантного) поведения и практика профилактической работы показывают недостаточность применения методов превенции (предупреждения, просвещения) и психолого-педагогической интервенции (усиление контроля, повышение требований). Методы психологического тренинга, помогая снизить эмоциональный накал проблем, не решают в полной мере вопросов успешной интеграции подростков в социум.
С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей его социальной среды. Следовательно, одинаково проблемными являются как выраженное игнорирование социальных требований, так и нивелирование индивидуальности, например, в форме конформизма – полного подчинения интересов личности давлению среды. Состояние сниженной способности (нежелание, неумение, отсутствие возможностей) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые приводит личность к попыткам реализовывать свою индивидуальность вне социальных норм. Если такие попытки оказались успешными, запускается механизм формирования девиантного поведения.
Отечественные и зарубежные исследования позволяют выделить ряд факторов, способствующих возникновению наркомании в студенческой среде, на которое будет
оказано воздействие:
1. Психологические факторы (особенности личности, наличие стрессовой, кризисной
ситуации);
2. Социально-психологические факторы (качество социальной поддержки, нормы
поведения в учебном заведении, качество жизни, доступность наркотических средств).
Как показывает статистика, количество наркоманов в России приумножилось в 10 раз за последнее десятилетие. Количество смертей от наркомании выросло в 12 раз за этот же период, смертность детей до 15 лет возросла в 40 раз. Наркомания приводит и к различным медико-социальным последствиям. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, сопутствующих наркомании болезней, в первую очередь СПИДа (в России среди больных СПИДом более 50% наркоманов, в Европе –70%), инфекционных гепатитов (в России более 90% наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и др. заболеваний. ВИЧ-инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, больных наркоманией. По данным международной статистики, весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями, дает около 10% всех смертей и 20% всех госпитализаций. Около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения, в сочетании с наркотизацией и токсикоманией. Очень высокая криминогенность среди лиц, злоупотребляющих наркотиками. Подростки недооценивают опасность наркотиков из-за недостаточной осведомленности по этому вопросу. Со стороны родителей, общества, средств массовой информации и правительства, должны предприниматься меры по профилактике наркомании. Подростки, чьи родители постоянно проводили с ними профилактические беседы о вреде наркотиков, в 42% реже употребляют наркотики, чем те, чьи родители не совершают таких действий.
Отдельно стоит выделить такое явление, как экстремизм (приверженность к крайним взглядам и мерам), который в молодежной среде нередко выражается в агрессивном (порой даже криминогенном) поведении в отношении других лиц, отличающихся от них в этническом, религиозном, социальном плане. Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией ЮНЕСКО в ноябре 1995 г., провозглашает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений, и признает такое же право за другими. Это не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих и уступки чужим убеждениям. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим людям. В связи с участившимися случаями разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространения идей фашизма на территории Российской Федерации 23 марта 1995 г. Президент РФ издал Указ о мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в РФ. В последующем был издан Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности».
Относительно недавно в России появилась «новая» проблема – суицид. Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек оказывается. Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали, таким образом, против бездушия, безразличия и жестокости взрослых. Психология самоубийства - это, прежде всего, психология безнадёжности, обиды на жизнь, на других людей, на весь мир, утрата смысла жизни.
Подводя итог, можно сказать, что все компоненты асоциального поведения неразрывно связаны между собой и являются взаимообусловленными. Это говорит о том, что профилактическая и коррекционная работа должна осуществляться комплексно, всесторонне и непрерывно.
Нормативно-правовое обеспечение Программы:
- Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
- Федеральный закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
- Кодекс Российской Федерации № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. "Об административных правонарушениях".
- Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
- Федеральный Закон №3-ФЗ от 8.01.1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах".
- Федерального закона «Об ограничении курения табака» от 10 июля 2001 года № 87-ФЗ.
- Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 12.02.2013г.
-Федеральный закон № 114-ФЗ 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности».
- Письмо Минобразования РФ от 29.05.03 г. № 03-51-102ин/22-03«О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков».
3. Цели и задачи программы
Основная цель Программы:
Создание и апробация модели первичной комплексной профилактики асоциального
поведения среди студентов СПО ГГТУ и их социально-психологической адаптации в студенческой среде, как залога формирования зрелой и здоровой личности.
