Смысловые отношения | Речевые клише |
Противопоставление (противительная связь, антитеза, контраст) Если части текста противопоставлены друг другу, значит, в композиции использован прием контраста. Для контраста характерна быстрая смена противоположных по смыслу понятий, содержательных частей, употребляемых в тексте, противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя. «было – стало»; но, однако, зато | Размышления автора о том, что …, мы читаем в начале текста. (пример + пояснение). Однако в другом абзаце автор противопоставляет...(пример + пояснение). Так, два приведѐнных примера-иллюстрации, объединенные выразительным приемом контраста, позволяют автору полно раскрыть поднятую им проблему/ подвести читателя к важной мысли. Проблема рассматривается автором с двух сторон. Сначала…(пример из текста + пояснение). Но дальше, используя приѐм контраста, писатель повествует о (пример из текста + пояснение). Так, противопоставляя информацию/ разные точки зрения/ поступки героев…, писатель подводит нас к мысли о том, что… Так, описывая противоположные эмоции (чувства)//противопоставляя героев//сравнивая противоположные по своей сути точки зрения, автор подводит нас к мысли о том, что… Именно контраст между двумя примерами/ противопоставление позволяет глубже/ острее понять, как … (что…) Противопоставляя данные эпизоды/поступки героя/точки зрения, автор использует в тексте выразительный/ экспрессивный/яркий приѐм контраста. Так он акцентирует внимание читателя / пытается вызвать ответные эмоции/ заставляет глубже задуматься/ выделяет качества героя |
Сравнение, сопоставление Если в тексте сравниваются какие-то явления, поступки, точки зрения, ситуации, выводы ученых и т.д., значит, в композиции использован прием сравнения. В чем проявляется сходство (различие) сопоставляемых явлений? И если…, то…. Как…, так и… | Сравнивая эти примеры (героев, точки зрения, поведение героев, отношение героев к одному и тому же явлению, случаю…), писатель показывает… Из сопоставления этих примеров рождается очень важная мысль о том, что… Два примера-иллюстрации, в основе которых лежит приѐм сравнения, передают чувства, мысли героев/настроение героев/отношения людей к главному герою/переживания героев; раскрывают отношение автора или героя к описываемому событию; помогают передать мысли, чувства героев; служат авторской оценке предмета или явления. Сравниваемые два примера-иллюстрации свидетельствуют о том, что… /указывают на то, что / говорят о том, что/ дают возможность писателю высказать мысль: (текст)… Используя приѐм сравнения в этих двух примерах-иллюстрациях, автор подводит читателя к выводу/ убеждает нас в том, что/ указывает на… / привлекает общественное внимание к актуальной проблеме:… |
Причинно-следственные отношения Если одна часть текста указывает на причину произошедшего, а другая является ее следствием, значит между частями текста установлены причинно-следственные отношения. Почему это случилось? Что стало причиной /следствием? вот почему поэтому потому что, из-за того что… | Проанализировав два примера, увидев причину того, как… (что…), мы установили причинно-следственные связи между двумя событиями. Причинно-следственные отношения, раскрытые в двух примерах-иллюстрациях, позволяют автору … Эти рассуждения (примеры) позволяют автору, а вместе с ним, и читателю, понять, что именно является причиной происходящего, а что следствием. Это нужно автору текста, чтобы …. Причинно-следственные отношения, связывающие два примера-иллюстрации, помогают автору убедить нас в том/ акцентировать наше внимание на мысли/ глубже понять характер или поступок героя/ помогают понять эмоции/переживания/тревогу/возмущение автора…. Между двумя примерами , приведенными мною из текста, установлены причинно-следственные отношения. С помощью этого выразительного приема автор… Такое расположение эпизодов помогает автору показать/ определить/выявить причину и следствие происходящего. Это важно, потому что…. |
