СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностная задача по теме "Историческая правда и художественный вымысел повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная задача может быть использована на уроках литературы при изучении тем «История создания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», «Образ главного героя в повести «Тарас Бульба», на уроках истории при изучении тем «Национально освободительные движения конца XVII-начала XVIIIв. в России», «Внешняя политика России конца XVII-начала XVIIIв.», на уроках правоведения при изучении темы «Обычное право», «Возникновение правовых норм», « Место обычаев и традиций в процессе формирования правовых норм»,  факультативных занятиях «Многонациональная Россия», «Феномен казачества, как социокультурной общности»

Просмотр содержимого документа
«Компетентностная задача по теме "Историческая правда и художественный вымысел повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"»

Историческая правда и художественный вымысел

повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

(Автор-составитель задачи –Генераленко С.В., учитель истории и обществознания МАОУ гимназии №18 г. Томска)

Методические рекомендации к заданию.

Задания этой задачи могут быть использованы как для очного тура (задания 1,2,4) так и для заочного тура.(задания 1, 3,5,6,7)

Предмет: история, литература, география, правоведение.

Класс: 10- класс

Программа: любая программа для углубленного изучения предмета в профильном классе.

Использованная литература:

1.Любое издание повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

2.Энциклотедия Авната+ т.5,6.

3.Учебник географии за 7 класс класс.

4. Материалы сайтов

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%8F

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BC

http://tiropolk.livejournal.com/140923.html

http://www.connect.ru/article.asp?id=3961

grand-ukraine.com.ua/articles/hortitsa_-_kolybel_kazachestva.phtml

100travels.com.ua/ostrov-xortica-i-zaporozhskaya-sech/‎

ru.wikipedia.org/wiki/Дубно

ukrmap.su/ru-uh8/302.html

http://virtune.ru/wp-content/uploads/2011/12/karta_dorog_kryma.gif

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/268/%D0%A3%D0%9A%D0%A0%D0%90%D0%98%D0%9D%D0%90

Общая характеристика задачи:

Задача построена на основе отрывков из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

В процессе решения данной задачи обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности:

- анализ предложенных отрывков литературного текста, применяя знания по истории;

- поиск недостающей информации в различных, в т.ч. и Internet источниках;

- исследование по заданной проблематике (задание 6)

Эта задача направлена на проверку таких умений как:

- применять знания из различных предметных областей при анализе текста;

- сопоставлять информацию относящуюся к различным историческим дисциплинам ( Всемирная история, История России)

- обосновывать утверждения, анализируя информацию из различных предметных областей (история, литература, география, правоведение);

- поиск недостающей информации;

- исследовательской компетентности;

Данная задача может быть использована на уроках литературы при изучении тем «История создания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», «Образ главного героя в повести «Тарас Бульба», на уроках истории при изучении тем «Национально освободительные движения конца XVII-начала XVIIIв. в России», «Внешняя политика России конца XVII-начала XVIIIв.», на уроках правоведения при изучении темы «Обычное право», «Возникновение правовых норм», « Место обычаев и традиций в процессе формирования правовых норм», факультативных занятиях «Многонациональная Россия», «Феномен казачества, как социокультурной общности»

Художественный текст не может претендовать на историческую достоверность и, тем не менее, при работе над некоторыми заданиями обучающимся потребуются четкое воспроизведение знаний ранее полученных из курса истории.

Для успешного решения задачи рекомендуется:

  1. Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

  2. Посмотреть художественный фильм В. Бортко «Тарас Бульба»

  3. Посмотреть документальный научно популярный фильм «Казачий Спас»

  4. Использовать географические и исторические карты, прилагаемые к задаче.


ТЕКСТ ЗАДАЧИ

Задание 1

Какие населенные пункты упоминаются в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Используя карту (приложение 1http://virtune.ru/wp-content/uploads/2011/12/karta_dorog_kryma.gif

Приложение2http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/268/%D0%A3%D0%9A%D0%A0%D0%90%D0%98%D0%9D%D0%90) показать Запорожскую Сечь и другие географические объекты, упоминаемые в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: Киев, Ковно, Дубно, Перекоп.

