СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективные формы работы на уроках технологии и во внеурочной деятельности как один из способов развития творческих способностей обучающихся и повышения эффективности работы

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урочная и внеурочная деятельность в предметной области «Технология» позволяют ставить и решать подобные задачи творческого развития обучающихся. Данная область знаний отличается тем, что процесс обучения и воспитания здесь связанны неразрывно. И на своих уроках и дополнительных занятиях главной педагогической целью считаю именно развитие творческих способностей школьников.

Просмотр содержимого документа
«Коллективные формы работы на уроках технологии и во внеурочной деятельности как один из способов развития творческих способностей обучающихся и повышения эффективности работы»

А дминистрация городского округа Дубна Московской области

Управление народного образования

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7

с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области»




Всероссийский педагогический конкурс

«Мои инновации в образовании – 2019»


Номинация:

Творческое развитие обучающихся






Коллективные формы работы на уроках технологии

и во внеурочной деятельности

как один из способов развития творческих способностей обучающихся

и повышения эффективности работы



Романова Ольга Леонидовна,

учитель технологии
















Дубна, 2019

Коллективные формы работы на уроках технологии

и во внеурочной деятельности

как один из способов развития творческих способностей обучающихся

и повышения эффективности работы


Творчество рождает творца.

Максим Звонарев (р. 1956), журналист


Какими бы взрослыми, непослушными не казались бы нам наши ученики, они всё равно остаются детьми, которые хотят от нас с вами внимания, понимания и любви. Хотят, чтобы мы с вами, как взрослые состоявшиеся люди, помогли им обрести себя, самореализоваться в бурном потоке современной жизни, переполненной информацией и проблемами. Мир окружающий нас меняется и ускоряется. Как найти в нём своё место? Как понять где твоё место в этом мире? Как достичь поставленных целей и быть уверенным, что сами цели были верны, а не ошибочны? Чтобы ответить на эти и множество других вопросов, будущему выпускнику надо пройти серьёзную личную школу и вступить в мир сформированной жизнеспособной личностью. Способствовать этому в наших с вами силах.

Самореализация человека возможна при правильном воспитании отношения к труду. И отношение это должно быть творческим. Именно тогда появится возможность развивать целеустремлённость, инициативность, самостоятельность. С такими качествами человек всегда сможет найти своё место в жизни.

Урочная и внеурочная деятельность в предметной области «Технология» позволяют ставить и решать подобные задачи творческого развития обучающихся. Данная область знаний отличается тем, что процесс обучения и воспитания здесь связанны неразрывно. И на своих уроках и дополнительных занятиях главной педагогической целью считаю именно развитие творческих способностей школьников.

Современная модернизация системы российского образования ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, в связи с этим ведётся постоянный поиск эффективных способов обучения и воспитания. И вновь возникший интерес к предметной области «Технология» говорит о том, что отношение к предмету меняется. Стоит отметить, что в современных условиях меняется и само базовое содержание данного курса – в соответствии с новым приоритетом научно-технологического развития Российской Федерации. Предметная область теперь включает инженерно-технологическое направление: «Технологию» и «Информатику и ИКТ», что отвечает поставленным задачам формирования ключевых навыков в сфере информационных и коммуникационных технологий. Очевидно, что образование должно не только идти в ногу со временем, но и стараться опережать его. Но. Как может развиваться инженерно-технологическое направление, если в большинстве школ (не Москвы) отсутствует материально-техническая база? Можно говорить о инновационной деятельности, но не иметь возможности её осуществлять в полной мере. «Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных.»1 И, даже не имея материально-технической возможности формировать навыки работы с современным технологичным оборудованием, мы можем решать немаловажную часть поставленных задач: информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. Учить познавать мир нас окружающий, взаимодействовать с ним и преобразовывать – что и есть одна из важнейших задач образования. Способствовать развитию выразительности языка, эффективности в решении практических задач, развивать способности выстраивать алгоритмы действий, усваивать материал и адаптироваться к условиям – немаловажные задачи, решаемые в данной предметной области. Знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах тоже происходит на уроках и во внеурочной деятельности области «Технология».

«Технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг.»2

Коллективная работа. Панно «Дуб в городе Дубна». 5 класс

В моей работе базовыми остаются традиционные фундаментальные разделы комплекса по технологии (для девочек): кулинария, материаловедение, машиноведение, конструирование и моделирование, технология изготовления изделий, рукоделие, технология ведения дома, электротехника. Отдельно хочется подчеркнуть наличие раздела «Творческие, проектные работы», который напрямую призван активизировать, развивать и совершенствовать творческие способности учащихся. Именно здесь в полной мере можно реализовывать системно-деятельностный подход к обучению, предполагающий воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. Формирование у учащихся информационно-коммуникативной компетенции, создание условий для развития навыков сотрудничества, формирование умений взаимодействовать в процессе учебной деятельности с педагогом и сверстниками – всё это является наиболее важным сегодня для учителя технологии, использующего методы коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся. Во внеурочной деятельности системно-деятельностный подход может стать основным в организации творческой деятельности, поскольку здесь нет жёстких временных рамок и ограничений по использованию материалов, инструментов и приспособлений, а часть работ может выполняться индивидуально совместно с педагогом в назначенное время (например, покрытие лаком, работа красками в баллончиках), или быть перенесена на улицу (например, сбор природных материалов для декоративных композиций, работы по покраске больших фрагментов).

Таким образом решается одна из важных задач Концепции развития предметной области «Технология»3:

Формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, использование проектного метода во всех видах образовательной деятельности (в урочной и внеурочной деятельности, дополнительном образовании).

Классическими формами учебной деятельности учащихся на уроке являются: фронтальная, индивидуальная и групповая. Рассмотрим интересующие нас групповые формы работы на уроках и дополнительных занятиях по технологии.

Групповые формы организации учебной деятельности учащихся подразделяют по групповому взаимодействию на:

  1. Парную - два ученика выполняют некоторую часть работа вместе. Форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.

  2. Кооперативно-групповую - обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью.

  3. Дифференцированно-групповая - работа ученических групп с различными учебными возможностями над задачами различного уровня сложности или их количеству.

  4. Ланкова форма – работа в малых группах, управляемых лидерами.

  5. Индивидуально-групповая - распределение учебной работы между членами группы, выполняющими часть общей задачи.

Коллективная работа. Панно-игольница для кабинета технологии «Яблоня». 5 класс

Группы могут быть

  • стабильными или временными (бригады для проведения кулинарных работ на четверть, команда по работе над тематическим проектом);

  • однородными или разнородными (в группе могут принимать участие ученики других классов, а также начальной школы и старшеклассники; группа мальчиков или девочек, смешанные группы; группы поддержки, когда на определённых этапах работы над проектом подключаются старшеклассники).

Коллективная работа. Декоративная композиция «Может ли сор быть красивым?» 4 класс

Количество учеников в группе зависит от общего количества детей в классе, характера и объема предложенного задания, наличия необходимых материалов, времени, отведенного на выполнение работы. Группа может быть небольшой: от трёх до пяти человек. Это связано с дисциплинарными вопросами на уроке или кружковом занятии, отслеживанием количественного и качественного объёма выполненной работы для её оценивания и с организацией рабочего пространства для работы мобильных групп. Во внеурочной деятельности количественное ограничение снимается, и все желающие могут участвовать в выполнении работы (проекта), подключаясь на любом этапе.

Коллективная работа. «Бумажная страна». Утилизация рекламных листовок и газет. 5 класс



Объединение в группы на добровольных началах осуществляется учителем или по инициативе учащихся самостоятельно. Нельзя полностью устраниться от контроля по формированию групп - может получиться, что отдельные учащиеся будут выбирать однотипные виды работ в коллективе. Если ребёнок осуществляет подобную деятельность, не развивая другие необходимые навыки, то стоит вмешаться и предложить другой вид работ, вызывающий на данный момент трудности у данного ребёнка. Преодоление не должно вызывать страха или отказа от действий. Надо учить детей пробовать свои силы, преодолевать препятствия, получать и развивать новые знания, умения отрабатывать и совершенствовать навыки. Удивительно то, что детский коллектив с лёгкостью принимает данную форму коллективного творческого дела (КТД). Во время работы над проектом нет места скептическому оцениванию вклада в общее дело, нет недоверия к педагогу или членам команды, нет обособленности. Все включаются, по сути, в деловую игру на общем творческом поле, где каждый имеет право придумывать, фантазировать, предлагать пути реализации задуманного и осуществлять его. Вырабатываются навыки общения, появляется понятие коллективной ответственности и коллективного успеха, члены группы узнают друг друга с разных сторон, что часто бывает хорошим началом в формировании общеклассного коллектива и проявлении новых формальных позитивных лидеров. Таким образом, одновременно идут два процесса: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование отдельной личности, развитие тех или иных индивидуальных качеств.

