СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективное музицирование, как один из методов развития музыкальных способностей у учащихся в области инструментального исполнительства для освоения и развития навыков игры на гитаре в детской школе искусств.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический доклад о коллективном музицировании.

Просмотр содержимого документа
«Коллективное музицирование, как один из методов развития музыкальных способностей у учащихся в области инструментального исполнительства для освоения и развития навыков игры на гитаре в детской школе искусств.»

Приложение № ____

МКУ ДО «Олюторская РДШИ» преподаватель Прокофьева А.Ю.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОЛЮТОРСКАЯ РАЙОННАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»









Методический доклад




Коллективное музицирование, как один из методов развития музыкальных способностей у учащихся в области инструментального исполнительства для освоения и развития навыков игры на гитаре в детской школе искусств.



















Подготовила: преподаватель

по классу гитары

Прокофьева А.Ю.







с. Тиличики











Вступление

Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Приобретённые за годы учёбы навыки и умения игры в, различного рода ансамблях, совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся, формируют их музыкально – эстетический вкус на высокохудожественных произведениях, воспитывают чувство партнёра, обогащают кругозор, учат воспринимать музыку осознанно.

Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности. Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. В процессе работы над ансамблем дети приучаются слышать партию партнера, подхватывать, если произошел срыв у одного из партнеров, следить за изменениями темпов и подстраиваться.

При исполнении ансамблевого сочинения, так же как и сольной пьесы, необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского текста с точки зрения мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов развития. Необходимо определить смысловую роль каждой партии, регистровые соотношения. Совместная игра отличается от сольной тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазией не одного, а двух исполнителей.

Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Основное правило ансамбля «Один за всех, все за одного», «Успех или неудача одного есть успех или неудача всех».

Посадка и постановка инструмента остается одним из важнейших моментов, а в ансамбле это еще и эстетический вид исполнителей. Важно, и порой очень сложно совместить «правильность» и удобство в освоении необходимой позиции необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, с учетом типовой формы постановки и посадки.

Ансамблевая игра не только дает преподавателю возможность диктовать правильный темп, но и формирует у учащихся верное темпоощущение. Исполнение любой музыки сопровождается “веской” акцентировкой при игре. Чувство метрической пульсации, подчеркивание начальных долей такта в ансамблевом исполнении проявляется особо ярко. Вот некоторые более сложные проблемы музыкально-исполнительского ритма:

темпо-ритм (музыкальная пульсация) - категория качественная. При ансамблевой игре партнеры должны определить темп, еще не начав совместного исполнения. В ансамбле темпо-ритм должен быть коллективным. При всей строгости он должен быть естественным и органичным. Отсутствие ритмической устойчивости часто связано со свойственной тенденцией к ускорению. Обычно это происходит при нарастании силы звучности - эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс; или в стремительных пассажах, а также в сложных для исполнения местах. Технические трудности вызывают желание возможно скорее “проскочить” опасные такты. При объединении в дуэте двух гитаристов, страдающих таким недостатком, возникшее ускорение развивается с неумолимостью цепной реакции и увлекает партнеров к неизбежному срыву. Если же этот недостаток присущ только одному из участников, то второй оказывается верным помощником. Таким образом, в условиях совместных занятий возникают некоторые благоприятные возможности для исправления индивидуальных погрешностей исполнения.

В процессе работы над упражнением или новым произведением происходит формирование двигательных навыков и одновременно контроль слуховых представлений. В этот период необходимо добиться ощущений свободы и собранности корпуса, плеч и предплечий, кисти и пальцев, рациональности и экономии движений, — это необходимая первооснова для работы над звуком.

Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь:

  • синхронность при взятии и снятии звука;

  • равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами;

  • согласование приемов звукоизвлечения;

  • передача голоса от партнера к партнеру;

  • соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнерами;

  • соблюдение общности ритмического пульса;

  • единство динамики, фразировки.

Начать вместе играть, синхронно взять два звука – не так легко, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Нужно объяснить ученику, чем технически обусловлен прием дирижерского замаха, и как он может быть применен гитаристами:

  • При исполнении за одним, или параллельными инструментами, когда руки каждого видны другому – легким движением кисти (с ясно определенной верхней точки), кивком головы, или с помощью знака глазами, если рука не видна).

  • Полезно одновременно с этим жестом всем участникам ансамбля взять дыхание (сделать вдох). Это делает начало естественным, органичным, снимает сковывающее напряжение.

  • Нужно очень строго отмечать малейшую неточность при неполном совпадении звуков.

  • Не меньшее значение имеет и синхронное окончание и «снятие» звука.

