СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная интегрированная программа «Фитодизайн-детям»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплексная интегрированная программа «Фитодизайн-детям»»

Управление образования администрации

Кольчугинского района


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»







Комплексная интегрированная программа «Фитодизайн-детям».




Возраст учащихся – 10-15 лет


Срок реализации – 3 года.


Направленность деятельности: интеграционная эколого-биологическая и художественно – эстетическая.




Автор: Куприянова Марина Валентиновна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории.



г. Кольчугино 2008 г.


Паспорт программы.

Наименование программы: Комплексная интегрированная программа «Фитодизайн-детям».

Организация: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы».

Адрес: 601780 Владимирская обл., г. Кольчугино, ул. Ленина, д.17.

Телефон: (849245) 4-18-66, 2-35-23.

Автор: Куприянова Марина Валентиновна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель фитодизайн-студии «Вдохновение»

Территория: Владимирская обл., г. Кольчугино.

Целевые группы: Социальный статус – средний школьный возраст.

Количество детей в группах: первый год обучения - 12человек – 10-11 лет;

второй год обучения – 10человек – 12-13 лет;

третий год обучения – 8человек – 14-15лет.

Цель программы: Создание такой педагогической, образовательной, и воспитательной среды, которая способствовала бы:

  • дополнению теоретических знаний и практических навыков дисциплин естественно - биологического, художественно-эстетического и исторического циклов основного образования;

  • развитию творческих способностей, личностного ориентирования, социализации и адаптации, учащихся в современном мире, осознанного профессионального самоопределения.

  • укреплению нравственных принципов, умению уважать общечеловеческие ценности, жить в гармонии с природой, людьми, самим собой.

Направленность: интеграционная эколого-биологическая и художественно-эстетическая.

Срок реализации программы: 3 года.

Вид программы: экспериментальная (авторская - систематизация своей деятельности).

Уровень реализации: среднее общее образование.

Уровень освоения: разноуровневый.

Способ освоения содержания образования: от репродуктивного до творческого.

Пояснительная записка.


Человек. Растительный мир. Мир искусства.

Их взаимоотношения и взаимосвязи изучали разные науки на протяжении всего развития человечества - философия, психология, биология, эстетика и др. B местах пересечений компонентов системы «растительный мир - мир искусства» возникло новое направление в искусстве - фитодизайн.

Фитодизайн – интегративная область, углубляет знания учащихся по ботанике, истории, обществознанию, географии, изобразительному искусству, технологии, мировой художественной культуре, этике, эстетике, психологии, основам православной культуры..

Основная задача творчества из растительного материала – создание художественного образа. B этом проявляется его прямая связь c живописью, скульптурой, архитектурой и декоративно-прикладным искусством. Именно в этих видах искусства истоки, корни таких видов фитодизайна, как декоративно - прикладное фитоискусство, фитоживопись (фитоколлаж), фитоскульптура и фитоархитектура (ландшафтная архитектура).

Наряду c прямой связью системы «растительный мир - мир искусства» работает и обратная связь. Она заключается в «подпитке» идеями, сюжетами, формами, рисунками и узорами из мира растений различных видов искусства. Истоки этой связи находятся в глубокой древности, когда природа и, прежде всего, растения стали вдохновителями сначала ремесленников, a затем скульпторов, художников, архитекторов.

В настоящее время дизайнер считается в среде молодых людей модной специальностью и востребованной на рынке труда. Профессии фитодизайнера, флориста – дизайнера, аранжировщика цветов, ландшафтного дизайнера, в течение последних нескольких лет входят в число наиболее привлекательных. Что и говорить, красивая специальность, но не такая легкая, как кажется. Она требует синтезированного образования – художественно-эстетического и эколого-биологического. A еще быть очень хорошим психологом - уметь понять, какие чувства и эмоции вызывает та или иная композиция.

В будущем эта профессия станет еще более популярной, ведь цветы являются необходимой частью нашей жизни.


Актуальность и новизна предлагаемой программы велика.

Во-первых, усиливает вариативную составляющую общего образования в сфере пограничных с биологией прикладных, художественно-эстетических направлений деятельности.

Во-вторых, способствует практическому приложению знаний, умений и навыков, полученных в школе.

В-третьих, стимулирует познавательную мотивацию учащихся.

В-четвертых, самое главное - дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации и социализации к современному обществу и получить возможность допрофессиональной подготовки.


Основной целью данной программы является:

создание такой педагогической, образовательной и воспитательной среды, которая способствовала бы:

  • дополнению теоретических знаний и практических навыков дисциплин естественно - биологического, художественно-эстетического и исторического циклов основного образования;

  • развитию творческих способностей, личностного ориентирования, социализации и адаптации, учащихся в современном мире, осознанного профессионального самоопределения.

  • укреплению нравственных принципов, умению уважать общечеловеческие ценности, жить в гармонии с природой, людьми, самим собой.


Задачи программы.

  • Обеспечение наилучших условий для усвоения учащимися основных знаний и умений, необходимых для воплощения своего творческого потенциала, развития таланта и способностей в такой области человеческой деятельности, как фитодизайн.

  • Стимулирование познавательной деятельности учащихся.

  • Добиваться понимания практического значения полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков в повседневной жизни, и для решения задач профориентации.

  • Формирование мировоззренческих понятий, осмысления окружающей действительности через активные формы творческого познания мира, общения с природой.

  • Развитие художественно-эстетических способностей, умения видеть красоту окружающей действительности и стремления к её творческому, гармоничному изменению.

  • Формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и экологическим проблемам.

  • Стимулировать стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению через систему диагностики и оценивания.

  • Создание социокультурной среды общения, развитие коммуникативных навыков.


Комплексная развивающая программа «Фитодизайн-детям» рассчитана на средний школьный возраст (10-15лет).

Это переходный возраст от детства к юности, с психологией полуребенка-полувзрослого. В этом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными. Поэтому так важно в этом возрасте бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков.

Воспитательная работа со школьниками среднего возраста – важнейшая и сложнейшая из нынешних задач образования. Эффективное ее решение зависит не только от основного, но и во многом от системы дополнительного образования.


Программа реализовывается в фитодизайн-студии «Вдохновение».

Студия имеет «свое лицо», ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ занимает в ней центральное положение. Идеи гуманистической, личностно-ориентированной педагогики позволяют ребенку свободно выбрать коллектив, направление деятельности для изучения. Важнейшим условием общения в образовательной среде является создание психологического, благоприятного климата. Он базируется на любви и уважении, признании и общественном одобрении ребенка. Признание ценности каждого и сопереживающее понимание являются обязательными условиями безопасности, что позволяют ребенку проявить себя, способствуют творчеству. Он не просто получает дополнительные знания, умения, навыки, но еще и развивается, имеет возможность для саморазвития, самосовершенствования.