Вопросно-ответные отношения Прием вопросно-ответного хода (автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или слушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора (публицистический текст). Вопрос- ответ | В двух приведенных примерах-иллюстрациях, в основе которых лежит приѐм вопросно-ответного хода рассуждения, звучит убеждѐнность автора в том, что данные им оценки (явлениям, героям, поступкам…) верны. Таким образом, задавая вопрос и отвечая на него, автор обосновывает своѐ видение поднятой им проблемы/ пытается убедить читателя/ … Вопросно-ответные отношения, связывающие два примера-иллюстрации, позволяют читателю сначала ответить на вопрос, заданный писателем, а потом сопоставить свой ответ с ответом автора, который считает, что… Два приведенных мною примера связаны вопросно-ответными отношениями. Этот интересный /яркий прием позволяет автору не только привлечь внимание читателя, но и выразить свою гражданскую позицию/ высказать свое возмущение/гнев/упрек….. Правильно заданный вопрос в первой части помог автору найти верный ответ в конце текста, а значит между частями текста – вопросно-ответные отношения. |
Прием детализации/ конкретизации/ уточнения Автор в тексте, подавая первоначально информацию, в дальнейшем сам еѐ конкретизирует, дополняет, уточняя детали, подробности также, кроме того, более того, например, иными словами информация + дополнение = полная информация | Какие приводит подробности случившегося автор в своем тексте? Так, например, …… . Затем указывает на мельчайшие детали / подробности…. Какие же подробности важны для понимания проблемы? Целый ряд важных/значимых деталей помогает автору ответить на поставленный вопрос. Сначала…(пример из текста + пояснение). Но дальше, используя интересный/яркий приѐм детализации, писатель (пример из текста + пояснение). Так, конкретизируя информацию, уточняя разные точки зрения, поступки героев…, писатель подводит нас к мысли о том, что… Именно этот яркий/выразительный прием детализации позволяет автору выделить подробность/ частность, позволяющую передать эмоциональное и смысловое содержание эпизода…. Именно приведенные автором детали помогают ему полнее раскрыть проблему/ раскрыть характер героя со всех сторон/ показать эту ситуацию с разных сторон / высказать свою позицию…. |
Указание на условие Одна из частей текста показывает условие, при котором что-то произошло или может произойти в будущем. При каком условии это возможно? а если? А что будет, если…? А вдруг… | Автор задается вопросом: при каком условии будет возможно/достигнуто/ произойдѐт ….? Он приходит к выводу, что это произойдет, когда/ если/ при условии….. В своем тексте автор показывает: а что будет с…., если……. Эта нарисованная автором картина…. заставляет читателя глубоко задуматься/ сочувствовать герою/ переживать/ негодовать….. Чтобы заострить внимание на…./ заставить читателя задуматься о…/ вызвать ответные чувства/ остановить эту ситуацию, автор показывает, что может случиться, если…. Между двумя приведенными мною примерами-иллюстрациями из текста устанавливается глубокая смысловая связь/ выявлена важные смысловые отношения. Если вначале автор показывает…, то затем рисует…. Он это делает, чтобы… |
Аналогия Если автор устанавливает сходство явлений, предметов, процессов по каким-либо признакам путѐм ассоциации, сравнения, размышления, то он прибегает к приему аналогии. На что это похоже? так же, как, таким же образом, аналогично | Автор приводит, на мой взгляд, аналогичные примеры. Как и в первом примере / в начале текста, так и во втором примере прослеживается…../ обнаруживается…/ чувствуется тревога/ гордость/ гнев автора … Именно выразительный приѐм аналогии позволяет читателю глубже/ острее понять, как … (что…) Использование двух аналогичных/ сходных/похожих примеров-иллюстраций, которые приведены в тесте, позволяет писателю раскрыть проблему с разных сторон/ донести до читателя важную мысль/ убедить читателя в достоверности происходящего/…. Между двумя примерами , приведенными мною из текста, установлена глубокая смысловая связь отношения. С помощью выразительного приема аналогии автор… |