СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комикс как феномен массовой культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комикс представляет собой серию последовательных рисунков, образующих связное повествование и сопровождаемых текстом (авторская речь и речь персонажей), который обычно заключен в кружки или так называемые «пузыри».

Просмотр содержимого документа
«Комикс как феномен массовой культуры»

Комикс как феномен массовой культуры


Во второй половине XXв. широкое распространение получили некоторые феномены массовой культуры, являющиеся оригинальными вербо-иконическими сообщениями. Особое место среди этих феноменов занимает комикс, представляющий собой текст, который включает элементы гетерогенных знаковых систем. Рассмотрим некоторые из существующих определений комикса, предлагаемые отечественными лексикографическими источниками.

Комикс [ сomics, мн. ч. от comic комический, смешной] – небольшая книжка, содержащая серию рисунков с краткими сопроводительными текстами, образующими связное повествование (Словарь иностранных слов 1980: 244).

Комикс – небольшая, наполненная иллюстрациями книжка легкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями (Ожегов, Шведова 1999: 273).

Комикс – повествование в картинках с продолжениями, которое снабжено кратким сопроводительным текстом или репликами действующих лиц (Лингвострановедческий словарь Франция 1998: 95).

Французские лексикографические источники дополняют отечественную трактовку данного понятия. Так, в словаре «Le Robert dictionnaire d`aujourd`hui» приводится следующее определение комикса: «Bande dessinée – suite de dessins qui racontent une même histoire, et où les paroles et les pensées des personnages sont données dans les bulles » [Комикс – серия рисунков, образующих связное повествование, в которой слова и мысли героев представлены в кружках («пузырях»)] (Le Robert dictionnaire d`aujourd`hui 1994: 85). Encyclopædia Universalis предлагает такое определение: «Bande dessinée est une forme de récit fondé, comme dans un film, sur une harmonie de l’image et du son. Ce récit est fait au moyen d’images dessinées, à l’intérieur desquelles figurent les sons: bruits, commentaires, dialogues» [Комикс – это рассказ, созданный, как в фильме, благодаря сочетанию картинки и звука. Данный рассказ строится посредством рисованных картинок, внутри которых представлены различные звуки: шумовое оформление, комментарии, диалоги] (Encyclopædia Universalis 1996: 795). В словаре «Le petit Larousse» под комиксом понимается «succession de dessins organisés en séquences, qui suggère le déroulement d`une histoire» [последовательность рисунков, объединенных в эпизоды, показывающая изменение сюжетной линии истории] (Le petit Larousse 2004: 116). Похожим образом комикс определяется в словаре «Dictionnaire Hachette encyclopédique»: « Bande dessinée – suite d`images dessinées racontant une histoire» [Комикс – серия рисованных картинок,которые образуют связное повествование] (Dictionnaire Hachette encyclopédique 1997: 163).

Приведенные выше дефиниции позволяют нам вывести собственное определение рассматриваемого понятия. Комикс представляет собой серию последовательных рисунков, образующих связное повествование и сопровождаемых текстом (авторская речь и речь персонажей), который обычно заключен в кружки или так называемые «пузыри».

Обращает на себя внимание тот факт, что роль комикса в различных культурах неоднозначна. Так, в Европе «графическая новелла» - это девятый вид искусства (после кино и телевидения). Согласно западноевропейской традиции комикс представляет собой синтез литературы и живописи, кино и анимации. Поэтому он, как и любой другой художественный текст, тоже может быть многослойным, сложным для восприятия. Автор комикса должен не только создать отдельные кадры-обобщения, но и умело организовать их в завершенное художественное повествование, проработать монтажные стыки, высечь смысл из сопоставления несопоставимых кадров, тем самым, заставить читателя пережить историю (Beaumont 1984: 12). Причина популярности комикса заключается также и в том, что он значительно упрощает и ускоряет процесс познания. По мнению С. А. Максимовой, сверхзадача комикса – выразить как можно больше в наглядном, зрительном образе (Максимова 2002: 134). Человек познает действительность посредством актуализации некоторых схем восприятия и воображения. Создатели комиксов способны уловить узловые точки данных перцептивных схем и зафиксировать их в комиксе, иными словами, расставить необходимые акценты в акте восприятия образа, события, явления и сфокусировать внимание адресата на главном. Уникальность комикса состоит в том, что человек сам решает, сколько он будет воспринимать каждый отдельный кадр комикса (там же: 135).

В нашей культуре – иное понимание данного феномена. Это подтверждается предлагаемыми выше трактовками комикса в отечественных лексикографических источниках (например, под комиксом обычно понимается «небольшая, наполненная иллюстрациями книжка легкого содержания» (Ожегов, Шведова 1999: 273)). В России комикс подозревают в ущербности, неполноценности, что обусловлено, возможно, его несерьезностью (ведь в переводе с английского языка «комикс» значит «смешной, веселый»). Но комиксы бывают несмешными, они бывают драматическими, трагическими и просто серьезными. Создатели комиксов используют разнообразные стили и жанры: комический, сатирический, приключенческий, детективный, фэнтези и т.д. Однако лучший комикс – это комикс иронический, к какому бы жанру он не принадлежал. Ирония лежит в основе поэтики комикса. Отметим, что в западноевропейских комиксах широко используется ирония как самый интеллектуальный вид комического, также в них поставлены философские вопросы, в частности вопросы жизни, смерти, свободы воли и предопределения и т.д. (Максимова 2002: 132). К сожалению, в российских комиксах данные вопросы не затронуты.

