СОГЛАСОВАНО Руководитель МО ___________ Тобоева Р.С. Протокол № ___ от «____»___________2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по УВР ___________ Абрамова Н.М. «____»____________2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №3 им.Г.И.Буслова ______________ Н.С.Корниенко «___»______________2023 г. |
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
по информатике
«Компьютерная графика»
10 класс
2023-2024 уч.год
2.Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Компьютерная графика» в 10 классе составлена на основе программы «Компьютерная графика» автора Л.А.Залоговой,
изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.» в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта , утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г №1089;
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2020 - 2021 учебном году.
Цели и задачи курса:
дать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах;
научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
научить выполнять обмен графическими данными между различными программами.
В связи с тем, что в программе имеется резерв времени 2 часа, то целесообразно эти часы выделить на изучение темы «Цвет в компьютерной графике» и проведение итоговой контрольной практической работы.
Программа рассчитана на 35 часов учебного времени.
Формы организации учебного процесса:
урок, на котором сочетается групповая, коллективная, индивидуальная форма работы. Преобладающей формой текущего контроля является опрос учащихся в сочетании с проверочными работами учащихся, тестами, практическими работами.
На основании положения о промежуточной аттестации обучающихся школы плановой формой контроля по элективному курсу в 10 классе является полугодовая промежуточная оценка и годовая аттестация.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью выполнения практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока(темы) в форме компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме итоговой практической контрольной работы.
3. Требования к подготовке учащихся по элективному курсу
Учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:
особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;
способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
методы сжатия графических данных;
проблемы преобразования форматов графических файлов;
назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
1) создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы Paint, CorelDRAW, а именно:
создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др);
формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
работать с контурами объектов;
создавать рисунки из кривых;
создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;
получать объёмные изображения;
применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);
создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;
4.Содержание курса.
1. Методы представления графических изображений-2 часа.
Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.
2. Цвет в компьютерной графике-3 часа.
Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость).
3. Форматы графических файлов-2 часа.
Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.
4. Создание иллюстраций-28 часов.
Введение в программу CorelDRAW
Рабочее окно программы CorelDRAW
Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.
Основы работы с объектами
Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей. Особенности создания иллюстраций на компьютере.
Закраска рисунков
Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Формирование собственной палитры цветов. Использование встроенных палитр.
Вспомогательные режимы работы
Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка. Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный.
Создание рисунков из кривых
Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.
Методы упорядочения и объединения объектов. Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого.
Эффект объема
Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений.
Перетекание
Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов.
Работа с текстом
Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста.
Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW. Особенности работы с рисунками, созданными в различных версиях программы CorelDRAW. Импорт и экспорт изображений в CorelDRAW.
5.Формы и средства контроля
Итоговая практическая контрольная работа
1. Воссоздание фирменного стиля. Макетирование визитных карт в Corel DRAW
Критерии оценивания:
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов по образцу.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.
Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
6. Перечень материально-технического
обеспечения учебно-методических средств обучения
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Интернет.
ОС Windows
ПО Coreldraw и Photoshop.
Литература
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/Л.А.Залогова. – 2 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 212 с., 16 с. Ил.: ил.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 245 с., 16 с. Ил.: ил.Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения. — Минск, ООО Попурри, 1997.
Корриган Дж. Компьютерная графика. — М.: ЭНТРОП, 1995.
Олтман P. CorelDRAW 9. — М.: ЭНТРОП, Киев: ВЕК+, Киев: Издательская группа BHV, 2010.
ТайцА.М., ТайцА.А. CorelDRAW 11. — СПб.: БХВ-Петербург, 2006.
Тайц A.M., Тайц А.А. Adobe PhotoShop 7. — СПб.: БХВ-Петербург, 2006.
Календарно-тематическое планирование в 10 классе
№ п/п | Название раздела и тем | Всего | теория | практика | Дата |
1.Методы представления графических изображений-2 часа |
1. | Инструктаж по охране труда. Растровая графика. Достоинства и недостатки растровой графики. | 1 | | | |
2. | Сравнение растровой и векторной графики. Особенности редакторов растровой и векторной графики. | 1 | | | |
2. Цвет в компьютерной графике- 3 часа |
3. | Формирование цветовых оттенков на экране монитора. | 1 | | | |
4. | Формирование цветовых собственных цветовых оттенков в различных графических программах. | 1 | | | |
5. | Цветовая модель «Цветовой оттенок-Насыщенность-Яркость». Взаимосвязь различных систем. | 1 | | | |
Глава 3. Форматы графических файлов-2 часа |
6. | Векторные форматы. Растровые форматы. | 1 | | | |
7. | Преобразование файлов из одного формата в другой. | 1 | | | |
Глава 4. Практические занятии по векторной графике -28 часов |
8. | Рабочее окно программы CorelDRAW. | 1 | | | |
9. | Основы работы с объектами. | 1 | | | |
10. | Основы работы с объектами. | 1 | | | |
11. | Основы работы с объектами. | 1 | | | |
12. | Создание иллюстраций. | 1 | | | |
13. | Монтаж и улучшение изображений. | 1 | | | |
14. | Закраска рисунков. | 1 | | | |
15. | Закраска рисунков. | 1 | | | |
16. | Закраска рисунков. | 1 | | | |
17. | Создание иллюстраций. | 1 | | | |
18. | Монтаж и улучшение изображений. | 1 | | | |
19. | Создание рисунков из кривых. | 1 | | | |
20. | Создание рисунков из кривых. | 1 | | | |
21. | Создание рисунков из кривых. | 1 | | | |
22. | Создание рисунков из кривых | 1 | | | |
23. | Создание рисунков из кривых. | 1 | | | |
24. | Создание иллюстраций. | 1 | | | |
25. | Различные графические эффекты. | 1 | | | |
26. | Различные графические эффекты. | 1 | | | |
27. | Различные графические эффекты. | 1 | | | |
28. | Различные графические эффекты. | 1 | | | |
29. | Различные графические эффекты. | 1 | | | |
30. | Создание иллюстраций. | 1 | | | |
31. | Работа с текстом. | 1 | | | |
32. | Работа с текстом. | 1 | | | |
33. | Сохранение и загрузка изображений в CorelDraw. | 1 | | | |
34. | Сохранение и загрузка изображений в CorelDraw. | 1 | | | |
35. | Итоговая контрольная практическая работа. | 1 | | | |