СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Творчество Марины Цветаевой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трагическая судьба этой необычной женщины почти неизвестна нам, оттого поэзия её почти незнакома и непонятна. Долгие годы имя и творчество Марины Ивановны Цветаевой были незаслуженно забыты.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Творчество Марины Цветаевой"»

 

Звучит песня на стихи М.Цветаевой «Хочу у зеркала…»

Чтец: Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.         

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена –  и в полете

Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!   (23 мая 1920) 

Ведущий: Марина Цветаева. . . Первая встреча с её поэзией сражает сразу и на всю жизнь. А дальше - любовь к её поэзии, непроходящий интерес к её личности и судьбе.

Ведущий: Трагическая судьба этой необычной женщины почти неизвестна нам, оттого поэзия её почти незнакома и непонятна. Долгие годы имя и творчество Марины Ивановны Цветаевой были незаслуженно забыты. Бесценное литературное наследие оставалось невостребованным.

Ведущий: Так распорядилось время, слишком насыщенное политикой. “Мимо родилась времени”, - признаётся сама Цветаева. Цветаевскую поэзию невозможно открыть для себя сразу.

Ведущий: Предельная искренность, отношение к творчеству как «к священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей, её историей, культурой, виртуозное владение словом позволило ей встать в один ряд с крупнейшими лириками ХХ века.

Ведущий: Тягчайшие испытания уготовила ей судьба: стремительный взлет к вершинам поэзии, обожание, поклонение сменились жестоким, унизительным, нищенским существованием после Октября 1917 года (отсутствие собственного угла, постоянная тревога за судьбу своих близких и друзей, сплетни, травля, невозможность печататься…). 

Ведущий: Единственное, что спасало, – творчество, осознание своего избранничества. «Ни на какое другое- дела своего не променяла бы», – признавалась М. И. Цветаева.

Ведущий: Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии. Бытие, произраставшее из упорного подвижнического труда, побеждало быт. «Стихи – есть бытие», – так утверждала Марина Цветаева. И можно добавить: «Её бытие – в стихах».

 (звучит музыка из цикла «Времена года», «Октябрь»)

Чтец:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.             

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Ведущий:  Марина Ивановна Цветаева. Родилась 26 сентября (по старому стилю) 1892 года в Москве.

Отец – сын священника, европейский филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университете, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России Музея изящных искусств (Москва). Герой труда. Умер в Москве, вскоре после открытия музея. Личное состояние (скромное, потому что всегда помогал нуждающимся) … Мать – польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано.

…Стихи Марина начала писать с 6 лет. Печататься с 16. Писала и французские, и немецкие. Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи.

Полное равнодушие к общественности, театру, зрительности.

Ведущий: Какой была Марина Цветаева?

Ученица Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глаза... зеленые, цвета вино­града.

Привычные к степям глаза,

Привычные к слезам глаза.

 Зеленые - соленые

-Крестьянские глаза.

Черты лица и его контуры были очень точными и четкими. Ее голос был высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите я вам прочту стихи?»

Милый читатель! Смеясь, как ребенок,

Весело встреть мой «Волшебный фонарь».

Искренний смех твой, да будет он звонок

И безотчетен, как встарь.                                               

Ведущий: Нельзя говорить о Цветаевой, не вспоминая о её главной страсти – любви к книгам. Это первая и пожизненная любовь. Вот что писала об этой страсти лучший исследователь жизни и творчества поэтессы Анна Саакянц:

Ученица: «Простое и хотя бы приблизительное перечисление того, что прочла Цветаева к 18 годам, показалось бы неправдоподобным по количеству и разнообразию. Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Лев Толстой… Немецкие и французские романтики, Гюго, Ламартин, Ницше, Жан-Поль Рихтер. Романы Чарской и пьесы Ростана, Гейне, Гете, книги, связанные с Наполеоном… Впрочем, лучше остановиться…»

Ведущий: Интересны воспоминания о Цветаевой её одноклассницы.

Ученица: «Это  была  ученица  совсем  особого  склада.  Не  шла  к  ней  ни  гимназическая форма, ни тесная школьная парта… Из её внешнего облика мне особенно  запечатлелся  нежный,  «жемчужный»,  цвет  её  лица,  взгляд близоруких глаз с золотистым отблеском сквозь прищуренные ресницы. Короткие русые волосы мягко ложатся вокруг головы и округлых щек. Но, пожалуй, самым характерным для неё были движения, походка – легкая, неслышная. Она как-то внезапно, вдруг, появится перед вами, скажет несколько слов и снова исчезнет, а потом смотришь, вот она снова сидит на последней парте и, склонив голову, читает книгу. Она неизменно что-то читала или писала на уроках, явно безразличная к тому, что происходит в классе».

Ведущий: Когда Марина Цветаева отдала в печать свою первую книгу «Вечерний альбом», ей только что исполнилось 18 лет. Любовь заполняет эту книгу: любовь к маме, любимой сестре, к жизни, такой прекрасной и безоблачной (как недолго будет это длиться!).