Коллективная работа. Панно «Дуб в городе Дубна». 6 класс

Руководство группами и работой каждого ученика происходит через постановку задач, регулирующих деятельность на всех этапах ученического проекта. Важно, что руководство работой над проектным заданием осуществляется учителем в форме сотрудничества, не нося характер авторитарных указаний, педагог вмешивается в ход работы группы, если возникают вопросы у её членов, и они сами обращаются за помощью. При желании обучающихся во внеурочной деятельности учитель может стать равноправным членом группы, в которой каждый из её членов может высказывать свои мысли, предложения и пути решения поставленной задачи, и затем общим количеством голосов принимается вариант, получивший общее одобрение. Таким образом, ход проектных работ может быть изменён большинством голосов и отличаться от предполагаемого учителем будущего результата проекта. Подобная деятельность удивительным образом может повлиять не только на результаты труда, но и на взаимоотношения в коллективе класса, так как дети включаются в общение, сотрудничают, при этом сами дети открываются друг другу и сглаживаются конфликтные ситуации, изменяется отношение в коллективе.

Коллективная работа. Панно «Марсианский дракон». Тестопластика. 5 класс

Очень важно правильно уметь включать в состав групп учащихся, которых по разным причинам не принимает коллектив. Зачастую это связано с успехами или неуспехами данного учащегося, его материальным положением, уровнем интеллекта, поведенческими реакциями или уровнем притязаний. Учитель должен уметь считывать существующие проблемы и грамотно распределять обязанности в рабочих группах и это не должно быть авторитарно навязанным решением педагога. Это важно ещё и потому, что в коллективно-групповой деятельности нельзя отделять учебные цели и задачи от воспитательных. Именно данные формы работы воспитывают взаимопонимание, взаимопомощь, ответственность индивидуальную и коллективную, самостоятельность и самоконтроль, культуру ведения диалога и взаимодействия в коллективе на разных его уровнях и взаимодействия с учителем-куратором.

Коллективная работа. Внеурочная деятельность. Сувениры малышам «Собачки».

Тестопластика. 4класс

На первых этапах введения подобных коллективных форм работ трудности испытывает не только педагог, так как организация и самих групп, и работы над общим проектом требует высокого педагогического мастерства. Здесь как в часовом механизме очень много тонкостей и деталей, деформация которых приведёт к сбою работы всего механизма, а в классе на уроке ещё и ко всеобщему «хаосу». Проектная деятельность в группах не бывает «тихой», наоборот, общее обсуждение проблемы и поставленных задач говорит об активном процессе их решения. Подобную «бурную» деятельность надо уметь контролировать и организовывать, направляя в нужное русло.

Коллективная работа. Панно «Лиса в осеннем лесу». Бумагопластика, декорирование. 5 класс.

Коллективная работа. Внеурочная деятельность. Панно «Осенняя улитка». Узелковый батик. 4, 7 классы.

С другой стороны, чтобы эта «бурная» деятельность возникла, надо уметь её организовать. К сожалению, многие дети уже к среднему звену школы теряют интерес к творческой деятельности, во многом здесь и наша с вами вина. У кого-то появляются страх и неуверенность в результатах своего труда (возможно, когда-то это мы с вами вовремя не похвалили этого ребёнка за выполненную работу или неуместно пошутили над «неудачным произведением»), раздражение и недовольство могут вызывать и наши попытки «надавить» и сделать что-то вопреки желанию ребёнка, не считаясь с его личным замыслом. У многих детей с возрастом пропадает яркость ощущений, исчезает волнующее чувство «первопроходца», они перестают творить (!). А ведь процесс творчества и для ребёнка, и для взрослого это не просто отражение окружающей реальности, а создание нового, что всегда сопровождается определённым риском и особым душевным состоянием. Многие дети просто разучаются испытывать подобные состояния, регулярно натыкаясь на препятствия в виде неодобрений, насмешек, ироничных замечаний, сомнений в особой ценности детских творческих проб. И из этих разуверившихся в своих творческих способностях детей вырастают взрослые люди с прохладным сердцем, которые, возможно и в своих будущих детях будут сначала видеть неспособности и недостатки.

