СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Выборы -это право или ответственность?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у учащихся чувства патриотизма и гуманности.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Выборы -это право или ответственность?"»













Классный час на тему:

«Выборы – это право или обязанность?»























Классный час на тему:

«Выборы – это право или обязанность?».

Цель обучения: обобщить и систематизировать знания учащихся об избирательной системе.

Цель воспитания: формирование у учащихся чувств патриотизма, гуманности.

Цель развития: развитие умений применять знания на практике, развитие инициативы, добиваться намеченной цели.

Метод: монологическое изложение.

Ход мероприятия:

1.Вступление

Для того чтобы понять, о чём мы сегодня будем говорить давайте обратимся к первому кадру презентации.

- Что мы видим на картине? Кто его автор?

Эта картина написана Виктором Михайловичем Васнецовым и называется «Витязь на распутье». Картина была создана в 1882 году в качестве подарка Савве Ивановичу Мамонтову. Для написания этой картины Виктор Михайлович использовал народный эпос. (Читает стихотворение ученик).

Да наехал он в чистом поле три дороженьки

Три дороженьки, три ростании.

На тех ростанях лежит там бел горюч камень.

А на камени том подпись подписана:

«Налевуехати – богату быть,

Направуехати – женату быть,

На прямуехати – живу не бывати, -

Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному!»

- Что мы видим на картине?

В бессилии опустил витязь копьё, читая надпись. Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В одном из своих писем В. М. Васнецов пишет: «На камне написано: «Как прямуехати – живы не бывати. Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному». Следуемые дали надписи: «Направуехати – богатому быти – на камне не видны, я их спрятал под мох и стёр частью». Значит одна ему дорога – туда, где не быть ему живому.

На картине запечатлён момент тяжёлого раздумья, размышления о выборе. Опущенная голова богатыря говорит о сложности данного момента в жизни человека.

Человеческий череп напоминает нам о бренности бытия. А может быть и предупреждает: выбор должен быть продуманным.

Куда идти витязю? Ведь и дороги – то никакой нет. Казалось бы, полная безысходность, нет пути ни вправо, ни влево, а прямо – смерть. Но при взгляде на картину вспоминаешь былину «Илья Муромец». Не побоялся Илья Муромец трудного пути и победил разбойников. Думается и витязь, очнувшись от тяжёлых дум поедет прямо, чтобы уничтожить злую силу, закрывшую этот путь.

- Какой главный вопрос картины?

Это - выбор. Каждый день мы сталкиваемся с проблемой выбора.



Что стоишь, ты гордый витязь –

Молча, голову склонил?

Под тобою конь могучий

Тоже гриву опустил!

Что предстало твоим очам,

На закате того дня?

Даже конь идти не хочет –

Жуткий страх сковал коня…

Пред тобою поле брани,

Стаи воронов кружат,

Только заросли и камни,

Кости, трупы – сущий ад!...

И стоит тут вечный камень,

На распутье трёх дорог

Каждая дорога манит,

Только в каждой есть подвох:

- Если ты пойдёшь налево –

Потеряешь ты коня,

Ну, а если же, направо –

Не продержишься и дня.

Прямо – тоже путь смертельный –

Не сносить там головы…

Что же делать? Будь, что будет!

Не отдашь ты булавы!

Будешь биться храбро, смело,

Всех хазаров победишь!

Пусть один ты в поле воин

Но за Русь ты отомстишь.

Тема сегодняшнего классного часа - это выборы.

2.Основная часть:

Следующий слайд презентации. Тема сегодняшнего классного часа: «Выборы – это право или обязанность?»

В жизни человека всегда приходится выбирать: друзей, профессию, поступки и многое другое. Сделать выбор своей судьбы очень трудно. Но ещё труднее выбирать, когда речь идёт о судьбе целого государства.

Сегодня мы будем говорить об истории выборов в нашей стране, избирательном праве, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом, избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах вместе на нашем уроке.

Слайд: эпиграф.

Эпиграфом нашего урока я выбрала слова Джона Адамса: «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство», Что по- вашему значат эти слова? Что хотел сказать нам американский государственный и политический деятель? Прав ли он?

Слайд – «Вече».

История проведения выборов уходит корнями в далёкое прошлое нашего государства. Это первые века существования древнерусского государства. Для многих земель было характерно избрание князей и значительного числа должностных лиц на вечевых собраниях. Само появление на исторической арене основателя династии князя Рюрика предстаёт перед нами в летописи результатом не завоевания, а общего политического решения объединённых славянских и финских земель.

Особенно яркие примеры даёт история северо – западных земель: Новгорода и Пскова. Здесь сложилась особая форма правления – феодальная республика, в которой главные должностные лица избирались на определённый срок на общем собрании горожан - вече. Решения принимались путём открытого голосования. На городской площади собиралось большое количество людей. Собравшиеся выкрикивали свою точку зрения. Обсуждение вопроса могло длиться не один день. Вопрос оставался открытым, пока участвующие в голосовании не приходили к «единогласию». Случалось, сторонники разных точек зрения устраивали драки, выясняя, кто должен уступить при голосовании.