Задание 2

«Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников….» Так, Н.В. Гоголь указывает на время, которое стало историческим полотном его знаменитой повести. Однако, белее внимательное прочтение «Тараса Бульбы», дает нам право усомниться в том, что события повести относятся именно к ХV веку. Проанализировав приведенные отрывки, подберите как можно больше аргументов, которые указывают, что события повести разворачиваются в другой исторический период.(приложение №3)

Задание 3

В фильме Владимира Бортко есть эпизод, который как бы оживляет знаменитую картину И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (приложение №4), между тем в повести Н.В. Гоголя такого эпизода нет. Однако, глядя на картину мы воспринимаем ее как иллюстрацию к повести «Тарас Бульба», а центральную фигуру казака в красном кафтане ассоциируем с образом Тараса. Является ли картина И.Е. Репина чистым художественным вымыслом, или иллюстрацией к повести Н.В. Гоголя.


Задание 4

Эпизод убийства Андрия Тарасом Бульбой не может оставить читателя равнодушным. Кто-то сочувствует сыну, кто-то понимает поступок отца. Между тем с точки зрения казацких обычаев Андрий совершил несколько преступлений, за каждое из которых полагалась смертная казнь. Пользуясь документом, определите, какие нормы казачьего права были нарушены Андрием. Укажите какие казачьи обычаи упоминает в своем произведении Н.В. Гоголь. (приложение №5)

Задание 5

В повести «Тарас Бульба» казаки очень часто называют себя рыцарями. Как вы думаете насколько правомерно такое название? Подберите аргументы «за» и «против».

Задание 6

Основателями города Томска были казаки. Проведите исследование и ответьте на вопрос: существует ли связь между казаками, осваивавшими Сибирь и запорожцами. о которых рассказывается в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Задание 7

Разработайте виртуальную экскурсию по о. Хортица – колыбели казачества.





Правильные ответы:

Задание 1

В приложениях 1и 2 обучающиеся достаточно быстро смогут найти все географические объекты указанные в задании. Сложнее с г. Ковно. На карте №1 указан украинский город Ковель, который учащиеся могут легко спутать с искомым объектом. Однако достаточно обратиться к Википедии (ru.wikipedia.org/wiki/Ковель), как становится совершенно ясно, что Гоголь упоминает совершенно другой объект, хотя бы потому, что Ковель даже в древности никогда не назывался Ковно. Такое название в прошлом носил г. Каунас, находящийся на территории современной Литвы, а в XVIIв. входил в состав Речи Посполитой. Ответ может считаться абсолютно правильным если обучающиеся найдут г.Каунас и объяснят, что Ковно и Каунас это один и тот же город, название которого изменилось со временем.

Задание 2

1.В отрывке 1 упоминается Брестская уния, подписанная в 1596г. Подписание этого акта привело к долгой борьбе между последователями двух христианских конфессий - православной и католической, явившись одной из причин национально освободительного движения в Украине, продолжавшегося на протяжении XVI-XVIIвв.
2. Во втором отрывке упоминается имя Адама Григорьевича Киселя, который был одним из богатейших магнатов Речи Посполитой первой половины XVIIв. Своё богатство он употреблял на развитие просвещения и помощь Православной Церкви в Малороссии, строя церкви, щедро одаривая монастыри, покровительствуя знаменитой Киевской Могилянской духовной академии. В своей повести Н.В. Гоголь говорит о том, что дети Бульбы –Остап и Андрий, обучались именно в Киевской Могилянской духовной академии, которая в это время находилась под покровительством Адама Киселя. На основании этого факта можно сделать заключение, герои повести были его современниками.

3. В тексте повети часто упоминается, что казаки курят трубки (люльки), набивая их табаком. Как известно табак пришел в Европу из Америки в XVIв. Скорее всего именно в конце XVIв. из Турции табак попадает на Украину, ведь казаки очень часто совершали завоевательные набеги на территории, находящиеся под контролем Турции. Таким образом свободно куривших табак казаков можно было повстречать не ранее конца XVI- начале XVIIв. что никак не соответствует гоголевскому определению времени жизни Тараса Бульбы, указанному в повести.

