КОДЕКС
профессиональной этики учителя
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятия и цели
1. Данный Кодекс профессиональной этики учителя (далее – Кодекс) – документ, разработанный с целью создания корпоративной культуры в школе, улучшения имиджа учреждения, оптимизации взаимодействия с внешней средой и внутри нашей школы, совершенствования управленческой структуры, т.е. обеспечения устойчивого развития в условиях современных перемен.
2. Кодекс – это свод основных морально-этических норм и правил социального поведения, укрепляющий высокую репутацию школы, поддерживающий ее авторитет и продолжающий традиции предшествующих поколений учителей и учеников.
3. Кодекс определяет основные принципы совместной жизнедеятельности учеников, учителей и сотрудников школы, которые должны включать уважительное и вежливое отношение друг к другу и к окружающим, аспекты сотрудничества и ответственности за функционирование школы.
4. Школа обязана создать необходимые условия для полной реализации положений Кодекса.
5. Изменения и дополнения в Кодекс могут вноситься по инициативе педагогов, администрации образовательного учреждения; изменения и дополнения утверждаются на педагогическом совете.
6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления всех участников учебно-воспитательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов). Содержание Кодекса доводится до сведения педагогов на педсовете, родителей – на родительских собраниях, обучающихся – на классных часах. Вновь прибывшие обязательно знакомятся с данным документом.
7. Нормами Кодекса руководствуются педагоги и все сотрудники, работающие с детьми.
8. Данный Кодекс определяет основные нормы профессиональной этики, которые:
- регулируют отношения между педагогами и учащимися, а также другими работниками образовательного учреждения;
- защищают их человеческое достоинство;
- поддерживают качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
- создают культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.
Статья 2. Источники этики учителя
1. Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.
1. При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами: гуманность; законность; демократичность; справедливость; профессионализм; взаимное уважение.
Статья 3. Сфера регулирования
Кодекс распространяется на педагогов и других работников Курчатовского муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7 VIII вида»
Глава 2. Структура кодекса этики.
Статья 4. Профессиональная компетентность.
1. Учитель, выполняя свои профессиональные обязанности, независим, трудолюбив.
2. Учитель, осуществляя педагогическую деятельность, руководствуется Кодексом и законодательством РФ, соблюдает СанПиН.
3. Учитель помогает развивать у учащихся демократические и патриотические ценности.
4. Учитель в своей профессиональной деятельности подает пример учащимся своей справедливостью, взаимоуважением, защитой прав человека, здоровым образом жизни и защитой окружающей среды.
5. Учитель соблюдает конфиденциальность информации, касающейся учащихся, родителей, других учителей и работников школы в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ.
6. Учитель в своей профессиональной деятельности всегда пунктуален и прилично одет.
7. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
8. Учитель эффективно использует в педагогической деятельности время, определенное учебным планом, для решения поставленных образовательных и воспитательных задач.
10. Учитель бережно относится к имуществу школы и целенаправленно использует ресурсы школы.
11. Учитель не использует в личных целях свои профессиональные привилегии.
12. Учитель заботится о собственном непрерывном профессиональном образовании.
Статья 5. Отношения с обучающимися
1. Учитель помогает ученикам справиться с возникнувшими трудностями в учебном процессе.
2. Учитель не проявляет по отношению к ученикам грубости, словесных или физических оскорблений и не оказывает на него эмоционального (психологического) давления.
3. Учитель не может давать дополнительных платных уроков ученикам школы, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
4. Учитель должен стремиться к повышению мотивации
обучения у учеников, к укреплению в них веры в собственные силы и способности.
5. Учитель, допустивший принижающие ученика
оценочные решения, должен немедленно исправить свою ошибку.
6. Учитель справедливо и объективно оценивает работу
учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
7. Учитель обязан в тайне хранить информацию,
доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством.
8. Учитель сохраняет спокойствие в конфликтных ситуациях, слушает мнение обучающихся и принимает объективное и справедливое решение.
9. Учитель в течение учебного процесса заботится о здоровье ученика и его безопасности.
10. Учитель воспитывает у учащихся нравственные ценности и полезные привычки.
11. Учитель во время общения с учащимися соблюдает моральные и этические нормы.
12. Учитель с уважением относится к мнению учащихся, создает им благоприятные условия для выражения своих идей, взглядов.
13. Учитель не занимается религиозной и политической пропагандой.
14. Учитель не использует физический и интеллектуальный труд учащихся в личных целях.
15. Учитель проявляет внимание по отношению ко всем ученикам, независимо от пола, расы, языка, религии, национальности, социального происхождения и заботится о том, чтобы все учащиеся получили качественное образование.
Статья 6. Общение с родителями.
1. Учитель сотрудничает с родителями учащихся и в случае необходимости проводит с ними индивидуальные беседы.
2. Учитель вовремя предоставляет всю необходимую информацию родителям об академической успеваемости учащихся и другие сведения.
3. Учитель - классный руководитель должен иметь контактные данные всех родителей, чтобы в случае необходимости вовремя сообщить им об угрозе здоровью, неявке в школу, личной безопасности детей.
4. Учитель сообщает родителям учащихся о нарушениях дисциплины и способствует ознакомлению их с внутренним распорядком школы.
Статья 7. Общение с администрацией, учителями и другими сотрудниками школы.
1. Учитель с должным уважением относится к администрации, учителям и другим сотрудникам школы, независимо от их профессионального опыта или личностных особенностей.
2. Учитель делится имеющимися знаниями и опытом с коллегами и сотрудничает с ними.
3. Учитель сотрудничает с администрацией школы и вносит свой вклад в реализацию Учебно-воспитательного плана.
Статья 8. Взаимоотношения учителя с обществом и государством
1. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным человеком.
2. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
3. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.
Глава 3. Нарушение кодекса этики.
Статья 9. Ответственность за нарушение кодекса этики.
Учитель в случае грубого или систематического нарушения Кодекса несет ответственность в соответствии с законодательством РФ и с заключенным трудовым договором.