Как модель детского объединения студию отличает следующее:

  • особая атмосфера – эвристическая среда (в студии часто практикуются эксперименты, создаются творческие проекты, многократные попытки решить творческую задачу различными способами, использовать нетрадиционные средства);

  • содержание деятельности носит духовно-практическую направленность;

  • креативность, т.е. значимость порождения чего-то качественно нового;

  • отношениями настоящих единомышленников, связанных определенным мировоззрением, единством творческих принципов;

  • высокая степень собственной внутренней свободы участников объединения, раскрепощенность.

Все выше изложенное дает основание полагать, что студия является примером модели социального воспитания.


Организация образовательного процесса.

B основу образовательного процесса положены следующие принципы и идеи:

- достyпности;

- свободы выбора и реализации;

- единства обучения, воспитания и развития личности;

- дифференциации и индивидуализации;

- успешности;

- креативности;

- приоритета духовно-практической деятельности.


Общая характеристика программы.

Год разработки программы – 1995г.; внесены изменения и дополнения – в2002, 2008г.

Участие в российском конкурсе «Авторские образовательные программы» - 2002г.

Образовательная направленность – интеграционная эколого-биологическая и художественно-эстетическая;


Кадровое обеспечение программы.

Куприянова Марина Валентиновна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель фитодизайн-студии «Вдохновение».


Условия набора детей:

Группы для занятий комплектуются с учетом возраста детей.

Возраст обучающихся – 10-15 лет.

1-ый год обучения – 12человек;

2-ой год обучения – 10человек;

3-ий год обучения – 8человек.


Режим занятий:

1-ый год обучения – 144ч - 2раза по 2часа в неделю;

2-ой год обучения – 216ч - 2раза по 3часа в неделю;

3-ий год обучения – 216ч - 2раза по 3часа в неделю.


Структура программы и сроки ее реализации:

Программа рассчитана на 3 года. По окончании 3-х летнего обучения выдается Свидетельство.

Первая ступень.

1-ый год обучения (10-11 лет) - «Природа и фитодизайн».

Учащиеся знакомятся с основами дизайнерского мастерства, со всем спектром дисциплин объединения и начальным уровнем основ теоретических знаний и практических умений данного рода деятельности.

Вторая ступень.

2-ой год обучения (12-13 лет) - «Аранжировка стран Востока и Запада ».

3-ий год обучения (14-15 лет) - «Искусство флориста дизайнера».

Двухгодичный курс программы с более высоким уровнем и широким спектром предметов, с более серьезным подходом в отношении требований к знаниям и умениям учащихся, контролем за их усвоением, с усилением развивающего и воспитательного воздействия на учащихся, с разнообразными формами организации учебного процесса (ролевые и деловые игры, проектные работы, выставочные просмотры, шоу-дефиле, экскурсии, и т.д.)

Третья ступень.

«Мастеркласс».

Меняются формы и методы организации учебного процесса в сторону дифференциации и индивидуализации.

Одаренные дети участвуют в разных направлениях деятельности студии по индивидуальному образовательному маршруту, показывая собственный подход к цветочному дизайну, индивидуальный почерк, свое флористическое мастерство.


Направления деятельности:

  • Научно-исследовательская, творческая работа;

  • Выполнение заказов центра детского практического маркетинга «Артель», и других;

  • Участие в районных, областных и российских выставках и конкурсах;

  • Создание персональной выставки;

  • В рамках данной ступени предлагаются следующий спецкурсы:

  • «Портфолио творческих достижений учащихся фитодизайн-студии»;

  • «Фитодизайн+ИКТ»


Основные компоненты содержания программы.

  1. Фитодизайн и его место в духовной, материальной культуре.

  2. Художественно-декоративная обработка растительного материала.

  3. Основные принципы построения композиции, теория цвета и линий.

  4. Сухоцветы. Техника аранжировки.

  5. Изготовление работ из сухоцветов (миниатюр, коллажей, бонсая и др.).

  6. Флористика – европейская аранжировка цветов.

  7. Восточная аранжировка цветов - Икебана. Школа «Согецу»

  8. Изготовление искусственных цветов.

  9. Озеленение интерьеров.

  10. Ландшафтный дизайн.

  11. Цветочный маркетинг. Флорист - оформитель и продавец.

  12. Флористическое оформление праздников

  13. Выставка работ.

  14. Презентация проектных творческих работ.


Методическое обеспечение программы.

Формы организации образовательного процесса.

Традиционное занятие, комбинированное занятие, лекция, диспут, практическое занятие, игра (дидактическая, познавательная, развивающая, игры-шутки, игры-минутки, игра-конкурс, игра-путешествие, на развитие воображения, ролевые, деловые и т.д.), заочное путешествие, экскурсия, мастерская, гостиная, защита проектов, тренинг, зачет, конкурс, творческая встреча, выставка, флористическое дефиле, творческие отчеты, ярмарка-распродажа, праздник, видео-урок, презентации, разные формы работы с родителями и т.д.


Приемы и методы организации образовательного процесса.

  1. Словесные методы обучения (лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация);

  2. Наглядные (показ видеоматериалов, слайд-фильмов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

  3. Методы практической работы (упражнения, письменные работы, графические работы);

  4. Метод наблюдения (записи, зарисовки, рисунки, эскизы, видеосъемка);

  5. Метод проблемного обучения (эвристическая беседа, объяснение основных понятий, терминов, самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную задачу и т.д.);

  6. Проектный метод (разработка творческих проектов, художественное конструирование из натурального и др.материала);

  7. Игровой метод (игры развивающие, познавательные, на развитие воображения, конкурсы, путешествие, ролевые, деловые, игры-шутки, игры-минутки и т.д.)

  8. Наглядный метод (наглядные материалы – рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы; демонстрационный материал – образцы изделий; видеоматериал).

  9. Проведение занятий с использованием:

- средств искусства (изобразительного, декоративно-прикладного, литературы, музыка, хореография, пантомима, кино);

- активных форм познавательной деятельности (обсуждение сообщений, защита проекта, викторина, заочное путешествие, конкурс, познавательные игры ит.д.);

- психологические и социологические методы (разработка, проведение и анализ анкет, тесты, решение различных ситуаций – психология общения, деловая игра и т.д.)