4. Самые яркие страницы истории острова Хортицы связаны с запорожским казачеством. Первое укрепление казаков построено на о. Малая Хортица Дмитрием Вишневецким в 1556 году. Он осуществлял походы на турецкие крепости и охранял границы Польско-Литовского государства. За свою историю Сечь неоднократно меняла свое место расположения, размещаясь на разных днепровских островах. В своей повести Н.В. Гоголь говорит о времени когда Сечь располагалась именно на о. Хортица т.е. не ранее середины XVI в.

5. Дубно, как важный военно-оборонительный пункт неоднократно упоминается в истории национально освободительной борьбы Украины не ранее начала XVII века. Не остался он в стороне от событий войны украинского народа 1648—1657 под предводительством Б. Хмельницкого. Вероятнее всего в повести Гоголя упоминаются события 1651 когда под стенами этого города от поляков под предводительством хорунжего Конецпольского потерпел поражение отряд казаков, который уже несколько месяцев осуществлял его осаду.

6. Яков Острянин и Дмитрий Гуня, среди многочисленных вождей народного движения в Украине участвовали в событиях весны 1638г. в результате ряда удачных военных операций они установили контроль над всей Полтавщиной, однако после неудачной осады г. Лубны Острянин отошел от активных боевых действий. Непримиримые казаки избрали своим атаманом Дмитрия Гуню и продолжили свою борьбу. Таким образом, упоминая имя Тараса Бульбы вместе с именами исторических персонажей начала и середины XVII века Н.В.Гоголь указывает на более поздний исторический период.

Задание 3

Над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Е. Репин работал с 1880 по 1891гг. Ее сюжетом послужил легендарный эпизод из жизни Запорожской Сечи: в 1675 году в ответ на предложение султана Махмуда IV перейти к нему в подчинение запорожцы направили в ответ пересыпанное крепкими словечками письмо с отказом: "Ты - шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!" и т. д. Ключевой идеей Запорожцев стала идея выражения вольного духа людей, объединенных "братскими узами" , сообща и воюющих, и веселящихся, стихия жизнелюбия, неукротимая энергия, что само по себе созвучно с повестью Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» . Следует отметить, что картина и литературное произведение связаны между собой только тем, что показывают вольнолюбивый народ, готовый сражаться за свою свободу до конца. Повесть была написана в первой половине 19в., в то время как картина предстала перед зрителями в конце 19 столетия, когда уже не существовало и самой Запорожской Сечи. Таким образом, в своем фильме В. Бортко в одной из сцен попытался соединить два великих произведения искусства.

Задание 4

Преступления Андрия предусмотрены статьями 10,11 и 12 (приложение №5) Из их содержания становится понятным, почему Бульба-отец убивает Андрия. В глазах казацкой общины Андрий совершил сразу 3 преступления, предусматривающих высшую меру наказания: он предал войско казацкое –выступив против него на стороне поляков, отрекся от принадлежности к казачеству «спутавшись» с поляками т.е. совершил преступление против православной веры, полюбил полячку и готов был связать с ней свою судьбу, таким образом совершил преступление против крови. В произведении также описываются выборы казачьего атамана, порядок которых целиком и полностью регламентируется обычаем, а так же наказание за воровство и наказание за убийство одного казака другим.

Задание 5

В качестве аргументов могут быть указаны следующие факты:


Аргументы «За»

Аргументы «против»

Казачество и рыцарство имеют более внешнее сходство ив то же время очень отличаются по сути

1.Казаки и рыцари считали себя защитниками христианской веры

1.рыцарство состояло из феодальной знати, а в казаки шли в основном беглые от притеснений простолюдины.

