СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Учимся жить в многоликом мире"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Учимся жить в многоликом мире"»

Классный час «Учимся жить в многоликом мире»

Цель: ознакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликт­ная ситуация», со способами предупреждения конфликтов.

Задачи:

- способ­ствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

-побу­ждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

- воспитывать у учащихся чувство толерантности

Форма проведения: час общения.

Оформление:

написать на доске тему, эпиграф;

написать на доске незаконченное предложение: «Причиной конфликта было то, что...»;

написать на доске:

Способы предупреждения конфликтов:

мягкое противостояние;

конструктивное предложение.

План классного часа:

I. Интерактивная беседа по теме «Варить суп или заваривать кашу?».

II. Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят кон­фликты?»

III. Мини-лекция «Эти вредные конфликты».

IV. Практикум. Способы предотвращения конфликтов:

1. Мягкое противостояние.

2.Конструктивное предложение.

VII. Проблемная ситуация «Шесть шагов к миру» .

VIII. Дискуссия «Нужны ли нам миротворцы?».

IX. Заключительное слово.

X. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Варить суп или заваривать кашу?»

Воспитатель: Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чем это заключалось?

Примерные ответы детей:

- Сделал такое, что потом еле-еле распутал.

- Натворил гадостей, потом родители расхлебывали.

- Напутал чего-то, перессорился со всеми.

- Попадал в трудное положение, из которого не мог найти выход.

- Очень осложнил, запутал одно дело, которое исправлять при­шлось другим.



Воспитатель: А есть и другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь!» О ком так говорят?

Примерные ответы детей:

О бестолковых, ленивых, тупых.

Об упрямых, несговорчивых.

О тех, кто не может сотрудничать.

О таком человеке, с которым невозможно договориться.

Воспитатель: Прочитайте эпиграф к классно­му часу (читает). Как бы вы объяснили его значение?

Примерные ответы детей:

- Те, кто не способен к общению и пониманию, попадают в запутанные ситуации.

- Кто не может ладить с людьми, тот постоянно создает трудности для себя и других.

- Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

Воспитатель: Если коллектив не может рабо­тать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как пре­кратить расхлебывать кашу, которую заварили во время таких столк­новений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.

II. Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят конфликты?»

Воспитатель: Поднимите руки, кому прихо­дилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации?

(Дети поднимают руки.)

Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: «Причиной конфликта было то, что...»

(Дети поднимают руки, высказываются.)

Примерные ответы детей:

- У нас с подругой были разные мнения о школьной дискотеке.

- Мы по-разному относились к одному мальчику.

- Мы обе хотели быть лидерами в классе.

- У нас совершенно разные характеры.

- Мне не понравилось его поведение.

- Он оскорбил моего брата.

- Мы стали болеть за разные футбольные команды.

- Он стал фанатом музыкальной группы, которую я не переношу.

Воспитатель: Как видим, конфликты возни­кают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несов­падение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

III. Мини-лекция «Эти вредные конфликты»

Воспитатель: Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть ме­жду людьми. Ученые выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространенный - неуправляемый конфликт. Вот в автобу­се вам кто-то наступил на ногу и вы возмутились: «Вот нахал, даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «На такси нужно ездить!» В результате дело может дойти и до драки.

Другой вид конфликта - холодная напряженность (внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ве­теран показывает свое удостоверение, люди молчат, но внутри у них все кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал. Этот вид конфликта называется «пристройка снизу».

Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно по­казывает, что не хочет поддерживать общение.

В чем же вред таких конфликтов? Во-первых, от конфликтов стра­дает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфлик­та приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, все валится из рук. В-третьих, страдает физиче­ское здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

Прежде всего ни в коем случает нельзя употреблять запрещен­ные приемы - это фразы типа: «Да брось ты!», «Что ты понимаешь?», «Ты же вроде умный человек, а говоришь чепуху». Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т. п. Правиль­ное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спо­койнее и счастливее не только вас, но и других.

IV. Практикум. Способы предотвращения конфликтов

Воспитатель: Как и болезни, конфликты луч­ше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреж­дать конфликтные ситуации. Для этого существует множество спосо­бов. Мы рассмотрим два самых распространенных. Первый способ предупреждения конфликта - это мягкое противостояние. Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мяг­кой форме. Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог уст­роить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.

1.Мягкое противостояние

Воспитатель: Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

(Учитель дает слово детям, желающим высказаться. Если желающих не будет, можно предложить высказаться детям, сидящим в первом ряду. Каж­дый ученик, не вставая с места, должен обратиться по имени к соседу и выска­зать свои претензии (в максимально доброжелательной форме). Не страшно, что все дети будут говорить одни и те же слова. Важно, чтобы они нашли нужную интонацию - достоинство и твердость в мягкой форме.)

Примерные фразы:

- Дима, не хочется ссориться, но мне очень не нравится, когда моими вещами пользуются другие.

- Саша, не обижайся, но это мои учебники, и мне удобнее поль­зоваться ими одному.

2. Конструктивное предложение

Воспитатель: У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать кон­фликтов с помощью конструктивного предложения?

