СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компьютерные технологии в работе педагога-психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире уже нельзя обойтись без компьютерных и информационных технологий. Они всё больше внедряются в различные сферы жизни, в том  числе и в сферу образования.

Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности и органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми.

 

Просмотр содержимого документа
«Компьютерные технологии в работе педагога-психолога»

Компьютерные технологии в работе педагога-психолога


21 век  называют веком информации. В современном мире уже нельзя представить ни одного дня без компьютеров, ноутбуков, планшетов и смартфонов. Они все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.


Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности и органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми.


Интернет  проникает во все сферы жизнедеятельности человека, не исключением стала и педагогическая работа. Сегодня из Интернета можно узнать самые последние новости в сфере образования; скачать материалы для работы (презентации, видео-ролики, музыку, литературу) и многое другое; можно создать какие-нибудь свои материала (онлайн-тестирование, различные тренажеры направленные на развитие чего-либо), принять участие в интернет-конкурсах, вебинарах; обмениваться опытом работы со своими коллегами в Сети, активно участвуют в сетевых профессиональных сообществах, пользуются электронной библиотекой и т.п.


Преимущества  использования ИКТ открывают широкие возможности  в практической деятельности психолога образования.   На современном этапе практическая деятельность психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную и дошкольную  психологическую практику позволяет сделать работу психолога более продуктивной и эффективной.  Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.


Современные технологии проникли во все направления работы педагога-психолога:

1. Психодиагностика.

2. Психологическое просвещение и консультирование.

3. Коррекционная и развивающая работа.

4. Организационно-методическая работа

5. Самообразование психолога.

Одно из основных направлений деятельности психолога – это психодиагностика.

Так большую часть времени у педагога-психолога занимает диагностическая работа, так как требуется в ограниченный промежуток времени обработать и проанализировать результаты тестов, анкет, наблюдений. С помощью программы Microsoft Office Word процесс диагностики может стать более доступным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д.


В период дистанционного обучения детей многие педагоги и психологи в своей работе стали использовать тесты, анкеты выполненные в Яндекс.Формы. На базе этого онлайн-сервиса можно создать необходимые тестовые материалы или анкеты. Результаты тестирования обычно приходят на электронную почту, которые очень удобно вносить в обработчики тестов созданных в Microsoft Office Excel. В интернете можно найти большое количество таких обработчиков созданных в Microsoft Office Excel, с помощью них можно создавать разные виды отчетов как графических, так и текстовых, делать различные выборки, составлять аналитические справки, которые потом просто заполняются. С помощью электронного обработчика тестов можно быстро, за 10-15 минут, подсчитать результаты тестирования сразу по нескольким классам. Кроме того, поскольку все данные заносятся в таблицы, при желании их можно распечатать и использовать, например, при составлении отчетов, консультировании, составлении статистической справки. 


 В процессе такой работы возможно постепенно накопить свою электронную библиотеку, свой банк компьютерных тестов, которые в дальнейшем пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса.


Проведение диагностики на компьютере стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личной заинтересованности учащихся, формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии.

Наличие персонального компьютера на рабочем месте педагога-психолога избавляет его от массы проблем, ну а в психодиагностике он просто незаменим. Система автоматизированной диагностики состоит из конструктора тестов, компьютерной диагностики, программ обработки информации.

Конструктор тестов

С помощью конструктора тестов психолог может набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант и перестанет тонуть в ворохе бумаг. Школьный психолог предложит детям не только индивидуальное, но и групповое компьютерное тестирование, которое значительно облегчит его работу с учащимся.

В Интернете также есть неплохие находки, которые помогут создать компьютерный вариант теста:

http://www.uchportal.ru/load/3-1-0-910

http://www.uchportal.ru/load/3-1-0-1

http://soft.softodrom.ru/ap/Konstruktor-testov-p4024

http://freesoft.ru/?id=7999

Компьютерная диагностика

Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной. За небольшой промежуток времени школьный психолог может не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.

Психологические компьютерные тесты вы можете скачать на сайтах:

http://www.psychometrica.ru

http://psytest.info/taxonomy/term/16/all

http://vch.narod.ru/myprog.htm

http://psylib.myword.ru/index.php?s=72e17d098e61cd4b85aacb07e02d6da0&
automodule=downloads&showcat=14

Обработка информации

Обработка информации — едва ли не самый сложный, длительный и скучный вид работы, а использование персонального компьютера в качестве средства подсчета результатов тестирования дает возможность психологу облегчить свой труд.

Обработчик тестов вы можете скачать здесь: http://pl-42.narod.ru/

Краткий практический курс о том, как самостоятельно создать обработчик тестов с помощью программы Excel, вы можете скачать по адресу: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib.

  Там же можно найти готовые обработчики.

Широкое применение компьютерные технологии получили и в коррекционно - развивающей работе.  К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.

Развивающие игры

Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных, являются развивающие компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.).

В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и подвижность персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия.

