СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная образовательная программа внеурочной деятельности обучающихся 6 класса «Духовно-нравственные ценности как основа воспитания школьников»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплексная образовательная программа внеурочной деятельности обучающихся 6 класса «Духовно-нравственные ценности как основа воспитания школьников»»

Частное образовательное учреждение

«Общеобразовательная Школа-интернат № 20 ОАО «РЖД»

среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД»





Комплексная образовательная программа

внеурочной деятельности обучающихся 6 класса

«Духовно-нравственные ценности как основа воспитания школьников»

Срок реализации – 1 год



Автор-разработчик программы:

Чернова Т.В. – учитель русского языка и литературы



Омск 2020

Содержание

  1. Пояснительная записка .……………………………………………………………………………... с. 3

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися Программы ………………………………… с. 5 – 12

  3. Тематическое планирование ………………………………………………………………………… с. 13 – 14

  4. Технологическая карта программы …………………………………………………………………. с. 15 – 48

  5. Эффективные методы и приемы реализации программы «Духовно-нравственные ценности

как основа воспитания школьников» в основной школе ……………………………………….… с. 49 – 104

  1. Список используемой литературы …………………………………………………………….…… с. 105 – 106












Пояснительная записка

Образовательная программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Духовно-нравственные ценности как основа воспитания школьников» (далее по тексу - Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа соответствует требованиям к структуре образовательной программы (ФЗ «Об образовании в РФ» гл.1 ст.2 п.9) и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию внеурочной деятельности на ступени основного общего образования.

Программа отличается православно ориентированным содержанием и содействует самоопределению личности в ее духовно-нравственном становлении.

Цель Программы: воспитание нравственной личности на основе принципов Православия.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • ориентировать ребенка на познание и присвоение ценностей православного мира;

  • развивать стремление к самоанализу, саморазвитию и самосовершенствованию, способность к внешнему и внутреннему преображению;

  • развивать критическое мышление, объективное видение собственного «Я» и окружающего мира;

  • создать условия для нравственно ориентированной социализации подростка.


Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы

внеурочной деятельности «Духовно-нравственные ценности как основа воспитания школьников»»

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного (знаниевого) компонента будут сформированы:

  • ориентация в системе духовно-нравственных, православных ценностей и их присвоение, понимание конвенционального характера морали (Л(к)1.);

  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях человеческих отношений и взаимодействий (Л(к)2.);

  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к жизни; правил поведения в различных ситуациях (Л(к)3.).

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство долга (Л(ц-э)4.);

  • целомудрие, милосердие, кротость и смирение;

  • уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, совестливость, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им (Л(ц-э)5.);

  • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья (Л(ц-э)6.);

  • потребность в самосовершенствовании и саморазвитии (Л(ц-э)7.);


В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • осознанное восприятие и принятие обучающимися системы православных ценностей, духовной культуры своего народа, добродетельной жизни.

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика (Л(д) 8.);

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; умение конструктивно разрешать конфликты (Л(д) 9.);

  • эмпатия как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия (Л(д) 10.);

  • готовность и способность к выполнению моральных норм (Л(д)11.);

  • функции познавательного мотива (Л(д) 12.);

  • готовность к самообразованию и самовоспитанию (Л(д) 13.);

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • ставить новые учебные цели и задачи (Р.1.);

  • анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных при помощи педагога ориентиров действия с новой информацией (Р.2);

  • планировать пути достижения целей и устанавливать целевые приоритеты (Р.3.);

  • саморегуляции в любых видах деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей (Р.4.);

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров (Р.5.);

  • адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации (Р.6.);

  • основам саморегуляции эмоциональных состояний (Р.7.);

  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процессов (Р.13.).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию (К.1.);

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями сверстников и взрослых в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (К.2.);

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор (К.3.);

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и бесконфликтно отстаивать свою позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (К.4.);

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества (К.5.);

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, а также эмоциональную поддержку в процессе достижения общей цели совместной деятельности (К.6.);

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности (К.7.);

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументации своей позиции, владеть монологической и диалогической формами речи (К.8.);

  • организовывать и планировать сотрудничество с педагогом и сверстниками, определять цели и функции, способы взаимодействия; планировать общие способы работы, уметь убеждать (К.9.);

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (К.10.);

  • основам коммуникативной рефлексии (К.11.);

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей (К.12.).

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности (П.1.);

  • проводить наблюдение и исследования под руководством педагога (П.2.);

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П.5.);

  • давать определение понятиям (П.6.);

  • устанавливать причинно-следственные связи (П.7.);

  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом (П.8.);

  • осуществлять сравнение и классификацию, при помощи педагога и самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций (П. 9.);

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей (П.10.);

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования (П.11.);

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения (П.12.);

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий (П.13.);

  • основам рефлексивного чтения (П.14).

