СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Великий и могучий русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Великий и могучий русский язык"»

Классный час «Великий и могучий толковый словарь»


Вступительное слово, постановка целей мероприятия.

Цели: – расширить кругозор учащихся;

– привить интерес к предмету «Русский язык»;

–дать понять учащимся о ценности и значимости образования на примере рассказа о жизни и деятельности великого человека.



Пассажир сидит в электричке и, читая книгу, время от времени восклицает:

- Вот это да!!! Никогда бы не подумал!!! Не может быть!!!

В конце концов другие пассажиры не выдерживают и хором спрашивают:

- Да что же вы такое читаете?

- Толковый словарь.

23 сентября исполнилось бы 120 лет со дня рождения Сергея Ивановича Ожегова, составителя толкового словаря русского языка.

Что мы знаем об авторах самых знаменитых словарей русского языка: В.И.Дале, Д.Н.Ушакове, С.И.Ожегове? Какую-то скудную информацию, справку из рубрики «Это интересно». Что-нибудь вроде того, что Владимир Даль по национальности был не русским, а наполовину датчанином.

О Сергее Ивановиче Ожегове мы не знаем даже такой малости! Далеко не каждый правильно поставит ударение в его фамилии.

Очень немногие слышали о том, что «Словарь русского языка» за последние 50 лет издавался двадцать четыре раза. (Сергей Иванович шутил, что по тиражам его словарь не уступает трудам всех классиков марксизма-ленинизма вместе взятых).

И даже те, для кого словарь Ожегова стал настольной книгой, знают о его авторе очень мало. Быть может, его 115 – летняя годовщина со дня рождения (очередная юбилейная дата) этого замечательного учёного-лингвиста станет поводом, наконец, поинтересоваться...

Историческая справка о жизни и деятельности С.И.Ожегова. Биография Ожегова и его близких настолько насыщена сложными, драматическими событиями, что вполне могла бы стать основой самостоятельного труда, посвященного судьбам русской интеллигенции. Ожеговы происходили из демидовских крепостных, работавших на уральских заводах («ожегом» называли палку, которую опускали в расплавленный металл, чтобы определить степень готовности массы). Дед Сергея работал лаборантом на Екатеринбургском заводе, всем своим четырнадцати сыновьям и дочерям он сумел дать высшее образование. Отец Сергея — Иван Иванович — стал инженером и получил место на бумажной фабрике Кувшиновой, славившейся своими техническими новшествами. Сама Кувшинова была близка социал-демократическим идеям и сумела создать в Каменном благоустроенный жилой поселок, в котором находились не только больницы и школы, но даже Народный дом. Молодой инженер получил четырехкомнатную квартиру, ставшую центром сбора местной интеллигенции. Известно, что там бывал и гостивший М. Горький.

Мать Ожегова работала акушеркой в фабричной больнице. Она родила трех сыновей, старшим из которых и был Сергей. Средний из братьев позже учился в Институте гражданских офицеров на архитектурном факультете, младший стал студентом Института путей сообщения.

В 1909 г. Ожеговы переехали в Петербург. Иван Иванович стал работать в Экспедиции заготовления государственных бумаг (будущем Гознаке). Он получил квартиру, в которой разместилась его большая семья. Сергей начал ходить в гимназию, увлекся шахматами, состоял в спортивном обществе. Закончив гимназию, он поступил в Петроградский университет, однако вскоре уехал к родственникам в городок Опочку.

Ожегов – студент. 5 декабря 1918 г. Сергей Ожегов зачислился вольноопределяющим в Красную армию. Ему пришлось воевать под Нарвой в должности начальника штаба батальона. За бои в Карелии его наградили особым знаком «В память освобождения Советской Карелии от белофинских банд».

В середине 1920 года дивизию, в которой служил Ожегов, перебрасывают на Южную Украину. Он возглавляет полковую разведку, потом штаб полка. В то время велись интенсивные бои с войсками Врангеля, но Ожегову приходилось участвовать и в ликвидации местных банд. Вскоре его назначают начальником штаба тыла.

До 1922 года Ожегов служил на руководящих должностях в штабе Харьковского военного округа в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Ему предлагают продолжить образование в военной академии, но Сергей отказывается, демобилизуется по состоянию здоровья и возвращается в Петроград, продолжает учебу на филологическом факультете университета.

Незадолго до окончания университета Ожегов женился на студентке филологического факультета Педагогического института имени А. Герцена. Тесть Ожегова — священник — в свое время мечтал о консерватории, но судьба распорядилась иначе, и любовь к музыке он реализовывал в семейном кругу. В воспоминаниях сына Ожегова говорится, что дед виртуозно играл на фисгармонии как классическую, так и народную музыку.

Уже на старших курсах Ожегов начал преподавать русский язык. В 1926 году он заканчивает Ленинградский университет, постепенно входит в круг ленинградских лингвистов. Своими учителями он называл будущих академиков В.В. Виноградова и Л.В. Щербу. Особую роль в судьбе Ожегова сыграл Д.Н. Ушаков, привлекший его к работе над четырехтомным толковым словарем русского языка. В то же время молодой филолог завязывает дружбу с А. Реформатским, позже написавшим ставший классическим учебник по курсу «Введение в языкознание».

Ожегов не относился к кабинетным затворникам, он любил дружеские компании и общение с друзьями считал лучшим отдыхом. Жена Ожегова умела создать доброжелательную и доверительную атмосферу в доме. В браке супруги прожили почти сорок лет, вырастив сына.

Начало создания словаря. Незадолго до начала Великой Отечественной войны семья переезжает в Москву. Ожегов быстро привыкает к московскому образу жизни и получает редкую возможность наблюдать за разными по культурному уровню носителями языка. В это же время он начинает работать над «Словарем русского языка».

