СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс упражнений в рамках проекта "Наш домашний логопед"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений в рамках проекта "Наш домашний логопед"»

Приложение № 2

Комплекс упражнений, направленный на развитие речевого развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проводимый на занятиях учителем-логопедом совместно с родителями (законными представителями) обучающихся и их детьми на дому (младший школьный возраст).

Советы учителя-логопеда для родителей (законных представителей) по проведению логопедических упражнений на дому.

Уважаемые родители! При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:

  1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

  2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.

  3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации учителя-логопеда.

  4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.

  5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

  6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

  7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

  8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.


Комплекс упражнений.

Развитие ручной моторики.

1. Пальчиковые игры без речевого сопровождения. Изображение при помощи пальчиков различных фигурок:

«Очки» Образовать 2 кружка большим и указательным пальцем обеих рук, а затем соединить их.

«Стол» Левую ладонь сжать в кулак, поставить на стол, правую положить сверху.

«Бинокль» Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль».

«Флажок» Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

«Стул» Поставить на стол сжатый кулак правой руки, левую приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку.

«Бочка» Неплотно сжать руку в кулак.

Использую также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями:

«Пальчики»

Ребенок поднимает левую руку ладонью к себе, правой рукой загибает пальцы.

Этот пальчик хочет спать. (загибает мизинец)

Этот пальчик лег в кровать. (загибает безымянный палец)

Этот пальчик чуть вздремнул. (загибает средний палец)

Этот пальчик уж уснул. (загибает указательный палец)

Этот крепко-крепко спит. (загибает большой палец)

Тише-тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать (распрямляет пальцы рук).

«Сидит белка»

Ребенок поднимает левую (а затем правую) руку ладонью к себе

Сидит белка на тележке

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке (загибает большой палец)

Воробью, синичке (загибает указательный, средний палец)

Мишке толстопятому ( загибает безымянный палец)

Заиньке усатому (загибает мизинец)

«Этот пальчик»

Ребенок сгибает пальцы руки в кулак.

Этот пальчик дедушка (разгибает большой палец)

Этот пальчик бабушка (разгибает указательный палец)

Этот пальчик папочка (разгибает средний палец)

Этот пальчик мамочка (разгибает безымянный палец)

Этот пальчик наш малыш (разгибает мизинец)

А зовут его ...

Упражнения по развитию ручной моторики проводятся систематически в течение 3-5 минут на каждом занятии.









Развитие дыхания.

  1. Игровые упражнения.

«Погреться на морозе»

Ребенок вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Надуй игрушку»

Ребенку предлагаю надуть воздушный шар, набирая воздух через рот и медленно выдувая его через рот в отверстие шара.

«Листья шелестят»

Предлагаю полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листики так, чтобы они отклонялись и шелестели.

«Задуть свечу»

Подношу ребенку зажженную свечу. По сигналу «тихий ветерок» ребенок медленно выдыхает так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «сильный ветер», ребенок старается на одном выдохе задуть свечу.

«Бабочка»

Пред ребенком раскладываю «зеленые полянки» с разноцветными бабочками. «Бабочки» прикреплены к «полянке» нитками. По сигналу «Красная бабочка полетела» ребенок дует на красную бабочку и т.д.

«Снежинки летят»

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезаются из бумаги снежинки. Ребенок предлагаю длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят»






Развитие речевого дыхания и голоса.

Упражнения:

«Вьюга»

Перед ребенком сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» ребенок тихо гудит: у-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» ребенок громко произносит: у-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» ребенок постепенно уменьшает силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкает.

«Коровы и телята»

Ребенку предлагается сюжетная картинка «На лугу». «На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?» Ребенок произносит низким голосом; му- му-му. «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?» Ребенок произносит высоким голосом: му-му.


















Развитие артикуляторной моторики.

Артикуляторные упражнения:

  1. Гимнастика для губ и щек:

  • Надувание обеих щек одновременно

  • Надувание щек попеременно

  • Втягивание щек в ротовую полость

  • «Трубочка» - сомкнутые губы вытягиваются вперед

  • «Заборчик» - губы растягиваются в стороны, обнажаются оба ряда зубов

  • Чередование: «трубочка-заборчик»

  • «Кролик» - поднимание только верхней губы, обнажаются верхние зубы

  • Имитация полоскания зубов

  • «Фырканье лошадки» - вибрация губ

  1. Гимнастика для челюстей:

  • Опускание и поднимание нижней челюсти

  • Движение нижней челюсти влево, вправо.

  1. Гимнастика для языка:

  • «Лопаточка» - рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе .

  • «Чашечка» - рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед.

  • «Иголочка» - рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед.

  • «Горка» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

  • «Грибок» - рот открыт. Язык присосать к нёбу.

  • «Качели» - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носку и подбородку.

  • «Почистим зубки» - рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

  • «Маляр» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.


Развитие слухового восприятия и внимания.

Игровые упражнения.

«Найди картинку»

Раскладываю перед ребенком ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизвожу соответствующие звукоподражания. Дается задание определить животного и показать картинку с его изображением.

«Хлопки»

Сообщаю детям, что буду называть различные слова. Как только назову животное, ребёнок должен хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя.

«Кто летит»

Сообщаю ребёнку, что буду говорить слово летит в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит). Но иногда буду ошибаться (собака летит). Он должен хлопать только тогда, когда 2 слова употреблены верно.















Обогащение словарного запаса.

  1. Игры.

«Кто как передвигается»

Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает.

«Кто как голос подает».