Ожидаемый результат.

Учащиеся должны знать:

  • историю и традиции цветочного дизайна восточных и европейских школ флористики;

  • духовные традиции и корни российской школы флористики, как o части национальной и мировой культуры;

  • основы материаловедения; инструменты и приспособления, применяемые флористами;

  • биологические особенности основных видов декоративных растений, применяемых для аранжировки;

  • основы технологических процессов изготовления флористических работ;

  • иметь представление o современной флористике, как области сервиса.

Учащиеся должны уметь:

  • понимать специальные тексты c применением терминологии;

  • самостоятельно составлять эскизы, используя основы цветовосприятия, моделирования и дизайна;

  • изготавливать флористические работы, подбирая необходимый природный материал, и сопутствующие приспособления и оборудование;

  • применять различные приемы исполнительского мастерства;

  • анализировать собственные творческие работы;

  • применять экологические знания, соблюдая правила поведения в природе.


Формы контроля уровня достижений учащихся.

Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с прогнозируемым результатом.

Виды аттестации.

  1. Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой-либо части (темы) программы и проводится педагогом на занятиях.

  2. Тематическая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися конкретной темы или блока программы и проводится педагогом по окончанию их изучения в соответствии с требованиями данной образовательной программы.

  3. Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися, какой либо части, темы (тем) программы, по итогам учебного периода (полугодия, год) и проводится педагогом.

  4. Итоговая аттестация – это оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по ее завершению.


Формы проведения аттестации.

Для текущего и тематического контроля уровня достижений учащихся использованы такие способы, как:

  • наблюдение активности на занятии;

  • беседа с учащимися, родителями;

  • экспертные оценки педагогов по другим предметам;

  • анализ творческих работ, результатов выполнения диагностических заданий рабочей тетради;

  • анкетирование, тестирование.

Формы проведения промежуточной аттестации: защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, флористический шоу-конкурс с приглашением родителей, собеседование, игра.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется:

  • специальная зачетная работа (тест),

  • портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных творческих работ и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы).

Итоговая оценка накопительная, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.

Формы проведения итоговой аттестации учащихся: презентация творческих работ, коллективная рефлексия, самоанализ и др.

Результаты промежуточной и итоговой аттестации воспитанников оцениваются таким образом, чтобы можно было определить:

- насколько были достигнуты, прогнозируемые результаты программы каждым ребенком;

- полноту выполнения образовательной программы;

Оценка может выставляться как в форме «зачтено» - «не зачтено», так и по балльной шкале.

  • 8 – 10 баллов – высокий уровень;

  • 4 – 7 баллов – средний уровень;

  • 1 - 3 – балла – низкий уровень.

Критерии оценки результатов аттестации.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора, осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям: свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практических работ, развитость специальных способностей.

Критерии уровня развития и воспитанности: культура организации практической деятельностью, культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей.

Программа «Природа и фитодизайн». 1-ый год обучения.

Примерный тематический план.


№ п/п



Название разделов, тем.

Всего

часов.


теор.


практ.


1.

Вводное занятие.

Экскурсия в природу.

2

2

2

-

-

2

2.


Фитодизайн и его место в духовной, материальной культуре.



2

2

-

3.

Флористика. Теоретические основы. Художественная обработка растительного материала.

16

2

14

4.

Сухоцветы. Техника аранжировки.

2

-

2

5.

Специальные формы во флористике: флористические плоскости; флористический коллаж.

8

-

8

6.

Флористическое оформление праздников. Новый год и Рождество.

28

2

26

7.

Флористическая упаковка подарков.

6

-

6

8.

Флористическое оформление праздников: День влюбленных, День защитника Отечества, Международный женский день

8 Марта.

12

-

12

9.

Восточная аранжировка цветов.

6

-

6

10.

Флористика – европейская аранжировка цветов. Стили. Композиции.

8

-

8

11.

Искусственные цветы. Цветы из ткани.

12

2

10

12.

Флористическое оформление праздников. Пасха.

10

-

10

13.

Интерьерное озеленение.

6

2

4

14.

Заключительное занятие. Подведение итогов.

2

2

-

15.

Творческие работы учащихся.

22

-

22



Итого:




144


14


130


Содержание (1-ый год обучения).


Раздел 1. Вводное занятие. (2ч)

Ознакомление c планом работы студии, массовыми мероприятиями, в которых

будут участвовать студийцы. Единство требований (правила техники безопасности).

Анкета «Визитная карточка». Тест.

Экскурсия в природу для сбора природного материала. (2ч)


Раздел 2. Фитодизайн и его место в духовной, материальной культуре. (2ч)

Понятие «дизайн». Возникновение дизайна. Человек – растительный мир – мир искусства. Их взаимоотношение. Особенности фитодизайна как интегрированного с биологией – прикладных художественно-эстетических аспектов деятельности. Фитодизайн - специфическая область искусства художественно-творческого конструирования предметного мира по законам красоты, с использованием природного материала. Из истории развития цветочного дизайна.

Специфика и многообразие сфер применения цветочного дизайна. Направления фитодизайна: флористика, аранжировка стран Востока и Запада, интерьерное озеленение и т.д.

Работы мастеров. Заочное путешествие на выставку цветов. Знакомство с литературой по данному курсу.


Раздел 3. Флористика. (16ч)

Тема1. Теоретические основы флористики. Цвет и форма – основа композиции. (2ч)

Общее представление о форме. Формы растений (большие, средние и малые). Основы формообразования. Плоские и объемные композиции. Структуры и фактуры поверхностей.

Практическая работа. Природные формы растений, полученные методом напыления краски на бумаге. Формы растений, полученные методом оттиска на бумаге.


Тема2. Цветоведение. (2ч)

Холодные и теплые цвета. Гармония цвета. Психологическое воздействие цвета на настроение человека.

Практическая работа. Создание цветового круга.


Тема3. Художественная обработка растительного материала. (2ч)

Обработка стеблей, веток и листьев. Обработка коряг. Консервирование растительного материала. Способы консервирования. Ассортимент растений пригодных для высушивания.

  • Сбор дикорастущих растений для сухих композиций.

  • Выращивание и приобретение декоративных растений для сухих композиций: размещение на участке, особенности ухода.

  • Растения, пригодные для высушивания (однолетние, двулетние, многолетние, сухоцветы, кустарники, декоративные травы, высокорослые растения, вьющиеся растения, комнатные и экзотические растения).