Основы исследовательской и проектной деятельности

Ученик научится:

  • планировать и выполнять исследование и социальный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме (ИиП 1.);

  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме (ИиП 2.);

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем методов логического мышления, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы (ИиП 3.);

  • использовать такие методы получения знания как постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов (ИиП 4.);

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме (ИиП 5.);

  • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

  • использовать догадку, озарение, интуицию (ИиП 6.);

  • использовать некоторые приемы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность (ИиП 7.);

  • видеть и комментировать ценностные установки, моральные суждения при получении, распространении и применении актуальной для проектирования информации из разных источников (ИиП 8.);

  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта (ИиП 10.).

Тематическое планирование

(34 часа)

Раздел 1. Духовность и нравственность как важнейшие характеристики личности. (2 ч.)

  1. Духовность и нравственность как важнейшие характеристики личности. (2.)

Раздел 2. Духовно-нравственные ценности. (17 ч.)

  1. Духовно-нравственные ценности. (1 ч.)

  2. Украшать душу нужно ЛЮБОВЬЮ… (1 ч)

  3. Наибольшие заповеди в Законе Божьем (1 ч.)

  4. Добро… (1 ч.)

  5. Дела добрые. (2 ч.)

  6. Душевный мир и смирение. (2 ч.)

  7. Милосердие. (2 ч.)

  8. Сострадание. (1 ч.)

  9. Прощение. (2 ч.)

  10. Любовь к Родине. (2 ч.)

  11. Образование и саморазвитие. (2 ч.)

Раздел 3. Источник зла (8 ч.)

  1. Источник зла. (1 ч.)

  2. Что есть грех? (1 ч.)

  3. Гордость есть смертный грех. (1 ч.)

  4. Зависть. (1 ч.)

  5. Как победить зависть? (1 ч.)

  6. Уныние и отчаяние – смертный грех. (2 ч.)

  7. Горе ленивому! (1 ч.)

Раздел 4. Покаяние. (2 ч.

  1. Покаяние. (2 ч.)

Раздел 5. Подводим итоги. (5 ч.)

  1. Свод нравственных императивов. (1 ч.)

  2. Святые земли русской. (2 ч.)

  3. Духовно-нравственные ориентиры. (2 ч.)











Технологическая карта программы

Тема занятия

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Характеристика

деятельности обучающихся

Инструментарий деятельности


Духовно-нравственные ценности как основа воспитания школьников


Раздел 1

Духовность и нравственность как важнейшие характеристики личности

(2 ч.)

1-

2

Духовность и нравственность как важнейшие характеристики личности.




2


Л(к)2.);

(Л(ц-э)8.);

(Л(ц-э)9.);

(Л(д)11.);

(Л(ц-э)12.);

(Л(д)13.);

(Р.1.);

(Р.4.);

(Р.7.);

(Р.8.);

(Р.12.);

(К.5.);

(П.2.);

(П.6.);

(П.7.);

(П.9.).


  1. Приветствие. Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Пусть предстоящий урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасным. Хорошего вам настроения и успехов! (Приветливость и доброжелательность учителя являются условием выполнения задач урока – у детей возникает чувство защищенности, что образует положительные эмоции и формирует аттракцию).

  2. Учитель записывает тему на доске, затем выясняет, что известно учащимся по данной теме, какие есть вопросы, что хотели бы узнать. После этого учащимся предлагается сформулировать цель с помощью опорных глаголов (изучить, обобщить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод)

  3. Активное слушание сообщения учителя по заданной теме.

  4. Работа с тетрадью-портфолио (анализ определений, цитат, иллюстраций), в результате которой учащиеся создают собственное определение понятий «духовность» и «нравственность» и записывают их в тетрадь.

  5. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга по заданным критериям. Анализируют записи, уточняют и конкретизируют, дополняют предложенные формулировки.

  6. Рисуют отрезок, на одном конце которого написано «Ничего не понятно», на другом – «Все понятно». Фиксируют знак/символ на данном отрезке, отразив степень понимания пройденного материала.

Рабочая тетрадь

(с. 3 – 4, задание 2, 3).


Раздел 2

Духовно-нравственные ценности

(17 ч.)

3

Духовно-нравственные ценности

1


Л(к)2.);

(Л(ц-э)8.);

(Л(ц-э)9.);

(Л(ц-э)12.).

(Л(д)13.);

(Р.1.);

(Р.4.);

(Р.7.);

(Р.8.);

(Р.12.);

(К.5.);

(П.2.);

(П.6.);

(П.7.);

(П.9.).

1. С целью создания атмосферы благожелательности, доверия и любви проводятся ритуалы приветствия, включающие пожелания друг другу любви, здоровья, открытого любящего сердца (круг пожеланий и благодарения)

2. После обсуждения темы с учителем, учащиеся формулируют цель при помощи слов-помощников: вспомним, повторим, изучим, узнаем, проверим, научимся...

3. Активное слушание сообщения учителя по заданной теме.