(Дети высказываются также, как и в предыдущем случае.)

Примерные ответы детей:

- Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу в школу учебники, давай будем делать это по очереди. Тогда никому не будет обидно.

- Я понимаю, Аня, как тяжело носить в школу полный портфель книг. Сейчас есть такие портфели на колесиках и с выдвигающийся ручкой, как чемоданы. Может, попросишь у родителей такой на Новый год или на день рождения?

Воспитатель: Мягкое противостояние и кон­структивное предложение - это два способа поведения, которые по­могут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное дос­тоинство.

V. Проблемная ситуация «Шесть шагов к миру»

Воспитатель: Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его иногда бывает невозможно. А если это конфликт между народами, он может закончиться непри­миримой войной. Тогда в район конфликта приходят миротворцы, которые пытаются погасить вражду и ненависть, восстановить диалог между народами. Для погашения конфликта психологи придумали специальное противопожарное правило - «Шесть шагов к миру». Предлагаю вам выступить в роли миротворцев. В нашем классе не­давно вспыхнул конфликт между (имена, фамилии). Попробуем пога­сить этот конфликт с помощью шести шагов. Для начала приглашаю конфликтующие стороны к доске.

(Дети выходят к доске и становятся с двух сторон от воспитателя, причем воспитатель просит их встать подальше друг от друга.)

Ребята, нам кажется, что этот конфликт надоел уже и вам самим, Но никто не хочет первым делать шаги к примирению. Мы вам пред­лагаем сделать целых шесть шагов.

Чтобы сделать эти шаги, вам нужно честно и четко ответить на мои вопросы. Итак, сделайте первый шаг!

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

А теперь дайте честный и точный ответ на вопросы: «Какое мое желание привело к конфликту?» и «Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?»

(Дети по очереди отвечают.)

Так, теперь нужно сделать шаг второй...

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

...и ответить на вопросы: «Из-за чего возник конфликт? Нам обо­им хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно?»

(Дети отвечают.)

Делаем третий шаг.

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

Спросите себя: «Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Какое это может быть решение?

(Дети отвечают.)

А теперь спросите себя: «Сколько таких решений мы можем при­думать вместе с моим противником?»

(Дети отвечают.)

А какие решения вам могут подсказать одноклассники?

(Дети, сидящие за партами, поднимают руки, отвечают.)

Когда возможные компромиссы найдены, пора делать четвер­тый шаг.

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

Подумайте, какое из этих решений самое лучшее? К чему приве­дет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их резуль­татами? Будет ли доволен мой противник?

(Дети отвечают.)

Мы уже почти погасили конфликт - делаем пятый шаг.

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

Отвечаем, какие решения устроят нас обоих? Будем ли мы вы­полнять эти решения?

(Дети отвечают.)

Остался один шаг!

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

Нужно дать ответ на последний вопрос: «С чего начать наше пе­ремирие? Что покажет нам, что мы не ошиблись?» (Нужно пожать друг другу руки.)

(Пожимают руки.)

Вот мы и погасили этот конфликт - перемирие состоялось. Но не всегда будет рядом с вами учитель или взрослый. В таких случаях каждый из вас может выступить миротворцем и попытаться погасить конфликт или хотя бы развести конфликтующие стороны подальше друг от друга.

Дискуссия «Нужны ли нам миротворцы?»

Воспитатель: Как вы считаете, ребята, помо­гут эти 6 шагов примирить противников? Нужно ли вообще устанав­ливать перемирие? Может быть, у вас есть какие-то другие способы выхода из конфликтных ситуаций?

Примерные ответы детей:

- Даже и 10 шагов не помирят тех, кто презирает друг друга.

- А если один из них поступил подло и некрасиво? Я считаю, что тогда не нужно им мириться.

- Да они через 2 дня уже забудут, из-за чего подрались, и не нуж­но будет никакого перемирия.

- Можно сцепиться мизинцами: «Мирись, мирись, мирись... и т. д.» - это будет гораздо лучше, а главное - короче.

- Если они захотят помириться, они это сделают и без 6 шагов. А если кто-то из них не захочет, и сто шагов не помогут.

- Есть пословица: «Двое дерутся, третий не лезь!» Станешь их мирить, сам двух врагов наживешь.

- Способы выхода из конфликта в каждой ситуации разные. Мож­но осудить обе стороны, можно наказать (если, например, дети подрались), можно каждому объяснить, в чем он неправ.

- В конфликте неправы оба, нужно просто им объяснить это, а ни в коем случае не вставать на сторону одного.

VI. Заключительное слово

Воспитатель: В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфлик­тов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Воспитатель: Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появи­лось ли желание воспользоваться способами предотвращения и по­гашения конфликтов?

Примерные ответы детей:

- Впечатление хорошее, появилась уверенность, что смогу из­бежать конфликтов.

- Пока все понятно, а когда сам попадешь в конфликтную ситуа­цию, может быть, все окажется сложнее.

-Очень хорошее впечатление, если бы все так научились разго­варивать, не было бы конфликтов.

- Я уверена, что смогу избежать конфликтов.

Умный человек никогда не доведет дела до конфликта.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!