  • Консервирование растительного материала. Высушивание (сохранение срезанных растений и подготовка их к высушиванию). Основные способы высушивания: на воздухе, при помощи глицерина, гигроскопических веществ, прессованием, скелетизация листьев, высушивание ценных цветущих растений. Хранение высушенных растений.

  • Возможности применения высушенных растений (душистые цветочные смеси, растения для красоты и здоровья, засахаривание цветов и листьев) .


Тема4. Художественная обработка пустырных трав: борщевик, дудник (4 ч).

Места распространения, сбор материала, обработка (слайд-фильм).

Практическая работа. Самодельная ваза из борщевика, дудника.


Тема5. Художественная обработка соломы. Соломопластика. (6ч)

Заготовка. Размягчение соломы Обработка сырья, отбеливание, окрашивание. Технология выполнения аппликации. Изготовление аппликации из соломки по предложенным эскизам.

Практическая работа. Аппликация из соломки.


Раздел 4. Сухоцветы. Техника аранжировки.(2ч)

Общие положения теории аранжировки. Выбор и укрепление растительного материала; набор растений в пучки и элементарные букеты; подбор цветовой гаммы, выбор формы композиции, составление композиции, установка, окончательная отделка. Материалы и инструменты для аранжировки. Объемная композиция.

Практическая работа. Настольная композиция из сухоцветов. Выполнение в материале.


Раздел 5. Специальные формы во флористике. (8ч)


Тема. Флористические плоскости. (4 ч)

Декоративные цветочные композиции из целых форм растений. Ассортимент растений, подходящий для плоскостных композиций (слайд-фильм).

Практические работы.

  1. Флористические плоскости. Миниатюра. «Закладка для книг», «Календарик». Выполнение в материале. (2 ч)

  2. Открытка ручной работы с использованием флористического материала. (2 ч)


Тема. Флористический коллаж. (4ч)

Понятие «флористический коллаж». Фон работы (активный и неактивный). Понятие «паспарту», «объемное паспарту». Флористические материалы. Техника крепления материала (видео, слайд-фильм).

Практические работы.

  1. Коллаж с неактивным фоном. Техника изготовления. Выполнение в материале. (2 ч)

  2. Коллаж с объемным паспарту. Выполнение в материале. (2ч)


Раздел6. Флористическое оформление праздников. Новый год и Рождество (28ч).

История. Традиции и обычаи празднования Нового года и Рождества в разных странах мира. Рождество в стране моей родной (основы православной культуры).

Флористический материал и аксессуары, используемые в новогодних и рождественских композициях. (видео, слайд-фильм)(2ч)


Практические работы.

  1. Композиция - сувенир « Шишка». Выполнение в материале. (2ч)

  2. Подвесная композиция – сувенир «Елка». Выполнение в материале. (2ч)

  3. Открытка ручной работы с использованием флористического материала. (2ч)

  4. Композиция – фестон. Выполнение в материале. (2ч)

  5. Новогодняя подвесная композиция - мобиль. Выполнение в материале. (4ч)

  6. Настольная композиция (в емкости или на спиле дерева) со свечой. Выполнение в материале. (4ч)

  7. Изготовление сувениров и подарков для родных, друзей, педагогов и т.д. (6ч)

  8. Выставка работ.(4ч)

Раздел7. Флористическая упаковка подарков. (6ч)

Упаковка. Виды упаковок. Бант, их виды, техника изготовления. Флористическая упаковка.

Практические работы.

  1. Упаковка предметов различной формы и назначения. (2ч)

  2. Сувенирная упаковка. Коробочка. Выполнение в материале. Оформление флористическим материалом. (4ч)


Раздел8. Флористическое оформление праздников. (12ч)


Тема1. День влюбленных, 14 февраля. (4ч)

История праздника в Европе. Символика. Традиции праздника в России (основы православной культуры). Виды композиций.

Практические работы.

  1. Открытка-валентинка. Выполнение в материале.

  2. Цветочная валентинка. Выполнение в материале.


Тема2. День защитника Отечества, 23 февраля. (2ч)

История праздника. Символика.

Практическая работа.

Рукотворная открытка из флористического материала.


Тема3. Международный женский день 8 Марта. (6ч)

История праздника. Символика. Предлагаемые идеи композиций.

Практические работы.

  1. Композиция на проволочной основе. Выполнение материала. (2ч)

  2. Флористические открытки ручной работы. Большие и малые. Выполнение в материале. (4ч)


Раздел9. Восточная аранжировка цветов. (6ч)

Япония – страна восходящего солнца. Особенности культуры Японии. Природа в японской культуре. Искусство Икебаны. Школа Согецу. История возникновения и развития школы. Теоретические основы школы. Художественно - композиционные принципы аранжировки цветов.

Практические занятия.

  1. Учебные формы школы Согецу. Работа c растениями, способы их подготовки. Техника постановки в низком сосуде. Работа c кензаном. (2ч)

  2. Принципы новой Икебаны. Линия, масса и плоскость - основа свободных композиций. Постановка свободных композиций. (2ч)

  3. Контрольная. Учащийся самостоятельно подбирает сосуд, форму, рисует эскиз и ставит композицию. (2ч)


Раздел10. Флористика – европейская аранжировка цветов. (8ч)


Тема1. Стили западной аранжировки. Композиции. (2ч)

Цвет, форма, пропорции. Принадлежности и материалы для аранжировки. Техника крепления растений в контейнерах.

Практическая работа.

Композиция декоративного стиля. Выполнение в материале.


Тема2. Бутоньерка (цветочная бижутерия). Корсаж (цветочная булавка). (2ч)

Виды, формы, техника изготовления. Требования к подбору материала.

Практическая работа.

Бутоньерка, корсаж. Выполнение в материале.

Тема3. Букет. (4ч)

Техника составления букета на натуральных стеблях.

Практическая работа.

  1. Спиральная сборка букета. Параллельная сборка букета. Техника выполнения. (2ч)

  2. Букет в декоративном стиле. Букет в формалинейном стиле. Выполнение в материале. (2ч)


Раздел11. Искусственные цветы. (12ч)

Цветы из ткани. Материалы для изготовления. Инструменты и приспособления. Подготовительные работы. Немного ботаники. Изготовление деталей цветов. Сборка.

Изготовление цветов, имитирующих натуральные. (2ч)

Практические работы.

  1. Нарцисс. Выполнение в материале. (2ч)

  2. Роза открытая. Выполнение в материале. (4ч)

  3. Контрольная. Самостоятельное изготовление цветка по выбору учащегося. (4ч)


Раздел12. Флористическое оформление праздников. Пасха. (10ч.)

