СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Когнитивные процессы. Мышление.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не является авторским. Используется для внеурочных занятий.

Просмотр содержимого документа
«Когнитивные процессы. Мышление.»

9 урок

Тема: Мышление

Задание: Сделайте методическую копилку из 10 упражнений развивающих мышление.

Мышление- Это высший процесс познания окружающей действительности, субъективное восприятие объективной реальности. Уникальность его состоит в восприятии внешней информации и преобразовании ее в сознании. Мышление помогает человеку получать новые знания, опыт, творчески преобразовывать представления, которые уже сформировались. Оно помогает расширить границы познания, способствуя изменению имеющихся условий для решения поставленных задач. Этот процесс является двигателем развития человека. В психологии нет отдельно действующего процесса - мышления. Оно обязательно будет присутствовать во всех остальных познавательных действиях человека. Поэтому, чтобы несколько структурировать такое преобразование действительности, в психологии были выделены виды мышления и их характеристика. Таблица с этими данными помогает лучше усвоить информацию о деятельности этого процесса в нашей психике.

У этого процесса есть свои особенности, которые отличают его от других психических функций человека.

Мышление — это одно из наиболее важных умений человека, процесс, который отображает действительность в мозгу. Какие виды мышления существуют и чем они отличаются?

Обычно мышление — это способ решения задач, раскрытие сущности чего-либо. Это умственная и практическая деятельность, возникающая вследствие определенных операций. Для мышления используется образ, слово или действие. Разные виды мышления образуются исходя из того, как эти три объекта реализуются. Обычно разделение на группы идет по характеру решения и содержанию практических или концептуальных задач.

Классификация видов мышления выглядит так:

Наглядно-действенное мышление

Это первая ступень развития мышления. Обычно она проявляется у детей, а также у животных. При этом виде мышления задания решаются с помощью физического преобразования ситуации и непосредственном восприятии предметов. Также оно связано с практическими действиями, проводимыми с вещами. Например, грудные дети изначально учатся мыслить путем ощупывания каких-либо предметов. Поэтому можно встретить еще другое название — предметно-действенное мышление.

Наглядно-образное мышление

Человек в подсознании образно представляет ситуацию, а затем ищет пути ее решения. Обычно процесс основывается на визуальности (вот почему для обучения детей выбирают материал, на который можно смотреть). С помощью такого мышления на характеристиках предмета можно воссоздать наиболее полный образ.

Словесно-логическое мышление

Такое мышление, как понятно из названия, основывается на словах и логике. Также его называют абстрактным. Человек мыслит исходя из понятий, которые зашифрованы в определенных фразах. Словесно-логическое мышление проходит на последующих порах развития индивида (в подростковом возрасте).

Теоретическое мышление

Это процесс, который основывается на изучении правил. При этом выделяется и анализируется определенная ситуация, а затем решаются задачи. Именно вследствие такого мышления обычно появляются законы или другие открытия. Поэтому его еще называют научным.

Практическое мышление

Практическое мышление всегда идет рядом с теоретическим. В отличие от предыдущего, оно основывается не на теории, а на практике. При таком мышлении происходит физическое преобразование действительности. Человек ставит цель и разрабатывает проекты для ее решения.

Творческое мышление

Этот вид в большинстве случаев основывается на фантазии. Вследствие такого процесса появляется существенно новый продукт. Поэтому мышление еще иногда называют продуктивным.

Также некоторые ученые выделяют:

- аналитическое мышление (умственная деятельность, развернутая во временном пространстве);

- интуитивное (ограниченное во времени, основывающееся на внутренних ощущениях индивида);

- реалистичное (основанное на законах логики и направленное на внешний мир);

- аутистическое (направленное на внутренний мир);

- репродуктивное (созданное на предыдущих результатах);

- дискурсивное (основанное на собственных умозаключениях);

- эгоцентричное (сконцентрированное на собственном Я).

Существует также мышление, которое основывается на гендерном признаке, объективное и субъективное, позитивное и негативное. Такие типы еще носят название особых или специфических.

На качество мышления влияет способ восприятия и переработка информации. При их нарушении возникает дисбаланс, и человек теряет способность мыслить правильно и грамотно.

Мышление, виды которого разнообразны, делает человека человеком. Как и любые другие способности, этот процесс можно и нужно развивать. Важно работать во всех направлениях: решать ребусы и логические задачи, заниматься творчеством, учить стихи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!