СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КЛИШЕ. Смысловые отношения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 и 11 классы. Распечатать.

Просмотр содержимого документа
«КЛИШЕ. Смысловые отношения.»

Смысловые отношения

Речевые клише

Противопоставление (противительная связь, антитеза, контраст)

Если части текста противопоставлены друг другу, значит, в композиции использован прием контраста. Для контраста характерна быстрая смена противоположных по смыслу понятий, содержательных частей, употребляемых в тексте, противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.

«было – стало»;

но, однако, зато

  • Размышления автора о том, что …, мы читаем в начале текста. (пример + пояснение). Однако в другом абзаце автор противопоставляет...(пример + пояснение). Так, два приведѐнных примера-иллюстрации, объединенные выразительным приемом контраста, позволяют автору полно раскрыть поднятую им проблему/ подвести читателя к важной мысли.

  • Проблема рассматривается автором с двух сторон. Сначала…(пример из текста + пояснение). Но дальше, используя приѐм контраста, писатель повествует о (пример из текста + пояснение). Так, противопоставляя информацию/ разные точки зрения/ поступки героев…, писатель подводит нас к мысли о том, что…

  • Так, описывая противоположные эмоции (чувства)//противопоставляя героев//сравнивая противоположные по своей сути точки зрения, автор подводит нас к мысли о том, что…

  • Именно контраст между двумя примерами/ противопоставление позволяет глубже/ острее понять, как … (что…)

  • Противопоставляя данные эпизоды/поступки героя/точки зрения, автор использует в тексте выразительный/ экспрессивный/яркий приѐм контраста. Так он акцентирует внимание читателя / пытается вызвать ответные эмоции/ заставляет глубже задуматься/ выделяет качества героя

Сравнение, сопоставление

Если в тексте сравниваются какие-то явления, поступки, точки зрения, ситуации, выводы ученых и т.д., значит, в композиции использован прием сравнения.

В чем проявляется сходство (различие) сопоставляемых явлений?

И если…, то….

Как…, так и…

  • Сравнивая эти примеры (героев, точки зрения, поведение героев, отношение героев к одному и тому же явлению, случаю…), писатель показывает…

  • Из сопоставления этих примеров рождается очень важная мысль о том, что…

  • Два примера-иллюстрации, в основе которых лежит приѐм сравнения, передают чувства, мысли героев/настроение героев/отношения людей к главному герою/переживания героев; раскрывают отношение автора или героя к описываемому событию; помогают передать мысли, чувства героев; служат авторской оценке предмета или явления.

  • Сравниваемые два примера-иллюстрации свидетельствуют о том, что… /указывают на то, что / говорят о том, что/ дают возможность писателю высказать мысль: (текст)…

  • Используя приѐм сравнения в этих двух примерах-иллюстрациях, автор подводит читателя к выводу/ убеждает нас в том, что/ указывает на… / привлекает общественное внимание к актуальной проблеме:…

Причинно-следственные отношения

Если одна часть текста указывает на причину произошедшего, а другая является ее следствием, значит между частями текста установлены причинно-следственные отношения.

Почему это случилось?

Что стало причиной /следствием?

вот почему

поэтому

потому что, из-за того что…

  • Проанализировав два примера, увидев причину того, как… (что…), мы установили причинно-следственные связи между двумя событиями.  Причинно-следственные отношения, раскрытые в двух примерах-иллюстрациях, позволяют автору …

  • Эти рассуждения (примеры) позволяют автору, а вместе с ним, и читателю, понять, что именно является причиной происходящего, а что следствием. Это нужно автору текста, чтобы ….

  • Причинно-следственные отношения, связывающие два примера-иллюстрации, помогают автору убедить нас в том/ акцентировать наше внимание на мысли/ глубже понять характер или поступок героя/ помогают понять эмоции/переживания/тревогу/возмущение автора….

  • Между двумя примерами , приведенными мною из текста, установлены причинно-следственные отношения. С помощью этого выразительного приема автор…

  • Такое расположение эпизодов помогает автору показать/ определить/выявить причину и следствие происходящего. Это важно, потому что….

