СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Русское монашество на Святой Горе Афон!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка выполнялась на областной конкурс, результат которого ещё не известен. Классный час можно применить для 6 и страше классов.

Просмотр содержимого документа
«классный час «Русское монашество на Святой Горе Афон!»»

МКОУ Петраковская СОШ

Здвинский район Новосибирская область
ул. Клубная 28









областной литературный конкурс

«Души прекрасные порывы»



номинация методическая разработка

классный час

«Русское монашество на Святой Горе Афон!»


Выполнила: Литвинова Ирина Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

I квалификационная категория

Контактный телефон: раб. 8(383)63-35-236,

моб. 8913-017-91-26.









Петраки 2016

Аннотация

Данная работа предназначена районного этапа областного литературного конкурса «Души прекрасные порывы». Методическая работа посвящается связям русской и греческой истории, православной культуры России и Греции. Наша Россия со многими странами сотрудничает очень тесно. Не только в России много общего с другими странами, но в Греции. 2016 год объявлен Годом культуры России в Греции и Греции в России, поэтому нельзя упустить это. Каждый учебный год в нашей школе проводятся различные внеклассные мероприятия, посвященные именно, названию Года, поэтому моя разработка классного часа будет хорошим примером для воспитания духовно-нравственным ценностей (к разработке прилагается приложение в виде презентации).

Разработка «Русское монашество на Святой Горе Афон!» включает в себя разные виды деятельности. Ребята, очень много узнают из истории, смогут отследить некоторые моменты на фотографиях (слайды) и просмотреть отрывок из документального видео, а также включиться в беседу.

























Классный час по теме:

Русское монашество на Святой Горе Афон!

Класс: 6-7

Цель: повысить интерес к духовно-нравственным ценностям и духовному наследию, как своего Отечества, так и культуры Греции; воспитание любви к родному Отечеству и его истории, родному языку и литературе.

Оборудование: проектор, ноутбук (компьютер), книжная выставка.

Ход мероприятия

I. Орг. Момент. Слово учителя: Всем добрый день! Ребята, сегодня наш классный час посвящен Прекрасному. 2016 год объявлен Годом культуры России в Греции и Греции в России. У России и Греции очень много общего, как в истории, так в и религии. Мы постараемся окунуться в прошлое. Особое же внимание хочу обратить на совместное празднование 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон.

Кл.рук-ль: Классный час хочу начать отрывком из видео (показ около 2 минут если позволяет подключение к Интернету), или скачать подобную молитвенную песню, сопровождающая стихотворение «Гора Афон».

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=4-BvQk3uktI

(ссылка - адрес на видео «Русская лампада на Афоне»)

Гора Афон

Свт. Филарет, архиепископ Черниговский (Дмитрий Григорьевич Гумилевский, в рождении Конобеевский) 
Гора Афон, Гора святая, 
Не знаю я твоих красот, 
И твоего земнаго рая, 
И под тобой шумящих вод. 
Я не видал твоей вершины, 
Как шпиль твой впился в облака, 
Какия на тебе картины, 
Каков твой вид издалека. 



Я не видал, Гора святая, 
Твоих стремнин, отвесных скал, 
И как прекрасна даль морская, 
Когда луч солнца догорал…



Кл. рук-ль: Ребята, а знаете ли вы что-нибудь про Афон? Ответы детей.

Кл. рук-ль: Как вы думаете, о чем вы сегодня узнаете? Ответы детей.

Кл. рук-ль: Этот отрывок, а есть и полная версия стихотворения, которую можете найти в Интернете, написан в прошлом веке архиепископом Черниговским Филаретом, стали своеобразным гимном афонскому монашеству. слайд

Кл. рук-ль: Какой была природа Афона? Об этом нам расскажет … (Ф.И. ученика)

Ученик 1.: Природа Афона действительно поражает своими первобытными красотами. Подобно клину, врезался Афонский полуостров в Эгейское море, которое с трех сторон омывает его своими светлыми водами. Узкая полоска суши (80 км в длину и 10-20 в ширину) с севера изрыта оврагами и ущельями, покрытыми зеленым ковром каштанового леса и разнообразной растительности; а в южной оконечности полуострова на высоту более 2 тысяч метров над уровнем моря вздымается неприступная вершина Афона, вся в облаках и туманах. Что-то грозное есть в этой горе, обрывом срывающейся в море, ветхозаветно-грандиозное. слайд