Традиции и обычаи (основы православной культуры). Атрибуты пасхальной флористики. Примеры пасхальных аранжировок.

Практические занятия.

  1. Пасхальные яйца. Писанки. Выполнение в материале.(2ч)

  2. Пасхальные яйца. Крашенки. Выполнение в материале. (2ч)

  3. Флористические фигурки зверей и птиц. Выполнение в материале. (4ч)

  4. Пасхальная композиция венок - гнездо. Выполнение в материале. (2ч)


Раздел 13. Интерьерное озеленение (6ч).


Тема 1. Понятие «интерьер», «интерьерное озеленение». (4ч)

Особенности восприятия интерьера. Функция и композиция при формировании интерьера. Эстетическое и психофизиологическое действие растений. Принципы подбора ассортимента растений, их биологические особенности. Приемы размещения и содержания растений. (2ч)

Практическая работа.

Комнатные растения, их биологические особенности, уход. Составление паспорта. Зарисовка c натуры. (2ч)


Тема 2. Озеленение интерьеров основных типов зданий. (2ч)

Особенности интерьерного озеленения гостиной, детской, спальни, прихожей.

Практическая работа.

Приемы украшения зеркала в прихожей. Эскиз.


Раздел 14. Заключительное занятие. (2ч).

Подведение итогов работы .Задание на лето по сбору природного материала.


Раздел 15. Творческие работы учащихся. (22ч)

Выполнение заказов, изготовление букетов, подарков, сувениров, композиций. Подготовка и участие в культурных досуговых мероприятиях, выставках, конкурсах, ярмарках. (В течение года ).




Программа «Аранжировка стран Востока и Запада». 2-ой год обучения.

Примерный тематический план.

№ п/п


Название разделов, тем

.

Всего

часов.

6

теор.


практ.


1

Вводное занятие.

3

3

-

2.

Искусство учит вдохновению. Экскурсия на Вернисаж.




6

3

3

3.

Флористика. Теоретические основы.

3

-

3

4.

Сухоцветы. Техника аранжировки.

6

-

6

5.

Специальные формы во флористике: флористические плоскости; флористический коллаж.

18

-

18

6.

Флористика. Художественная обработка соломки.

18

-

18

7.

Флористическое оформление праздников. Новый год и Рождество.

39

-

39

8.

Флористическая упаковка подарков.

9

-

9

9.

Восточная аранжировка цветов.

12

-

12

10.

Флористические работы. Открытка.

9

-

9

11.

Флористика – европейская аранжировка цветов. Стили. Композиции.

12

-

12

12.

Искусственные цветы. Цветы из ткани.

15

-

15

13.

Проект «Оформление модели флористическими аксессуарами»

33

-

33

14.

Флористическое оформление праздников. Пасха.

12


12

15.

Интерьерное озеленение.

6

-

6

16

Ландшафтный дизайн.

6

-

6

17

Подведение итогов. Выход на природу. Рефлексия

3

3

-



Итого:




216


9


205

Содержание (2-ой год обучения).


Раздел1. Вводное занятие (З ч).

Ознакомление c планом работы студии, c массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать студийцы. Единство требований (правила техники безопасности). Анкета.


Раздел2. Искусство учит вдохновению (6ч).

Флористические композиции в живописи.(3ч)


Экскурсия на Вернисаж. (3ч)


Раздел3. Флористика. Теоретические основы. (3ч)

Теория цвета. Гармония цвета. Контрасты. Тон, насыщенность тона. Цветовая звезда.


Практическая работа.

Создаем цветовую звезду.


Раздел4 Сухоцветы. Техника аранжировки. (6ч)

Выбор и укрепление растительного материала; набор растений в пучки и элементарные букеты; подбор цветовой гаммы, выбор формы композиции, составление композиции.


Практическая работа.

Настенная композиция из сухоцветов. Фон. Подбор материала. Техника крепления (на оазисе). Выполнение в материале.


Раздел5 Специальные формы во флористике. (18ч)

Тема1.Флористические плоскости. Натюрморт. (6ч)


Практическая работа.

  1. Натюрморт. Ассортимент материала, техника крепления. Выполнение в материале. Оформление работы.(6ч)


Тема2. Флористический коллаж. (12ч)

Классификация типов коллажа. Система коллажа. Техника. Виды сюжетов. Сюжетные идеи.


Практическая работа.

  1. Коллаж с активным фоном. Метод декалькомании. Создание композиции. Выполнение в материале. Оформление. (9ч)

  2. Выставочный просмотр. Рефлексия. (3ч)


Раздел 6. Флористика. Художественная обработка растительного материала. Соломка. (18ч)

Практическая работа.

  1. Панно из соломки. Учащийся самостоятельно рисует эскиз, подбирает фон, изготавливает аппликацию из соломки. (15ч)

  2. Выставочный просмотр.(3ч)


Раздел7. Флористическое оформление праздников. Новый год и Рождество. (39ч)

Новогодние и рождественские аксессуары. Гирлянды и полугирлянды. Материал. Техника выполнения. Настольное стилизованное европейское дерево (конусовидной формы - елка). Подбор материала, техника изготовления.

Практические работы.

  1. Новогодние аксессуары. Виды. Выполнение в материале.(6ч).

  2. Рождественская звезда. Выполнение в материале. (3ч)

  3. Фестон (полугирлянда). Выполнение в материале. (3ч)

  4. Рождественское яблоко. Техника, подбор материала, выполнение. (6ч)

  5. Оформление корзин. Выполнение в материале. (3ч)

  6. Настольное стилизованное европейское дерево.- елка. Выполнение в материале. (12ч)

  7. Выставка – ярмарка авторских работ. (6ч)


Раздел8. Флористическая упаковка подарков. (9ч)

Цветок и подарок. Флористическая упаковка. Техника изготовления и крепления. Предлагаемые идеи.


Практическая работа.

  1. Подарочный сверток – футляр. (3ч)

  2. Контрольная. Учащийся самостоятельно создает флористическую упаковку, рисует эскиз, подбирает флористический материал. (3ч)

  3. Выставочный просмотр. Рефлексия. (3ч)


Раздел 9. Восточная аранжировка цветов. (12ч)

Линия, масса и плоскость – основа свободных композиций. Бонсай. Стили бонсая.


Практические работы.

  1. Бонсай. Стили бонсая. Эскиз.

  2. Композиция из прямых линий. Композиция из изогнутых линий. Композиция c использованием сухого материала.

  3. Композиция, в которой подчеркивается ваза. Композиция, c использованием самодельной вазы (Поставить композицию в придуманном учащимся сосуде из банки, камня, дерева и др.). Композиция c использованием двух и более ваз.