Основные задачи Программы:
1. Информирование студентов о пагубном воздействии наркотических, алкогольных, табакокурения и иных веществ на организм человека и последствиях злоупотребления ими.
2. Информирование студентов о юридических и социальных последствиях экстремизма и противоправного поведения.
3. Разработка информационных материалов, брошюр, методических пособий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, развитие системы информирования студентов в целях предупреждения и снижения спроса на наркотические вещества, алкоголь и табачные изделия, а также по тематике экстремизма.
4. Организация мероприятий по профилактике наркомании, противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ среди студентов колледжей/техникума.
5. Организация мероприятий по профилактике экстремизма и противоправного поведения.
6. Оптимизация межличностных отношений в образовательном учреждении, психологическое просвещение всех участников образовательного процесса по проблемам суицидального поведения.
7. Развитие и формирование необходимого уровня правовой культуры обучающихся.
8. Формирование здорового образа жизни среди молодежи.
9. Формирование у студентов навыков ответственного поведения, навыков сознательного отказа от наркотических, алкогольных, табакокурения и иных веществ.
10. Создание условий для личностного роста студентов и самореализации, для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру.
11. Создание условий для формирования у студентов социально-активной жизненной позиции с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема наркотиков, употребления алкоголя и табакокурения.
12. Проведение специально организованных психолого-педагогических тренингов.
13.Организация и проведение мониторингов по отслеживанию результатов профилактической работы в колледжах/техникуме.
14. Взаимодействие со значимыми взрослыми.
15. Информирование обучающихся о телефонах доверия.
4. Сроки и этапы реализации программы
Срок реализации Программы - 2019-2022 гг.
1 этап – разработка программы,
2 этап – реализация программы,
3 этап – подведение итогов, анализ, корректировка.
5. Механизмы реализации программы
При реализации программы предполагается использовать механизм, включающий
в себя следующие формы и виды профилактической работы в колледже:
1. Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное решение
задач профилактики.
2. Создание эффективной системы формирования социальных норм и ценностей
пространства колледжа.
3. Реализация тренинговых программ по профилактике употребления наркотических веществ, алкоголя и табакокурения, а также по ведению здорового образа жизни.
4. Разработка и реализация мероприятий по спортивно-массовой и физкультурно-
оздоровительной работе, привлечению студентов к регулярным занятиям физкультурой и спортом, сдаче норм ГТО.
5. Разработка и реализация мероприятий по организации досуга студентов, привлечению студентов к занятиям в объединениях ОДОД, а также учреждениях культуры, дополнительного образования и по делам молодёжи.
6. Развитие системы семейного воспитания и родительского просвещения.
7. Разработка системы социально-психологического мониторинга, включающего
анкетирование вновь поступивших студентов – первокурсников, оценку социально-
психологического климата в группах первого года обучения, оценку благополучия
(выявление неблагополучных) мест проживания и досуга студентов.
8. Привлечение студентов к участию в органах студенческого самоуправления.
9. Сотрудничество с социальными партнерами для эффективного осуществления
профилактических мероприятий.
10. Оценка эффективности проводимых мероприятий, внесение корректив и
дополнений в период реализации программы
11. Контроль качества профилактической работы.
6. Мероприятия программы
При реализации программы предполагается выполнить следующий перечень мероприятий:
1. Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное решение
задач профилактики асоциальных явлений (разработка программы).
2. Проведение лекций, акций, диспутов, круглых столов, тренингов и т.п. по
профилактике асоциальных явлений для студентов колледжа.
3. Организация и проведение социально – психологического мониторинга, включающего анкетирование студентов-первокурсников, оценку социально-психологического климата в группах первого года обучения, оценку благополучия (выявление неблагополучных) мест проживания и досуга студентов.
4. Разработка методических материалов по созданию эффективной системы социально-психологического мониторинга.
5. Организация и проведение антинаркотических акций, конкурсов плакатов, тематических выступлений.
6. Организация системы информирования студентов посредством распространения
печатных материалов, оформления стендов, официального сообщества колледжа в Контакте.
7. Проведение работ по адаптации первокурсников: опросы, анкетирование, тренинги и др.
8. Формирование здорового образа жизни у студентов через комплекс спортивно-
оздоровительных мероприятий: соревнования, спартакиада, участие в городских
и районных мероприятиях.
9. Организация системы досуговых мероприятий.
10. Привлечение студентов в работе органов студенческого самоуправления и волонтёрских программах.
