СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс упражнений, направленных на формирование элементарных стилистических умений

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений, направленных на формирование элементарных стилистических умений»

Комплекс упражнений, направленных на формирование элементарных стилистических умений

1. Официальная и неофициальная обстановка? Сгруппируйте примеры и запишите их в таком порядке:

1)обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку;

2) обозначают официальную (деловую) обстановку.

Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.

Установите соответствие между стилем речи и сферой его употребления:

  1. публицистический стиль …………… а) наука

  2. официально-деловой стиль ………… б) бытовая сфера

  3. научный стиль …………………………в) словесное искусство

  4. разговорный стиль г) идеология, политика

  5. художественный стиль ……………… д) право

СТИЛИ РЕЧИ

Артисты говорят в гримерной,

Твой друг беседует с тобой

Стиль это просто ...(разговорный),

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу

Знай, в них ... (художественный) стиль,

Стиль очень интересный.

Еще есть стиль...(публицистический)

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой – ...(официально-деловой).

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль ... (научный).

В.А. Синицын

Вопросы и задания:

1. Прочтите стихотворение, вместо пропущенных слов вставьте названия стилей, о которых идет речь.

2. Охарактеризуйте названные стили по следующим параметрам: цель использования; сфера использования; жанры; языковые средства.

2. Общение , сообщение, воздействие? Сгруппируйте примеры и запишите  их в таком порядке: выражения, которые обозначают процесс: а) общения; б) сообщения; в) воздействия. (Выделяя последнюю группу, имейте в виду, что воздействовать можно на поведение, на чувства, на воображение).

Отвечать урок, здороваться, делать замечание нарушителю дисциплины, делиться летними впечатлениями с товарищами, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, приглашать ребят в поход, обсуждать с ними маршрут, давать сведения о местности, рассказывать сказку малышу.

Установите соответствие между стилем речи и его функцией:

  1. публицистический стиль …………… а) сообщение

  2. официально-деловой стиль ………… б) общение

  3. научный стиль ………………в) информативно-воздействующая

  4. разговорный стиль г) воздействие

  5. художественный стиль …… д) предписывающе-информационная

3. Анализ изобразительно-выразительных средств. Прочитайте ряд определений (эпитетов) к ключевым словам, объясните их значение. Какую роль они могут играть в тексте?

Лето: горячее, грозовое, дождливое, душистое, златое (уст.), красное (нар.-поэт.), погожее (разг.), солнечное, удушливо-знойное, ясное.

Загар: бронзовый, желтый, золотой, кофейный, легкий, летний, медный, медовый, морской, нежный, шоколадный, янтарный.

Гроза: бодрящая, грохочущая, гулкая, живительная, крушитель-ная (уст.), оглушительная, освежающая, яростная; летняя, майская, ночная, тропическая, южная.

Гром: глухой, грозный, грохочущий, гулкий, небесный (уст. поэт.), отдаленный, первый, полуночный (уст. поэт.), потрясающий, раскатистый, страшный, яростный, ярый; веселый, ворчащий, добрый, щедрый.

Дождь: бисерный, грибной, грозовой, дружный, звонкий, звон-коголосый (уст. поэт.), золотистый, золотой, косой, прозрачный, про-ливной, радужный, светлый, слепой, солнечный, спорый (разг.), теп-лый, тихий; благодатный, болтливый, веселый, животворный, ласко-вый, ленивый, нудный (разг.), плодородный.

Радуга: высокая, горбатая, дугатая (уст.), дуговатая, низкая, ог-ромная, широкая; алмазная, блестящая, бриллиантовая, многоцветная, пышная, разноцветная, цветастая (разг.), цветистая, цветная, яркая.

4. Официально-деловой стиль: представить объяснительную записку; настоящим подтверждаю; характеристика прилагается; статистические данные; Пенсионный фонд России.

Научный стиль: вещество самопроизвольно загрязняется; математическая обработка данных; ранняя диагностика рака; геном человека.

Газетно-публицистический стиль: социальные процессы; впечатляющий форум; величественное сооружение; борьба за равноправие; шахтёрская столица края; найти отклик в душах людей.

Разговорный стиль: давить на нервы; купить тушёнку; вопить без остановки.

Официально-деловой: ходатайствовать, налоговая инспекция, платёжеспособный, премировать, исходящий, зачислить;

Научный: млекопитающее, лингвистика;

Публицистический: ультиматум, расхититель, исторический факт;

Художественный: золотые руки, как в воду глядел, хозяин;

Разговорный: августовский, плакса, читалка, ребятушки.

5. Знаете, я как-то раз в степи побывал…(разговорный); Степями принято называть равнинные пространства, которые…(научный); Степь чем далее, тем становилась прекраснее…(художественный); Неужели есть люди, которые не замечают красоты родной природы?...(публицистический), Вышеупомянутый вопрос находится в стадии рассмотрения (официально-деловой).

6. У ручья ( выросла, вымахала) красавица Роза. На ветку перед ней (сел, взгромоздился) Соловей. С восхищением он (смотрел , уставился) на Розу, (воспевая, расхваливая) её красоту. Соловьиные (трели, верещания) звучали над ручьём, и тот (вторил, поддакивал) им тихим (журчанием, бульканьем). Но пришла осень. (Опали , отвалились) лепестки прекрасной Розы. Ручей (унёс, уволок ) их вдаль, и (смолкла, заглохла) соловьиная песня.

А.Смирнов.

То не просто бой, а жаркая … (сеча, война, битва). На каждый роток не накинешь … (платок, шарфик, покрывало). Даже большой воз опрокидывает … (небольшой, маленький, крохотный) пенёк. Не бойся врага умного, бойся … друга (плохо изученного, глупого, нестандартного).

7. Родная сторонушка – Отечество –Отчизна, скорбеть – печалиться – тужить, глаголить – говорить – информировать– лясы точить, жить – проживать, новобрачные – молодые.

Вид, пейзаж, панорама; бедный, неимущий, нищий; беспокойство, волнение, тревога; блестеть, искриться, сиять; бледный, незаметный; близкий, недалёкий, смежный; гость, посетитель, визитёр; бездна, пропасть; высокомерие, гордость, чванливость; граница, рубеж; говорить, вещать; хвалить, поощрять, одобрять; думать, мыслить; смелый, храбрый, доблестный; строить, возводить; добрый, кроткий, мягкий, безобидный; скорый, быстрый, торопливый; первенство, превосходство, преобладание; влажный, мокрый, сырой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!