СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Колыбель русской культуры

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс разработан для учеников 6 класса с целью знакомства со славянской культурой.

Просмотр содержимого документа
«Колыбель русской культуры»

Тема мастер-класса: «Колыбель русской культуры»



Цели:

- закрепить знания, полученные на уроках по истории Древней Руси, особенно по теме «Быт и культура древних славян», сравнить полученные знания с древнегреческой культурой;



- воспитать интерес к истории и литературе, уважение к культуре и традициям своей страны.


Задачи урока:

- Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы.

-Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.

-Воспитывающая - воспитание любви и уважения к далёкому прошлому, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере фольклорных произведений.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Методы и приемы:

-словесный (рассказ учителя, беседа);

-наглядный (иллюстрации, презентация);

-частично-поисковый и проблемный (работа над заданиями).

Оборудование: доска, проектор













1.Вступление.



Эпиграф к уроку

Не здесь ли, в раздольях седой старины,
Не в этой ли шири высот поднебесных,
Не в этих ли безднах глухой глубины
И омутов темных воздушного моря.
Искать надо нить нашей жизни былой
И мир тот чудесный?

Вырий, древний рай арийцев ч. 1. Былины

Слово учителя. (Слайд 1.) На протяжении нескольких веков люди нашей страны со школьной скамьи знакомятся с «колыбелью мировой культуры» - античной эпохой, главной жемчужиной которой была культура Древней Греции и Древнего Рима с её мраморными статуями, стройной архитектурой, артефактами, бессмертными произведениями, такими как «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Очень долгое время древнегреческая и древнеримская культура является эталоном для создания величественной архитектуры, шедевров живописи, литературы и прочих направлений в искусстве. В Российской Империи античность воплотилась в стиле классицизма во времена правления Екатерины Второй в архитектуре, творчестве поэтов и учёных деятелей, таких как В.К. Тредиаковский и, конечно, М.В. Ломоносов. Сохранилось очень много античных памятников, предметов быта, текстов, и поэтому нам так хорошо известна культура Древней Греции.

Русская культура очень многогранна, она «впитывает» в себя многие элементы культуры других стран, становясь ещё красивее и богаче. (Слайд 2)

Однако, очень многое зная о древнегреческой цивилизации, мы довольно мало внимания уделяем нашей, исконно русской культуре, очень самобытной, оригинальной, которая была еще до крещения Руси, которая может дать ключ к пониманию менталитета русского человека, не терять связь с корнями, уходящими далеко в прошлое. (Слайд 3)



2.Работа с аудиторией. Слайд 3

Сегодня хотелось бы, чтобы мы все вместе провели небольшое исследование, сравнив наши знания о славянской и древнегреческой культуре. Предлагаю разделить выданные вам листки на две колонки, и в каждой из них нужно в количестве 1-2 слов письменно дать ответ на поставленный вопрос.

Культура древнегреческая

Культура славянская

Верховный бог в пантеоне?

Зевс

Перун

Кто из богов являлся владыкой мёртвых, «Повелителем ада»? Как называлось его царство?

Аид, Тартар

Велес, Навь

Как называлась обитель богов?

Олимп

Правь

Богиня(богини) судьбы, держащая нити человеческих жизней в своих руках, это …

Мойры

Макошь,

Как назывался правитель государства?

Царь

Князь

Самый великий правитель античного мира, которого вы знаете?

Александр Македонский

Князь Владимир

Как назывались самые сильные представители воинов? Назовите их имена.

Герои, полубоги – Геракл, Тесей, Ахиллес

Богатыри – Добрыня Никитич, Святогор

Во имя чего бились воины на поле боя? Что для них являлось приоритетом – слава или родная земля?

Слава.

Родная земля

(Использование материалов презентации- слайды 6-13, правильные ответы)

Слово учителя. Действительно, ответить на вопросы, связанные с древнегреческой культурой, намного проще, чем на вопросы, связанные с культурой славянской. А всё потому, что в очень многих произведениях русской и зарубежной литературы очень часто упоминаются боги и герои Древней Греции, их краткие характеристики (Например, Зевс-громовержец, богиня любви пенорождённая Афродита и т.д.), тогда как о славянской культуре мы можем узнать из восстановленных историками текстов, таких как «Слово о полку Игореве» и… русских народных сказок!