Коллективная работа. Панно «А снег идёт…» Нестандартные и бросовые материалы. 5 класс

«Нам кажется, что люди плохо знают, как свои возможности, так и свои силы: первые они преувеличивают, вторые преуменьшают», - Ф. Бэкон (английский философ, историк, политик. 1561-1626). Трудно не согласиться со словами основоположника эмпиризма и английского материализма, хотя сам процесс творчества лишь частично материален. Ведь дар творчества - это особый дар, данный Создателем человеку: «дар, приближающий его к Творцу», дар созидания чего-то нового. И человек имеет право выбора: осуществлять или нет свой замысел, второе приведёт к его нереализованности в обществе как личности. «Зарыл свой талант в землю…» Уважаемые взрослые: родители и учителя, давайте не будем давать нашим детям в руки «лопату», чтобы они с нашего попустительства «зарывали» свои таланты.

Коллективная работа. Ростовая кукла-марионетка «Ангел» для рождественского спектакля.

Бумагопластика. 2 класс

На этом можно было бы и закончить наши размышления, ведь мы пришли к логическому концу и можно вспомнить цитату эпиграфа: «Творчество рождает творца» (Максим Звонарев, журналист). То есть, прилагая все усилия к организации творческого процесса в школе, мы таким образом способствуем «рождению творца», казалось бы, цель достигнута. Однако это было бы слишком поверхностно и легкомысленно полагать, что, проводя коллективно-индивидуальную проектную деятельность в школе, мы можем сформировать творческую личность. Работая немало лет в системе образования, могу утверждать, что это заблуждение. Должен быть системный подход к решению данной задачи образования. Речь идёт о преемственности технологического образования.

Проблема непрерывности и преемственности технологической подготовки существует, она сложна и трудоёмка, решить её нельзя, спустив рекомендации «сверху» и дав «указания». Для ее решения чрезвычайно важно целенаправленное и постоянное взаимодействие учителей технологии общеобразовательных учреждений с воспитателями и специалистами дошкольных учреждений, учителями начальной школы и общеобразовательных предметов (необходимо усиливать межпреметные связи, добиваться целостного восприятия) учителями профессионального образования, преподавателями высшей школы. И неслучайно задача по созданию системы преемственного технологического образования на всех уровнях общего образования стоит на первом месте в Концепции развития предметной области «Технология».

Коллективная работа. Панно «Распускаются цветы небывалой красоты».

Горельеф из пластилина по мотивам Жостова. ДОУ, старшая группа.

Технологическое образование начинается в детских садах и продолжается в начальной школе. А там на сегодняшний день всё технологическое образование зачастую сводится к аппликационным работам с цветной бумагой и лепке из пластилина, зачастую бессистемным занятиям не взаимосвязанным между собой. Оба вида деятельности в комплексе с конструированием и изобразительной деятельностью дают хороший толчок развитию потенциала ребёнка, в том числе и развитию творческих задатков. Но, подчёркиваю, в комплексе.

Конструирование «Большие цветы». Работы в смешанной технике. ДОУ, старшая группа.

Сегодня в ДОУ, при отсутствии специалистов, данные занятия снова сведены к простейшим видам деятельности, которые в лучшем случае объединены общей сезонной тематикой. На воспитателя возложены непосильные задачи, которые в том числе раньше были призваны решать педагоги-специалисты, привлечённые в ДОУ. Сейчас воспитатель оставлен один на один с возросшим количеством воспитанников в группе (до 30ти детей в группе) и возросшим количеством педагогических образовательных задач. Контроль за выполнением данных задач, уровнем достижений воспитанников сводится к субъективной оценке родителями творчества собственного ребёнка и административным наблюдением за фактически проведёнными занятиями. Кто и как сегодня должен контролировать минимальный набор знаний, умений и навыков по технологии, которые должен иметь выпускник дошкольного учреждения, а затем и начальной школы, - не понятно.

