СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компьютер: угроза для здоровья школьника или друг?

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОМПЬЮТЕР: УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА ИЛИ  ДРУГ?

Просмотр содержимого документа
«Компьютер: угроза для здоровья школьника или друг?»

КОМПЬЮТЕР: УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА ИЛИ ДРУГ?

Дергачева Наталья Алексеевна.

МОУ ООШ с. Ключи

Одной из актуальных задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Изучение предмета «информатика и ИКТ» кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым можно нанести гораздо больший вред здоровью растущего организма, чем на обычном уроке. На уроках информатики нужно научить ученика строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья.

При составлении тематического планирования предусматриваю здоровьесберегающие компоненты.

Темы

Содержание материала по здоровьесбережению

5 класс

1

Вводный урок


Правила поведения и безопасной работы в кабинете информатики (видеоурок)

Как устроен Компьютер?

Комплекс упражнений для снятия усталости при работе за компьютером


Текстовый процессор

Сообщение по теме « Здоровье и компьютер» 

Графический редактор Paint

Создание эмблемы «Здоровья»

6 класс

2

Вводный урок


Правила поведения и безопасной работы в кабинете информатики

Компьютер и информация

Физкультминутки

Текстовый процессор

Составление презентации «Компьютер друг или враг?

Графический редактор Paint

Конкурс на лучший плакат «Здоровый образ жизни за компьютером»

Алгоритмы. Исполнители

Использование подвижных игр, имитирующих задачи

7 класс

3

Вводный урок


Техника безопасности в кабинете информатики

Объекты и системы

Реферат « Вредные факторы, влияющие на организм человека при работе за ПК»

Информационное моделирование

Буклет «Компьютерные игры: полезные и вредные »



8 класс

4

Вводный урок


Техника безопасности в кабинете информатики

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

Проект «Эргономические требования к работе на ПК»


Коммуникационные технологии

Презентации «Интернет. Возможности и перспективы »

9 класс

5

Вводный урок


Техника безопасности в кабинете информатики

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Презентация «Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека»

Программирование на языке Турбо Паскаль

Разработка тестов «Проверь свой вес»

10 класс

6

Вводный урок


Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

Моделирование и формализация

Создание информационной модели «Моё здоровье в моих руках»

Компьютерные технологии представления информации

Проект «Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека «

11 класс

7

Вводный урок


Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

Реляционные базы данных

Разработка информационной системы для хранения данных о состоянии здоровья класса

Основы социальной информатики

Проект «Нравственные аспекты применения информационных технологий»

Сетевые технологии

Действие INTERNET на развитие человека




На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планирую вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями. Стараюсь достаточно часто менять виды работ учащихся: опрос, тестирование, работа у доски, работа за ПК (выполнение практической работы), работа с книгой, работа с тетрадью.

Содержание уроков информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю при подготовке к урокам.

Работа по вопросу влияния компьютера на здоровье учащихся в 7-9 классах велась в течение трех лет. Мои мониторинговые исследования показали, какие существуют , основные вредные факторы при работе за компьютером:

  • Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени.

Длительное неизменное положение тела у пользователя ПК, вызывает мышечно-скелетные нарушения.

  • Воздействие электромагнитного излучения.

  • Утомление глаз, нагрузка на зрение.

Пользователь ПК читает не отраженные тексты, как при обычной работе с бумагой, а смотрит на источник света — монитор. Его глаза перебегают с листа на экран и обратно. Тысячи раз в день наше зрение должно перестраиваться с одного способа чтения на другой.

  • Перегрузка суставов кистей.

  • Стресс при потере информации.

  • Психические расстройства.
    При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере...

На уроках информатики нужно строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы: организация рабочего места, гигиенические требования к правильной посадке учащихся организация режима работы. Вместе с учащимися составили «Паспорт здоровья», где расписали основные требования для безопасности работы за компьютером.

1. Требования к монитору:

- количество цветов не менее 256;

- размер зерна не более 0,28 мм;

- возможность регулировки яркости и контраста изображения.