4. Работа с тетрадью-портфолио (анализ и маркировка текста), пишут сочинение-миниатюру, раскрывая смысл понятий, близких их сердцу.

5. Пишут однокласснику телеграмму с пожеланиями, отражая самое важное, что понял на уроке.

Рабочая тетрадь (с. 5, зад. 3).

4

Украшать душу нужно ЛЮБОВЬЮ…

1


((Л(к)2.);

(Л(ц-э)8.);

(Л(ц-э)9.);

(Л(д)11.);

(Л(ц-э)12.);

(Л(д)13.);

(Р.7.);

(Р.8.);

(Р.12.);

(К.1.);

(К.6.);

(К.8.);

(К.10.);

(К.12.);

(П.2.);

(П.6.).

1. Приветствие.

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

2. Учитель обращает внимание детей на тему, сформулированную в виде мудрого изречения свт. Тихона Задонского: «Украшать душу нужно ЛЮБОВЬЮ…»

3. Дети осмысливают изречение, формулируют цели урока.

4. Активное слушание сообщения учителя по заданной теме.

5. Работа с тетрадью-портфолио (анализируют определения, цитаты, иллюстрации, составляют ассоциативный ряд слова «Любовь», выделяют в ряду слова, которые более других раскрывают суть понятия).

6. Рисуют настроение Учащимся предлагается в конце урока сравнить свое настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.


Рабочая тетрадь (с. 6, зад. 4 ).

5

Наибольшие заповеди в Законе Божьем.

1


((Л(к)2.);

(Л(ц-э)8.);

(Л(ц-э)9.);

(Л(д)11.);

(Л(ц-э)12.);

(Л(д)13.);

(Р.3.);

(Р.4.);

(Р.7.);

(Р.8.);

(Р.12.);

(К.2.);

(К.4.);

(К.6.);

(К.10.);

(К.12.);

(П.2.);

(П.6.);

(П.7.);

(П.9.);

(П.15.).

  1. Учащиеся вспоминают тему и цели предыдущего урока, обосновывают их.

  2. Работа с тетрадью-портфолио. Объединяются в группы 5-6 человек. Читают отрывок из Святого Евангелие от Матфея, размышляют над предложенными вопросами и через дискуссию формулируют аргументированный ответ.

  3. Отвечают на вопросы для рефлексии:

- Что для тебя было легко (трудно)?

- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

- Что в изученном сегодня для тебя самое главное?

- Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с твоими?

- Что показалось неубедительным, с чем ты не согласен?

- Какие новые мысли, чувства у тебя появились?

- Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

- Были ли моменты недовольства собой?

- Какую пользу ты извлек из этого занятия, изученного текста?

- Над чем, как тебе кажется, еще надо поработать?

- Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

Рабочая тетрадь (с. 7, зад. 5)

Опросник «Личностный рост» (отношение подростка к человеку как таковому).


6.

Добро…

1


((Л(к)2.);

(Л(ц-э)8.);

(Л(ц-э)11.);

(Л(д)12.);

(Л(д)13.);

(Р.1.);

(Р.2);

(Р.3.);

(Р.4.);

(Р.12.);

(К.1.);

(К.2.);

(К.4.);

(К.6.);

(К.8.);

(К.10.);

(П.6.);

(П.9.).

1. Приветствие: давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

2. Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске (Высшая наука – быть мудрым, а высшая мудрость – быть добрым (Свт. Тихон Задонский)), и подумать, как он может быть связан с темой и целью урока.

3. Учащиеся совместно с учителем формируют тему и цель урока.

4. Работа с тетрадью-портфолио (осмысление, анализ определений, цитат, иллюстраций). Создают метафорический ряд к концепту «Добро».

5. В конце урока учащемуся предлагаются суждения, из которых он должен выбрать те, которые отражают его состояние/поведение на уроке: «Я сам не смог справиться с заданием; Я прекрасно справился с заданием; У меня были затруднения; У меня не было затруднений. Затем выбранные суждения комментируются.

Рабочая тетрадь (с. 8, зад. 6).

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).


7 - 8

Дела добрые.

2


((Л(к)2.);

(Л(ц-э)8.);

(Л(ц-э)9.);

(Л(ц-э)11.);

(Л(ц-э)12.);

(Р.1.);

(Р.4.);

(Р.7.);

(Р.9.);

(Р.12.);

(К.1.);

(К.2.);

(К.4.);

(К.6.);

(К.8.);

(К.9.);

(К.10.);

(К.12.).

1. После доброжелательного приветствия, учитель расспрашивает детей о прошедшем дне, опосредованно включая в задаваемые вопросы тему урока:

  • Как прошел твой день?

  • Просил ли кто тебя о помощи?

  • Смог ли ты кому-то помочь?

  • Сделал ли ты в последнее время что-нибудь хорошее? Что? (данный прием позволяет связать урок личностным миром ребенка, повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями).

2. После диалогического общения дети совместно с учителем формулируют тему урока.