  4. Абстрактная композиция c применением бумаги и другого нерастительного материала.

  5. Усовершенствование. Преподаватель и ученик, посоветовавшись, ставят перед собой определенную задачу, которую ученик должен решить.

  6. Контрольная. Учащийся самостоятельно подбирает материал, сосуд, форму, рисует эскиз и ставит композицию.

  7. Выставочный просмотр работ.

Раздел 10. Флористические работы. Открытка. (9ч)

Открытка. История появления. Виды, формы. Рукотворная открытка из флористического материала. Подбор материала. Техника выполнения.


Практическая работа.

Флористическая открытка. Выполнение в материале. (Учащийся самостоятельно подбирает материал, вид открытки, технику изготовления.)


Раздел 11. Флористика – европейская аранжировка цветов. (12ч)

Из истории западной аранжировки цветов. Букет Средневековья. Букет эпохи Возрождения. Букет в стиле барокко. Букет в стиле рококо. Букет эпохи раннего классицизма. Букет в стиле модерн. Теория аранжировки. Цвет и форма - основа композиции в западной аранжировке. Симметрия, пропорции, акцент и т.д. Стили западной аранжировки. Декоративный стиль. Вегетативный стиль. Параллельный стиль. Формалинейный стиль.

Практическая работа.

  1. Манжетный букет. Эскиз. Выполнение в материале.

  2. Ниспадающий букет («капелька», «водопад»). Выполнение в материале.

  3. Головное украшение невесты. Эскиз


Раздел 12. Искусственные цветы. Цветы из ткани. (15ч)

Изготовление цветов, имитирующих натуральные. Стилизованные цветы.


Практическая работа.

  1. Хризантема. Выполнение в материале (6ч)

  2. Лилия. Выполнение в материале. (3ч)

  3. Орхидея. Выполнение в материале. (3ч)

  4. Ветка яблони. Выполнение в материале. (3ч)


Раздел 13. Проектная работа «Оформление модели флористическими аксессуарами». (33ч)

Придумать художественный образ. Нарисовать эскиз. Изучение и анализ литературы по истории костюма. Создание костюма. Создание флористических аксессуаров (головные украшения, бутоньерка, корсаж, букет и т.д.) Выполнение в материале. Подбор музыкальных фрагментов для демонстрации. Репетиции.

Демонстрация их на цветочном шоу-представлении.

Флористический шоу-конкурс «Бал цветов». Рефлексия.


Раздел 14. Флористическое оформление праздников. Пасха.(12ч)

Пасхальная флористика. Формы аранжировок. Предлагаемые идеи.

Европейское дерево. Ореховое дерево. Зеленое дерево. Травяное дерево. Ажyрное дерево. Оформление корзин. Выбор корзин по форме и назначению композиции.


Практическая работа.

  1. Пасхальное дерево. Материал. Техника выполнения. (9ч)

  2. Пасхальная корзина. Выполнение в материале. (3ч)


Раздел15 Интерьерное озеленение. (6ч)

Озеленение интерьеров основных типов зданий.

Декорирование отдельных типов интерьера. Оформление сцены. Оформление витрины. Оформление стола. Формы стола и соответствующие им цветочные аранжировки. Требования к украшению стола.


Практическая работа.

  1. Оформление витрины. Предлагаемые идеи. Эскиз

  2. Оформление сцены. Предлагаемые идеи. Эскиз.

  3. Стол. Стили и варианты аранжировок. Коллективная работа «Вариации на тему весны». Оформление стола.


Раздел 16. Ландшафтный дизайн. (6ч)

Однолетние, двулетние и многолетние растения. Выращивание, размещение на участке, особенности ухода.

Практическая работа.

  1. Игра «Маленький садовник».

  2. Однолетние растения. Ассортимент. Посев семян однолетних растений на рассаду.

  3. Моя любимая клумба. Эскиз


Раздел17. Заключительное занятие. Подведение итогов. Рефлексия. (3ч)

Программа «Искусство флориста-дизайнера». 3-ий год обучения.

Примерный тематический план.

№ п/п


Название разделов, тем

.

Всего

часов.

6

теор.


практ.


1.

Вводное занятие.

3

3

-

2.

Прошлое, настоящее и будущее цветочного дизайна




9

3

6

3.

Специальные формы во флористике: флористический коллаж.

12

-

12

4.

Вторая жизнь цветов. Сухоцветы. Творческий проект

15

3

12

5.

Самодельные вазы.

6

-

6

6.

Восточная аранжировка цветов. Икебана

12

3

15

7.

Флористическое оформление праздников. Новый год и Рождество.

.

30

-

30

8.

Цветочный этикет.

6

6

-

9.

Флористика – европейская аранжировка цветов. Стили. Композиции.

15

-

15

10.

Искусственные цветы. Цветы из ткани.

12

-

12

11.

Флористический шоу-конкурс «Бал цветов»

33

3

30

12.

Флористическое оформление праздников. Пасха.

9

-

9

13.

Интерьерное озеленение.

9

-

9

14.

Цветочный маркетинг. Флорист оформитель и продавец.

9

6

3

15

Экспериментальная флористика. Форм-работы.

6

-

6

16.

Обобщающее занятие. Профориентация.

Выпускной вечер

22

-

22

17

Творческие работы учащихся (в течение года ). Сувениры, подарки к праздникам (8 Марта, День защитника Отечества ит.д)

24

-

24



Итого:




216


27


189

Содержание (3-ий год обучения).


Раздел1 Вводное занятие (3ч.).

Ознакомление c планом работы студии, c массовыми мероприятиями, в которых

будут участвовать студийцы. Единство требований (правила техники безопасности).

Анкета. Тест.


Раздел2 Прошлое, настоящее и будущее цветочного дизайна. (9ч)

Слайд-фильм.

Экскурсия в природу по сбору природного материала.(3ч)

Практическая работа.

Композиция из живого материала на тему осени. Подбор и подготовка материала, постановка композиции. Выставка «Осенний листопад».(3ч)


Раздел3. Специальные формы во флористике. Флористический коллаж.(12ч)

Структурные работы во флористике. Структурный коллаж.

Практическая работа.

Структурный коллаж. Подбор материала. Выполнение в материале. (12ч)


Раздел4.Вторая жизнь цветов. Сухоцветы. (15ч)

Возможности применения высушенных растений: душистые цветочные смеси, растения для красоты и здоровья, засахаривание цветов и листьев. (3ч)

Практическая работа

Творческий проект. Учащийся самостоятельно выбирает работу по данной теме, рисует эскиз, подбирает материал и создает композицию.

