СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях.  Продолжить формирование умения работать с микроскопом.

Просмотр содержимого документа
««Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки.»

Биология 5

Класс 5а 5б 5в 5г

Дата

М-4

Тип модуля изучения нового материала.  

Тема: Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.

Лабораторная работа №2 « Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, лук - репка,  микролаборатория, компьютер, мультимедийное оборудование



Цель: сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях; продолжить формирование умения работать с микроскопом; научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки

Планируемые  результаты обучения

Предметные: учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради.

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать в паре  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные: работать  с учебником;

- находить отличия;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.

  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  

  3. Продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.       

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

  4. Оценивать собственный вклад в работу пары.

Основные понятия урока: клетка, клеточная мембрана, клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли. 

Деятельность учащихся: приготовление микропрепарата и изучение его под микроскопом, схематическое изображение строения клетки в тетради, обсуждение результатов работы.

Формы работы: самостоятельная, фронтальная, в парах

Методы: частично – поисковый, иллюстративный.





УЭ-0 Организационный момент (3 мин)

Проверка готовности класса к модулю.



Мотивация

Учитель:

Добрый день, ребята! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. . Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии.

Какую? Вы позже назовете сами.

Учитель:У нас сегодня необычная Гостья (клетка)

Я - жизни всей основа!

Но скажу вам только сразу,

Что никто и никогда

Не увидит меня глазом.


Из множества таких как я

Апельсин и киви состоят,

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!


Отгадка кроется в простом-

Я живу во всём живом!


-Ребята, она невидимая глазом

-Из множества таких как она состоят разные организмы.

-Она живёт во всём живом. (Слайд 1)

Подумайте, что же это такое?

-Клетка!–

Так какова же тема сегодняшнего модуля ? (версии детей)


Учитель: Итак, тема нашего модуля «Клетка и её строение …..».Слайд2)

(записать проговоренную тему на доске, а дети находят её в тетрадях)


- Обратите внимание, она не однородная. В её состав входят какие-то части:

Ядро, вакуоль, цитоплазма, оболочка.

-Как вы думаете чем же сегодня мы будем заниматься на модуле (изучать из чего состоит клетка)

Учитель:

Цель: изучить строение клетки, и из чего она состоит т.е. роль органоидов клетки,

А органоидами в клетке как вы думаете что можно назвать (ядро, вакуоль, цитоплазму и т. д.) (слайд 3)

Внимание проблема! А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии?



УЭ-1 Актуализация опорных знаний (20 мин.)



Учитель: С помощью чего мы сможем узнать строение клетки?

(с помощью микроскопа)( Позже слайд 4)

Давайте с вами вспомним устройство микроскопа

( дети показывают на объекте)








Каковы правила работе с микроскопом? (ответы детей)



Входной контроль

Тест учителя

УЭ-2 Изучение нового материала ( 7 мин + 40 мин)

Долгое время увеличительные приборы использовались для развлечения. Их рекламировали, как привлекательные предметы «для глаз и души». Невидимым микромиром т увеличительными приборами заинтересовался царь Петр I. Он отправился к А. Левенгуку в Амстердам , чтобы увидеть « чудеса» открывающие с помощью увеличительных приборов.

Давайте и мы с вами заглянем в микроскоп. Посмотрим, из чего состоит организм.

Клеточный уровень это самый мелкий уровень организации живой природы.

Мы все и растительный организм и мы животные организмы состоим из клеток, клетка – универсальный элемент строения всего живого.

Некоторые организмы состоят из несметного количества клеток (кит или огромное дерево), некоторые состоят всего лишь из одной клетки( инфузории).

Мы сегодня разберемся в чем особенность строения именно клетки растительной.

Давайте изобразим портрет клетки и на нем отобразим главные ее внутренние части, главные органоиды клетки, т.е. органы клетки.

  1. Клетка окружена снаружи тонкой пленочкой, эта пленочка называется клеточная мембрана. ( любая клетка покрыта такой клеточной мембраной)

  2. Снаружи от клеточной мембраны лежит клеточная оболочка ( она толще клеточной мембраны и состоит она из особого вещества – целлюлозы, целлюлоза – вам знакомо это слово, бумага состоит из целлюлозы, вата это чистая целлюлоза) Целлюлоза она хорошо пропускает клеточные вещества например воду и растворенные в ней соли.

  3. Между клетками , которые находятся рядом должно происходить общение, оно возможно с помощью химических веществ. Толстая клеточная оболочка могла бы помешать этому общению, поэтому в клеточной оболочке есть дырочки, окошки, они такие маленькие, что их назвали порами. Поры у двух соседних клеток оказываются точно напротив.