Коллективная работа. Панно «Птица Осень». Экопластика. ДОУ, старшая группа

В данной предметной области всё очень условно и неконкретно. Каждый учитель в начальной школе просто «подтягивает» программу технологии «под себя»: делает то что умеет и хочет или идёт по пути наименьшего сопротивления. Какому? Как и в ДОУ: включает аппликационные работы и лепку из пластилина. А ведь когда-то в начальной школе дети выполняли и простейшие ручные швы, и элементы вышивки, шили несложные мягкие игрушки, работали с конструктором, выжигальными аппаратами, осваивали новые виды декоративно-прикладного искусства. Всё это заменили бумага и пластилин. Причём, работая даже с этими материалами дети не овладевают необходимыми приёмами в полной мере. Они не умеют использовать шаблоны, разметку, не знакомы с экономной раскладкой; в лепке – только начинают знакомство с бескаркасной простейшей скульптурой, размазыванием пластилина по картону и налепом, а ведь это учебные задачи дошкольного образования. Получается, что мы в начальной школе делаем несколько шагов назад и, опять же, по причине несогласованности и отсутствия преемственности и обязательности общих требований. Однако это никак не учитывается в среднем звене школы, и уже в начале учебного года в 5-м классе проводится олимпиада по проверке неполученных ЗУН, и отвечает за это уже учитель технологии, то есть он вынужден отвечать за то, чему до него не научили ребёнка. Поэтому ещё и ещё раз акцентирую ваше внимание на необходимость организации преемственности технологической подготовки, а для этого необходимо разработать гибкую систему современных стандартов единых требований к набору знаний, умений и навыков воспитанников и учащихся в предметной области «Технология».



Имея опыт работы на разных уровнях системы образования (ДОУ – дети от 2 до 7 лет, художественное конструирование, изобразительная деятельность, начальная школа - художественный труд, общеобразовательная школа – обслуживающий труд, технология, колледж – конструирование и моделирование одежды), мне сегодня хотелось бы обратиться к «корням» технологического образования, которые закладываются в дошкольных учреждениях, где также плодотворно можно применять проектную деятельность с целью формирования навыков и развития творческой коллективной деятельности.

Коллективная работа по мотивам народных росписей «Ай-да, птица - хороша, разноцветная душа!»

ДОУ, старшая группа

Коллективная работа в ДОУ – особый вид деятельности, позволяющий всесторонне реализовывать творческие задачи эстетического образования. Здесь должны создаваться условия для самостоятельного экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами. Значимой является возможность детей сотрудничать, делиться своими замыслами друг с другом, соотносить порядок своих действий, самоорганизовываться и включаться в общий творческий процесс.

Коллективное панно «Сказочная птица, птица-небылица в гости прилетела на окошко села».

Восковые мелки. ДОУ, средняя группа


В основу коллективных работ могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы. Разноплановость данного вида работ позволяет объединять на композиционной основе не только различные изобразительные техники (рисование восковыми мелками и пастелью, акварелью, гуашью, фломастерами и карандашами; лепку плоскостных, барельефных, горельефных изображений и живописного фона; аппликативные работы и бумагопластику, экопластику, тестопластику), но и комбинировать известные способы деятельности с новыми, таким образом, включая в содержание образования ребёнка опыт творческой деятельности.

Коллективный проект подготовительной, старшей и средней групп «Маша и медведь».

Рисование смешанная техника, конструирование. ДОУ


Коллективная работа «Сказочная страна».

Фоновые работы в смешанной технике, коллаж. ДОУ, старшая группа

Для ребёнка данного возраста очень важна обратная связь. Это происходит благодаря в том числе опосредованному общению через демонстрацию коллективных работ. Формируется не только обратная связь, но и создаётся доброжелательная атмосфера, способствующая максимальной активизации ребёнка, жизнь детей в ДОУ наполняется интересным содержанием.

Значимым примером коллективных работ могут служить проекты, объединяющие творческую деятельность детей разных возрастных групп всего коллектива ДОУ. Работа над проектом в данном случае делится на несколько практических этапов. На первом этапе общей работы воспитанники старшей группы и подготовительной к школе группы являются «первопроходцами»: их задача - разработка идеи общего проекта и выполнение основополагающих масштабных фоновых работ.

Коллективная работа средней, старшей и подготовительной к школе групп

" Ёлочка нарядная в гости к нам пришла!" Рисование с элементами конструирования

Вторым этапом работы является непосредственная образовательная индивидуальная деятельность, когда каждый ребёнок становится частичкой целого большого творческого коллектива и соотносит свои действия по выбору персонажа (будущего героя) или элемента композиции с общим замыслом, со способом и масштабом его изображения и включению героя (элемента) в общую канву художественного повествования.