Выставочный просмотр. (12ч)


Раздел5. Самодельные вазы. (6ч)

Техника выполнения из разного материала.

Практическая работа. Изготовление ваз.


Раздел6. Восточная аранжировка цветов. Икебана. (12ч)

Икебана и современность.

Практическая работа.

Усовершенствование. (Преподаватель и ученик, посоветовавшись, ставят перед собой задачу, которую ученик должен решить).(3ч)

Искусственный бонсай. Техника выполнения. (6ч)

Познавательная игра «Путешествие по Японии».(3ч)


Раздел7. Флористическое оформление праздников. Новый год и Рождество.(30ч)

Венок (настольный, подвесной). Технические и художественные требования. Венок новогодний и рождественский. Ассортимент и подбор материала (основы православной культуры). Новогодний и рождественский стол.

Практическая работа.

  1. Венок. Выполнение в материале.(9ч)

  2. Творческий проект «Оформление рождественского стола». (9ч)

  3. Совместное занятие учащихся и их родителей. Изготовление сувениров.(3ч)

  4. Выставка «Новый год – семейный праздник» (6ч)

  5. Новогодняя гостиная (3ч)


Раздел8. Цветочный этикет. (6ч)

Букет и личность. Букет и повод.

Познавательная игра. Язык цветов. Символика цветов. (3ч)


Раздел9. Флористика - европейская аранжировка цветов. (15ч)

Цветы в ХХ в.: флористика как искyсство и мода. Флористика как искусство. Флористика как мода. Трэнд - тенденция, направление.

Свадебная флористика. Букеты для невесты. Техника и форма свадебных букетов. Праздничное оформление машины, интерьера. Украшение для невесты и жениха.

Практическая работа.

  1. Настольная композиция в стилях западной аранжировки. Выполнение в материале.(3ч)

  2. Современный букет. Букет на портбукетнице. Выполнение в материале.(3ч)

  3. Техника и формы свадебных букетов. Украшения для жениха и невесты. Ассортимент материала. Эскиз (3ч)

Деловая игра «Оформление свадьбы».(6ч) Творческая работа (коллективный мини-проект) в виде деловой игры. Работа в группах, обсуждение темы, анализ, банк идей и предложений, обсуждение наилучших вариантов, эскиз, представление и защита проекта.

Возможные темы для групп: флористическое оформление невесты, жениха, машины, стола, подарков, приглашений, интерьера и т.д.


Раздел10. Изготовление искусственных цветов из ткани. (12ч)

Стилизованные цветы. Фантазийные цветы.

Практическая работа.

Изготовление фантазийных цветов.


Раздел11. Флористический шоу-конкурс «Бал цветов»

Творческий проект «Оформление модели флористическими аксессуарами». (33ч)

Придумать художественный образ. Нарисовать эскиз. Изучение и анализ литературы по истории костюма. Создание костюма. Создание флористических аксессуаров (головные украшения, бутоньерка, корсаж, букет и т.д.) Выполнение в материале. Подбор музыкальных фрагментов для демонстрации. Репетиции.

Демонстрация их на цветочном шоу-представлении.

Обсуждение итогов. Просмотр видео. Рефлексия


Раздел12. Флористическое оформление праздников. Пасха. (9ч)

  1. Пасхальная настольная аранжировка. Выполнение в материале. (3ч)

  2. Пасхальная настенная аранжировка - дуга. Выполнение в материале (3ч)

  3. Пасхальное дерево. Пальма. Выполнение в материале.(6ч)


Раздел13. Интерьерное озеленение.(9ч)

Цветочные композиции в интерьере. Современные тенденции флористического оформления. Декорирование отдельных типов интерьера.

Практическая работа

  1. Пересадка, перевалка, размножение комнатных растений. (3ч)

  2. Разработка и представление проектов по декорированию отдельных типов интерьера (эскизы). Защита проектов по интерьерному озеленению. (6ч)


Раздел14. Цветочный маркетинг. Флорист - оформитель и продавец.(9ч)

Первые цветочные магазины. Цветочные бутики и удивительные витрины. Оформление витрины. Сохранение свежести цветов. Обработка растительного материала. От поставок до покупателей. Отношение между продавцом и покупателем. Внешний вид и культура обслуживания. Симпатии и комплименты. Знание риторики необходимо.


Экскурсия в цветочный магазин.(3ч)

Практическая работа.

  1. Знакомство c работой Центра детского практического маркетинга «Артель».(3ч)

  2. Деловая игра. «Создание цветочного магазина». (3ч)


Раздел15. Экспериментальная флористика. (6ч)

Форм-работы.


Раздел16 . Обобщающее занятие (6ч).

  1. Общий обзор пройденного материала. Знакомство с учебными заведениями, где можно продолжить дальнейшее обучение учащимся по выбранному направлению. Тест по профориентации. Подведение итогов.

  2. Выпускной вечер. Вручение свидетельств, благодарственных писем родителям.


Раздел17. Творческие работы учащихся (в течение года).(24ч)

Сувениры к праздникам – Международный день 8Марта, День защитника Отечества, День влюбленных. Подготовка и участие в массовых досуговых мероприятиях.


Информационное обеспечение программы.

Список литературы.


для учащихся:

  1. Новикова E.Ф. Вдохновение. Аранжировка цветов.Флористика. Минск: Мет,

1994.

  1. Федотов Г.Я. Узоры разнотравья. M.: Просвещение. 1992.

  2. Нагибина M.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль: Академия

развития,1997.

  1. Д-p Д. Г. Хессайон. Все o цветах в вашем саду. M.: Kладезь, 1996.

  2. Энциклопедия для детей. т.7. Искусство.ч.1., ч.2. M.: Аванта+, 2001.

  3. Энциклопедия для детей т.2. Биология. M.: Аванта +, 2001.

  4. Рэй Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. M.: Росмэн, 1997.

  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История ремесел. M.: АСТ, Астрель,2000.

  6. Стецюк B.Г. Картины из цветов. M.: Культура и традиции, 1999.

  7. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. M.: Просвещение, 1993.


для педагога:

  1. Осипова H.B. Искусство флориста - дизайнера. Олита, 1996.

  2. Осипова H.B. Современный цветочный дизайн. M.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

  3. Петер Асманн. Современная флористика. M.: Культура и традиции, 1998.

  4. Наумова H.B., Осипова H.B. Цветов таинственная сила. M.: Панорама, 1993.