  4. Внутри клетки имеются органоиды – они подобные органам. Так их назвали ученные. Их очень много. Но мы остановимся на более важных или отличительных для растительной клетки.

- самый важный органоид в любой клетки, это ядро ( оно содержит всю об этой клетки информацию) в ядре находится особая молекула, на которой написана как- бы в строчку вся информация об этой клетке , что клетка должна делать в той или иной ситуации, как она должна расти, как она должна себя строить, реагировать. Ядро можно сравнить с жестким диском компьютера , где хранятся все файлы.

Ядро управляет клеткой, владеет миром клетки.

  1. Центральная вакуоль – это крупный внутренний пузырек. Зачем нужна клетке такая крупная вакуоль:

  1. удобно складывать все запасные вещества ( клеточный сок)- сок свеклы, апельсина, томаты. Этот сок образуется из лопнувших центральных вакуолей.

  2. еще в центр. вакуоли могут быть окрашенные вещества разного цвета это служит окрашиванием разный частей растения.

  3. С помощью центральной вакуоли происходит рост растений. Как это происходит? Мы поговорим позднее, когда мы будем обсуждать жизнь растительной клетки.

  1. Хлоропласты самые важные органоиды в клетке. Они не такие большие, как вакуоль или ядро, многочисленные, но именно в них происходит самый важный для растения процесс, процесс фотосинтеза. При фотосинтезе растение получает питание. Хлоропласты- не большие органоиды, они обычно овальные, округлые.

Функция хлоропласта – фотосинтез.

  1. Органоиды в клетке плавают, как например купальщики в озере. Это озеро, озеро внутренней клетки называется цитоплазма. Это не просто вода, это сложный раствор разных веществ. Цитоплазма нужна клетке так же, как нам нужна кровь, для связи между органоидами. Для того , чтобы органоиды были не изолированы друг от друга. И подобно как наша кровь циркулирует по организму, также и в клетках растений мы можем наблюдать движение по кругу цитоплазмы

Цитоплазма- это жидкая часть клетки, имеет сложный состав и нужна для связи органоидов.

  1. Вакуоли( от лат. «вакуус» – пустой) – содержат клеточный сок.

Это самые важные органоиды растительной клетки.

Физкультминутка

Загляните на часок

В нашу клетку-теремок,

В цитоплазме там и тут

Органоиды живут.

Там такое происходит-

Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям



В чем смысл жизни клетки?

Давйте вспомним свойства живых организмов.

Слайд

Оказывается, все эти свойства основываются на жизнедеятельности клетки.

Выходит смысл жизни клетки состоит в том, чтобы жить.

Мы можем изначально рассмотреть, как свойства живого проявляются на клеточном уровне.

Обмен веществ – это поступление различных веществ в организм, их переработка и выделение конечных продуктов.

Переработка веществ происходит в клетке. Клетка – это химическая микро лаборатория.

Чтобы попасть в клетку вещества должны пройти сквозь границу клетки – клеточную мембрану, а она действует как настоящая таможня, пропускает в клетку только то, что нужно. Это свойство мембраны называется избирательной проницаемостью.

Через мембрану проходят очень немногие вещества. Например, вода. Крупные молекулы не могут проникнуть сквозь мембрану. Для того, чтобы они попали в клетку, мембрана должна их туда транспортировать, для этого служат специальные каналы из белков.

Очень крупные частички поступают в клетку благодаря порам, которые расположены в мембране, конечные продукты распада выводятся таким же способом.

Попадание нужных веществ в клетку называется питанием.

Питательные вещества используются в двух целях.

- для построения тела

- для получения энергии

Важнейшие вещества из которых состоит любой живой организм – белки.

Белки это крупные и сложные молекулы.

Органоиды клетки , которые занимаются сборкой белковых молекул – рибосомы.

Процесс синтеза белков требует затрат энергии.

Если для построения веществ энергия должна быть затрачена, то при распаде веществ энергия выделяется.

Распад питателных веществ в организме можно сравнить с горением, разница в том, что горение происходит постепенно, в виде тепла выделяется только часть энергии. Большая часть энергии запасается в особых молекулах.

Для распада пит. веществ внутри клетки нужен кислород. Процесс распада пит. веществ под действием кислорода называют биологическим окислением..

Биологическое окисление протекает в митохондриях клеток ( энергетическими станциями клетки).

В процессе окисления поглощается кислород , а выделяется углекислый газ. Это дыхание.

ДЫХАНИЕ – БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОКИСЛЕНИЕ.

Дыхание – это внутриклеточный процесс окисления пит. веществ при помощи кислорода, в результате которого выделяется энергия и образуется углекислый газ.

Раздражимость – это способность живых существ реагировать на воздействие окружающей среды.

Можно провести эксперимент с организмом тело которого состоит из одной клетки – простейшие – инфузории.

Способность организма к росту и размножению основано на клеточных процессах. Число клеток в организме увеличивается благодаря их делению.



Как же живет клетка?

Ученные выделяют три возраста клетки.

Начнем с раннего возраста клетки. Это клетка образовательной ткани. Это клетка постоянно делящаяся, т.е. размножающаяся ( была одна клетка, потом в результате процесса стало две, что это за процесс? Процесс деления клетки сложный, подробнее об этом процессе мы будем говорить в старших классах.

Сейчас о самом важном.

  1. Клетка должна позаботится о информации, т.е она должна сделать так, чтобы две ее дочерние клетки получили бы ее информацию полную , достаточную, хорошую. Для этого нужно заранее удвоить как- бы отксерокопировать ту информацию, которая изначально в клетке есть. Это происходит заранее, и когда клетка делится, это информация находится на молекуле , он расходится по разные стороны, в те стороны где будут образовываться ядра новых клеток. Должна разойтись информация будущей клетки.

  2. Теперь должна поделиться цитоплазма и органоиды между будущими сестрами.

Проще всего это сделать, выстроив по - средине клетки перегородку. Как- бы мы например делили комнату. Так образуются две новые клетки.

Что важное! Стенка при делении образуется из целлюлозы, когда эта стенка образуется , в ней появляются маленькие дырочки с помощью которой две сестринские клетки будут общаться. Вот почему поры, эти мелкие дырочки образуются напротив друг друга. Вы это уже помните.



Клетка делилась, делилась, делилась и прекращает делиться.



Наступает второй возраст растительной клетки. Это возраст связан с ростом. Пока она делилась, клетка тоже росла. Но она росла медленно, за счет питания. ( помните мама, часто говорит: кушай, а то не вырастешь).

Активный ее рост наступает за счет воды. Воды всегда больше чем еды. Куда же клетке накачать эту воду, это будет мешок- центральная вакуоль. Как происходит этот процесс? Мелкие вакуоли молодых клеток сливаются в одну и образуют большую центральную вакуоль, она заполняется водой и растягивается т.е. растет быстрым ростом или растяжением ( за несколько часов она увеличивается в размерах от10 до 50 раз).

Если бы сосна питалась как мы, пищей, она была с человеческий рост.



Третий возраст клетки это приобретение особенностей во внутреннем ее строении , т.е. особенностям той ткани к которой она будет принадлежать. Это тема ткани клетки.





УЭ-3 Выходной контроль (10 мин)

УчительЧто за чудо эта клетка!

Нам не стоит и гадать.

Просто надо эту клетку

В микроскопе увидать!


Учитель

- А сейчас подошло время приготовить микропрепарат кожицы чешуи лука. (Ребята изучают инструктивную карточку на слайде презентации и на печатных листках)


Лабораторная работа №2 « Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».

(Работа выполняется по инструктивной карточке и оформляется в лабораторной тетради).












- Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование.

Проверьте сами себя – поняли ли вы тот материал, о котором говорили сегодня на уроке.

Систематизация и обобщение знаний

(работа в парах: учащиеся выполняют задания и оценивают друг друга)


- Какие утверждения верны?


Поставьте знак «+» или «-»

1.Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

2.Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.

3.Каждая клетка имеет плотную оболочку с порами.

4.Лупа – самый сильный увеличительный прибор.

5.Живые клетки только питаются.

6.Клетки одинаковы по форме и размерам

7.Организм человека состоит из клеток.

Взаимопроверка

Моделирование

Из предложенных органоидов составить модель клетки (картон, модели органоидов клетки)


Как же теперь мы ответим на вопрос

-Для чего же мы изучаем клетку?

-Почему нам это важно при изучении биологии?

Рефлексия (3 мин.)

«Заверши предложения»

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Было трудно …



Домашнее задание ( 3 мин.)

Всем. §8,9 читать

Б.у. вопросы

П.у. Составить кроссворд по теме «Клетка»

В.у. сочинить сказку о клетке.

Подведение итогов ( 4 мин.)

  1. Какова была наша цель перед занятием и на нам удалось её реализовать?

  2. Назовите трудности, с которыми вы столкнулись на модуле.

  3. Каким образом вы преодолевали эти трудности?

  4. Чему вы научились сегодня на модуле?

  5. Что вам удалось больше всего при изучении темы?

  6. Что не получилось и почему?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!