11. Организация дополнительного образования студентов.
12. Проведение индивидуальной воспитательной и профилактической работы со
студентами;
13. Вовлечение несовершеннолетних в деятельность по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании и других асоциальных явлений.
13. Вовлечение родителей обучающихся в урочную и внеурочную деятельность путем организации мероприятий по формированию и популяризации семейных ценностей для обучающихся и их родителей.
14. Контроль качества профилактической работы.
Программа предусматривает осуществление организационно-методических,
научно-исследовательских, информационно-просветительских, коррекционно-
профилактических мероприятий в сфере профилактики асоциальных явлений, таких как:
употребление наркотиков и алкоголя, табакокурение, экстремизм, противоправное и
суицидальное поведение.
Основные мероприятия Программы
Месяц | План работы по профилактике асоциального поведения студентов колледжей и техникума ГГТУ |
Мероприятия | Ответственные лица | Место проведения |
сентябрь | Месячник по безопасности (по отдельному плану) Психологическое занятие: «Твоё здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Диагностика «Мои увлечения», «Доминирующие мотивы», «Самооценка», «Уровень социализации». Психологические занятия: «Улыбнись жизни, ты ей нравишься» (для обучающихся с ОВЗ) Открытая дискуссия: «Наркомания-болезнь или выбор?» День здоровья «Здоровые дети – здоровая нация» Праздник, посвященный Всемирному дню трезвости. Студенческая спартакиада « Мы – здоровое поколение». Подготовка и участие в городских соревнованиях по легкоатлетическому кроссу среди учреждений СПО Круглый стол «Начни с себя»? | Зам. директора по безопасности Педагоги-психологи Педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, студенческий актив Руков. Физвоспитания Психологи Педагоги-организаторы Руков. Физвоспитаня Психологи | Колледжи, техникум Колледжи, техникум Городское Городское Городское |
| Мероприятия, посвященные Международному дню предотвращения суицида. Декадник «Сохраним жизнь» | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители | Колледжи/техникум |
октябрь | Интерактивная лекция «Психическое здоровье молодежи и проблема зависимости от ПАВ» | Педагоги - организаторы, социальные – педагоги, педагоги - психологи, классные руководители, студенческий актив | Коллежи, техникум, Городской |
Психологическое занятие «Свобода и ответственность» Диагностика стрессоустойчивости, тест Филлипса, Айзенка. Психологическое занятие «Окно в мир» (для обучающихся с ОВЗ) | Педагоги – психологи | Колледжи, техникум |
Турнир по мини - футболу. Осенний легкоатлетический кросс Городские соревнования | Руководители физ. Воспитания, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог. | Колледжи, техникум |
ноябрь | Акция «День Неравнодушного человека» | Педагог-организатор, социальные - педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, студенческий актив | Городской |
Психологическое занятие «Твоё здоровье и свободное время» Игровое занятие «Цвета радуги» | Педагоги - психологи | Колледжи, техникум |
Организация сотрудничества с представителями МОПБ № 8 (врачом-наркологом, психиатром, наркологом), с целью проведения работы по профилактике суицидального поведения, употребления спиртных напитков и ПАВ среди обучающихся. | Социальные педагоги, Педагоги - психологи | Городской |
Проведение совместно с классными руководителями тематических бесед по профилактике употребления спиртных напитков и ПАВ среди обучающихся. Первенство по настольному теннису. Региональная конференция «Подросток и закон» (для педагогических работников колледжей техникума) | Зам. директора по безопасности Руководители физ. воспитания Педагоги – организаторы, социальные педагоги, педагоги - психологи | Колледжи, техникум Региональное |
декабрь | Акция «Рука в руке» | Педагоги - организаторы, социальные – педагоги, классные руководители, студенческий актив | Колледжи, техникум |
Круглый стол для обучающихся «Твоё здоровье и ВИЧ/СПИД» Диагностика темперамент (Шмишек) Психологическое занятие «След в будущее» (для обучающихся с ОВЗ) Фестиваль спортивных и подвижных игр. | Педагоги - психологи, классные руководители Руководители физвоспитания | Колледжи, техникум |
январь | Психологическое занятие «Как я справляюсь с трудностями». Психологическое занятие «Шкала ценностей» | Педагог-психолог | Техникум |
Проведение лекции совместно с сотрудниками ПМД, по вопросам последствий употребления ПАВ среди обучающихся | Зам. директора по безопасности | Техникум |
февраль | Профилактическая акция «Здоровье – твое богатство!» | Педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, студенческий актив | Техникум |