2. Монитор должен находиться на расстоянии не менее 60 см от глаз.

3. Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. В тоже время оно должно быть достаточным, для того чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми работаем.

4. Чаще протирать экран монитора.

Кроме этого, выявили что, для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:

- упражнения для глаз и пальцев рук через каждые 20-25 минут (7-10 минут в начальном звене) работы;

- сквозное проветривание помещений во время перерывов (при отсутствии в нем учащихся);

- оптимальный тепловой режим;

- физкультурные паузы в течение 3-4 минут во время перерывов;

- физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия локального утомления выполняются индивидуально при появлении начальных признаков усталости.

Вывод: применение на уроках физкультминутки, которая повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность, будет способствовать хорошему темпу урока, непереутомляемости и хорошему настроению. При работе с учащимися по данной проблеме, очень много времени уделяю исследовательско - проектной деятельности. В конце учебного года учащихся 9 классов разбиваю на творческие группы и каждая группа чисто символически получает 1 миллиону рублей. Цель исследования: использовать этот миллион и в Усть-Ордынском виртуально построить экологически важный объект для поселка. Для этого каждая группа получает творческое задание. Создать портфолио для своего объекта согласно следующим заданиям:
  • придумать название, эмблему своему объекту;
  • составить смету расходования данной суммы в программе Microsoft Excel;
  • выполнить план масштаб 1:100 для своего объекта в программе Microsoft Word ;
  • нарисовать в программе Paint дизайн объекта;
  • выпустить рекламный буклет о своем объекте в Microsoft Publisher;

  • подготовить и защитить презентацию в Microsoft PowerPoint .
В течение двух недель собирают материал, готовят и защищают свое проекты. За последние три года было придумано и выполнено учащимися много интересных проектов.

Одно из направлений работы нашей школы - работа по системе «Школа-ВУЗ». Профильные классы в сотрудничестве с ИрГУПС в школе работают пятый год.

Специфика работы в профильных классах при ИрГУПС обусловлена важным компонентом – участием наших учащихся в многоэтапной Региональной отраслевой технической олимпиаде, проводимой в ИрГУПС в течение двух лет. В 2012 году ученица 11 «Б» Татаринова Екатерина с работой «Компьютер и здоровье» заняла 3 место в научно-практической конференции. Результаты выступления наших ребят наглядно показывают наши общие достижения по усвоению курса информатики, умению искать пути решения, развитию творческих способностей и интеллекта.

Современные дети рождены в век компьютеров, поэтому им, наверняка, предстоит с их помощью учиться, работать и жить. Отлучить детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на экране появляется не то, что ребенок ожидал, поможет при решении более сложных задач. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно - достаточно следить, чтобы чадо выполняло те правила, которых придерживаетесь вы сами, сидя за компьютером.

Рекомендации при работе на компьютере.

  1. Работать за современными компьютерами с хорошо освещенным рабочим столом.

  2. Проводить за компьютером не более трех часов в день.

  3. Каждый час вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для позвоночника.

  4. Каждый час делать комплекс упражнений для кистей рук.

  5. Каждые полчаса делать гимнастику для глаз.

  6. Обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе.

Одной из моих основных задач является сохранение здоровья учащихся. Как уберечь себя от влияние компьютера на здоровье человека – моя задача, задача учителя информатики и ИКТ..


1. Гун Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье. Рекомендации для детей и взрослых.

— СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис», 2003. — 128 с.

2. Начальное образование. 1996. №2.

3. Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика и образование». М — 2001. — М.: Образование и Информатика, 2001. — 80 с.

4. Программно-методические материалы: Информатика. 7-11 кл. /Сост. Л.Е. Самовольнова. - М.: Дрофа, 2001.-96 с.

5. Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Развивающая информатика. Методическое пособие. — М.: Лаборатория базовых Знаний, 2001 г. — 208 с. :ил.

6. И.Е. Вострокнутов. Почему устают глаза при работе за компьютером //Информатика и образование.2002.№1.

7. Е.А.Молякова. Программа «Сохранение здоровья детей на уроках информатики»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!