Чтец:

В старом вальсе штраусовском впервые

Мы услышали твой тихий зов.

С той поры нам чужды все живые

И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты,

Упиваясь близостью конца.

Все, чем в лучший вечер мы богаты,

Нам тобою вложено в сердца.

…Все бледней лазурный остров – детство,

Мы одни на палубе стоим.

Видно, грусть оставила в наследство

Ты, о мама, девочкам своим!

Ведущий: Первым потрясением Марины и первой её любовью в литературе был А.С. Пушкин.  Пушкинскую «Капитанскую дочку» Цветаева пере­читывала много раз, а роман «Евгений Онегин»  стал ее любимым произведением.


Звучит песня М. Таривердиева на слова М. Цветаевой  «Мне нравится, что вы больны не мной…»

Ведущий: Великому  русскому  поэту  Цветаева  посвятила  цикл  стихотворений  «Стихи  к  Пушкину»  и  эссе  «Мой  Пушкин»,  «Пушкин  и  Пугачёв».

Ведущий: Марина  принадлежала  к  людям  той  эпохи,  которая  была  необычна  сама  по  себе  и  делала  необычными  всех  живущих  в  ней.  Поэтесса  была  хорошо  знакома  с  Валерием  Брюсовым,  Максимом  Горьким,  Владимиром  Маяковским,  Борисом  Пастернаком,  Анной  Ахматовой  и  другим  талантливейшими  людьми  конца  XIX  - начала   XX   века.  Им  она  посвящала  свои  стихи,  являющиеся  выражением  её  чувств  и  мыслей.  Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цве­таева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г. Свое преклонение перед поэтом, которого она назы­вала «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю свою жизнь.

             Чтец:         Имя  твоё – птица  в  руке.

                                     Имя  твоё – льдинка  на  языке.

                                     Одно-единственное  движенье  губ.

                                     Имя  твоё – пять  букв.

                                     Мячик,  пойманный  на  лету.

                                      Серебряный  бубенчик  во  рту.

                                      Камень,  кинутый  в  тихий  пруд.

                                      Всхлипнет  так,  как  тебя  зовут.

                                      В  лёгком  щелканье  ночных  копыт

                                      Громко  имя  твоё  гремит.

                                      И  назовёт  его  нам  в  висок 

                                      Звонко  щёлкающий  курок.

                                       Имя  твоё, - ах,  нельзя! –

                                       Имя  твоё – поцелуй  в  глаза.

                                       В  нежную  стужу  неподвижных  век.

                                       Имя  твоё – поцелуй  в  снег.

                                       Ключевой,  ледяной,  голубой  глоток.

                                       С  именем  твоим  - сон  глубок.

Звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча»

Ведущий:  5 мая 1911 года, приехав в Коктебель в гости к Волошину, Цветаева встретила Сергея Эфрона. Это была любовь с первого же дня – и на всю жизнь. Они встретились семнадцатилетний и восемнадцатилетняя на пустынном, усеянном мелкой галькой волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей, красивый грустной, кроткой красотой юноша с поразительными, огромными в пол-лица глазами.

Ведущий: Вдумайтесь:

– Марина и Сережа родились в один день, 26 сентября, Марина была годом старше.

Ведущий: – 16 августа 1941 года расстреляли Сергея.

Ведущий: – 31 августа 1941 года покончила с собой Марина.

Если кто-то скажет, что это – случай, совпадение – ошибется. Это судьба. Горькая!

 «Поэтическая зарисовка» (выходят девушка и юноша)

Девушка. «Сергей – имя тонкое, но несколько хрупкое, без стержня, и Сергею требуется какая-то парность…»

Юноша. Ему было семнадцать, ей – восемнадцать. Он подарил ей на волошинском берегу сердоликовую бусину…

Биограф. Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно, как образцы эпистолярного жанра. Это – потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня.

Юноша. Сергей – Марине: «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы…

Берегите себя, заклинаю Вас… Храни Вас Бог. Ваш С.»

Девушка. Марина – Сергею: «Мой Сереженька!.. Не знаю, с чего начинать: то, чем и завершу своё послание: моя любовь к Вам… - это ….

Ведущий: Вот так, на «Вы», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях – но на «Вы»! В этом «Вы» была не отчужденность, а гордость суверенностью ближнего, уважение к его сложности.

Девушка. Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге! –

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

 

Безмолвен рот его, углами вниз.

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

 Две древних крови.

 

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! –

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

 

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху!—

Такие - в роковые имена -

Слагают стансы - и идут на плаху.

 

Юноша. Разве  это  не  поэтическое  предвидение,  не  роковое  пророчество  гениального  поэта  и  любящей  женщины?  Судьба,  действительно, судьба…

Ведущий: 27 января в Москве состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В феврале почти одновременно вышли в свет их книги «Волшебный фонарь» и «Детство». В сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна — Аля, затем дочь Ирина.