3. Совместная работа с тетрадью-портфолио (обсуждение цитат из Библии и высказываний святых отцов Церкви о добре).

4. Читают главу из книги Преподобного Серафима Саровского «Радость моя» – «О том, что Господь бывает особенно милостив к добрым деткам».

5. Заполняют «двухчастную таблицу»: лист в тетради разбивается на две колонки. В левой колонке ученики записывают те фрагменты текста, которые произвели на них большее впечатление, вызвали ассоциации с эпизодами из собственной жизни, озадачили их, вызвали протест и т.д. Справа они должны дать комментарии: что заставило выбрать именно эту цитату.

6. На стадии рефлексии обучающиеся делятся замечаниями, которые они сделали в каждой колонке.

Рабочая тетрадь (с. 8 – 11, зад. 6).


Дискуссионные

методы.

Методика А.Г. Грецова «Самооценка».


9 –

10

Душевный мир и смирение.

2


Л(к)2.);

(Л(ц-э)8.);

(Л(ц-э)9.);

(Л(д)11.);

(Л(д)12.);

(Л(д)13.);

(Р.7.);

(Р.8.);

(Р.12.);

(К.5.);

(К.7.);

(К.11.);

(К.12.);

(П.2.);

(П.3.);

(П.6.);

(П.9.);

(П.13.);

(ИКТ.1-10;12-13;18-29).

  1. Дети приветствую друг друга и учителя (повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое).

  2. Учитель записывает тему на доске, затем выясняет, что известно учащимся по данной теме, какие есть вопросы, что хотели бы узнать. После этого учащимся предлагается сформулировать цель с помощью опорных глаголов (изучить, обобщить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод)

  3. Активное слушание сообщения учителя по заданной теме.

  4. Самостоятельно работают с записанными на доске словами «мир» и «смирение», определяя их лексическое значение, строя словообразовательную цепочку, намечая логические связи.

  5. Работают с тетрадью-портфолио, анализируя цитаты святых о смирении, сопоставляя свою трактовку, с материалами в тетради.

  6. На основе полученных знаний о концепте «Смирение» заполняют карту ассоциаций (рабочая тетрадь).

  7. Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я почувствовал, что…

6. меня удивило…

7. урок дал мне для жизни…

8. мне захотелось

Рабочая тетрадь (с.12, зад. 7).

Опросник «Личностный рост»

(отношение подростка к человеку как Другому).


11 –

12

Милосердие.

2


(Л(к)2.);

(Л(ц-э)8.);

(Л(ц-э)9.);

(Л(ц-э)12.);

(Л(д)13.);

(Л(д)11.);

(Р.8.);

(Р.12.);

(К.5.);

(К.7.);

(К.12.);

(П.2.);

(П.9.);

(П.15.).

1. Приветствие.

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

2. Знакомятся с записанным на доске эпиграфом к уроку (Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно то и делает его человеком. (свт. Иоанн Златоуст)).

Опираясь на эпиграф, формулируют тему и цели урока.

  1. Работа с тетрадью-портфолио (анализ определений, цитат, иллюстраций).

  2. Составляют цепочку синонимов к слову «милосердие» (в цепочке должно быть не менее 10 звеньев). Пишут небольшое сочинение-рассуждение о собственных проявлениях милосердия.

  3. Рефлексия. Прием: «Визуализация информации». Дети через рисунок передают свое понимание понятия «милосердие».

Рабочая тетрадь (с.13 – 14, зад. 8 – 9).

Сочинение-рассуждение.

13

Сострадание

1


(Л(к)2.);

(Л(ц-э)8.);

(Л(ц-э)9.);

(Л(д)11.);

(Л(д)12.);

(Л(д)13.);

(Р.1.);

(Р.8.);

(Р.12.);

(К.5.);

(К.7.);

(К.10.);

(К.12.);

(П.2.);

(П.6.);

(П.7.);

(П.9.);

(П.13.);

(П.15.).

1. Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

• желаю (соприкасаются большими пальцами);

• успеха (указательными);

• большого (средними);

• во всём (безымянными);

• и везде (мизинцами);

• Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

2. Дети знакомятся с высказываниями Д. С. Лихачев и свт. Иоанн Златоуст о сострадании (рабочая тетрадь-портфолио с.15). Анализируют их и комментируют.

3. Определяют тему урока.

4. Учитель предлагает несколько формулировок цели, учащиеся – выбирают некоторые из них и обосновывают свой выбор.

5. Работают в тетради-портфолио: подбирают однокоренные слова или ассоциации к слову «сострадание». Формулируют собственное определение данного понятия. Объясняют значение приставки «СО». Пишут сочинение-миниатюру о проявлении сострадания.

Рабочая тетрадь (с. 15, зад. 10).

Сочинение-миниатюра.

Опросник «Личностный рост»

(отношение подростка к культуре).

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).


14

Прощение.