Корова мычит, воробей чирикает, кошка мяукает, петух кукарекает, собака лает, свинья хрюкает, мышка пищит, утка крякает, медведь рычит.

«Какие звуки издает»

Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит, листья шелестят, ручей журчит. «Кто как ест»

Кошка лакает молоко, заяц грызет морковку, корова жует сено, курица клюет зерно.

«Кто что делает»

Учитель учит, врач лечит, повар варит, художник рисует, маляр красит.

2. Приемы работы:

1. Описание предметов (по цвету, форме, величине). Предлагаю картинки и задаю вопросы: Какой огурец? Какой мяч?

2. Отгадывание загадок: Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая? Желтый, овальный, кислый. Что это?

3. Добавление прилагательных в предложение.

Использую пары картинок: Груша сладкая, а лимон ... Лента узкая, а река ... Дерево высокое, а куст ...

Уточнению значений слов способствует и работа над антонимами: существительными (день-ночь, радость - печаль), прилагательными (высокий - низкий, длинный - короткий), глаголами (радуется - грустит), наречиями (далеко - близко).

Формирование грамматического строя речи.

Осуществляется в следующих направлениях:

1. Формирование практических навыков словоизменения и словообразования,

2. Формирование умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных.

Развитие навыков словоизменения и словообразования

Для закрепления формы множественного числа использую следующие задания:

1. Образование формы множественного числа с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, сосна, гора, береза).

2. Измени слово. Называю слово в единственном числе и бросаю мяч к ребенку, он должен назвать форму множественного числа.

3. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

При уточнении формы винительного падежа использую следующие виды работы:

1. Игра «Кто самый наблюдательный». Ребёнок должен назвать, что они видят: «Я вижу

стол, стул, окно и т.д.»

2.Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:

• Что ты любишь?

• Что ты нарисуешь красным карандашом? Желтым карандашом? И т.д.

При уточнении формы дательного падежа использую следующие виды работ:

1. Игра «Кому нужны эти вещи?» Предлагаются картинки, на которых маляр без кисти, рыбак без удочки, парикмахер без ножниц продавец без весов, а также изображения предметов. Ребёнок рассматривают картинки и называют кому что нужно (удочка - рыбаку, весы - продавцу и т.д.)

2. Ответы на вопросы к картинке (Кто кому что дает?) Бабушка дает внучке ленту. Мама дает дочке куклу.

При уточнении формы родительного падежа использую следующие виды заданий:

1.«Угадай; чьи это вещи?» Предлагаю картинки, на которых изображено:

бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе и картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шуба). Называю один из предметов, он говорит, кому он принадлежит (это плато бабушки, это халат мамы, это дуба девочки).

2.Игра «Чьи хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой изображения хвостов. Показываю хвост и спрашиваю: «Кому принадлежит хвост?» (это хвост лисы, это хвост зайца)

При уточнении формы творительного падежа предлагаю следующие задания:

1. Ответь на вопрос: Кто чем работает? По картинкам (маляр - кистью, парикмахер - ножницами).

2. Добавь слово к глаголу:

  • • рисовать – карандашом

  • • писать - ручкой

  • • копать – лопатой

  • • пилить - пилой

3.Назвать пары предметов по картинкам:

  • книжка с картинками

  • кошка с котятами

  • корзина с грибами

  • ваза с цветами.

При уточнении форм предложного падежа предлагаю следующие виды работ:

1. Ответь на вопрос по картинкам: Где что лежит? Где что хранится? (посуда, одежда, книги). Где что покупают? (лекарства, хлеб, игрушки) Где что растет? (грибы, овощи, фрукты).

2. Игра «Помоги животным найти свой домик». 2 группы картинок: на одних изображены животные, на других - их жилища. Предлагаю найти домик для животного.

С целью развития словоизменения глаголов использую следующие задания:

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов (Мальчик рисует дом. Мальчик нарисовал дом).

2. Дифференциация пар с возвратными глаголами (мыть- мыться, причесывать -

причесываться, прятать - прятаться, катать - кататься).

3.Согласование существительного и глагола настоящего и прошедшего времени:

Мальчик спал, девочка ..., дети ...

Заяц бежал, лиса ..., звери ...

Примерные задания по закреплению согласования прилагательного с существительным :

1. Игра в лото «Какого цвета?» Предлагаются карточки с изображениями предметов различного цвета. Достаю маленькие карточки с названиями предметов и читаю их. Ребёнок должен найти предмет, назвать его цвет. «У меня красный шар». «У меня синее платье».

2. Игра в лото «Какой формы предмет?» Предлагаю карты, на которых слева изображены фигуры различной формы (круг, квадрат, овал). Ребенок должен взять картинку с изображением предмета и назвать форму предмета (репа - круглая, яйцо - овальное), затем положить картинку около сходной фигуры.

При формировании умений словообразования рекомендуются следующие задания:

1. Образовать уменьшительно-ласкательные формы существительного (дом- домик, лиса- лисичка).

2. Образовать уменьшительно-ласкательные формы прилагательного (рыжая рыженькая).

3. Образовать прилагательное из существительного (дерево -деревянный, железо - железный).

4. Образовать глаголы с различными приставками (налил- вылил, входят - выходят)

Развитие связной речи

Упражнения по развитию связной речи необходимо расположить в порядке возрастающей сложности.

1. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых ребёнком.

2. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия.

3. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинках; их последовательность служит одновременно планом высказывания.

4. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

5. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картинки,

6. Составление рассказа по одной сюжетной картине. На этом этапе создаются предпосылки над творческим рассказыванием.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!