Ведущий: Любовь Цветаевой и Эфрона и счастлива, и трагична. Сергей Эфрон участвовал в белом движении, затем, в эмиграции, так тосковал по Родине, что стал членом «Союза возвращения на родину». В 1939 году, уже в России, был арестован.

            Стихи Цветаевой о любви прекрасны, взволнованны и часто печальны...

Чтец:

Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон.

Что это было? — Чья победа? —

Кто побежден?

Всё передумываю снова,

Всем перемучиваюсь вновь.

В том, для чего не знаю слова,

Была ль любовь?

Кто был охотник? — Кто — добыча?

Всё дьявольски-наоборот!

Что понял, длительно мурлыча,

Сибирский кот?

В том поединке своеволий

Кто в чьей руке был только мяч?

Чье сердце — Ваше ли, мое ли

Летело вскачь?

И все-таки — что ж это было?

Чего так хочется и жаль?

Так и не знаю: победила ль?

Побеждена ль?

                        23 октября 1914

Ведущий: Гражданская война разрушила семейное счастье Цветаевой. Её муж вместе с Белой армией эмигрировал, она осталась одна с двумя дочерьми. Вспоминала, как «добывала» мороженую картошку: «Картошка на полу: заняла три коридора… Брать нужно руками… Не оттаявшая слиплась в чудовищные гроздья. Я без ножа. И вот, отчаявшись (рук не чувствую) – какую попало: раздавленную, мороженую, оттаявшую… Мешок уже не вмещает. Руки, окончательно окоченев, не завязывают. Пользуясь темнотой, начинаю плакать, причем тут же и прекращаю… Взваливая, тащу».

Ведущий: В  феврале  20-го  года  умерла  от  голода  младшая  дочь  Цветаевой. Как писала сама поэтесса: «Старшую у тьмы выхватывая, младшей не уберегла».

Ведущий: В страшное время Цветаева находила силы помогать другим. Поэт Константин Бальмонт вспоминал: «В голодные дни Марина, если у нее было шесть картофелин, приносила мне три. Когда я тяжко захворал из-за невозможности достать крепкую обувь, она откуда-то раздобыла несколько щепоток настоящего чаю…»

Ведущий: В 1922 году Марина Цветаева с дочерью уехали в Берлин, где после долгой разлуки встретила мужа. Позже семья переехала в Чехию, где родился сын Георгий. Потом были долгие метания по Франции.

Ведущий: По всем этим  городам и пригородам Марина прошла инкогнито, нищим принцем, не узнанная и не признанная ни Берлином, ни Прагой, ни Парижем.

Ведущий: Находясь 17 лет в эмиграции, Марина Цветаева постоянно ду­мала о Родине. В 1934 году она написала удивительное стихотворе­ние «Тоска по родине...».

Звучит романс «Берега» в исполнении Александра Малинина

Чтец стихотворение «Тоска по родине...».

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!    

 Мне совершенно все равно –

Где совершенно одинокой

 Быть, по каким камням домой

 Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма...

 

 Ведущий: В  1939  году  семья  Марины  Цветаевой  возвращается  в Россию. Два года стали расплатой – за что? – непохожесть, нетерпимость? Неумение приспосабливаться к чему бы то ни было? За право быть самой собой?

Девушка.                    С фонарем обшарьте

          Весь подлунный свет!

          Той страны на карте

          Нет, в пространстве – нет!

          Выпита как с блюдца, –

          Донышко блестит!

          Можно ли вернуться

          В дом, который срыт?

 

Звучит отрывок из «Реквиема» Моцарта.

 

Ведущий: С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете.

Чтец:

Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода. (Из воспоминаний Марины Цветаевой)

Ведущий: В 1939 году 27 августа была арестована дочь Ариадна,10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году.

Ведущий: надежды, связанные с возвращением, не оправдались.

Тяжелые удары судьбы... Начало войны. Постоянная тревога за жизнь близких. Высылка в Елабугу. Под гнетом личных несча­стий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года.

 

Звучит  «Реквием»  М. Цветаевой  в  исполнении  Аллы  Пугачёвой: «Уж  сколько  их  упало  в  эту  бездну…»

Чтец:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти –

нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.    

Ведущий:  И действительно, после многих лет забвения этот черед настал. Каждый из нас, читая стихи Марины Цветаевой, открывает для себя свою Цветаеву: романтичную,смелую, излучающую любовь, отчаявшуюся, полную горя, целеустремлённую, добрую, жёсткую 

Ведущий: Марина Цветаева.., Она оставила нам сборники лирических стихотворений, семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и раз­мышления.

Ведущий:  Поэзия Марины  Ивановны Цветаевой остаётся современной. После более чем полувекового молчания настало время её стихов. Читая строки её произведений, вникая в разнообразные и переменчивые чувства лирической героини, мы восстанавливаем облик Марины Цветаевой, её духовный мир, её боль, её Россию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!