2


(Л(к)2.);

(Л(ц-э)8.);

(Л(ц-э)9.);

(Л(ц-э)11.);

(Л(д)12.);

(Р.2);

(Р.3.);

(Р.5.);

(Р.8.);

(Р.12.);

(К.5.);

(К.6.);

(К.7.);

(К.10.);

(П.2.);

(П.3.);

(П.15.).


  1. Приветствие. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

  2. Приём «Остановка -ожидание». Дети читают текст по теме «Прощение» в рабочей тетради-портфолио (с. 16). Чтение осуществляется по частям, каждая часть анализируется, делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывая о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что не подтвердилось. Объясняют свои ответы.

  3. Придумываю свой рассказ о прощении, став героем собственного рассказа – героем, совершающим подвиг прощения. Дети могут описать действительные события, а могут сами придумать сюжет. Из их рассказа должно быть ясно: 1. Как и почему возникла ссора (обида). 2.Оказался ли кто-то из героев злопамятен, и если да, то, как из-за его злопамятности нарушилось согласие между людьми. 3.Кто кого простил и как это произошло. 4. Как прощение примирило людей, как помогло им снова сплотиться.

Рабочая тетрадь (с. 16, зад. 11).

Методы работы с текстом («Разбор деловой корреспонденции», «Информационный лабиринт»).

Рассказ о прощении.

15 –

16

Любовь к Родине


2


(Л(к)2.);

(Л(ц-э)5.);

(Л(ц-э)7.);

(Л(ц-э)9.);

(Л(д)11.);

(Л(д)12.);

(Л(д)13.);

(Р.8.);

(Р.12.);

(К.5.);

(К.7.);

(К.11.);

(П.2.);

(П.3.);

(П.6.);

(П.7.);

(П.9.);

(П.13.);

(П.15.);

(ИКТ.1-10;12-13;18-29).

  1. Приветствие: «Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу свои улыбки».

  2. Диалог-слушание по заданной теме.

  3. Используя различные источники информации, ученики находят значение слов «патриотизм» и записывают в тетрадь. Работают с тетрадью-портфолио. Читают высказывания праведников и великих людей об Отечестве. Пишут эссе «Что для вас означает любовь к Родине?»

  4. Делают подборку высказываний по теме «Наша Родина – Россия».

  5. Используя различные источники информации, ученики готовятся к викторине по теме «Наша Родина - Россия» (вопросы к викторине в рабочей тетради портфолио).

  6. Проводят викторину «Наша Родина – Россия». При проведении викторины оцениваются скорость реакции и точность ответа.

Рабочая тетрадь (с. 18 – 21, зад.12 – 13).

Эссе.

Опросник «Личностный рост»

(отношение подростка к Отечеству).

Викторина.

17 –

18

Образование и саморазвитие


2


((Л(к)2.);

(Л(ц-э)5.);

(Л(ц-э)7.);

(Л(д)9.);

(Л(д)11.);

(Л(д)12.);

(Л(д)13.);

(Р.2);

(Р.3.);

(Р.8.);

(Р.12.);

(К.5.);

(К.7.);

(К.9.);

(К.10.);

(П.2.);

(П.3.);

(П.15.);


  1. Приветствие. Здравствуйте, дети! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

  2. Учитель озвучивает тему. Дети совместно с учителем подбирают синонимы к слову «саморазвитие», толкуют их.

  3. Подводящий диалог:

– На какие вопросы вы хотели бы ответить, изучая тему?

– Какие первоначальные знания и представления по теме вы имеете? – Как вы думаете, какие сложности при изучении данного вопроса могут возникнуть?

– Для чего в дальнейшем вам могут пригодиться знания по данной теме?

– Хотели бы вы объединиться в группы, изучая данную тему?

  1. Формулируют цель занятия.

  2. Работают с тетрадью-портфолио (анализ и толкование представленного материала; ранжирование важных качеств личности, представленных в таблице, формулировка ближайших задач самосовершенствования и саморазвития).

Рабочая тетрадь (с. 22 – 23, зад.14),

Опросник «Личностный рост»

(отношение подростка к культуре).

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).



Раздел 3

Источник зла

(8 ч.)


19

Источник зла


1


(Л(к)2.);

(Л(к)3.);

(Л(ц-э)8.);

(Л(ц-э)9.);

(Л(д)11.);

(Л(д)12.);

(Л(д)13.);

(Р.8.);

(Р.12.);

(К.5.);

(К.7.);

(К.9.);

(К.10.);

(К.12.);

(П.2.);

(П.3.);

(П.7.);

(П.15.);



  1. Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

• желаю (соприкасаются большими пальцами);

• успеха (указательными);

• большого (средними);

• во всём (безымянными);

• и везде (мизинцами);

• Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

  1. Работа с эпиграфом (Источник, и корень, и мать всех зол — грех. Он расслабляет наши тела, он производит болезни. Святитель Иоанн Златоуст). Анализ, толкование, комментарий.

  2. Формулировка темы занятия.

  3. Работа с тетрадью-портфолио. Определение ребенком личностной позиции по отношению к добру и злу – Богу и сатане.