Коллективная работа. Коллаж «Цирк! Цирк! Цирк!» ДОУ, старшая группа

В творческих проектах важен не только сам процесс создания коллективного художественного произведения, но не менее важна уникальная возможность демонстрации индивидуальной самореализации каждого ребенка в общезначимой работе. Быть вместе и быть особенным и неповторимым. Здесь нет противоречия: мы, действительно, вместе и, действительно, каждый неповторим! А как же ребенку хочется, чтобы все-все и, конечно же, мама и папа заметили, как он постарался и, как же замечательно у них всё получилось! Поэтому необходимо регулярно устраивать выставки подобных творческих работ, включая в общую жизнь детского коллектива родителей, бабушек, дедушек, гостей.

Коллективные работы: «Поющие лягушата» (старш. гр.), «Веночек» (мл. гр.), «Тяпа и медведь» (сред. гр.)

Задачей в детском саду и начальных классах является направить изобретательскую энергию детей в нужное русло, научить их использовать инструменты для определенных целей, расширить их представления о том, из чего состоят орудия труда и как они работают (безусловно на доступном пониманию уровне). Участие детей в реализации проекта может быть использовано для ознакомления учащихся с измерительными приборами и способами измерения. Можно задать вопрос ребёнку: «Как твоя мама узнаёт, какого размера рубашечку или платьице тебе надо купить? А может быть она сама тебе шила одежу? Как она смогла сделать так, чтобы одежда была тебе в пору?». Пусть дети подумают и сделают маленькое открытие: есть сантиметровая лента, с помощью которой оказывается можно нас измерить. А ещё можно измерить куклу или медвежонка и тоже подобрать или сшить им одёжку по размеру. Измерения должны иметь дело с понятиями, доступными для понимания детей этого возраста. Для детей помладше сначала можно предложить померить игрушку ниткой, а потом рассказать про сантиметровую ленту.

В работе с технологическими картами пооперационного изготовления модели оригами ребёнок должен научиться самостоятельно следить за ходом работы, определять этап работы, ориентироваться в макете изделия. Поэтому операционные карты должны быть выполнены на соответствующем возрасту уровне восприятия и понимания. В дальнейшем умение пользоваться подобными картами и самостоятельно работать по ним даст хорошую базу для начальной школы, когда это умение перейдёт на новый уровень и ребёнок сможет без труда научиться читать графические схемы и чертежи.

Коллективный творческий проект младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп

«Морское царство». Оригами.


Например, в ходе работы над проектом «Морское царство» навыки работы с технологическими картами были хорошо отработаны и закреплены, что позволило в дальнейшем использовать их в самостоятельной индивидуальной и групповой работе.



Использование рабочих карт во время пребывания детей на улице

Дети должны выбирать занятия по интересам, уметь планировать, конструировать и оценивать свой проект с помощью воспитателя или учителя. Предложить же различные занятия, выявить круг интересов групп детей или отдельных детей в детском коллективе – это задача воспитателя, педагога. Выполнив один проект и набравшись небольшого опыта, следующий свой проект они найдут более легким и будут чувствовать себя более уверенно.

Коллективная работа «Наш аквариум». Средняя группа


Более уверенно будут чувствовать себя дети и в школе. Те, кто участвовал в коллективных творческих работах в ДОУ, готовы к сотрудничеству, легко идут на контакт, активны, организованы, позитивно настроены на сам рабочий процесс и его результат. Кроме коммуникативных качеств данные дети отличаются от других в школьном коллективе и наличием определённого комплекса умений и навыков.


Проведём параллели, рассматривая критерии обученности выпускников, при условии соблюдения непрерывности и преемственности технологической подготовки начиная с занятий по изодеятельности, конструированию и художественному труду в ДОУ и заканчивая уроками технологии (для девочек):



п/п


Критерии оценки обученности


ДОУ


Начальная школа


Средний школьный возраст


Знание художественных материалов и самостоятельный выбор материалов в зависимости от вида работы и поставленных задач

Уверенно называют художественные материалы, отвечают на вопросы о свойствах и возможности применения материалов, осуществляют самостоятельный выбор материалов в зависимости от вида работы и поставленных задач.

Выполняют творческие работы с использованием различных художественных материалов: графитовый карандаш,

рисовальный уголь,

фломастеры,

сангина, восковые и пастельные мелки, акварельные и гуашевые краски.

Выполняют творческие работы с использованием различных художественных материалов и в смешанной технике под руководством педагога и самостоятельно.

Выполняют творческие работы индивидуальные и групповые с использованием различных художественных материалов и в смешанной технике по самостоятельно разработанному плану.