Кл. рук-ль: Каждого, кто впервые попадает сюда, к восточным берегам Македонии (Греция), не покидает мысль, что он оказался в зеленом райском саду, которого почти не коснулась рука человека, что здесь, действительно, престол неба. слайд

Кл. рук-ль: Еще в дохристианские времена Афон вызывал восхищение античных поэтов и философов, окружавших его божественным ореолом. Римский поэт Никандр называл его "исполином, немного ниже звезд, стоящим среди безмерного моря". Но лишь с началом эры христианства раскрылось во всей полноте священное предназначение Афона, когда Божественный Промысл обратил языческую Аполлониаду (так Афон именовался в древности) в Святую Гору. слайд

Кл. рук-ль: Божественного Евангелия Гонения на христиан впервые века не обошли стороной Афонскую гору. Находившиеся на ней храмы несколько раз разрушались до основания. Но жители Афона и во времена гонений, и в последующую эпоху догматических споров и разделений хранили в сердцах обетование Божией Матери и твердо исповедовали православную веру… слайд

Кл. рук-ль: Какую роль несла Матерь Божия, что о ней говорили и как её называл святитель Николай?

Ученик 2.: По прошествии восьми веков Матерь Божия снова удостоила Святой Афон Своим посещением. Первый афонский пустынножитель, преподобный Петр, слайд еще до своего вселения на Святую Гору, в тонком сне увидел однажды в неизреченном свете Пречистую Деву и предстоящего Ей святителя Николая, который благоговейно и со страхом вопрошал Божию Матерь: "Владычице! Так как Ты изволила сего раба Твоего освободить из плена, то где укажешь ему место для жизни?" Божия Матерь на это сказала: "В Афонской горе будет покой его: ибо она есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, — там проводили свою жизнь без печали и за свои богоугодные дела получили бы Жизнь Вечную. Весьма бо люблю то место и хочу на нем умножить иноческий чин. Милость же Сына Моего и Бога пребудет во веки к тем, кои там будут иночествовать, если они исполнят спасительные заповеди. И распространю их в горе той на юг и север, и возобладают они ею от моря до моря, и имя их прославлю во всей подсолнечной, и защищу тех, кои в постничестве и терпении будут там подвизаться".

Кл. рук-ль: … Незадолго до прибытия святого Петра, по особому Промыслу Божию, Афон совершенно обезлюдел — жители оставили его, города и селения опустели, и император Константин Погонат отдал полуостров в вечное владение православным монахам. Почти две тысячи лет не знает эта земля никого, кроме монахов! Со времени первых иноческих поселений и до наших дней на Афон строго запрещен вход женщинам, даже животным женского пола. Сама Матерь Божия следит за исполнением этого древнего запрета. Не раз являлась Она царственным женам, запрещая им ступать на священную землю Афона. Ослушниц же воли Божией Матери ожидала суровая кара. слайд

Кл. рук-ль: С X века начинается новый период в истории Афона. В 963 г. преподобный Афанасий Афонский начинает строительство первого на Афоне общежительного монастыря. Свою Лавру он называет в честь Богоматери и Ее попечению вверяет основанную им обитель. слайд

Кл. рук-ль: Два века, последовавшие за основанием Лавры преподобного Афанасия, были временем наивысшего расцвета святогорского монашества. Усердием благочестивых византийских царей на Афоне во множестве восстанавливаются древние и строятся новые обители. Самые известные из них — Иверская, Ватопед, Хилендар — посвящены Божией Матери. Афон приобретает полную независимость в гражданских и церковных делах. Само имя Афона с благоговением произносится императорами и патриархами.

Кл. рук-ль: В это время окончательно складываются три вида афонского монашества, существующие и поныне: монастырское, скитское и келлиотское (отшельническое). "Сад Панагии (Всесвятой)" — таким поэтичным названием именуется Афон у греков.

Кл. рук-ль: Какую же роль сыграла Россия в судьбе Афона?