Развивающие игры вы можете скачать на сайтах:

http://gameboss.ru/games/all/page-2_

http://www.solnet.ee/games/g1.html

http://logicgame.com.ua/index.php?l=ua


Кроме компьютерных игр на развитие каких – либо свойств, качеств или навыков направлены и психологические тренажеры. Например, для тренировки внимания, памяти, мышления, восприятия. В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр. Такие тренажеры и игры можно создавать в Microsoft Office Power Point.

Развивающие психологические тренажеры

Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, мышления, восприятия. Удобнее всего использовать тренажер в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как работает с ним непосредственно сам ребенок, а психолог лишь наблюдает за процессом, контролирует правильность выполнения, помогает. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает.

В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр.

Коррекционно-развивающие занятия

К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с учащимися в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.

Для проведения таких занятий психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка.

Скачать пример таких программ, а также приобрести их вы можете на сайтах:

http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml

http://www.effecton.ru/758.html

Медиауроки психологии

Многие школьные психологи проводят уроки психологии. С применением медиатехнологий данные уроки приобретают статус медиауроков. Данные занятия строятся непосредственно с использованием презентаций (программа Power Point).

Кроме того, сейчас почти у каждого школьника есть дома компьютер, поэтому педагог-психолог может раздавать детям дискеты с электронными заданиями. Таким образом, небольшую коррекционно-развивающую работу учащиеся могут проводить дома с родителями.

В рамках медиауроков ИКТ выступает в большей степени как средство обучения, которое в умелых руках может помочь, в противном случае — навредить. Организовать грамотный медиаурок не просто. С одной стороны, необходимо хорошо знать, как определенную тему можно подать с использованием ИКТ. С другой стороны, надо обладать достаточной подготовкой, чтобы либо самому создать необходимые компьютерные материалы для урока, либо освоить имеющиеся программы и суметь их корректно использовать.

Конечно, медиауроки психологии вы можете составить и самостоятельно, а можете скачать на сайте:

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib

Мультстудии

Мультстудии позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия, а также создавать собственные мультфильмы. Психолог может совместно с ребенком развить сюжетную линию мультфильма, имитирующую конкретную ситуацию (например, ответ у доски). При этом созданные детьми мультфильмы не только имеют коррекционное значение, но и предоставляют психологу богатый диагностический материал.

Например, при работе с тревожным школьником использование мультстудии может способствовать повышению самооценки ребенка, обучению его навыкам управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Даже просто «проигрывание» фрустрирующей ситуации благодаря созданию и озвучиванию мультфильма позволяет снизить уровень тревожности ребенка-мультипликатора. Главное в этом методе работы — сопровождающая роль психолога: он вводит ребенка в игровую ситуацию, обязательно обсуждает совершаемые ребенком в игре действия. Сама психологическая коррекция осуществляется в общении с психологом.

Психолог может предложить ученикам как созданные им самим, но незаконченные мультфильмы (для продолжения с детьми), так и просто темы для создания мультисторий. Играя в сюжетно-ролевую сказку и взаимодействуя с определенными сказочными персонажами, учащиеся вырабатывают модели общения и поведения, необходимые для успешной социальной адаптации. Даже в работе со старшеклассниками возможно использование мультстудий для развития личностных смыслов и перспектив жизненного пути.

Мультстудии, а также различные учебные пособия можно самостоятельно создавать с помощью компьютерной программы Flash. Научиться этому можно, скачав материалы с сайта:

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=73740&tmpl=com

Психологические компьютерные программы

В сети Интернет бесплатных психологических программ очень немного, в основном все они платные. Но все же уем школьным психологам стоит приобрести несколько таких программ. Это программы типа аутотренинга, расслабляющие, стимулирующие, развивающие. Например, для снятия физического напряжения и оптимизации умственной деятельности или для снятия стресса с помощью интегратора движения глаз.

Данные программы могут применяться школьным психологом в индивидуальной коррекционной и развивающие работе. Кроме того, можно установить такого рода программы в комнате разгрузки (если таковая имеется), и все желающие смогут воспользоваться ими для релаксации. Любой преподаватель после тяжелого рабочего дня или в стрессовый момент может прийти в эту комнату, включить расслабляющую музыку, сесть за компьютер и поработать с данной программой.

При  подготовке к выступлениям на родительских собраниях,  педагогических советах, методических объединениях, психологических  классных часах для учащихся,  при проведении элективного курса  передо мной встает вопрос:  как  можно нагляднее, доступнее  донести информацию до слушателей?  И сегодня надо признать,  в данной   работе невозможно  обойтись без информационных  технологий.


Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса помогает использование  мультимедийных презентаций, созданных с помощью программы Microsoft Office Power Point.   Мультимедийные презентации – тот инструмент, который помогает донести информацию, который помимо видеослайдов по теме позволяет представить табличную информацию, диаграммы и т.д.  Данный метод позволяет делать мне любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так кроме ряда видеослайдов по теме, используются различные диаграммы и графики с результатами диагностирования, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся,  в него могут быть вставлены музыкальные и видеофрагменты. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями, рисунками, схемами  или анимацией, являются визуально привлекательными, они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, удерживают  произвольное внимание детей  во время  занятий, значительно повышают познавательную мотивацию.