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями

Уверенно держат в руке инструменты и приспособления (кисть, карандаш, ножницы, стек) с правильной постановкой пальцев и кисти руки, хорошо знают правила безопасного пользования. Соблюдают технику безопасности при работе с инструментами и приспособлениями.

Уверенно держат в руке инструменты и приспособления (кисть, карандаш, палитру, ножницы, стек, иглу, пяльцы, шило, стиплер, 3D ручку) с правильной постановкой пальцев и кисти руки. Умеют использовать в работе утюг, микроволновую печь, духовой шкаф, электроплиту, аппарат для выжигания. Хорошо знают правила безопасного пользования, соблюдают технику безопасности при работе с инструментами, приспособлениями и электроприборами. Могут самостоятельно выбирать для работы нетрадиционные инструменты и предметы.

Уверенно владеют приспособлениями и инструментами для живописи, графики, работы с пластическими и иными материалами (глиной, пластилином, бумагой, картоном, тканью, кожей, лентой, тесьмой и т.п. и декоративными и нетрадиционными материалами). Выполняют творческие работы из различных художественных, пластических и иных материалов, используя необходимые приборы, приспособления и электробытовую технику. Хорошо знают правила безопасного пользования, соблюдают технику безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, электробытовыми приборами. Для поиска информации используют интернет ресурсы.

Основы цветоведения.

Применение средств выразительности


Знают основные и составные цвета. Хорошо понимают значение терминов: краски, цвет, палитра. Могут подбирать цветовые сочетания и цветовую гамму в самостоятельной творческой работе.

Подбирают краски в соответствии с настроением рисунка, используют формообразующие линии и пятна в ходе самостоятельной творческой работы.

Основываясь на знаниях свойств бумаги и картона, создают выразительные художественные образы посредством сминания, разрывания, сгибания, складывания, растягивания, процарапывания, прорезания, вырезания. Используя пластилин, солёное тесто, создают выразительные художественные образы на плоскости, в форме барельефа, горельефа и скульптурные.

Знают правила пользования цветовым кругом. Хорошо понимают значение терминов: краски, цвет, колорит, палитра. Могут подбирать цветовые сочетания и цветовую гамму в самостоятельной творческой работе.

Уверенно подбирают краски в соответствии с настроением рисунка, правильно решают колористические образовательные задачи и используют формообразующие линии и пятна в ходе самостоятельной творческой работы. Решают поставленные задачи по созданию художественных образов, используя знания об особенностях пластической выразительности бумаги, картона, пластилина, солёного теста, текстильных материалов, декоративных и бросовых материалов.

Умеют работать в определенной цветовой гамме: ограниченной, заданной или выбранной. Могут подбирать цветовые сочетания и цветовую гамму в самостоятельной творческой работе. Владеют основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция).

Подбирают краски в соответствии с настроением рисунка, используют формообразующие линии и пятна в ходе самостоятельной творческой работы. Умеют передавать объем предметов тональной или цветовой градацией. Умеют передавать характер движения фигур человека и животных, придавая динамичность изображению. Самостоятельно решают поставленные задачи по созданию художественных образов, используя собственные знания и умения и информационную среду (книги, журналы, интернет ресурсы).

Основы композиции

Легко определяют формат будущей работы (вертикальный – горизонтальный). Хорошо ориентируются в пространстве листа, используют полностью площадь листа, пропорционально изображают сопоставимые по размеру предметы. При построении простых композиций не допускают ошибок.

Хорошо ориентируются в пространстве листа, используют полностью площадь листа, пропорционально изображают сопоставимые по размеру предметы и размещают их в пространстве листа, используя приём загораживания и с учётом перспективы. Самостоятельно применяют основные правила построения перспективного рисунка.

Умеют применять законы линейной и воздушной перспектив. Умеют решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

Анализируют допущенные в работе ошибки, производят их самостоятельную коррекцию.

Знание жанров живописи и разновидностей лепных изображений на плоскости

Легко определяют жанры живописи, могут дать словесное определение понятий. Могут самостоятельно различить разновидности лепных изображений на плоскости: рельеф, барельеф, горельеф.

Легко определяют жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетно-бытовой жанр и сказочно-былинный), могут дать словесное определение понятий. Могут самостоятельно определить виды лепки: декоративную, скульптурную, фантазийную.

Легко определяют жанры живописи, могут дать словесное определение понятий (натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетно-бытовой жанр и сказочно-былинный, батальный, исторический). Уверенно называют основные виды изобразительных пластических искусств (живопись, графика, скульптура, монументальное искусство, фотоискусство). Уверенно называют основные виды неизобразительных пластических искусств (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование).