Ученик 3.: История афонского подвижничества немыслима без той роли, которую в судьбах Афона сыграла Россия, — как невозможно без Афона представить себе историю Русской Церкви. Особенно упрочилась эта связь после Крещения Руси, когда Покров Богоматери распростерся над нашей землею. Но первая встреча Руси с Афоном произошла столетием раньше, в царствование императора Михаила III (около 842 г.), когда "приходила Русь на Царьград и многие русы крестились". В это время, вероятно, появились на Афоне первые русские иноки. Один из них основал на Святой Горе обитель с храмом в честь Успения Божией Матери. По афонской традиции монастырь получил имя своего основателя, и уже в самом начале XI в. подпись "монаха Герасима, пресвитера и игумена обители Русской", стоит под святогорским актом 1016 г. Позднее монастырь получил другое название —Ксилургу, т.е. обитель Древодела: видимо, и на Афоне русские занимались традиционным на Руси столярным и плотническим ремеслом. Из Успенской обители — Ксилургу русское монашество распространилось не только по всему Афону, но принесло благословение Святой Горы и на Русскую землю.

Кл. рук-ль: Ребята, а вы знаете кто такой Антоний Печерский? Слайд

Ученик 4.: Сюда, под Покров Богоматери, в самом начале XI в. пришел основоположник русского монашества преподобный Антоний Печерский. Обойдя все святогорские монастыри и собрав, подобно духовной пчеле, мед благочестия, он воспламенился божественной любовью и, желая подражать равноангельской жизни святых иноков, сам принял постриг в русской обители. После длительного пребывания святого на Святой Горе игумен получил от Бога повеление отпустить его в Россию. Призвав преподобного, он сказал ему: "Антоний! Иди опять в Россию, чтобы и там быть тебе примером и утверждением для других, и пусть будет с тобою благословение Святой Горы!" После этого преподобный Антоний еще однажды приходил на Афон, и вновь после нескольких лет, проведенных в подвигах, возвращался он в Россию, унося с собой благословение Святой Горы. Собравшейся вокруг него уже в России, в Берестовской пещере, братии преподобный Антоний сказал однажды: "Да будет на вас благословение первое от Бога и Пресвятой Богородицы, а второе — от Святой Горы". И думается, не случайно воздвигнутую над пещерой церковь преподобный назвал в честь Успения Божией Матери. Как говорится в житии преподобного Антония Печерского, он "принес закон для земли Российской с Афонской горы".

Кл. рук-ль: В XII в. русское братство на Афоне так умножилось, что прот Иоанн передал в вечное владение русским инокам монастырь святого великомученика Пантелеймона, сохранив за ним и обитель Ксилургу. Это историческое для русского монашества событие произошло в день Успения Богоматери в 1169 г. По словам современного исследователя, утверждение русских на Афоне явилось "закономерным итогом благочестивого устремления русских подвижников со времени Крещения Руси к высшему иноческому идеалу и приобщению к земному жребию Богоматери". слайд

Кл. рук-ль: Благословением Пресвятой Богородицы и Святой Горы росло и набирало силу русское монашество. Крепли и связи России и Афона — двух уделов Божией Матери.

Даже во времена княжеских междоусобиц не прерывалось благодатное общение Русской земли со Святой Горой. Трудности и опасности многомесячного пути не в силах были остановить русских иноков-паломников, подвижническими усилиями которых поддерживалась непрерывная духовная связь не только с Афоном, но через него — со всеми Восточными Православными Церквами, хранительницами духовного просвещения. Ослабевшие во время монголо-татарского нашествия, эти связи с новой силой возрождаются в XIV-XV веках. В то время на Святой Горе подвизались многие русские святые: преподобные Лазарь Муромский, Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Нил Сорский, Иннокентий Комельский. слайд

Кл. рук-ль: «Здесь невозможно удержаться от краткого отступления», - пишет Игумен Петр (Пиголь) слайд.

Ученик 5.: Однажды в Хилендарском монастыре я увидел в местном ряду иконостаса в соборном храме икону, которая показалась мне очень знакомой. Подойдя поближе, я не мог поверить своим глазам: украшенная чеканным серебряным окладом, передо мной была Коневская икона Божией Матери, что подтверждала русская надпись на окладе. Как и когда она попала сюда, я так и не узнал, только не раз потом приходил на память рассказ об иноке, который, придя на Святую Гору, не мог ужиться ни в одном монастыре, ибо рукоделием, которым он зарабатывал на хлеб, была чеканка по меди. Через три года "шумный" монах, имея благословение Святой Горы — икону Божией Матери, вернулся с Афона в Новгород. Вскоре на острове Коневец на Ладожском озере он основал обитель, где ввел принесенный с Афона общежительный устав. Этот остров и дал имя замечательному подвижнику, преподобному Арсению Коневскому. Незадолго до своей кончины преподобный вновь побывал на Афоне. Пройдя места своих юношеских подвигов, он завещал преемникам хранить благодатное общение со Святой Горой. А принесенная с Афона икона Богоматери с Богомладенцем, держащим на левой ладони голубиного птенца, прославилась многими чудесами под именем Коневской. слайд