Использование офисной программы Microsoft Publisher помогает мне делать разного вида буклеты, памятки с необходимой информацией по проблеме.


Для составления различных рабочих программ, методических разработок занятий, проектов, обработка результатов диагностики, составление отчетов я и как большинство современных учителей и педагогов использую программу Microsoft Office Word, применение которой позволяет использовать таблицы, графики, диаграммы, вставлять различные рисунки, картинки, фотографии и др.


Очень важной и часто проблемной для педагогов - психологов является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Некоторые педагоги-психологи заводят отдельные тетради на каждый вид деятельности. Благодаря электронному журналу педагог - психолог может заносить данные о проделанной работе, которые автоматически распределяются по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо. Программы Access и Excel могут создавать разной сложности виды отчетов, как графических, так и текстовых.


Расширить профессионально-педагогический кругозор, представить свой профессиональный опыт, создать условия для самовыражения творческой индивидуальности, педагогической культуры и реализации личностного потенциала позволяет участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах

Открытый класс – http://www.openclass.ru

Завуч-инфо- http://www.zavuch.info

Школьный психолог -http://psy.1september.ru

ИнфоУрок - http://infourok.ru/user/yalovaya-yuliya-viktorovna

Ваш психолог- http://www.vashpsixolog.ru

Фестиваль педагогических идей- http://festival.1september.ru

Журнал «Школьный психолог» - http://psy.1september.ru/

Использование информационно – http://psycabi.net компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать работу педагога-психолога более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

Из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод:

1. Компьютер является надежным помощником психолога на всех этапах образовательного процесса.

2. Применение современных информационных технологий в работе психолога, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.

3. Тесное сотрудничество психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной. А от нашей активности, компетентности и жизненной позиции будет зависеть развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности педагога-психолога.



Литература

  1. Беспалова Л.В., Болсуновская Н.А. Технологии создания автоматизированных систем обработки результатов диагностики в программе Microsoft Excel. - М.: Владос.- 2006.

  2. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. - С-Пб., - 1994.

  3. Еременко Н. А. Возможности использования ИКТ и Интернет-ресурсов в деятельности педагога-психолога// http://www.it-n.ru/com

  4. Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога// Школьный психолог-2009.-№24

  5. Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога//http://www.openclass.ru

  6. Организация деятельности школьного психолога в рамках информатизации системы образования // http://www.it-n.ru



Полезные ресурсы

https://vk.com/razvivaem_iq развитие детей 5-7 лет

https://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml Псиладин

https://vk.com/psylab_help в помощь педагогу-психологу

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/08/11/elektronnyy-zhurnal-pedagoga-psihologa электронный журнал учета работы педагога-психолога

https://forms.yandex.ru/u/5fb5f9ff1a1a5404d11c0b34/ тест «Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)»

https://forms.yandex.ru/u/5fb24358dfc5ae9f2dbc9968/ методика личностной тревожности Филлипса

https://forms.yandex.ru/u/5fb2383a3575bf9bd9461383/ Экспресс методика определения социально – психологического климата класса (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто)

https://forms.yandex.ru/u/5fb215e641b5bb961837fb6a/ Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой

https://forms.yandex.ru/u/5fb208bff41873921905bb30/ Социометрия

Серверы, которые помогут создать компьютерный вариант теста:

http://www.uchportal.ru/load/3-1-0-910

http://www.uchportal.ru/load/3-1-0-1

http://soft.softodrom.ru/ap/Konstruktor-testov-p4024

http://freesoft.ru/?id=7999

Психологические компьютерные тесты:

http://www.psychometrica.ru

http://psytest.info/taxonomy/term/16/all

http://vch.narod.ru/myprog.htm

http://psylib.myword.ru/index.php?s=72e17d098e61cd4b85aacb07e02d6da0&
automodule=downloads&showcat=14

Обработчик тестов: http://pl-42.narod.ru/

Краткий практический курс о том, как самостоятельно создать обработчик тестов с помощью программы Excel:

http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib

Развивающие игры:

http://gameboss.ru/games/all/page-2_

http://www.solnet.ee/games/g1.html

http://logicgame.com.ua/index.php?l=ua

Развивающие компьютерные программы:

http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml

http://www.effecton.ru/758.html

Медиауроки психологии:

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib

Мультстудии, а также различные учебные пособия можно самостоятельно создавать с помощью компьютерной программы Flash. Научиться этому можно, скачав материалы с сайта:

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=73740&tmpl=com


Открытый класс – http://www.openclass.ru

Завуч-инфо- http://www.zavuch.info

Школьный психолог -http://psy.1september.ru

ИнфоУрок - http://infourok.ru/user/yalovaya-yuliya-viktorovna

Ваш психолог- http://www.vashpsixolog.ru

Фестиваль педагогических идей- http://festival.1september.ru

Журнал «Школьный психолог» - http://psy.1september.ru/

Психология счастливой жизни - http://psycabi.net




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!