МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. СТОРОЖЕВОЕ
« Использование компьютерных технологий обучения на уроках русского языка»
Учитель русского языка и литературы
МБОУСОШ с. Сторожевое Безрядина Ольга Викторовна
О системе компьютерного тестирования и голосования на основе программного обеспечения SMART Response.
Интерактивной доской в школьном кабинете уже никого не удивишь. Она постепенно входит в учебный процесс, являясь мощным средством современного процесса обучения. Но помимо электронных досок в техническом оснащении школ появляются и другие новинки интерактивного оборудования: системы опроса, интерактивные планшеты и т.д. Хочу поделиться некоторыми своими наблюдениями ( на данный период времени работаю учителем начальных классов и по совместительству учителем русского языка и литературы) , мыслями, предварительными выводами об освоении программного обеспечения SMART Response. Первоначально данное интерактивное оборудование осваивали с учащимися начальных классов, попробовала и с учащимися среднего звена. Система голосования SMART Response состоит из ресивера, пультов дистанционного управления и программного обеспечения 1. ПО SMART Response очень дружественное и интуитивно понятное, тем более, что оно интегрируется в SMART Notebook (в моём кабинете установлена интерактивная доска SMART Board).
2. Освоение работы с помощью пультов заняло у учащихся 1-2 урока. Пульты очень просты в управлении, дисплей на пульте даёт полную информацию о пройденном опросе.
3. Подготовка опроса по любой теме занимала у меня от 20-25 минут (в первый-второй день освоения), 5-10 минут (когда полностью освоила и запомнила алгоритм подготовки теста) до нескольких десятков секунд (когда освоила возможность программы SMART Response импортировать вопросы на страницы notebook из файла Word). У меня есть небольшая коллекция тестовых заданий, которые предлагаю коллегам. 4. Использование системы голосования даёт колоссальную экономию: а) бумаги для распечатывания бумажных версий; б) ресурсов картриджа принтера; в) времени учителя для проверки бумажных версий опроса (при использовании системы опроса SMART Response учитель вообще не проверяет выполнение теста, опроса, задания - программа сама сделает это); г) времени учителя для анализа усвоения темы каждым учеником и классом в целом (причём анализ выполненных работ можно вывести и в табличном виде, и в виде диаграмм, можно сделать анализ выполнения работы всего класса, можно по каждому ученику отдельно) Можно добавлять изображения и мультимедийные файлы к своим вопросам; - добавлять спонтанные вопросы прямо во время урока, чтобы проверить степень усвоения учебного материала; - отслеживать количество ответивших и управлять темпом опроса; - создавать список класса, изучать результаты опроса и экспортировать их из автоматического интегрированного табеля в файл Microsoft Excel с помощью «Инструментов учителя» Система интерактивного опроса SMART Response обеспечивает прямую связь между учителем и учениками, а также предоставляет учителю возможность контролировать уровень понимания материала учащимися Чтобы узнать, как усвоили ученики материал, учитель может задавать вопросы перед, во время или после урока и с помощью обратной связи решать, как составлять уроки дальше. В конце урока с помощью системы интерактивного опроса SMART Response можно проводить опрос для контроля усвоения учебного материала. Система интерактивного опроса SMART Response позволяет учащимся во время тестирования пропускать на пульте вопросы, вызвавшие затруднения и исправлять неверные ответы. Обеспечивая постоянную обратную связь и делая вопросы более разнообразными, система интерактивного опроса SMART Response предоставляет больше возможностей для индивидуального подхода к каждому ученику .
5. Встроенный журнал успеваемости в любой момент даст информацию о всех проведённых опросах, с полным анализом работы, с тем, чтобы учитель мог своевременно поработать над устранением пробелов в знаниях учащихся.
6. Использование пультов SMART Response существенно повысило мотивацию.
Но использование системы опроса ни в коей мере не отменяет выполнение письменных и устных проверочных работ, а также выполнение письменных и устных (фронтальных) проверочных опросов, т.к. только сочетание различных видов работ (в том числе и проверочных) может дать положительный эффект в обучении и анализе усвоения учебного материала. Систему голосования SMART Response также можно использовать без привязки к интерактивной доске, установив ПО SMART Response на компьютер и активировав программу подключением ресивера (приёмника). Мало того, можно даже пользоваться SMART Response без проектора и экрана, распечатав опрос (тест с вариантами ответов или вопросы с цифровым ответом) на листочках, раздать их учащимся (вместе с пультами), включить этот опрос на учительском компьютере и последовательно отвечать на вопросы с помощью пультов, глядя в бумажный вариант. Но, естественно, с интерактивной доской SMART Board (или на проецированном изображении с компьютера с помощью проектора) всё же намного удобнее работать. Интерес моих учеников к интерактивной доске не падает уже не первый год. Все дело в том, что я открываю вместе с ними все новые и новые функции интерактивной доски. Кроме того, очень удобно спрашивать сразу двоих - один пишет ответы на интерактивной доске, другой - на обычной. Это рождает здоровую конкуренцию.