СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективное творчество на занятиях изобразительного искусства как метод формирования навыков общения у детей подросткового возраста

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В общеобразовательной школе предмет «Изобразительное искусство» - обязательная дисциплина, урок, творческая деятельность обучающихся, где нужно выполнять задание учителя, применяя строго определенные правила, средства, материалы. Разработанные новые педагогические технологии позволяют превратить урок изобразительного искусства в интересное приятное занятие с игровыми элементами в младших классах, в занимательную творческую, практическую работу в среднем и старшем звене. 

Просмотр содержимого документа
«Коллективное творчество на занятиях изобразительного искусства как метод формирования навыков общения у детей подросткового возраста»

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Подростковый возраст, по А.Н. Леонтьеву, период «второго рождения личности», характеризуется созреванием познавательной сферы и личности, формированием мировоззрения, деятельностью по самопознанию, наряду с этим – это этап эмоциональной неустойчивости, проявления негативизма, протестных реакций.

В подростковом возрасте очень важно отношение сверстников. Общение для подростка – исключительно значимая деятельность и условия бытия, имеющие для него особенный смысл. Начинает проявляться тенденция к личностному развитию. Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. В настоящее время формирование культуры общения – одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. С психологической точки зрения разностороннее развитие личности ребенка в художественном воспитании – это максимальное развитие всех психических качеств: способностей, интересов, склонностей, потребностей, познавательных процессов (восприятие, мышление, воображение, памяти), волевых качеств через художественно-творческую деятельность. Роль учителя в управлении процессом развития личности заключается в создании возможно благоприятных условий для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, выявление и реализации художественно-творческих способностей всех обучающихся, привитие потребности в общении с искусством и общении через искусство, т.е. в выражении своего отношения к миру через изобразительное искусство. Современное искусство и изобразительная продукция детей, созданная в ходе занятий, позволяет увидеть то, что между ними существует много общего. Одна из актуальных задач эстетического воспитания - развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Художественная деятельность как неотъемлемая часть процесса эстетического воспитания представляет собой совокупность трех видов деятельности:

- восприятие (потребление искусства);

- эстетические знания (искусствознание);

- непосредственная художественная деятельность, направленная на создание прекрасного в себе и вокруг себя. Если учесть, что человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, то его эстетические взгляды и суждения во многом созвучны с общественными представлениями о прекрасном. Для понимания и принятия другого эстетического опыта, для апробации личных эстетических суждений и результатов художественного творчества надо обладать коммуникативными способностями, т.е. способностью к общению, в том числе и в эстетической деятельности. В общеобразовательной школе предмет «Изобразительное искусство» - обязательная дисциплина, урок, творческая деятельность обучающихся, где нужно выполнять задание учителя, применяя строго определенные правила, средства, материалы. Разработанные новые педагогические технологии позволяют превратить урок изобразительного искусства в интересное приятное занятие с игровыми элементами в младших классах, в занимательную творческую, практическую работу в среднем и старшем звене. Видный психолог С.Л. Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем», т.е. расшифровываем, значение их внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению». Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ними. От точности «прочтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у обучающихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения. В диссертационном исследовании И.Н. Турро подчеркивал, что коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат коллективной деятельности, который, по мнению автора, всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей изобразительному искусству с жизнью. Б.М. Неменский в книге «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни.

В программе «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного творчества» под редакцией Т.Я. Шпикаловой также высоко оценивается коллективная деятельность как метод подведения уроков-праздников, уроков обобщения знаний обучающихся, полученных на занятиях комплексного изучения изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства. «Коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивать почву для проявления и формирования общественно ценностных мотивов» (Комарова Т.С., Савенков А.И.). Совместный труд, по их мнению, обладает качествами, способными стимулировать интерес к изобразительной деятельности и развивать творческую активность детей. Именно то обстоятельство, что детям нравится работать сообща, что их радует сопричастность к полученному общему художественному продукту, определяет необходимость разработки и внедрения коллективных форм в практику художественного воспитания детей. Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся.

Литература: 1. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического – СПб.: КАРО, 2004. 2. Колякина В.И. Методика и организация уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства, - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 176с. 3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. М.ТЦ. Сфера 2004.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!