Второе обстоятельство – наша цивилизация преимущественно вербальная. В России уже сложились определенные традиции, с которыми нельзя не считаться. И в рамках этих традиций мы – читающая нация. Поэтому Н. Г. Мельников в своей статье «Массовая литература» называет комикс примитивной и стандартизованной формой массовой литературы, в которой «литературный текст – вписанные в “пузыри” реплики персонажей – играет третьестепенную роль по сравнению с визуальным рядом: выстроенными в логической последовательности картинками, в своей совокупности передающими некое драматическое действие» (Мельников 2000: 180). Помимо этого, комиксы ведут свое начало от лубочных картинок (images d`Épinal). Лубок же всегда был у нас явлением второго сорта, несмотря на то, что искусство лубка, по мнению многих исследователей, считается высочайшим искусством (Лубок – липовая доска, на которой гравировалась картинка для печатания, а также картинка такого изготовления (Ожегов, Шведова 1999: 292)). Кроме того (и это будет третьим обстоятельством), комикс многими в нашей стране воспринимается как явление американской культуры и, как следствие, он представляет собой пропаганду американского образа жизни, что также отчасти может объяснить сложившееся негативное отношение к данному феномену (Максимова 2002: 136).

Оставляя эти разночтения в стороне, отметим лишь, что расцвет визуальной информации, развитие новых технических средств коммуникации позволяет специалистам все чаще говорить о «кризисе вербального текста» (по Анисимовой 2003: 118). Культура движется от вербальной к визуальной, а комикс, вследствие приобретения им статуса социально значимого явления, становится объектом изучения многих научных дисциплин (истории, социологии, психологии, семиотики и др.). Настоящая работа посвящена исследованию франкоязычного комикса, в связи с чем, мы считаем целесообразным обратиться к истории данного явления во Франции.

5 декабря 1991г. Пьер-Жан Реми, председательствующий на заседании Французской Академии, представил новый вид искусства – искусство комиксов (Лингвострановедческий словарь Франция 1998: 95). С этого момента комикс – не просто литература, он стал отдельным видом искусства. Согласно социологическим опросам, проведенным в 1994г., 90% французов являются поклонниками историй в картинках «с пузырями», из них 27% - ревностно отстаивают право комикса называться девятым видом искусства (le neuvième art) (Label France 1994: 38). Основателем этого вида искусства считается швейцарский художник Родольф Топфер (1799-1846), создатель комиксов «M. Vieux Bois» (1827), « Docteur Festus» (1828), « Histoire de M. Jabot» (1833). Eго последователями стали немец Вильгельм Буш (1832-1908) с его историей о двух сорванцах «Мaks und Moritz» (1865) и француз Жорж Коломб (1856-1945), работающий под псевдонимом Кристоф, автор серии комиксов «Famille Fenouillard» (1889). В истории развития комиксов обычно выделяют 4 периода:

  • Первое поколение (1903-1930). Примером могут служить альбомы, посвященные маленькой бретонской бонне по имени Бекассин, которая воплощает одновременно национальное умение выпутываться из затруднительных ситуаций и невежество живущих в Париже провинциалов.

  • Золотой век американских комиксов (1930-1943). В 1938г. вышел в свет первый выпуск саги о Супермене, а в 1940г. появилась история о Бэтмене.

  • Третье поколение (1944-1958). После Второй Мировой Войны в Париже и Брюсселе иллюстрированные журналы уступают место новым журналам комиксов «Spirou» и «Tintin», которые вскоре станут называть «франко-бельгийской школой».

  • Второй золотой век франко-бельгийских комиксов (после 1959г.). В 1959г. рождается один из самых знаменитых персонажей французских комиксов – Астерикс. В журнале комиксов «Pilote» гениальный сценарист Рене Госсини публикует приключения знаменитого галла. Здесь также выходит новаторский альбом «Le génie des alpages», автор которого Ф`Мурр поражает читателей простотой графики и своим отстраненным юмором (Label France 2004: 20). В 1965г. в Италии состоялся I Международный конгресс специалистов, работающих в жанре комикса. В 1974г. в Ангулеме (Франция) открылся первый фестиваль комиксов, на который ежегодно собираются лучшие силы этого жанра (Лингвострановедческий словарь Франция 1998: 95).

Отметим, что Франция с давних пор любит комиксы, в которых юмор развивается под знаком повседневности или абсурда. Настоящий поворот в этом жанре произвел в 1970г. Марсель Готлиб, выпустивший альбом «Rubrique-à-brac». Его трехстраничные розыгрыши резюмируют квинтэссенцию французского юмора, пересматривая отсылки к национальным привычкам и традициям: он пародирует фольклорные танцы и волшебные сказки, высмеивает американские фантазмы своих соотечественников, телевизионные штампы и подростковые экзистенциальные вопросы. Марсель Готлиб также выпускает два журнала комиксов, которые существуют и поныне, «L`Echo des savanes» совместно с Клер Бретечер, обладательницей язвительной графики и острого взгляда на современную действительность, а затем и «Fluide glacial», один из первых журналов комиксов для взрослых. Начиная с 1970 - 1980-х годов появляется жанр, который называют комиксом для взрослых («BD adulte»). Эти серии в смешной и одновременно реалистичной манере рассказывают о приключениях и проблемах тридцатилетних, сорокалетних и т. д. Будучи признанным настоящим искусством, комикс, наконец, заслужил внимание взрослой публики. 1 апреля 2000г. в свет вышла новая серия «Poisson Pilote», которая объединила произведения авторов, лучше всего представляющих новую волну комиксов во Франции. Автобиографии и вымышленные истории – их авторы любят отстраненный юмор без иллюзий (Л. Трондхейм, Ж. Сфар, Ф. Сестак и др.) (Label France 2004: 20-21).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!