  4. Рефлексия. Рисуют настроение Учащимся предлагается в конце урока сравнить свое настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

Рабочая тетрадь (с. 24, зад. 15).


20

Что есть грех?


1

(Л(к)2.);

(Л(к)3.);

(Л(ц-э)8.);

(Л(ц-э)9.);

(Л(д)11.);

(Л(д)12.);

(Л(д)13.);

(Р.2);

(Р.3.);

(Р.5.);

(Р.8.);

(К.5.);

(К.7.);

(К.10.);

(К.11.);

(К.12.);

(П.2.);

(П.7.);

(П.9.);

(П.13.);

(П.15.).

1. Доброжелательное приветствие.

2. Проблема предыдущего урока (дети вспоминают тему прошлого урока, совместно с учителем обосновывают и расширяют ее).

3. Формулируют цели занятия.

4. Работа с тетрадью-портфолио. Чтение «след в след» отрывка из «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского». Детальный анализ отрывка. Маркировка текста (выделение слов, определяющие смысл понятия «Грех»).

5. Прием «Модель смысловых контекстов». Дети, исследуя различные источники информации, находят смысловые единицы (идеи, мысли, аргументы, пословицы, поговорки, цитаты), которые объединены единым смыслом, темой, устойчивыми смысловыми связями. Это позволяет определить общее, универсальное для различных систем (нахождение детьми пословиц и поговорок разных народов мира, в которых трактуется концепт «грех»). Объясняют смысл пословиц

6. Работа с отрезком «Ничего не понятно» – «Все понятно».

Рабочая тетрадь (с. 25, зад. 16).



21 –

22

Гордость есть смертный грех


2

(Л(к)2.);

(Л(к)3.);

(Л(ц-э)8.);

(Л(ц-э)9.);

(Л(д)11.);

(Л(д)12.);

(Л(д)13.);

(Р.8.);

(К.4.);

(К.7.);

(К.11.);

(К.12.);

(П.7.);

(П.13.);

(П.16.).


  1. Доброжелательное приветствие.

  2. Учитель предварительно записывает тему урока и предлагает учащимся ответить на вопросы:

  • Что я знаю по этой теме?

  • Что каждому из вас было бы интересно узнать?

  • Зачем нужны знания о смертных грехах?

Исходя из полученных ответов, которые фиксируются либо на слайдовой презентации, дети совместно с учителем формулируют цель урока.

  1. Работа с тетрадью-портфолио. Анализ «Признаков гордости». Запись те утверждений, изменивших привычный ход мыслей. Аргументированное объяснение. Работа со схемой: «Гордыня - не только самый страшный, но и основной грех; все прочие смертные грехи вырастают из этого греха». Подробное описание, установление причинно-следственных и смысловых между понятиями и цитатами.

  2. Создание проекта «Гордыня и смирение в сказках А.С. Пушкина».

Рабочая тетрадь (с. 26 – 27, зад. 17 – 18).

Проект.

Опросник «Личностный рост» (отношение подростка к миру).

23.

Зависть.




1


(Л(к)2.);

(Л(ц-э)8.);

(Л(д)11.);

(Л(д)12.);

(Л(д)13.);

(Р.1.);

(Р.2);

(Р.3.);

(Р.4.);

(Р.7.);

(Р.8.);

(Р.9.);

(Р.13.).

(К.1.);

(К.2.);

(К.4.);

(К.6.);

(К.8.).

1. Доброжелательное приветствие.

2. Учитель записывает тему на доске, затем выясняет, что известно учащимся по данной теме, какие есть вопросы, что хотели бы узнать. После этого учащимся предлагается сформулировать цель с помощью опорных глаголов (изучить, обобщить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод).

3. Активное слушание сообщения учителя по заданной теме (Библейские истории о Каине и Авеле, об Иосифе и его братьях).

4. Работа с тетрадью-портфолио (анализ определений, цитат, иллюстраций), в результате которой учащиеся создают «диаманту» (стихотворение из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением) на тему «Зависть». Затем делятся своей диамантой с соседом, а затем из двух диамант составляют одну общую.

5. Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я почувствовал, что…

  6. меня удивило…

  7. урок дал мне для жизни…

  8. мне захотелось …

Рабочая тетрадь (с. 28 – 29, зад. 19).


24

Как победить зависть?



1

(Л(ц-э)11.);

(Л(д)12.);

(Л(д)13.);

(Л(д)8.);

(Л(д)9.);

(Л(д)10.);

(Р.1.);

(Р.2);

(Р.3.);

(Р.4.);

(Р.7.);

(Р.8.);

(Р.9.);

(Р.13.).

(К.1.);

(К.2.);

(К.4.);

(К.5.);

(К.8.);

(К.9.);

(К.10.);

(П.1.);

(П.2.);

1. С целью создания атмосферы благожелательности, доверия и любви проводятся ритуалы приветствия, включающие пожелания друг другу любви, здоровья, открытого любящего сердца (круг пожеланий и благодарения)

2. После обсуждения темы с учителем, учащиеся формулируют цель при помощи слов-помощников: вспомним, повторим, , узнаем, проверим, научимся...

