Комикс как феномен массовой культуры
Во второй половине XXв. широкое распространение получили некоторые феномены массовой культуры, являющиеся оригинальными вербо-иконическими сообщениями. Особое место среди этих феноменов занимает комикс, представляющий собой текст, который включает элементы гетерогенных знаковых систем. Рассмотрим некоторые из существующих определений комикса, предлагаемые отечественными лексикографическими источниками.
Комикс [ сomics, мн. ч. от comic комический, смешной] – небольшая книжка, содержащая серию рисунков с краткими сопроводительными текстами, образующими связное повествование (Словарь иностранных слов 1980: 244).
Комикс – небольшая, наполненная иллюстрациями книжка легкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями (Ожегов, Шведова 1999: 273).
Комикс – повествование в картинках с продолжениями, которое снабжено кратким сопроводительным текстом или репликами действующих лиц (Лингвострановедческий словарь Франция 1998: 95).
Французские лексикографические источники дополняют отечественную трактовку данного понятия. Так, в словаре «Le Robert dictionnaire d`aujourd`hui» приводится следующее определение комикса: «Bande dessinée – suite de dessins qui racontent une même histoire, et où les paroles et les pensées des personnages sont données dans les bulles » [Комикс – серия рисунков, образующих связное повествование, в которой слова и мысли героев представлены в кружках («пузырях»)] (Le Robert dictionnaire d`aujourd`hui 1994: 85). Encyclopædia Universalis предлагает такое определение: «Bande dessinée est une forme de récit fondé, comme dans un film, sur une harmonie de l’image et du son. Ce récit est fait au moyen d’images dessinées, à l’intérieur desquelles figurent les sons: bruits, commentaires, dialogues» [Комикс – это рассказ, созданный, как в фильме, благодаря сочетанию картинки и звука. Данный рассказ строится посредством рисованных картинок, внутри которых представлены различные звуки: шумовое оформление, комментарии, диалоги] (Encyclopædia Universalis 1996: 795). В словаре «Le petit Larousse» под комиксом понимается «succession de dessins organisés en séquences, qui suggère le déroulement d`une histoire» [последовательность рисунков, объединенных в эпизоды, показывающая изменение сюжетной линии истории] (Le petit Larousse 2004: 116). Похожим образом комикс определяется в словаре «Dictionnaire Hachette encyclopédique»: « Bande dessinée – suite d`images dessinées racontant une histoire» [Комикс – серия рисованных картинок,которые образуют связное повествование] (Dictionnaire Hachette encyclopédique 1997: 163).
Приведенные выше дефиниции позволяют нам вывести собственное определение рассматриваемого понятия. Комикс представляет собой серию последовательных рисунков, образующих связное повествование и сопровождаемых текстом (авторская речь и речь персонажей), который обычно заключен в кружки или так называемые «пузыри».
Обращает на себя внимание тот факт, что роль комикса в различных культурах неоднозначна. Так, в Европе «графическая новелла» - это девятый вид искусства (после кино и телевидения). Согласно западноевропейской традиции комикс представляет собой синтез литературы и живописи, кино и анимации. Поэтому он, как и любой другой художественный текст, тоже может быть многослойным, сложным для восприятия. Автор комикса должен не только создать отдельные кадры-обобщения, но и умело организовать их в завершенное художественное повествование, проработать монтажные стыки, высечь смысл из сопоставления несопоставимых кадров, тем самым, заставить читателя пережить историю (Beaumont 1984: 12). Причина популярности комикса заключается также и в том, что он значительно упрощает и ускоряет процесс познания. По мнению С. А. Максимовой, сверхзадача комикса – выразить как можно больше в наглядном, зрительном образе (Максимова 2002: 134). Человек познает действительность посредством актуализации некоторых схем восприятия и воображения. Создатели комиксов способны уловить узловые точки данных перцептивных схем и зафиксировать их в комиксе, иными словами, расставить необходимые акценты в акте восприятия образа, события, явления и сфокусировать внимание адресата на главном. Уникальность комикса состоит в том, что человек сам решает, сколько он будет воспринимать каждый отдельный кадр комикса (там же: 135).
В нашей культуре – иное понимание данного феномена. Это подтверждается предлагаемыми выше трактовками комикса в отечественных лексикографических источниках (например, под комиксом обычно понимается «небольшая, наполненная иллюстрациями книжка легкого содержания» (Ожегов, Шведова 1999: 273)). В России комикс подозревают в ущербности, неполноценности, что обусловлено, возможно, его несерьезностью (ведь в переводе с английского языка «комикс» значит «смешной, веселый»). Но комиксы бывают несмешными, они бывают драматическими, трагическими и просто серьезными. Создатели комиксов используют разнообразные стили и жанры: комический, сатирический, приключенческий, детективный, фэнтези и т.д. Однако лучший комикс – это комикс иронический, к какому бы жанру он не принадлежал. Ирония лежит в основе поэтики комикса. Отметим, что в западноевропейских комиксах широко используется ирония как самый интеллектуальный вид комического, также в них поставлены философские вопросы, в частности вопросы жизни, смерти, свободы воли и предопределения и т.д. (Максимова 2002: 132). К сожалению, в российских комиксах данные вопросы не затронуты.