2. И казачество и рыцарство строились по принципу закрытого мужского братства

2. К поступлению в рыцари нужно было готовиться с детства и проходить сложный обряд посвящения. Поступить в казаки мог любой, кто пришел в Запорожскую Сечь и публично заявил о своей Вере в Святую Троицу и Иисуса Христа.

3. Казаки и рыцари пренебрежительно относились к материальным ценностям. Все, что было добыто в военных походах, считалось собственностью общины и делилось поровну.

3.Рыцарские ордена активно занимались коммерческой деятельностью. Казаки жили исключительно за счет военной добычи и презирали такие занятия как торговля и ростовщичество.

4.Все важные для братства вопросы в т.ч. и выборы атамана (магистра) решались путем совместного обсуждения всеми членами общины.

4.Рацари преклонялись перед образом «прекрасной дамы». Казаки наоборот демонстративно выказывали свое пренебрежение к женщинам. При этом члены рыцарских орденов принимали обет безбрачия, в то время как у многих казаков были семьи, которым, которым однако запрещалось селиться в Запорожской Сечи.

  1. Общей чертой для казаков и рыцарей являются «рыцарские доблести» : мужество и отвага, верность и преданность, великодушие к своим и беспощадность к чужим, а также честь, вольность и свобода

5Казаки выбирали своего гетмана и наделяли его огромной властью, но в любой момент его могли переизбрать если переставал отвечать интересам казачества. Магистра рыцарского ордена выбирали пожизненно


Задания 6 и 7

Оценивая эти задания необходимо применять критерии оценки, разработанные для исследовательских и творческих работ обучающихся.

Приложение №1


Приложение №2








Приложение№3

Отрывок 1.

«Бульба повел сыновей своих в светлицу,…. светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах,…во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украйне за унию.»

Отрывок 2.

«Эти бурсаки составляли совершенно отдельный мир: в круг высший, состоявший из польских и русских дворян, они не допускались. Сам воевода, Адам Кисель, несмотря на оказываемое покровительство академии, не вводил их в общество и приказывал держать их построже.»

Отрывок 3.

« - Э, э, э! что же это вы, хлопцы, так притихли? - сказал наконец Бульба, очнувшись от своей задумчивости. - Как будто какие-нибудь чернецы! Ну, разом все думки к нечистому! Берите в зубы люльки, да закурим, да пришпорим коней, да полетим так, чтобы и птица не угналась за нами!»

Отрывок 4.

«Козаки сошли с коней своих, взошли на паром и чрез три часа плавания были уже у берегов острова Хортицы, где была тогда Сечь так часто переменявшая свое жилище….»

Отрывок 5.

«Войско решилось идти прямо на город Дубно, где, носились слухи, было много казны и богатых обывателей.»

Отрывок 6.

« Молодой, но сильный духом гетьман Остраница предводил всею несметною козацкою силою. Возле был виден престарелый, опытный товарищ его и советник, Гуня…. И между теми-то козаками, между теми восьмью полками отборнее всех был один полк, и полком тем предводил Тарас Бульба…»









Приложение №4


Приложение №5

Отрывок из так называемых «Законов Игната».

Этот документ, являющийся памятником правовой мысли казацкой общины, бал написан казацким атаманом войска донского Игнатом Некрасовым в начале XVIIIв. Он вобрал в себя обычаи и традиции, регламентировавшие жизнь казачьего общества с момента возникновения казачества. Целый ряд статей в «Законах Игната» посвящен определениям наказания за определенные проступки и преступления, так например:

« 1.За разбой, грабеж, убийство – по решению круга, - смерть.

2. За разбой и грабеж на войне – по решению круга, - смерть.

3. Шинков, кабаков – в станице не держать.

4. Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает.

5. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучиться не может

6. За убийство казаком казака, убийцу живым закапывать в землю.

7. Торговлей в станице не заниматься

8. За кражу бьют до смерти.

9. За кражу войскового добра - секут и горячий котел на голову.

10. Если спутался с турками (поляками) – смерть.

11. За измену войску, Богохульство – смерть.

12. Брак может быть заключен только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть.»


Приложение №6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!