Кл. рук-ль: Не прекращались связи России и Афона и в последующие века. Киево-Печерская Лавра и обитель Пресвятой Троицы на Маковце, Валаам и Соловки — не раз посылали на Святую Гору, как в "школу православного подвижничества", своих ходоков. Поэтому неудивительно, что в России хорошо знали об Афоне и с величайшим благоговением относились ко всякой афонской святыне. Посылая на Святую Гору обильные жертвы, благочестивые русские цари и патриархи просили прислать в Россию списки прославленных афонских икон. Дважды, в 1648 и в 1656 гг., в Москву, по просьбе Патриарха Никона, с Афона приносились списки Иверской "Вратарницы". Пройдя по всей Русской земле, они оросили ее новыми благодатными силами. Этот афонолюбивый Патриарх, желая упрочить связи первого и последнего земных уделов Богоматери, основал на озере Валдай Иверский монастырь, который, по замыслу Никона, должен был стать Новым Афоном, как Воскресенский монастырь стал Новым Иерусалимом. Сюда, на берега реки Истры, в 1663 г. принесена была икона "Троеручица" — точный список с афонской. слайд

Ученик 6.: Не раз еще Святая Гора благословляла Россию богородичными иконами. В конце прошлого столетия из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря были принесены в Москву иконы Богоматери "Скоропослушницы" и Тихвинской, а на подворье Андреевского скита в Петербурге находилась чудотворная икона "В скорбех и печалех Утешение". Эти иконы были известны многими чудесами и исцелениями, жаль, что их судьба после революции неизвестна. Списки с наиболее почитаемых в России чудотворных афонских икон Богоматери — Иверской, "Скоропослушницы", "Отрады" или "Утешения", "Достойно Есть" — имелись в каждом храме и почти в каждом доме. При этом россияне непременно желали иметь икону с самой Святой Горы, зная, что иноки-святогорцы пишут иконы с молитвой и при строжайшем посте.

Ученик 7.: В свою очередь, ни откуда на Афон не поступали такие обильные жертвы, как из православной России. Пожертвования посылались не только в Свято-Пантелеимонов монастырь и другие русские и славянские обители — многие греческие монастыри имели в России свои подворья, которые собирали немалые суммы для своих обителей. Память об этих благодеяниях до сих пор сохраняется на Святой Горе. Часто из уст русских паломников я слышал, что ни в одном греческом монастыре их не принимали так тепло и радушно, как в Симонопетре. У симонопетрских монахов, кроме обычного афонского гостеприимства, есть на это свои причины: они помнят, что именно на русские пожертвования их обитель была заново отстроена после пожара 1891 г.

Кл. рук-ль: Усердием русских благотворителей почти все чудотворные иконы на Афоне были украшены дорогими ризами с золотом и драгоценными камнями. Не раз мне приходилось видеть, как греческие монахи и миряне при виде этих шедевров от восхищения не могли произнести ни слова, только восторженно качали головами и по-восточному цокали языком.

Кл. рук-ль: Символично, что и в наши дни возрождение афонского монашества промыслительно совпало с трудным, но благодатным временем возрождения Русской Церкви и монашества, за которым, Бог даст, последует возрождение России — Дома Пресвятой Богородицы. Этой надеждой живут все русские святогорцы, которые на несколько десятилетий были почти отторгнуты от России. С ее возрождением связывают они возрождение русского монашества на Святой Горе и потому за каждой литургией молятся: "Богохранимую страну нашу Российскую и всех верных чад ея, во Отечестве и рассеянии сущих, да помянет Господь Бог во Царствии Своем". слайд

Кл. рук-ль: О том, что афонское монашество переживает сегодня духовный подъем, свидетельствует каждый, кто бывал на Святой Горе в 50-е — 60-е гг. Один из его несомненных признаков — восстановление общежития во всех 20 монастырях Святой Горы. Вместе с этим в греческих монастырях появилось много молодых иноков, большинство из которых имеют духовное или светское высшее образование. Несмотря на то, что в Греции немало монастырей, эти люди приходят именно на Святую Гору. Но двухтысячное монашеское братство Афона состоит не только из греков, хотя их большинство. Свои обители имеют здесь русские, сербы, болгары и румыны. В некоторых греческих монастырях есть монахи из числа принявших Православие жителей Западной Европы и Америки.