Знают особенности художественного языка мастеров искусства (различных эпох, народов, направлений).

Проявление творчества и фантазии в создании работ, умение декорировать работу в соответствии с замыслом

При создании художественных образов используют приёмы декорирования, проявляя индивидуальный стиль и фантазию. Могут самостоятельно использовать элементы бумагопластики и аппликации при декорировании творческих работ.

При создании художественных образов используют приёмы декорирования, проявляя индивидуальный стиль и фантазию. Используют нетрадиционные материалы и техники в самостоятельных творческих работах. Могут самостоятельно использовать элементы бумагопластики, аппликации и орнамента при декорировании творческих работ.

Самостоятельно разрабатывают и выполняют на высоком уровне творческие проекты, используя различные виды декорирования, применяя в работе различные виды материалов и техники.

Умение самостоятельно планировать ход работы, организовывать рабочее место, полностью реализовывать замысел

Быстро и чётко планируют ход самостоятельной творческой работы, организуют рабочее место, полностью реализовывают свой замысел.

Быстро и чётко планируют ход самостоятельной творческой работы, организуют рабочее место, полностью реализовывают свой замысел, стремясь к совершенству в работе.

Быстро и чётко планируют ход самостоятельной творческой работы, полностью реализовывают свой замысел. Могут свободно, творчески комбинировать различные техники, средства художественной выразительности в своих работах. Обращаются к литературным и иллюстрированным источникам в работе над творческим заданием (проектом), используют интернет ресурсы.


Коллективная работа «Ночь светла». 5-7 классы

«Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» (К. Паустовский). Вслед за Паустовским повторю эти слова, но уже по отношению к родителям, а не воспитателям или педагогам:

Дорогие родители, если не давать вашим детям возможности творить,

то порыв к творчеству может легко угаснуть. Не надо надеяться, что кто-то всё сделает за вас: откроет дверь в мир творчества, возьмёт за руку вашего ребёнка и поведёт его по дороге познания прекрасного. Идите вместе с детьми и пусть на вашем пути вам встретятся талантливые педагоги, которые помогут преодолеть вам этот путь.

Коллективная работа старшей группы ДОУ «Просто так!».

Подарок для дома-интерната «Рождественский»

Технология, являясь основным практико-ориентированным школьным предметом, предоставляет возможность применить на практике и творчески использовать знания элементов проектирования, конструирования и изготовления изделий. Если поставить задачу обеспечить преемственность перехода воспитанников дошкольных учреждений в начальную школу, из начального звена в среднее и старшее, а затем от общего образования к профессиональному образованию, то возможной становится реализация задачи непрерывного самообразования и дальнейшей трудовой деятельности. Человек, имеющий творческое начало, всегда будет востребован. Ему самому будет интересно работать, а не отсиживать на работе отведённое время.

«Обыкновенные люди хлопочут только о том, чтобы скоротать время; а кто имеет какой-нибудь талант, - чтобы воспользоваться временем». (А. Шопенгауэр).

Найти себя, самореализоваться в жизни – одно из условий достижения человеческого счастья.

Аристотель писал, что счастье достижимо через реализацию

своих потенциальных возможностей.


Задача образовательных учреждений – способствовать развитию таланта, замечать и сопровождать его до момента взросления и становления.







Используемая литература и ресурсы:

  • КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.Л. Хотунцев, А.В. Хотулев, А.Ж. Насипов

[www.технодоктрина.рф/index.php?id=36]

  • Энциклопедия коллективных творческих дел [www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html]

  • https://www.единыйурок.рф/index.php/147-letnyaya-pedagogicheskaya-shkola Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

  • http://citaty.su/citaty-i-aforizmy-o-tvorchestve

  • http://kremlin.ru/acts/bank/41449/page/1 Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации

  • https://multiurok.ru/igolka/files Кораблева Ольга Леонидовна. Учитель технологии

  • https://wordpress.com/view/korablevaolga0503.wordpress.com


















1 Концепция предметной области «Технология» в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы. Значение технологического образования.

2 Там же: Концепция предметной области «Технология»

3 Концепция разработана на основании поручения Президента РФ В.В. Путина от 4 мая 2016 г., с учетом Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, Национальной технологической инициативы, (Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. № 317 "О реализации Национальной технологической инициативы") и Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!