Комплекс упражнений, направленных на формирование элементарных стилистических умений
1. Официальная и неофициальная обстановка? Сгруппируйте примеры и запишите их в таком порядке:
1)обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку;
2) обозначают официальную (деловую) обстановку.
Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.
Установите соответствие между стилем речи и сферой его употребления:
публицистический стиль …………… а) наука
официально-деловой стиль ………… б) бытовая сфера
научный стиль …………………………в) словесное искусство
разговорный стиль г) идеология, политика
художественный стиль ……………… д) право
СТИЛИ РЕЧИ
Артисты говорят в гримерной,
Твой друг беседует с тобой
Стиль это просто ...(разговорный),
А не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму, пьесу
Знай, в них ... (художественный) стиль,
Стиль очень интересный.
Еще есть стиль...(публицистический)
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой – ...(официально-деловой).
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль ... (научный).
В.А. Синицын
Вопросы и задания:
1. Прочтите стихотворение, вместо пропущенных слов вставьте названия стилей, о которых идет речь.
2. Охарактеризуйте названные стили по следующим параметрам: цель использования; сфера использования; жанры; языковые средства.
2. Общение , сообщение, воздействие? Сгруппируйте примеры и запишите их в таком порядке: выражения, которые обозначают процесс: а) общения; б) сообщения; в) воздействия. (Выделяя последнюю группу, имейте в виду, что воздействовать можно на поведение, на чувства, на воображение).
Отвечать урок, здороваться, делать замечание нарушителю дисциплины, делиться летними впечатлениями с товарищами, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, приглашать ребят в поход, обсуждать с ними маршрут, давать сведения о местности, рассказывать сказку малышу.
Установите соответствие между стилем речи и его функцией:
публицистический стиль …………… а) сообщение
официально-деловой стиль ………… б) общение
научный стиль ………………в) информативно-воздействующая
разговорный стиль г) воздействие
художественный стиль …… д) предписывающе-информационная
3. Анализ изобразительно-выразительных средств. Прочитайте ряд определений (эпитетов) к ключевым словам, объясните их значение. Какую роль они могут играть в тексте?
Лето: горячее, грозовое, дождливое, душистое, златое (уст.), красное (нар.-поэт.), погожее (разг.), солнечное, удушливо-знойное, ясное.
Загар: бронзовый, желтый, золотой, кофейный, легкий, летний, медный, медовый, морской, нежный, шоколадный, янтарный.
Гроза: бодрящая, грохочущая, гулкая, живительная, крушитель-ная (уст.), оглушительная, освежающая, яростная; летняя, майская, ночная, тропическая, южная.
Гром: глухой, грозный, грохочущий, гулкий, небесный (уст. поэт.), отдаленный, первый, полуночный (уст. поэт.), потрясающий, раскатистый, страшный, яростный, ярый; веселый, ворчащий, добрый, щедрый.
Дождь: бисерный, грибной, грозовой, дружный, звонкий, звон-коголосый (уст. поэт.), золотистый, золотой, косой, прозрачный, про-ливной, радужный, светлый, слепой, солнечный, спорый (разг.), теп-лый, тихий; благодатный, болтливый, веселый, животворный, ласко-вый, ленивый, нудный (разг.), плодородный.
Радуга: высокая, горбатая, дугатая (уст.), дуговатая, низкая, ог-ромная, широкая; алмазная, блестящая, бриллиантовая, многоцветная, пышная, разноцветная, цветастая (разг.), цветистая, цветная, яркая.
4. Официально-деловой стиль: представить объяснительную записку; настоящим подтверждаю; характеристика прилагается; статистические данные; Пенсионный фонд России.
Научный стиль: вещество самопроизвольно загрязняется; математическая обработка данных; ранняя диагностика рака; геном человека.
Газетно-публицистический стиль: социальные процессы; впечатляющий форум; величественное сооружение; борьба за равноправие; шахтёрская столица края; найти отклик в душах людей.
Разговорный стиль: давить на нервы; купить тушёнку; вопить без остановки.
Официально-деловой: ходатайствовать, налоговая инспекция, платёжеспособный, премировать, исходящий, зачислить;
Научный: млекопитающее, лингвистика;
Публицистический: ультиматум, расхититель, исторический факт;
Художественный: золотые руки, как в воду глядел, хозяин;
Разговорный: августовский, плакса, читалка, ребятушки.
5. Знаете, я как-то раз в степи побывал…(разговорный); Степями принято называть равнинные пространства, которые…(научный); Степь чем далее, тем становилась прекраснее…(художественный); Неужели есть люди, которые не замечают красоты родной природы?...(публицистический), Вышеупомянутый вопрос находится в стадии рассмотрения (официально-деловой).
6. У ручья ( выросла, вымахала) красавица Роза. На ветку перед ней (сел, взгромоздился) Соловей. С восхищением он (смотрел , уставился) на Розу, (воспевая, расхваливая) её красоту. Соловьиные (трели, верещания) звучали над ручьём, и тот (вторил, поддакивал) им тихим (журчанием, бульканьем). Но пришла осень. (Опали , отвалились) лепестки прекрасной Розы. Ручей (унёс, уволок ) их вдаль, и (смолкла, заглохла) соловьиная песня.
А.Смирнов.
То не просто бой, а жаркая … (сеча, война, битва). На каждый роток не накинешь … (платок, шарфик, покрывало). Даже большой воз опрокидывает … (небольшой, маленький, крохотный) пенёк. Не бойся врага умного, бойся … друга (плохо изученного, глупого, нестандартного).
7. Родная сторонушка – Отечество –Отчизна, скорбеть – печалиться – тужить, глаголить – говорить – информировать– лясы точить, жить – проживать, новобрачные – молодые.
Вид, пейзаж, панорама; бедный, неимущий, нищий; беспокойство, волнение, тревога; блестеть, искриться, сиять; бледный, незаметный; близкий, недалёкий, смежный; гость, посетитель, визитёр; бездна, пропасть; высокомерие, гордость, чванливость; граница, рубеж; говорить, вещать; хвалить, поощрять, одобрять; думать, мыслить; смелый, храбрый, доблестный; строить, возводить; добрый, кроткий, мягкий, безобидный; скорый, быстрый, торопливый; первенство, превосходство, преобладание; влажный, мокрый, сырой.