  5. Суханова H.П., Амбарян С.А. Вторая жизнь цветов: выращивание, высушивание, аранжировка. M.: Колос, 1994.

  6. Николаенко H.П. Икэбана. Японское искyсство аранжировки цветов. M.: Изограф, Вагриус, 1996.

  7. Сироватска Л.C., Гречишкин А.И. Азбука цветовода. Киев: Урожай, 1993.

  8. Булич О.Н., Зиновьев И.B. Соавтор - природа. Флористика. Лесная скульптура. Мозаика по дереву. M.: Эллис Лак, 1996.

  9. Рукавчук Л.Н. Волшебный мир цветов. СПб.: ИКФ Мим-Экспресс, 1997.

  10. Как красиво накрыть стол. Искусство сервировки. M.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  11. Моника Готье. Букеты на праздничном столе. M.: Интербук-бизнес, 2001.

  12. Моника Готье. Экзотические букеты. M.: Интербук-бизнес, 2001.

  13. Роземи Штробель-Шульце. Флористика. M.: Внешсигма, 1997.

  14. Рената Мюллер. Комнатные фонтанчики. M.: Интербук-бизнес, 1997.

  15. Дубровский B.M. 32 урока плетения из лозы. M.: Русская книга, 1993.

  16. Задворная T. Д. Аранжировка цветов. M.: Эллис Лак, 1994.

  17. Китаева Л.А. Календарь цветовода-любителя. M.: Нива России, 1992.

  18. Панкеев И.А. Великие христианские праздники. Пасха. M.: ОЛМА-ПРЕСС,2001.

  19. Д-p Д.Г. Хессайон. Все oб аранжировке цветов. M.: Кладезь, 1996.

  20. Карим Фишер-Лудольф. Флорист - оформитель и продавец.

  21. Б. Нирманн, П. Янсен. Как красиво упаковать подарок. M.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  22. История цветочной аранжировки (путеводитель по периодам аранжировки цветов). Брошюра национальной ассоциации флористов-дизайнеров Великобритании.

  23. Изабель Лопес Перес и Вирджиния Соуза - Эджипси Санчес. Сад в вашем доме. M.: Махаон. 1998.

  24. Изабель Лопес Перес и Вирджиния Соуза - Эджипси Санчес. Вечнозеленые комнатные растения. M.: Махаон. 1998.

  25. Головкин Б.Н., Шахова Г.И. Комнатные растения. Справочник. M.: Лесная промышленность, 1989.

  26. Д-p. Д.Г. Хессайон. Все o комнатных растениях. M.: Kладезь, 1996. 37. Каталог Интерфлоры. Свадебная флористика.

  27. Г.М. Логвиненко. .Декоративная композиция (учебное пособие для студентов вузов). М.: ВЛАДОС, 2005.

  28. Т.Кудряшова. Великолепные украшения для дом в технике «терра». Библиотека журнала «Цветы».

  29. Ю. Мамонтова. Гобелены и ширмы. М.:Издат.дом «Ниола 21-ый век», 2004.

  30. Б.Фитч. Дизайн и декор из соломки: плетение, вышивка, аппликация. Ростов Н/Д, Феникс, 2004.

  31. Креативные идеи для домашнего дизайна. М.: Эксмо, 2008.

  32. Е.Смирнова. Флористика. Праздничные композиции: Практическое руководство. М.: Ниола-Пресс, 2008.

  33. Дженни Рэворт, Сьюзен Бери. Аранжировка цветов. М.: Внешсигма АСТ., 2000.

  34. Н.П.Табунщиков. Аранжировка цветов. История, теория и практика создания цветочных композиций. К.: Реклама, 1988.

  35. А.Анисимова. Домашняя флористика. М.: Издат.дом «Ниола 21-ый век», 2004.

  36. Минг Виверз-Картер. Засушенные цветы. М.: Крон-Пресс, 1998.

  37. Школа флористики. Композиции с берестой. Бибилиотека журнала «Цветы».

  38. Т.Локрина. Композиции на оазисе. М.: Издат.дом «Ниола 21-ый век», 2004.

  39. Ю.Фомина. Модная Квартира. М.: Эксмо, 2006.

  40. С.Спичакова. Школа флористики. Современные композиции. М.: Издат.дом «Ниола 21-ый век», 2004.

  41. Ю.Б. Марковский. Современный цветник. Миксбордер. М.: ЗАО «Фитон», 2004.

  42. Искусство составления букетов: Великолепные букеты из цветов. Аранжировка, флористика, икебана. (Сост. Витвицкая М.Э.). М.: Лада: Рипал классик., 2004.

43.Е.Хохлова. Полный курс флористики. Корзина с цветами. М.: Издат.дом «Ниола

21-ый век», 2006.

44.Руби Бегония. Школа флористики. М.: Эксмо, 2007.

45.Ю.Марьина. Школа флористики. Коллажи и панно. М.: Издат.дом «Ниола 21-ый век», 2005.

46. Г.Султанова. Икебана по-русски. Ростов Н/Д, Изд-во «Феникс», 2002.

47. Е.С.Рубцова. Открытка к праздникам своими руками. М.: «Эксмо», 2008.


Буклеты.

  1. Комнатные растения Вып.1 и 2. 3. Кактусы.

  2. Лилии.

  3. Комнатные растения. Бегониевые.

  4. Мини - энциклопедия. Комнатные растения.

  5. Ваш приусадебный участок. Декоративные растения.

  6. Растения под охраной.


Журнaлы

1. Флора.2. Ландшафтный дизайн. 3. Сад своими руками. 4. Цветоводство. 5. B мире растений.6. Растения в интерьере. 7. Мой прекрасный сад. 8. Цветы


Видео-фильмы.

  1. Видеокнига . Коллаж.

  2. Видеокнига Г. Лерша . Романтический свадебный букет.

  3. Флористический коллаж Ф.Раффела.

  4. Сухоцветы.(Италия).

  5. Цветочные композиции.

  6. Упаковка букетов и подарков (Италия).

  7. Упаковка букетов. Банты.(ИталИя).

  8. Упаковка подарочных корзин, комнатных растений креп-бумагой.

  9. Цветочное шоу в Челси -96.

  10. Свэги (настенные композиции).

  11. Видеоподписка жyрнала Profil floral № 1- 2000.

  12. Видеокнига . Коллаж Ф.Раффела.

  13. Изготовление искусственных цветов.

  14. Лепестковая живопись.

  15. Международная выставка цветов. Москва 4-7 мая 2001.


Авторские презентации к занятиям. Слайд-фильмы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!