Секреты финансового успеха»: деловая игра
Классный час в 9 классе
Тема: «Секреты финансового успеха»
Цели: знакомство старшеклассников с возможностями включения в практику
финансовых отношений; развитие у учащихся экономического мышления;
воспитание финансовой культуры.
Форма проведения – деловая игра
Эпиграф:
Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство.
Б. Ауэрбах
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Учащиеся делятся на группы: «Теоретики», «Финансисты», «Психологи»,
«Аналитики».
2. Мотивационный этап
Звучит песня в исполнении Александра Буйнова «Мои финансы поют
романсы».
Учитель. А что такое финансы? (От латинского «наличность», «доход» –
создание и использование денежных средств.) Почему они поют романсы?
Ответы «Психологов»
Учитель. Можно ли напечатать денег столько, чтобы было достаточно
всем?
Ответы «Теоретиков». (Инфляция – обесценивание денег. Эмиссия – это
дополнительный выпуск денег в оборот. Денежная масса должна
соответствовать суммарной стоимости производимых в стране товаров и
оказываемых услуг).
Работа над эпиграфом.
3. Вступительное слово учителя
Учитель. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них
зависим. Деньги определяют достаток семьи, самостоятельность фирм,
благополучие государства. Как говорят в народе, «англичане все время говорят о
погоде», а наши сограждане о деньгах: о трудностях семейного быта, о
возможности заработать, как правильно распорядиться деньгами и т. д. Нас
постоянно привлекают рекламами о шикарных автомобилях, выгодных кредитах,
товарами в рассрочку.
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для
принятия правильных решений, связанных с доходами и расходами. От уровня
финансовой грамотности каждого из нас зависит не только благосостояние
наших семей, но и экономическое развитие страны.
4. Работа в группах
Учитель. Френсис Бэкон писал: «Деньги – очень дурной господин, но весьма
хороший слуга». Как бы вы распорядились 50 тысячами долларов, полученных в
наследство?
Необходимо выбрать наиболее приемлемые варианты ответов из
предложенного перечня
Перечень «Потребности и желания людей»:
хороший дом (квартира);
ювелирные украшения;
технологические новинки (телефон, смартфон, плеер, планшет и др.);
бытовая техника;
модная одежда;
путешествия;
экскурсии;
образование;
развлечения (игры, рестораны);
открыть счет в банке;
покупка ценных бумаг (денежные облигации);
лотереи.
Ученик из группы «Теоретики» знакомит со статистикой Всемирного банка
(как распоряжаются деньгами):
49% населения хранят сбережения дома;
62% предпочитают какие-либо финансовые услуги;
11% одобряют стратегию накопления, но думают…;
28% не признают личной ответственности за свои финансовые решения.
Советы «Финансистов». Мы советуем «Метод 3 дня». 1 день – думать о
такой прибыли и радоваться; 2 день – планировать, что делать с деньгами; 3 день
– вкладывать, чтобы была прибыль.
5. Решение финансовой задачи
«Неважно, сколько человек получает. Важно, какую сумму и как он
потратит». Если каждому из нас утром дать по сто рублей, то к вечеру окажется,
что у кого-то вообще ничего не осталось, а у кого-то стало больше. Как так могло
получиться?» (Ответы учащихся.)
Ученик из группы «Аналитики» рассказывает о секретах богатых людей.
Ученик. Чтобы быть успешным, надо:
вести учет доходов и расходов;
составлять финансовый план;
думать, что может принести доход: премии (за хорошую и качественную
работу, исследовательскую деятельность, печатания в средствах массовой
информации), расширение производства и др.
Ученик из группы «Теоретики» знакомит с тем, как поступает в среднем
богатый человек: доход – 80% уходит на потребительские нужды (оплата
услуг, в т. ч. ежедневные);16% – сбережения (депозит, ценные бумаги, акции);
4% - недвижимость.