С образование централизованного государства необходимость в существовании веча отпала. Централизованной монархии вече как государственный орган был не нужен. Но нужен был другой институт и взамен вече приходит сословно – представительный орган, который бы поддерживал политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах. Таким институтом стали Земские соборы.

Слайд – Земский собор.

Земские соборы просуществовали менее 150 лет. Первый был созван Иваном Грозным в 1549 году. Последний во время правления Софьи в 1683-1684 году. Становление абсолютной монархии прервало традиции формирования российских представительных институтов, которые появятся уже вновь в ХХ веке. В отличие от многих европейских государств, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная дума.

Слайд – Государственная дума.

Дважды её разгоняло правительство, но она просуществовало около 12 лет. Вплоть до падения самодержавия.

Слайд – парламент в Англии. Выступление ученика с кратким сообщением об истории создания парламента в Англии.

Слайд – ликвидация Государственной думы.

Свержение самодержавия и приход к власти большевиков положили конец формированию в России парламентаризма. Советская демократия была весьма своеобразным политическим явлением. Так, например, выборы сохранялись. Но на них некого было выбирать. За 48 лет существования Верховного Совета СССР ни один из его 1500 членов ни разу не выступил против принятия законов и декретов, составляемых ЦК КПСС.

Слайд – Конституция 12 декабря 1993г.

12 декабря 1993г. был проведён референдум. 58% участвовавших в референдуме одобрили президентский проект Конституции. Одним из положений стало образование нового двухпалатного парламента – Федерального собрания.

В Конституции РФ в статье 94 говорится:

Федеральное собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

А в статье 95 даётся объяснение устройству Федерального собрания:

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

- А кто знает, как называется представительный орган в Республике Мордовия?

Конечно, это Государственный Совет.

Выступление ученика о Государственном Совете Республики Мордовии. (Информация из Конституции РМ: глава 1).

Слайд – 17 марта 1991г. Референдум о введении поста Президента РСФСР.

В главе 4 Конституции РФ говорится о Президенте РФ (кто может стать президентом, какими правами и обязанности он обладает). Так в статье 80 в пункте 1 провозглашается , что Президент РФ является главой государства. А в статье 81 говорится о том, что Президент РФ избирается сроком на 6 лет и может быть избран Президентом гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

А что же говорится в Конституции Республики Мордовии на счёт Президента РМ. Обратимся к самому источнику – Конституции РМ. В статье 91 говорится: Президентом республики Мордовии может быть избран гражданин РМ не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками РМ. Президент РМ избирается сроком на 5 лет.

- Как вы считаете, в каком случае к кандидатуре Президента выдвигаются более жёсткие требования и почему? (ответы учеников).

Слайд – принципы избирательной системы (равные, прямые, всеобщие, тайные).

- Как вы понимаете эти принципы? (ответы учеников).

Слайд – из истории президентства.

Слайд - данные опроса среди учеников школы.

Анализ последних выборов президента.

«У каждого народа те правители, каких он заслуживает». (Хилер Бэллок ).

Слайд – определение обывателя.

Слайд – определение гражданина.

Слайды – законы обывателя и гражданина.

На сегодняшний день существует две позиции по отношению к выборам. И после их озвучивания их, хотелось бы услышать мнение присутствующих – кто же из выступающих прав, а кто ошибается.

Выступления учеников: один высказывает и доказывает свою позицию – о необходимости принимать участие в выборах, другой учащийся – о том, что на выборы можно не ходить, потому что мы не можем влиять на ситуацию в стране.

Анкетирование.

1.Если ваш лучший друг будет уговаривать вас проголосовать за кандидата на пост президента.который нравится ему, то:

А) сделаю, что просит

Б) не знаю, как поступить

В) не сделаю.

2.Если вам предложат приличные деньги за ваш избирательный бюллетень, то:

А) продам

Б) не знаю как поступить

В) не продам

3.Если вы узнаете, что в день выборов президента ваши родители собрались за город или в гости и не намерены голосовать. То:

А) промолчу

Б) не знаю, как поступить

В) буду просить проголосовать.

4.Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодёжи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу на протяжении всего срока его президентства. То:

А) проголосую за него

Б) не знаю, как поступить

В) проголосую за другого кандидата.

5.Если в день выборов президента у меня появится шанс классно отдохнуть, то я:

А) не проголосую

Б) не знаю, как поступить

В)буду просить проголосовать.

6.Если один из кандидатов пообещает резко снизить цены на продукты и одежду, то:

А) проголосую за него

Б) не знаю, как поступить

В) не проголосую за него.

7.Если один из кандидатов пообещает очистить страну от « инородцев, из-за которых все неприятности», то:

А) проголосую за него

Б) не знаю, как поступить

Не проголосую за него.


