СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективно-исполнительская деятельность на уроках музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие разработано для обучающихся с целью углубления знаний о народной музыке, и как  первое знакомство с партитурой для народных инструментов. Партитура для наглядности пишется крупно.

Просмотр содержимого документа
«Коллективно-исполнительская деятельность на уроках музыки.»


Мастер-класс «Коллективно-исполнительская деятельность»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу пригласить вас в увлекательный мир музыки. (2 сл.) Звучит песня «Дружат дети всей земли» слова: Викторов В., музыка: Львов Д. Текст песни


Шире круг, шире круг, музыка зовет,

Всех друзей, всех подруг в шумный хоровод.


Дружат пчелка и цветок,

Дружат лист и мотылек,

Дружат реки и леса,

Дружат в хоре голоса.


Шире круг, шире круг, музыка зовет,

Всех друзей, всех подруг в шумный хоровод.


Дружат птицы в вышине,

Дружат рыбы в глубине,

Дружит с небом океан

Дружат люди разных стран.


Шире круг, шире круг, музыка зовет,

Всех друзей, всех подруг в шумный хоровод.


Дружат солнце и весна,

Дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей земли.

Как ваше настроение? Я желаю вам, чтобы это хорошее настроение сохранилось у вас на протяжении всего сегодняшнего дня. Ну а я хочу задать вам вопрос: чему учит на уроках учитель музыки? (3 сл.)

Вы назвали все основные разделы урока музыки (слушание, пение, музыкальная грамотность, творческая деятельность). Но я сегодня хочу остановиться подробнее на исполнительской деятельности (4 сл.), а именно – пении и музицировании. Д.Б. Кабалевский подчеркивал необходимость творческого развития детей, прежде всего на собственном исполнительском опыте. «Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому должен стремиться каждый учитель музыки».

На уроках музыки умение или неумение слышать музыку, музыкальность детей, особенно ярко дает о себе знать в пении. Путь к хору в классе ведет через кропотливую индивидуальную и групповую работу – сольное и ансамблевое пение. Оно необходимо, особенно на начальном этапе, чтобы выявить, на каком уровне находится каждый ребенок, составить программу его вокального развития, а также спланировать вокально-хоровую работу класса.

Я хочу провести маленький эксперимент. Мне понадобится сейчас помощь одного конкурсанта (пригласить конкурсанта на сцену). Я попрошу вас исполнить любую, знакомую вам песню.

Попрошу рассказать о своих ощущениях. (Волнение, зажатости)

От чего появилась зажатость, волнение у вас? (Неожиданное выступление на публике)

Негативную роль в сольном исполнительстве играет состояние страха, застенчивости, стеснительности которое провоцирует зажатость. Наиболее встречающаяся причина зажима – психологическая.(6 сл.)

Перед нами был взрослый человек. А каково ребенку? Да, есть активные, смелые, но сколько талантливых, одаренных но робких детей? Школьники при выступлении перед одноклассниками и учителем часто теряются. Для них это сравнимо с концертным исполнением. Поэтесса Л.Фадеева очень точно передала это эмоциональное состояние ребенка в стихотворении «Первое выступление».

Стою на сцене.

Зал затих.

И я молчу,

Не вспомнить стих!

Стою и думаю о том,

Сейчас реветь или потом.

Проанализировав проблемы, которые ведет за собой психологическая зажатость, можно сделать вывод, что если от нее не избавляться, то ребенок вряд ли научится свободно петь. Чрезмерное волнение, зажатость не позволяют также правильно диагностировать состояние голоса ребенка, уровень его певческих способностей. Моей задачей является то, чтобы этот процесс адаптации прошел максимально быстро и безболезненно для ребенка. Чувство неуверенности в себе, волнение и страх перед выступлением могут преследовать ребенка достаточно долго и доставлять ему много неприятностей в течение всей жизни. Эта проблема, наверно, знакома многим учителям разных предметов. И каждый ищет свои пути ее решения.

Сегодня на свой мастер-класс я принесла черный ящик. В нем находится то, что позволяет мне максимально быстро снять психологическую зажатость в пении. То, что воссоздает реальные и воображаемые предметы, образы, Помогает ребёнку познавать окружающий мир и служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического его воспитания. Широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Предмет, предназначенный для игры. Что это может быть? (игрушка) Давайте дадим её имя.

Опять приглашу конкурсанта на импровизированную сцену. А теперь ту же песню нам исполнит кукла (имя куклы).