6. Работа в группах
Учитель. Неважно, какой мы имеем доход. Важно, сколько у вас осталось
до зарплаты и какую прибыль вы получили за месяц. Если ничего не остается и
никакой прибыли вы не приобрели, значит у вас проблема.
Далее учащиеся обсуждают финансовые ошибки: необходимо выбрать те,
которые реально можно не допустить.
Нельзя. Запомни:
тратить все, что зарабатываешь;
не контролировать расходы;
не знать, сколько у тебя денег;
жить не по средствам;
тратить еще не заработанные деньги (долг);
не знать, сколько у вас долгов;
не прислушиваться к советам успешных людей;
можно поискать товар в другом месте;
надеяться на «легкие» деньги;
вкладывать деньги в непроверенные проекты;
надеяться только на государственную поддержку;
хранить деньги «под подушкой»;
брать новый долг (кредит), чтобы рассчитаться со старым;
слишком баловать деньгами детей.
Советы учеников из группы «Психологи»: не следует экономить на
близких и родных. Не забывайте дарить подарки: даже мелочи могут принести
им незабываемую радость. Кроме того, вам радость: ведь как приятно их
дарить, так вдвойне приятней их получать.
Учитель. Давайте подумаем: кто, на ваш взгляд, более богат?
Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с
полным сундуком денег, или пенсионер, живущий в городе и получающий свою
скромную пенсию?
Тот, кто имеет достаточно денег, но ничего не может купить, так как на
прилавках магазина пусто, или тот, у кого в карманах пусто, а прилавки
магазинов ломятся от товаров?
7. Видеофильм о монетном дворе «Как чеканят копейки»
8. Игра «Денежный поток». Реклама игры
Экономическая настольная бизнес-игра «Денежный поток 101». Цель игры
– помочь научить детей так обращаться с финансами, чтобы деньги приносили
им пользу, а не вред.
Вы узнаете: как легко и быстро повысить финансовый интеллект; как
богатые учат своих детей делать деньги; как стать богатым и обрести финансовую
независимость даже при небольшой зарплате.
9. «Семейный бюджет»
Учитель. Перейдем к секретам финансового секрета в семье. «Деньги легче
прожить, чем нажить. Легче деньги нажить, чем сберечь» (Пословица).
Ученики из группы «Аналитики» рассказывают о трех китах семейного
бюджета. «Не пойму, в чем секрет. То деньги есть, то их нет».
Кредитам – нет! Если уж надо – осторожно. Доходу семьи – да!
Чем больше знаний о деньгах – тем меньше шанс их потерять!
От финансовой «темноты» – к финансовой грамотности.
10. Игра «Четыре конверта»
Нужно посчитать свои доходы, резервы и сбережения. Все расходы
распределить в 4 конверта так, чтобы обязательно что-то осталось (остаток на
формирование10% денежных активов):
1 конверт – расходы на первую неделю.
2 конверт – расходы на вторую неделю.
3 конверт – расходы на третью неделю.
4 конверт – расходы на четвертую неделю.
11. Советы психологов
Игра «Тарелка изобилия»
Необходимо взять тарелку и наклеить или нарисовать на донышке золотую
рыбку, которая исполняет все желания. Насыпать пшеницы – символ изобилия.
Поставить на видном месте для всех членов семьи. Туда сбрасывать всю мелочь:
сдачу, остаток в кошельке, разницу от купленного товара по дешевке. В конце
месяца посчитать, обменять на более крупную сумму, отложить ее. Высыпать
пшеницу птицам, чтоб приносили вести о богатстве и удачу, и начать все
сначала. Пусть дом будет чашей изобилия и процветания.
«Метод разворота»
Если возникают трудности, ищите выход из сложной ситуации, прилагайте
усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или жаловаться.
12. Подведение итогов
Учитель. Вот и подошел к концу наш классный час. Если наш разговор
заставил вас задуматься и вести денежные дела по-другому, чем раньше, то успех
вас ждет обязательно.
13. Рефлексия
Для меня было интересным…
Я узнал, что…
Обязательно буду…