Вопросно-ответные отношения

Прием вопросно-ответного хода (автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или слушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора (публицистический текст).

Вопрос- ответ

  • В двух приведенных примерах-иллюстрациях, в основе которых лежит приѐм вопросно-ответного хода рассуждения, звучит убеждѐнность автора в том, что данные им оценки (явлениям, героям, поступкам…) верны.

  • Таким образом, задавая вопрос и отвечая на него, автор обосновывает своѐ видение поднятой им проблемы/ пытается убедить читателя/ …

  • Вопросно-ответные отношения, связывающие два примера-иллюстрации, позволяют читателю сначала ответить на вопрос, заданный писателем, а потом сопоставить свой ответ с ответом автора, который считает, что…

  • Два приведенных мною примера связаны вопросно-ответными отношениями. Этот интересный /яркий прием позволяет автору не только привлечь внимание читателя, но и выразить свою гражданскую позицию/ высказать свое возмущение/гнев/упрек…..

  • Правильно заданный вопрос в первой части помог автору найти верный ответ в конце текста, а значит между частями текста – вопросно-ответные отношения.

Прием детализации/ конкретизации/ уточнения

Автор в тексте, подавая первоначально информацию, в дальнейшем сам еѐ конкретизирует, дополняет, уточняя детали, подробности

также, кроме того, более того, например,

иными словами информация + дополнение = полная информация

  • Какие приводит подробности случившегося автор в своем тексте? Так, например, …… . Затем указывает на мельчайшие детали / подробности….

  • Какие же подробности важны для понимания проблемы? Целый ряд важных/значимых деталей помогает автору ответить на поставленный вопрос.

  • Сначала…(пример из текста + пояснение). Но дальше, используя интересный/яркий приѐм детализации, писатель (пример из текста + пояснение). Так, конкретизируя информацию, уточняя разные точки зрения, поступки героев…, писатель подводит нас к мысли о том, что…

  • Именно этот яркий/выразительный прием детализации позволяет автору выделить подробность/ частность, позволяющую передать эмоциональное и смысловое содержание эпизода….

  • Именно приведенные автором детали помогают ему полнее раскрыть проблему/ раскрыть характер героя со всех сторон/ показать эту ситуацию с разных сторон / высказать свою позицию….

Указание на условие

Одна из частей текста показывает условие, при котором что-то произошло или может произойти в будущем.

При каком условии это возможно?

а если? А что будет, если…?

А вдруг…

  • Автор задается вопросом: при каком условии будет возможно/достигнуто/ произойдѐт ….? Он приходит к выводу, что это произойдет, когда/ если/ при условии…..

  • В своем тексте автор показывает: а что будет с…., если……. Эта нарисованная автором картина…. заставляет читателя глубоко задуматься/ сочувствовать герою/ переживать/ негодовать…..

  • Чтобы заострить внимание на…./ заставить читателя задуматься о…/ вызвать ответные чувства/ остановить эту ситуацию, автор показывает, что может случиться, если….

  • Между двумя приведенными мною примерами-иллюстрациями из текста устанавливается глубокая смысловая связь/ выявлена важные смысловые отношения. Если вначале автор показывает…, то затем рисует…. Он это делает, чтобы…

Аналогия

Если автор устанавливает сходство явлений, предметов, процессов по каким-либо признакам путѐм ассоциации, сравнения, размышления, то он прибегает к приему аналогии.

На что это похоже? так же, как, таким же образом, аналогично

  • Автор приводит, на мой взгляд, аналогичные примеры. Как и в первом примере / в начале текста, так и во втором примере прослеживается…../ обнаруживается…/ чувствуется тревога/ гордость/ гнев автора …

  • Именно выразительный приѐм аналогии позволяет читателю глубже/ острее понять, как … (что…)

  • Использование двух аналогичных/ сходных/похожих примеров-иллюстраций, которые приведены в тесте, позволяет писателю раскрыть проблему с разных сторон/ донести до читателя важную мысль/ убедить читателя в достоверности происходящего/….

  • Между двумя примерами , приведенными мною из текста, установлена глубокая смысловая связь отношения. С помощью выразительного приема аналогии автор…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!