Вопрос конкурсанту: Что изменилось по сравнению с первой ситуацией в ваших ощущениях? Почему? (появилась уверенность, так как внимание публики было сконцентрировано на кукле)

Перенос внимания публики на куклу. Ребенку это позволяет «спрятаться» за нее. Наблюдения за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться со сценическим волнением при выходе на сцену.

Вопрос в зал: Уважаемые коллеги, отличалось ли это исполнение от первого? Каким оно стало? (Более выразительным)

Необходимость исполнять выразительно при использовании куклы становится более естественным и проявляется даже неосознанно. Но, занимаясь пением или музицированием, мы должны учить детей самим создавать образ, который поможет выразительно исполнять музыку.

Вокально-хоровая работа.

Скажите, чем отличается пение в классе от пения на сцене? Чтобы голос звучал уверенно, естественно, без напряжения и крика, необходимо тренировать, укреплять голосовые мышцы. А. И. Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну общую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Простое упражнение благоприятно воздействует на весь организм в целом и на важные голосовые тембрации: подтянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства»), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте (можно напеть «шире круг, шире круг, музыка зовёт…»). Если постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие. Ещё одно упражнение «Летящая пчёлка» - изображаем звук «бзззззз», растягивая губы в улыбке. Когда звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке, придвигая его к зубам, заставляя использовать передний резонатор, то есть переднюю половину ротовой полости. За счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным.

Пение со сцены отличается от обычного: необходимо хорошее дыхание и четкая дикция, с этой целью ввожу разнообразные комплексы упражнений, положительно сказывающихся на пении. Формирование четкой дикции и правильного дыхания является общей задачей музыкального развития детей.

Что такое дикция?

Дикция – это следствие хорошей работы органов речи – артикуляции, с этой целью проводится артикуляционная гимнастика.

проведение элементов вместе с участниками мастер-класса:

Артикуляционная гимнастика

Упражнение №1.

«Футбол»: при закрытом рте языком натягиваем по очереди щеки.

Упражнение №2.

Натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, затем нижнюю – на нижние, и по очереди.

Упражнение №3

Вытягиваем губы вперед «в трубочку» и, затем, растягиваем в широкой улыбке.

Упражнение №4

Скороговорки


Какие еще приемы работы над дикцией вам знакомы? (скороговорки)

Важная неотъемлемая часть вокальной работы – это работа над дыханием. Я использую дыхательную гимнастику на основе методики А.Н. Стрельниковой. Я открыла ряд преимуществ данной методики. Гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и имеет необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Гимнастика адресована профессиональным актерам и певцам. Гимнастика также показана всем детям и подросткам и как метод лечения, и как метод профилактики проблем с дыханием и голосообразования. Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для школьников. Также гимнастика очень хорошо позволяет снять напряжение мышц, участвующих в пении. Я думаю, будет не плохо, если некоторые упражнения сделаем и мы.

"Ладошки"

Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза)..

Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный. Неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны!

Норма: "прошмыгайте" носом 24 раза по 4 вдоха.

Упражнение "Ладошки" можно делать стоя, сидя и лежа.

В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10 секунд).

"Погончики"

И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте.


При работе над детским оркестром возникает две проблемы: либо ребенок очень вялый и здесь требуется комплекс упражнений на напряжение мышц, либо он чрезмерно напряжен, и здесь требуется комплекс театральных упражнений на расслабление мышц. Напомню, что данные проблемы (зажатость всего организма) могут отрицательно сказаться и на пении. Все упражнения очень просты, выполним некоторые из них, мы с детьми выполняем их всегда под музыку:

- Игра на воображаемых инструментах («Лебедь» К. Сен-санс, «Прелюдия» С. Прокофьев)

- Создание различных образов («Галоп» М. Дунаевского – скачка на лошадях, народные плясовые «Камаринская» - притопы, прихлопы, полуприсядка)

- Дирижирование воображаемым оркестром. Образ дирижёра, управляющий первоклассным оркестром, который исполняет любимую музыку.

 Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной)

 Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается на две части)

Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, дыханием, движением. Современными учёными доказано, что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки, развитие эмоционального отклика детей на музыку.

Одним из доступных средств приобщения детей к музыкальной деятельности является игра на музыкальных инструментах. В каждом классе есть учащийся, посещающий музыкальную школу. Опираясь на их навыки можно создать небольшой коллектив, исполняющий несложные произведения. Например, «Светит месяц». Сейчас мы с вами попробуем изобразить оркестр народных инструментов. Перед вами партитура, на которой расписаны партии инструментов, на которых вам предстоит сейчас научиться играть. Раздаются деревянные ложки, погремушки, барабан. Гармонь, балалайка на усмотрение учителя.

Исполнение народной песни «Светит месяц» по партитуре.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!