Игровое занятие «Как управлять своим состоянием». Психологическое занятие «Твоё здоровье и алкоголь» | Педагог-психолог | Техникум |
март | Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом | Педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, студенческий актив | Техникум |
Психологическое занятие «Твоё здоровье и ПАВ». Игровое занятие «Ступени к успеху» (для обучающихся с ОВЗ) | Педагог-психолог | Техникум |
апрель | Работа по благоустройству территории техникума и г. Орехово-Зуево | Педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, студенческий актив | Городской |
Психологическое занятие «Моё решение – моя ответственность» (для обучающихся с ОВЗ) Психологическая игра «Чёрно-белый мир». | Педагог-психолог | Техникум |
Проведение заседания Совета профилактики с привлечением сотрудника ПНД с целью профилактики употребления алкоголя и ПАВ среди обучающихся | Социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, педагог доп. образования | Техникум |
| Организация и проведение классных часов, формирующих у обучающихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни». | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители | Колледжи/техникум |
май | Акция «Мы помним! Мы гордимся!». Президентское многоборье. Сдача норм ГТО | Педагоги – организаторы, социальные педагоги руков. физвоспитания, классные руководители, студенческий актив | Городской |
Психологическое занятие «Самообладание» (для обучающихся с ОВЗ) Игровое занятие «Как управлять своим состоянием» | Педагог-психолог | Колледжи, техникум |
июнь | Благотворительный концерт для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в ТСЖ «Дети-детям» Футбольный турнир «Орехово – родина футбола» Студенческая спартакиада для студентов, проживающих в общежитии | Педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, социальные-педагоги, Руков.физвоспитания, педагоги – организаторы, классные руководители, студенческий актив | Городской Областной |
3. Психологическое занятие «Твоё здоровье и досуг» | Педагог-психолог | Техникум |
7. Организация управления и контроль хода реализации программы
Непосредственно реализацию программы осуществляют педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, руководители физвоспитания, классные руководители, студенческий актив, заместитель директора по безопасности.
Для реализации программы колледж осуществляет сотрудничество со следующими
организациями:
Центр по делам молодежи г. Орехово-Зуево
ГБУЗ МО «Психиатрическая больница №8"
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Орехово-Зуевского муниципального района
Отдел опеки и попечительства Министерства образования МО по Орехово-Зуевскому району
МУ МВД РФ «Орехово-Зуевское»
Контроль за реализацией программы осуществляют: директор колледжа/техникума, отдел организации внеучебной деятельности и социальной работы СПО ГГТУ, Управление образования г. Орехово-Зуево и Орехово-Зуевская городская прокуратура в рамках своих полномочий.
8. Ожидаемые результаты
1. Создание и совершенствование системы эффективного взаимодействия между
структурными подразделениями в вопросах профилактики асоциальных явлений среди
студентов колледжей/техникума.
2. Установление партнерских связей с районными, городскими и областными организациями и медицинскими учреждениями, занимающимися профилактикой
наркомании и привлечение их специалистов к профилактической работе среди студентов
в колледжах/техникуме.
3. Апробация форм работы по первичной профилактике асоциальных явлений среди
студентов и создание базы информационно-методических материалов профилактической
направленности.
4. Повышение качества проведения мероприятий профилактической направленности.
5. Обеспечение информационно-методическими материалами профилактической
направленности - учебно-методическими пособиями, тематическими брошюрами и
буклетами - с целью повышения эффективности работы по профилактике асоциальных
явлений.
6. Формирование среди участников данной программы осознанно негативного
отношения к употреблению наркотиков, алкоголя и табакокурению, активной жизненной
позиции и потребности в здоровом образе жизни.
7. Повышение уровня информированности среди студентов по проблеме аддиктивного и противоправного поведения.
8. Снижение уровня асоциальных явлений в студенческой среде.
9.Профилактическая работа по предупреждению суицидальных действий среди обучающихся, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.
10. Гармонизация межличностных отношений между студентами разных курсов,
студентами и преподавателями.
11. Формирование толерантного сознания, позитивных установок к представителям
иных этнических сообществ.