Классный час на тему: «Законы, по которым мы живем»
для учащихся 1 (1-4) классов.
Пояснительная записка.
Данная тема внеклассного занятия относится к курсу правоведения в разделе «Мораль и право». Занятие может проводиться в 1-4 классах начальной ступени обучения, предпочтительно в 1-2 классах НОО. Цель и задачи внеклассного занятия актуальны для данной возрастной категории обучающихся.
Цель – ознакомление обучающихся с понятием «закон», и значимостью законов в жизни людей.
Задачи:
1. Рассмотреть понятия «закон», «конституция», «права», «декларация». Объяснить их значение в жизни людей;
2. Дать первоначальное представление о правах граждан России через знакомство с Конституцией РФ и Всеобщей Декларацией прав человека.
3. Расширять кругозор обучающихся, их любознательность; формировать правовую грамотность младших школьников на этапе НОО.
4. Воспитывать гражданскую позицию, патриотов своей страны.
Перечень информационного обеспечения и оснащения:
1. ИКТ коммуникации (Интернет-ресурсы, все определения понятий внеклассного занятия).
2. Учебные пособия для учащихся: Е. Шабальник «Права на всякий случай», В. Антонов «Изучаем права человека», словарь Ожегова, Конституция РФ, Декларация прав человека.
3. Рисунки из сказок («Чиполино», «Буратино», «3 толстяка».
4. Оформление к игре «Трон» (корона, трон).
5. Мысли мудрых о законах.
6. Пословицы и поговорки о праве и правосудии.
7. Сказки: «Приключения Буратино», «Чиполино», «3 толстяка», «Аленький цветочек», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о царе Салтане», «Лягушка-путешественница», «Гадкий утенок».
Ход классного часа.
I. Вступительная часть.
- Сегодня наше занятие будет не такое, как обыкновенные уроки.
- Во-первых, потому, что у нас гости.
- Во-вторых, что это урок – классный час на тему: «Законы, по которым мы живем»
- Мы познакомимся с новыми для вас, ребята, понятиями. Узнаем, что такое закон и какие права есть у людей в нашей стране.
II. Основная часть.
- Начнем мы сегодня с игры, которая называется «Эстафета».
2.1. Каждый ряд учеников составляет отдельную команду. Сидящие на первых партах – капитаны команд.
2.2. Каждая команда получает предметы. – «Игра началась!» (Недовольство участников команд).
2.3. Удивление учителя: «Вы не умеете играть?»
- Тогда слушайте: «Вы должны передавать эти предметы по одному с первых на последние парты. Команда, закончившая первой, выигрывает». Передаем все предметы капитанам. – «Игра началась!»
2.4. Снова останавливаю игру.
- Передайте все предметы капитану. Вы забыли, что передавать предметы надо только через левое плечо. (На жалобы не реагирую). – «Игра началась!»
2.5. Останавливаю игру. На 2 ряду больше мальчиков и поэтому они должны передать предметы не один, а два раза туда и обратно. – «Игра началась!»
2.6. Останавливаю игру. По новым правилам передаем предметы через правое плечо. Доигрываем до конца. Победителей хвалю, всех благодарю.
Вопросы после игры:
- Что вам не понравилось или вызвало замешательство в ходе игры?
- Почему игра показалась вам нечестной и несправедливой?
- Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно?
Смотрим на доску:
- В игре должны быть правила. Эти правила должны быть известны.
- Правила должны быть ясными, четкими и понятными.
- Правила не должны меняться по ходу игры.
- Все участники игры должны быть равны.
А) А что такое правило?
- Это норма поведения.
- Постановление, устанавливающее порядок чего-нибудь.
Ребята, а какие же правила известны людям, нам с вами? Которыми все пользуются?
- (ПДД, правила русского языка, правила поведения учащихся в школе и т.д.)
- Молодцы!
Б) А знаете ли вы, что правило, которое обязательно для всех, называется законом?
Закон:
- связь каких-нибудь явлений в определенном порядке;
- общеобязательное правило;
- постановление государственной власти.
Законы, принимаемые в государстве, есть в каждой стране. За их соблюдением следит государство. Для этого есть полиция, прокуратура, суд. Человек, нарушивший закон, считается преступником и может быть помещен в тюрьму после решения суда. Такой человек – правонарушитель.
Законы помогают организовать жизнь людей, общества, государства. Они помогают соблюдать справедливость.
- Как вы думаете, ребята, что было бы, если не было законов, правил в стране?
- Если бы каждый делал все, что хотел, то была бы неразбериха и беспорядок.
В) Оказывается, есть самый главный закон в нашей стране, и называется он – Конституция. Конституция – основной закон государства.
- Знакомство с брошюрой «Конституция РФ». Зачитывание вслух 1 – 4 статей.
Г) И вновь игра – «Трон».
- Подумайте, какой бы закон, правило вы хотели ввести в нашей школе?
- Оказавшись у доски, на «троне» вы устно издадите свой указ.
Д) Кроме Конституции – главного закона страны, есть еще один очень важный документ, в котором описаны все права человека. Давайте узнаем, какие это права?
- Работа с наглядным пособием «Права на всякий случай».
- А сейчас попробуем применить только полученные знания о правах.
Работаем по пособию «Изучаем права» с простым карандашом.
III.
Заслушиваем отрывок с пластинки.
- Из какой сказки вы услышали отрывок записи, ребята?
- Правильно, «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого.
Я зачитываю для вас отрывок, а вы должны догадаться о нарушении каких прав здесь идет речь.
- Государство в книге несправедливое, так как в нем не соблюдаются законы.
Работа по наглядности «Мысли мудрых».
IV. Обобщение урока.
Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что нового мы узнали?
Что такое закон? Что такое Конституция?
Для чего нужны законы, по которым мы живем?
- Я рада, что после сегодняшнего урока вы стали больше знать, стали более грамотными людьми и дома сможете рассказать родителям, близким, друзьям, что такое законы и для чего они нужны. Благодарю всех за работу.