Второе обстоятельство – наша цивилизация преимущественно вербальная. В России уже сложились определенные традиции, с которыми нельзя не считаться. И в рамках этих традиций мы – читающая нация. Поэтому Н. Г. Мельников в своей статье «Массовая литература» называет комикс примитивной и стандартизованной формой массовой литературы, в которой «литературный текст – вписанные в “пузыри” реплики персонажей – играет третьестепенную роль по сравнению с визуальным рядом: выстроенными в логической последовательности картинками, в своей совокупности передающими некое драматическое действие» (Мельников 2000: 180). Помимо этого, комиксы ведут свое начало от лубочных картинок (images d`Épinal). Лубок же всегда был у нас явлением второго сорта, несмотря на то, что искусство лубка, по мнению многих исследователей, считается высочайшим искусством (Лубок – липовая доска, на которой гравировалась картинка для печатания, а также картинка такого изготовления (Ожегов, Шведова 1999: 292)). Кроме того (и это будет третьим обстоятельством), комикс многими в нашей стране воспринимается как явление американской культуры и, как следствие, он представляет собой пропаганду американского образа жизни, что также отчасти может объяснить сложившееся негативное отношение к данному феномену (Максимова 2002: 136).
Оставляя эти разночтения в стороне, отметим лишь, что расцвет визуальной информации, развитие новых технических средств коммуникации позволяет специалистам все чаще говорить о «кризисе вербального текста» (по Анисимовой 2003: 118). Культура движется от вербальной к визуальной, а комикс, вследствие приобретения им статуса социально значимого явления, становится объектом изучения многих научных дисциплин (истории, социологии, психологии, семиотики и др.). Настоящая работа посвящена исследованию франкоязычного комикса, в связи с чем, мы считаем целесообразным обратиться к истории данного явления во Франции.
5 декабря 1991г. Пьер-Жан Реми, председательствующий на заседании Французской Академии, представил новый вид искусства – искусство комиксов (Лингвострановедческий словарь Франция 1998: 95). С этого момента комикс – не просто литература, он стал отдельным видом искусства. Согласно социологическим опросам, проведенным в 1994г., 90% французов являются поклонниками историй в картинках «с пузырями», из них 27% - ревностно отстаивают право комикса называться девятым видом искусства (le neuvième art) (Label France 1994: 38). Основателем этого вида искусства считается швейцарский художник Родольф Топфер (1799-1846), создатель комиксов «M. Vieux Bois» (1827), « Docteur Festus» (1828), « Histoire de M. Jabot» (1833). Eго последователями стали немец Вильгельм Буш (1832-1908) с его историей о двух сорванцах «Мaks und Moritz» (1865) и француз Жорж Коломб (1856-1945), работающий под псевдонимом Кристоф, автор серии комиксов «Famille Fenouillard» (1889). В истории развития комиксов обычно выделяют 4 периода:
Первое поколение (1903-1930). Примером могут служить альбомы, посвященные маленькой бретонской бонне по имени Бекассин, которая воплощает одновременно национальное умение выпутываться из затруднительных ситуаций и невежество живущих в Париже провинциалов.
Золотой век американских комиксов (1930-1943). В 1938г. вышел в свет первый выпуск саги о Супермене, а в 1940г. появилась история о Бэтмене.
Третье поколение (1944-1958). После Второй Мировой Войны в Париже и Брюсселе иллюстрированные журналы уступают место новым журналам комиксов «Spirou» и «Tintin», которые вскоре станут называть «франко-бельгийской школой».
Второй золотой век франко-бельгийских комиксов (после 1959г.). В 1959г. рождается один из самых знаменитых персонажей французских комиксов – Астерикс. В журнале комиксов «Pilote» гениальный сценарист Рене Госсини публикует приключения знаменитого галла. Здесь также выходит новаторский альбом «Le génie des alpages», автор которого Ф`Мурр поражает читателей простотой графики и своим отстраненным юмором (Label France 2004: 20). В 1965г. в Италии состоялся I Международный конгресс специалистов, работающих в жанре комикса. В 1974г. в Ангулеме (Франция) открылся первый фестиваль комиксов, на который ежегодно собираются лучшие силы этого жанра (Лингвострановедческий словарь Франция 1998: 95).
Отметим, что Франция с давних пор любит комиксы, в которых юмор развивается под знаком повседневности или абсурда. Настоящий поворот в этом жанре произвел в 1970г. Марсель Готлиб, выпустивший альбом «Rubrique-à-brac». Его трехстраничные розыгрыши резюмируют квинтэссенцию французского юмора, пересматривая отсылки к национальным привычкам и традициям: он пародирует фольклорные танцы и волшебные сказки, высмеивает американские фантазмы своих соотечественников, телевизионные штампы и подростковые экзистенциальные вопросы. Марсель Готлиб также выпускает два журнала комиксов, которые существуют и поныне, «L`Echo des savanes» совместно с Клер Бретечер, обладательницей язвительной графики и острого взгляда на современную действительность, а затем и «Fluide glacial», один из первых журналов комиксов для взрослых. Начиная с 1970 - 1980-х годов появляется жанр, который называют комиксом для взрослых («BD adulte»). Эти серии в смешной и одновременно реалистичной манере рассказывают о приключениях и проблемах тридцатилетних, сорокалетних и т. д. Будучи признанным настоящим искусством, комикс, наконец, заслужил внимание взрослой публики. 1 апреля 2000г. в свет вышла новая серия «Poisson Pilote», которая объединила произведения авторов, лучше всего представляющих новую волну комиксов во Франции. Автобиографии и вымышленные истории – их авторы любят отстраненный юмор без иллюзий (Л. Трондхейм, Ж. Сфар, Ф. Сестак и др.) (Label France 2004: 20-21).