3. Активное слушание сообщения учителя по заданной теме.

4. Работа с тетрадью-портфолио (анализ советов святых о том, как справиться с завистью, маркировка текста), пишут сочинение-миниатюру, отвечая на вопросы: «Приходилось ли и вам когда-нибудь испытывать зависть? Как вы справились с ней?» Записывают несколько рекомендаций для тех, кто хочет победить это страшное чувство.

5. Рефлексия. Пишут однокласснику телеграмму с пожеланиями, отражая самое важное, что понял на уроке.

Рабочая тетрадь (с. 30, зад. 20).

Сочинение-миниатюра.

25 –

26

Уныние и отчаяние – смертный грех.




2

(Л(ц-э)11.);

(Л(д)12.);

(Л(д)13.); (Р.1.);

(Р.2);

(Р.3.);

(Р.4.);

(Р.5.);

(Р.7.);

(Р.8.);

(Р.13.).

(К.1.);

(К.2.);

(К.4.);

(К.5.);

(К.6.);

(К.8.);

(К.9.);

(К.10.);

(П.1.);

(П.2.);


  1. Доброжелательное приветствие.

  2. Работа с эпиграфом (Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния. (Преподобный Серафим Саровский)). Анализ, толкование, комментарий.

  3. Фиксируют вопросы, которые возникают в процессе работы с эпиграфом.

  4. Исходя из вопросов, формулируют цели урока.

  5. Активное слушание сообщения учителя по теме.

  6. Работа с тетрадью-портфолио (анализ, толкование, маркировка цитат и определений).

  7. Создание ассоциативного ряда к слову «отчаяние»? Заполнение схемы:

Если отчаяние – это постройка, то какая…

Если отчаяние – это цвет, то какой…

Если отчаяние – это музыка, то какая…

Если отчаяние – это геометрическая фигура, то какая…

Если отчаяние – это название фильма, то какое…

Если отчаяние – это настроение, то какое…

7.Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

4. я выполнял задания…

6. меня удивило…

7. урок дал мне для жизни…

8. мне захотелось…

Рабочая тетрадь (с. 31, зад. 21).

Схема ассоциаций.


27

Горе ленивому!


1


(Л(к)2.);

(Л(к)3.);

(Л(ц-э)8.);

(Л(ц-э)9.);

(Л(д)11.);

(Л(д)12.);

(Л(д)3.);

(Р.1.);

(Р.2);

(Р.3.);

(Р.4.);

(Р.5.);

(Р.7.);

(Р.8.);

(К.4.);

(К.5.);

(К.10.);

(П.1.);

  1. Доброжелательное приветствие.

  2. Знакомятся с темой урока.

  3. Принимают участие в дискуссии по теме «Горе ленивому!», цель которой выяснение и сопоставление различные точки зрения в рамках антитезы: «лень безобидна – лень разрушительна»

  4. Совместно с учителем формируют цель занятия.

  5. Работают с тетрадью-портфолио (анализ определений, цитат, иллюстраций). Описывают одного из литературных «героев-ленивцев», раскрывая разрушительную сущность лености.

  6. Рефлексия. Рисуют настроение Учащимся предлагается в конце урока сравнить свое настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

Рабочая тетрадь (с. 32, зад. 22). Дискуссионные методики.


Раздел 4

Покаяние

(2 ч.)

28 –

29

Покаяние

2

(Л(к)2.);

(Л(ц-э)8.);

(Л(д)11.);

(Л(д)12.);

(Л(д)13.);

(Р.1.);

(Р.2);

(Р.3.);

(Р.4.);

(Р.7.);

(Р.8.);

(К.2.);

(К.4.);

(К.6.);

(К.8.).

  1. Доброжелательное приветствие.

  2. Учитель предварительно записывает тему урока и предлагает учащимся ответить на вопросы:

• Что я знаю по этой теме?

• Что каждому из вас было бы интересно узнать?

• Зачем нужны знания о покаянии?

  1. Исходя из полученных ответов, которые фиксируются либо на слайдовой презентации, дети совместно с учителем формулируют цель урока.

  1. Анализируют эпиграф к уроку (Покаяние во грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять. (преподобный Серафим Саровский)).

  2. Работают с тетрадью-портфолио (анализ определений, цитат, иллюстраций, маркировка текста). Составляют денотатный граф по данному материалу (ключевое слово – глагол – другая часть речи, характеризующая основные признаки ключевого понятия).

  3. Рефлексия.

  • Что в изученном сегодня для тебя самое главное?

  • Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с твоими?

  • Что показалось неубедительным, с чем ты не согласен?

  • Какие новые мысли, чувства у тебя появились?

  • Были ли моменты недовольства собой?

  • Были ли моменты радости от своих удачных ответов?

Рабочая тетрадь (с. 34, зад. 23).