«Рваные», «лохматые» аккорды, в которых одни звуки длятся дольше других, загрязняют паузу. Нужно сказать, что пауза имеет огромное выразительное значение

Заключение.

Подводя итог, рассмотрев развивающие возможности ансамблевой игры, и формирование навыков коллективного музицирования у учащихся можно сделать следующие выводы:

  • Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембродинамического).

  • Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Она помогает заложить элементарные основы ритма, а так же, овладеть более сложными метроритмическими категориями (агогика, пауза и т.д.)

  • Ансамблевая игра способствует развитию аналитической, логической, рациональной памятью.

  • Работа в гитарном ансамблем интенсивно развивает образное мышление учащихся и формирование обобщенных музыкальных понятий.

  • Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей.

  • Ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащихся в классе гитары.

  • Ансамблевое музицирование представляет форму сотрудничества ученика и учителя. Позволяет учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Выступает как коллективный вид деятельности.

  • Важным являются: особенность посадки, приемы звукоизвлечения, достижение синхронности исполнения, работа над артикуляцией, темпо-ритмическим единством, динамическим разнообразием.

  • Идейное раскрытие художественного образа, эмоциональная насыщенность, поэтическая фантазия, способность переживать исполнение музыки, гибкое проникновение в содержание произведения требует в ансамбле единства творческой мысли всех исполнителей. Взаимопонимание и согласие лежит в основе создания единого плана интерпретации. Умение общаться с партнером - обязательный элемент ансамбля. Осознавание звучащей у другого исполнителя музыкальной фразы и интонирование своего ответа на нее как согласие, сомнение, отрицание и т.п. - и есть процесс общения.

В своей педагогической деятельности педагог должен не только ставить цель – достигнуть высокого результата в обучении на музыкальном инструменте, а уметь анализировать, каким образом происходит изнутри процесс обучения, как общение с учителем, с музыкальной деятельностью влияет на формирование личностных качеств. Педагог класса классической гитары, как и любой другой преподаватель музыкального инструмента должен иметь элементарные знания психологии, уметь прогнозировать и планировать свою работу с учеником, уделять особое внимание мотивационной стороне обучения, так как мотив формирует деятельность человека во всех направлениях.

Ансамбль – необходимый педагогический инструмент, без которого невозможно полноценное развитие учащихся в обучении на музыкальном инструменте. Ансамблевая игра – это тот элемент, который помогает формировать мотивацию к обучению, сохранять интерес к занятиям, формирует необходимые личные качества ученика и исполнительские навыки.

  • Ансамблевое исполнительство в классе гитары, продолжает быть одной из важнейших форм обучения учащихся и является неотъемлемой частью учебного процесса в детской школе искусств, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки.

  • Этот предмет необходимо включать в комплекс предметов как для обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам, так и обучающимся по общеразвивающим программам. На определённом этапе музыкальных занятий и при определённых условиях развития учащегося, именно ансамблевая игра может стать основой его концертных выступлений, дополнить и украсить его выступления, усилить мотивацию к дальнейшему музыкальному образованию.

  • Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков; расширяется музыкальный кругозор; воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, формы произведения.

  • Развиваются профессионально-психологические качества: наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль.

  • Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех – единственный источник внутренних сил.

  • Ансамблевое музицирование заметно прогрессирует. Ежегодно устраиваются Региональные, Всероссийские и Международные фестивали и конкурсы. Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, чувства сценической свободы, прививают вкус и интерес к концертным выступлениям. Все это говорит о необходимости занятий ансамблевым музицированием.

  • Ценным в работе над ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства.



Литература:

1. Баренбойм Р. «Педагогическая психология. Принципы обучения». Москва. 1973 г.

2. Гитман А. «Начальное обучение на шестиструнной гитаре». «Престо» Москва. 2000г.

3. Дункан Ч. «Искусство игры на классической гитаре» «Офсет плюс». Красноярск 2004 г.

4. Замятина Н. «Первые 20 уроков с начинающими гитаристами», учебное пособие для студентов «Гитарная школа» - Красноярск: 2005г.

5. Курсы повышения квалификации. Лекции С.Ф.Найко. 2005г

6. Майерс Л Д. «Психология». «Путь к музицированию». «Прогресс» Минск. 2000 г.

7. Осипов. В. «Методика работы с начинающими в классе гитары ДМШ» Свердловск. 1988г.

8. Пухоль. Э. Москва. «Школа игры на шестиструнной гитаре». «Советский композитор». 1985г.

9. Шувалова И. «О методике работы с начинающими в классе гитары ДМШ». Методические рекомендации.М.1990,

10. Петрушин В. «Музыкальная психология» М.2008г.











Директор МКУ ДО «Олюторская РДШИ» ___________________И.Н. Парфенова




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!