А знаете ли вы, что:

  • В старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы-Яги, которой окрестили «тёмную сторону» богини судьбы Макоши, которой подвластны в равной мере жизнь и смерть.(Слайд 14)

  • В образе Змея Горыныча христиане представляли самого дьявола, и что благодаря ему на земле появились болота и холмы. (Слайд 15)

  • Кощей Бессмертный – представитель сил зла наравне со Змеем. Бессмертный он потому, что каждый раз вновь возрождается и вновь вызывает на бой своего врага Перуна, который затем в сказках превратился в богатыря. Подобно зимнему демону стужи, он умирает с приходом весны, но снова завладевает миром, когда наступает осень.

  • Древние славяне при рождении ребенка не проводили обряд имянаречения. Языческие традиции позволяли давать детям Прозвища, которые те носили до 12 лет. Очень ярко раскрыла эту традицию М. Семёнова в своей книге «Волкодав из рода Серых Псов».

  • Возлюбленных на Руси называли по имени богини любви и семьи Лады: «Ладо мой» говорили о любимых мужчинах, «Ладушка моя», - так обращались к девушкам.



3.Анализ фольклорного произведения

А теперь мы с вами поработаем над анализом всем известного фольклорного произведения – сказки «Курочка Ряба».

Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба.
Однажды снесла курочка яичко, не простое, а золотое.
Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое, а простое.(Слайд 16)

  Сакральный смысл сказки
Золотое яйцо — это то, что нам дается Богом при рождении, — жизнь. И курочка Ряба — это прообраз высших сил, которые даруют нам жизнь как великую ценность, и эту ценность очень важно беречь. Она дается единожды и навсегда. Если ее не сохранить, если поддаться воздействию зла, жизнь, как золотое яйцо, может быть разрушена. С рождения, с младенчества мы рассказываем эту сказку нашим детям, чтобы донести до них мысль о том, что самое ценное у человека — это его жизнь.

Все персонажи этой сказки пытаются разбить золотое яйцо. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось…

Да, так и в нашей жизни. Рядом с важными ценностями всегда будут находиться внешние силы, сбивающие с толку, пытающиеся нанести ущерб. С чего все начинается? Дед и баба не берегут золотое яйцо и сами начинают по нему бить. У них не получается его разбить, но они снова предпринимают попытки, и тогда закономерным образом находится третья сила, которая доделывает это дело до конца.

И вот тут начинается уже совсем не детская сказка, где дед и бабка выступают прообразом человека, который пытается разрушать себя изнутри. Кто такая мышь? Это житель подземного царства. Житель, которому чуждо солнце, чужд свет, мышь ведь не просто так живет под землей. Именно там обитает сила, которая возымеет свою власть и разрушит яйцо, если ты перестанешь ценить свою жизнь.

То есть, достаточно деду и бабке даже помыслить о том, чтобы разбить золотое яйцо, мышь тут как тут. То, что не смогли сделать дед с бабкой, легко получилось у мышки — достаточно было махнуть хвостиком, и яйцо разбилось. Дед плачет. Баба плачет. А курочка Ряба заявляет, что простое яйцо им снесет. Что означает простое яйцо?

Означает, что жизнь все равно останется, но будет ли она полна света, любви и добра? Она будет обыкновенна, как простое яйцо.

Курочка Ряба в этой сказке — прообраз Творца. Творец милостив к людям. Он дает испытания каждому по силам. Если ты не проживаешь такую жизнь, какая тебе дана изначально Богом при рождении, то тогда живи другой. Она обычная, привычная, но простая, может быть, даже пустая.(Слайд 17)


4. Заключение. (Слайд 18) Знание и понимание истоков славянской культуры, её традиций очень важно для каждого человека, живущего в России. Славянская культура пронизала всю историю России, её присутствие можно заметить почти в каждом аспекте жизни: в традициях общения, отношения к людям, речи, обрядах, праздниках… Нужно только уметь вычленять элементы её из современного бытия. Знание своих корней – путь к самопознанию, раскрытию самого себя как цельной личности, патриота, ценящего свою страну и своих предков.






































МБОУ СОШ № 2 г. Киржача Владимирской области







Мастер-класс «Колыбель русской культуры»










Учитель

русского языка и литературы

Шабанова А.В.











Киржач, 2018 год




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!