Ожегов задумал создать краткий словарь «популярного типа, стремящийся к активной нормализации современной литературной речи». Свои наблюдения позже он обобщил в статьях «О трех типах толковых словарей современного русского языка» и «О структуре словаря русского языка».

Налаженная жизнь оборвалась с началом войны. Отправив семью к родственникам в Ташкент, Ожегов записывается в народное ополчение. Но, будучи известным ученым, он подлежал «бронированию» и, оставшись в Москве, возглавил Институт языка и письменности Академии наук до возвращения из эвакуации прежнего руководства.

В войну Ожегов потерял почти всех ленинградских родственников. Его пятилетняя племянница оказалась в детдоме. Позже Сергей Иванович нашел девочку, привез в Москву и удочерил ее.

После войны Ожегов продолжил научную деятельность, постоянно совершенствуя структуру и состав словаря. Всего он успел подготовить четыре переиздания, фиксируя в каждом новом выпуске изменения, происходившие в лексике современного русского языка. Успешная научная деятельность Ожегова была по достоинству оценена коллегами: ему присудили без защиты сначала степень кандидата, а потом и доктора филологических наук.

Работы Ожегова посвящены проблемам лексикологии, лексикографии, социолингвистики, теории и практике культуры речи, истории русского литературного языка, языку отдельных писателей. Ученый подготовил к изданию «Словарь к пьесам А.Н. Островского», однако его удалось выпустить только после смерти Ожегова.

Ученый редактировал «Орфографический словарь русского языка» (1956), другие словари-справочники — «Русское литературное произношение и ударение» (1955), «Правильность русской речи» (1962). Современному читателю трудно даже представить, какая колоссальная работа стоит за простым перечислением словарных работ Ожегова. Ведь вместе со своими сподвижниками он практически подготовил реформу русского языка, приведшую к определенным изменениям устоявшихся норм.

С 1952 года Ожегов возглавлял сектор культуры речи Института русского языка АН СССР. Можно сказать, что Сергей Иванович является основоположником культуры речи как самостоятельной филологической дисциплины. Ему принадлежала идея организации общественной приемной, в которой до настоящего времени дежурят сотрудники института, терпеливо отвечающие на телефонные звонки, когда абоненты просят подтвердить правила употребления тех или иных слов. Ожегов также являлся основателем и главным редактором сборника «Вопросы культуры речи».

Смерть Ожегова стала неожиданностью для близких: после операции он заразился инфекционным гепатитом и скоропостижно скончался. Урна с прахом ученого покоится на Новодевичьем кладбище.



Рефлексия. Слово «жизнь» в словаре Ожегова

ЖИЗНЬ, -и, ж. 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни. 2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Дать ж. кому-н. (родить; высок.; также перен.). Ж. растения. Даровать ж. кому-н. (помиловать осужденного; высок.). Рисковать жизнью. Спасти кому-н. ж. Вопрос жизни и смерти (наиважнейший). Между жизнью и смертью (в очень опасном для жизни положении). Отдать ж. за кого-что-н. (пожертвовать собой). Положить (класть) ж. за кого-что-н. (умереть, умирать за кого-что-н.). 3. Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая ж. В начале, в конце жизни. Под конец жизни (в ее конце). Прервалась чья-н. ж. Ж. прожить - не поле перейти (посл.). Моя ж. в деревне. 4. Деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях. Общественная ж. Семейная ж. Духовная ж. Кипучая ж. 5. Реальная действительность. Провести решение в ж. Войти в ж. (осуществиться). 6. Оживление, проявление деятельности, энергии. Улицы полны жизни. Больше жизни! (призыв действовать энергичнее, живее; разг.). * Не на жизнь, а на смерть (бороться, биться) (разг.) - до последней возможности, не жалея жизни. Как жизнь? (разг.) - как поживаете? Ни в жизнь (прост.) - никогда, на за что. Не от хорошей жизни (разг.) - поневоле, вынужденно, под давлением обстоятельств. Дать жизни кому (прост.) - устроить что-н. неприятное. Веселую жизнь устроить кому (разг. шутл.) - причинить неприятности. || прил., жизненный, -ая, -ое (к 1, 2, 3 и 4 знач.).

– Как вы считаете, являются ли родственными по своему значению слова «еда» и «яд»?

Однозначного ответа на поставленный в задании вопрос дать нельзя. По своему значению слова «еда» и «яд» противоположные. Но при этом всплывает в памяти слово «всеядный», вроде бы относящийся к еде и имеющий в своём составе корень «яд».

Для выполнения этого задания мы обратимся к «Толковому словарю» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой и «Толковому словарю живого великорусского языка В.И.Даля». В словарной статье «Толкового словаря В.Даля» сказано: «еда» – ж, едение, ср., действие по глаголу есть, ясти; принятие пищи ртом, для насыщения и усвоенья, яденье.|| Съедомый, съедобный, съестной, снедный, ядный, едомый сиб., годный в пищу, здоровый и вкусный. От значения слова «ядный», может быть, и образовалось слово «всеядный». В «Толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой» значение слова «всеядный» таково: 1. перен. Нравственная неразборчивость, нетребовательность (книжн.). 2. О животных: питающийся любой пищей, и травоядный, и плотоядный.

Исходя из наших исследований, мы можем сделать вывод, что слова «еда» и «яд» в отдельных случаях могут быть и родственными.

Заключительное слово. Биография С.И. Ожегова стоит в одном ряду с жизнеописаниями самых выдающихся личностей нашего столетия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!