Денотатный граф.

Раздел 5

Подводим итоги (5 ч.)

30

Свод нравственных императивов

1

(Л(ц-э)11.);

(Л(д)12.);

(Л(д)13.); (Р.1.);

(Р.3.);

(Р.13.).

(К.1.);

(К.8.);

(К.9.);

(К.10.);

(П.1.);

1. С целью создания атмосферы благожелательности, доверия и любви проводятся ритуалы приветствия, включающие пожелания друг другу любви, здоровья, открытого любящего сердца (круг пожеланий и благодарения)

2. После обсуждения темы с учителем, учащиеся формулируют цель при помощи слов-помощников: вспомним, повторим, , узнаем, проверим, научимся...

3. Активное слушание сообщения учителя по заданной теме.

4. Работа с тетрадью-портфолио (анализ «Свода нравственных императивов», составление собственных законов нравственности).

5. Рефлексия.

  • Что я знаю по этой теме?

  • Что каждому из вас было бы интересно узнать?

  • Зачем нужны знания о нравственных императивах?

Рабочая тетрадь (с. 35, зад. 24).


31 -

32

Святые земли русской

2

(Л(к)2.);

(Л(ц-э)8.);

(Л(ц-э)9.);

(Л(д)11.);

(Л(д)12.);

(Л(д)13.);

(Р.1.);

(Р.8.);

(Р.12.);

(К.5.);

(К.7.);

(К.10.);

(К.12.);

(П.2.);

(П.6.);

(П.7.);

(П.9.);

(П.13.);

(П.15.).

1. Доброжелательное приветствие.

2. Работа с эпиграфом («Подвижники нужны как солнце. Составляя самый жизнерадостный и жизнеутверждающий элемент общества, они утешают, облагораживают. Их личности – это живые документы, указывающие обществу, что … есть люди подвига, веры и ясно осознанной цели». А. П. Чехов). Анализ, толкование, комментарий.

3. Работают с тетрадью-портфолио (анализ определений, цитат, иллюстраций, маркировка текста). Отвечают на вопрос: «Можно ли назвать Алешу (героя романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы») духовной личностью?». Аргументируют свою точку зрения.

3. Защита минипроектов «Святые земли русской».

4. Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

4. я выполнял задания…

6. меня удивило…

7. урок дал мне для жизни…

8. мне захотелось…

Рабочая тетрадь (с. 36, зад. 25).

Минипроекты

Презентации.


33 –

34

Духовно-нравственные ориентиры.

2

Л(к)2.);

(Л(ц-э)8.);

(Л(ц-э)9.);

(Л(д)11.);

(Л(ц-э)12.);

(Л(д)13.);

(Р.1.);

(Р.4.);

(Р.7.);

(Р.8.);

(Р.12.);

(К.5.);

(П.7.);

(П.9.).

  1. Приветствие. Дорогие ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

  2. Работают с тетрадью-портфолио (анализ определений, цитат, ранжирование списка).

Формулируют законы праведной жизни, угодной Богу.

  1. Проведение «Круглого стола» (обмен мнениями, репликами, уточнение позиции друг друга по заключительной теме).

  2. Рефлексия. Учащиеся выбирают начало фраз из рефлексивного экрана и продолжают их:

  • Я приобрел…;

  • Я научился…;

  • У меня получилось…;

  • Я смог…;

  • Я попробую…;

  • Мне захотелось…;

  • Я не приемлю…;

  • Я благодарен за то, что…

  • Мне бы хотелось узнать больше о ….

Рабочая тетрадь (с. 37 – 38, зад. 25).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

  3. Берестова Л.И. Основы технологии социального прогнозирования и проектирования: учебное пособие. – М.: Проспект, 2007.

  4. Вагнер И.В. Социально-педагогическое проектирование: инновационный опыт теоретической разработки проблемы и образовательной практики: Аналитический доклад. – М.ИСПС: РАО, 2007.

  5. Григорьев Д. В: Программы внеурочной деятельности. Досуговое общение. (сер."Работам по нов.ст.") (ФГОС) (2011).

  6. Головина Т.В. Управление воспитательным процессом. Учебно-методическое пособие /Т.В. Головина, Волобоева Н.Н. – Омск: ИРООО, 2010.

  7. Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. - №8, 2004.

Курбатов, В. И. Социальное проектирование / В. И Курбатов, О. В. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

  1. Методические рекомендации по организации и материально – техническому оснащению внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения.

  2. Нечаев М.П., Смирнова И.Э. Диагностические методики классного руководителя. Методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2008.

  3. Носакова Т.В. Роль проектных технологий в процессе социализации личности (на примере социальной подготовки учащихся к семейной жизни) // Дополнительное образование. - №3, 2005.

  4. Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников // Дополнительное образование. - №10, 2005.

  5. Сбитнева В.Б. Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков // Внешкольник. - №12, 2006.

  6. Сергеев В.П. Технологии деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.







9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!