Кл. рук-ль: Некоторые из них возвращаются затем на родину и несут миру святогорское свидетельство: основывают монастыри и подворья, издают духовную литературу. Один из таких монастырей основал в Великобритании наш соотечественник архимандрит Софроний, ученик преподобного старца Силуана (f 1938). Даже те из афонитов, которые несут свое служение за пределами Святой Горы, имеют ее благословение и всегдашнее заступничество Божией Матери

Кл. рук-ль: Еще в прошлом веке на Афоне и в России получила широкое распространение икона, где Пресвятая Богородица изображена в игуменских одеждах, с жезлом и свитком, на котором начертаны Ее обетования преподобному Петру.

Ученик 6: Образ Афонской Игумении еще раз напоминает нам о том, что с Богоматерью связано начало Святой Горы и ее конечные судьбы. Не случайно еще с XV века на Афоне существует пророчество, повторяемое преподобным Нилом Мироточивым. "Перед пришествием Антихриста, — говорит преподобный Нил, — потрясется монастырь, в котором жительствует Лик Царицы Спасения. Бесчувственная земля восчувствует, что имеет обнищать от Хранительницы своей, Которая хранит ее до сего дня. Будут трястись все древа насажденные и будут наклонять всех насажденных (т.е. последует истребление православных монахов). Афон будет биться страшным шумом. Когда будет уходить Лик Госпожи нашей Богородицы (т.е. Иверская икона), все церкви поклонятся Царице Спасения (т.е. будут разрушены). Итак, говорю вам, преподобнейшие отцы: до тех пор, пока находится Лик Госпожи нашей Богородицы внутри Горы сей, да не подвигается никто уходить из Горы сей Честной. Когда же увидите, что удалилась икона Всесвятой с Горы, тогда уходите и вы, куда угодно; только обет монашеской жизни сохраните целым и чистым".

Кл. рук-ль: Но не только в пророчествах о грядущем Афонская Игуменья приуготовляет Свое избранное стадо к будущим испытаниям. Сегодня Она зримо, по неизреченному Своему милосердию призывает всех нас к покаянию — единственному средству избежать надвигающегося гнева Божественного Ее Сына: вот уже несколько недель подряд в Иверской обители раскачивается лампада над царскими вратами. Эта массивная серебряная лампада была пожертвована обители в благодарность Богоматери за одно из многочисленных Ее чудес. Иногда лампада, сама собою, вопреки всем физическим законам, начинает раскачиваться. Если лампада качается во время бдения, афонцы воспринимают это, как знак невидимого присутствия Госпожи Богородицы. Когда же лампада раскачивается подолгу в обычное время, как это было перед мировыми войнами и стихийными бедствиями, и как это происходит сегодня, — нет сомнения, что Матерь Божия упреждает святогорцев, а через них — весь христианский род, об испытаниях, которые Господь попустит за наши прегрешения.

Просмотр отрывка видео «Русская лампада на Афоне»

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=4-BvQk3uktI

(адрес видео «Русская лампада на Афоне»)

Кл. рук-ль: Как тут еще раз не задуматься над безмерною любовью Богоматери к людям, как не воспеть эту любовь вместе с преподобным старцем Силуаном Афонским! "Много чудес и милостей видел я от Господа и Божией Матери, но воздать за эту любовь ничем не могу. Что воздам я Пресвятой Владычице за то, что не возгнушалась мною во грехе, но милостиво посетила меня и вразумила? Мал ум мой и бедно и немощно сердце мое, но душа радуется и влечется написать о Ней хоть несколько слов. Воистину Она Заступница наша пред Богом, и одно имя Ее радует душу. Чудное и непостижимое дело. Она живет на небесах и непрестанно видит славу Божию, но не забывает и нас убогих и Своим милосердием покрывает всю землю и все народы". слайд

III. Подведение итогов

- О чем мы сегодня говорили?

- Назовите Святыни, которых сегодня увидели и о которых узнали.

- Что такое Афон?

- Какова взаимосвязь Греции и России?









Использованная литература


  1. http://afonit.info/biblioteka/istoriya-svyatoj-gory/istoriya-svyatoj-gory

  2. Статья Игумена Петра (Пиголь) (отрывки из статьи)

  3. http://visitafon.ru/galery/

  4. Яндекс картинки




2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!