8.Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:

А) проголосую за него

Б) не знаю, как поступить.

Если в ваших ответах преобладает вариант «А».

То печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает . что и ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете , что от вашего мнения многое зависит. Например, будете ли вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется). Во- первых, вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы.

Во – вторых, продавая свой голос за обещанные блага, вы всё равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания не будут выполнены. А вот на колючую проволоку для таких, как вы у нового президента денег обязательно хватит.

Если в ответе преобладает вариант «Б».

То вы не многим отличается от предыдущего избирателя. Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что вас политика никогда не коснётся. Я, мол ,человек маленький (муху не обижу).

Если в ответах преобладает вариант «В».

То всё в порядке. Страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и вы.

Задумайтесь над результатами. Скоро каждому из вас предстоит пройти процедуру выборов. Помните: вы сами создаёте свою судьбу.

3.Заключение

Притча.

В стародавние времена в одном городе жили – были два мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично. И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли два мудреца. Один из них был, очевидно уверен в своей победе. Счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно. Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперёд свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках? Живое или мёртвое?» Он полагал, что если соперник скажет «Живое», то можно будет с лёгкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях и показать всем горожанам насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «мёртвое», то он выпустит бабочку и она взмахнув крыльями на глазах у изумлённой публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен. Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Всё в твоих руках». И действительно всё в наших руках: дальнейшие пути – дороги, учёба, здоровье и многое другое, что мы называем жизнью. Мы не должны оставаться равнодушными к людям, событиям, которые происходят в стране. Хочется надеется, что вы мир сделаете лучше, добрее. Разумнее.

Слайд – последний эпиграф.

А теперь пусть каждый из присутствующих на данном уроке сделает свой выбор. На выданных листах бумаги напишите «да» или «нет». Эти слова будут означать вашу гражданскую позицию. «ДА» - быть активным жителем своей страны, участвующим в принятии судьбоносных решений. «НЕТ» - остаться пассивным наблюдателем постоянно обвиняющим власть и общество. Опустите ваши листы в импровизированную урну.

4. домашнего задания -написание мини-сочинения по теме «Молодёжь и выборы».




Анкета

Моя политическая и правовая культура



1.Хорошо ли я знаю руководителей государства (их фамилии, занимаемые должности)?

2.Есть ли у меня чёткая политическая позиция?

3.Смогу ли я в споре о политическом положении отстоять свою точку зрения?

4.Могу ли я спрогнозировать политическую ситуацию?

5.Часто ли я просматриваю в газетах статьи и другие материалы о внутренней и внешней политике государства?

6.Если по телевизору идёт передача на политическую тему, я обязательно смотрю эту передачу.

7.Я хорошо представляю себе, что такое диктатура, демократия, республика, монархия, тоталитарный режим.

8.Интересует ли меня юриспруденция (элементарная теория права, законы, правовые факты и т.д.)

9.Часто ли я специально смотрю телепередачи о праве и законах?

10.Есть ли у меня убеждение в необходимости исполнять все правовые нормы?

11.Испытываю ли я возмущение (неприятное чувство), когда узнаю об очередном грубом правонарушении?

12.Я хорошо представляю себе, что такое правовое государство, право, законы, подзаконные акты?

13.Я неплохо знаю основные нормы ряда отраслей права ( конституционного, гражданского, трудового, семейного, и др.).

14. Я понимаю необходимость хорошего знания норм избирательного права и избирательного процесса.

15. Когда идёт предвыборная кампания или подготовка к референдуму, я интересуюсь её развитием.

16. Я считаю, что каждый человек обязан проголосовать на выборах или референдуме.

17. В будущем я хотел бы активно принимать участие в политической жизни города, страны на основе хорошего знания права.





Ключи к анкете

«Да» - 3 балла

« Не уверен» - 2 балла

«Нет» - 1 балл.

Особенности вашей политической культуры (вопросы 1-7, 15-17).

26-30 баллов – вы имеете чёткую политическую позицию.

16-26 баллов – вы разбираетесь в политической ситуации в стране, но ваши взгляды не отличаются определённостью.

Менее 16 баллов – ваши интересы далеки от политики.

Особенности вашей правовой культуры (вопросы 8-17).

26-30 баллов – основа вашей правовой культуры доброкачественна

16-26 баллов – правовая сфера вам не чужда, но вам предстоит много освоить в этой области.

Менее 16 баллов – ваши интересы далеки от права
















Заявка.

  1. Милютина ЗульфияРафгатовна. Учитель истории и обществоведческих дисциплин. МБОУ «Екатерининская основная общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ».

  2. Классный час на тему: «Выборы – это право или обязанность?»

  3. 423196 РТ Новошешминский район с. Сл. Екатерининская улица Молодёжная дом 12 кв,1.

  4. Номер мобильного телефона: 89047623579.

  5. Домашний телефон: (884348)36773.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!