Ориентирующий | Я прочитаю небольшую сказку, а вы внимательно слушайте и подумайте о чем она? За высокими горами, за зелёными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесёт». Честный человек её не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснёт. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа. Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай, себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живёт она с нами и ни кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от неё избавиться. -О чем наша сказка? -Определите тему классного часа? (слайд1) | Дети отвечают: - Тема классного часа - «Правда и ложь». |
Деятельностный | Словесное рисование ПРАВДЫ и ЛЖИ -Какой вы представляете себе Правду и Ложь? -Какие цвета красок вы бы взяли, чтобы изобразить Правду, Ложь? -А с какими героями мультфильма мы будем путешествовать, вы узнаете отгадав загадки (2слайд). - Знают взрослые и дети, Что упал с другой планеты – Фиолетовый зверёк, детям маленьким дружок. (Лунтик) - Вот пчела, ну так пчела, Очень добрая она. И готовит, убирает, Пирожками угощает. (баба Капа) - Это что за девочка Ходит в красном платье? Косы вверх как стрелочки. Голосок прекрасный! (божья коровка Мила) - Что это за молодец, по травинкам скок да прыг? Длинноногий кузнец, Сидеть он просто не привык. (кузнечик Кузя) - В прошлом был он генерал, И красавец и удал. Он спасал когда-то мир, Помнит это его мундир. (дядя Шер) - Рано утром он встаёт – И кипит работа. Два ведра с собой берёт Собирает туда мёд! (Пчелёнок) - Кого ещё вы видите на экране? А какие они? - Лунтик не знает что такое правда и ложь. Давайте поможем ему лучше понять эти слова. - Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»? -Что значит быть честным? -Какими близкими по значению словами можно заменить слово «ложь»? Это слова – синонимы, т. е. близкие по значению. Давайте правильно их расположим.( слайд 3) Работа с пословицами. Поможем Лунтику собрать пословицы Собери пословицу( слайд 4) 1.Кто правдой живёт, тот добро наживёт. 2.Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. 3.Один раз солгал – другой раз не поверят. Физминутка .(видеоролик) - Но у русского народа есть одна мудрость: «Ложь во спасении» - Как же вы объясните эту фразу? -Когда человек может прибегнуть к такому? Чтение рассказа В. Осеевой « Что легче». Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы. Ягоды. Птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся. – Попадет нам дома! Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать? – Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец, и не будет бранить. – Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать, и не будет бранить меня. –А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она и правда и придумывать ничего не надо. Вот и разошлись все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт. – Нет, – говорит, – в этих местах волка. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь вдвое. Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь вдвое. А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тетка, да и простила. - Почему были наказаны два мальчика? - Как им надо было поступить, чтобы избежать лжи? Для чего два мальчика использовали в своей ситуации неправду, ложь? -Они это использовали чтобы избежать наказания? -А помогла им ложь? - Кто вам больше симпатичен в рассказе? - А как бы вы поступили на их месте? Правда всегда становится явной, как бы человек ни пытался ее скрыть. Только когда о ней узнают все, человеку, который солгал, становится вдвойне стыднее и неприятней. Поэтому всегда нужно говорить правду. Скрыв правду однажды, мы делаем только хуже самим себе и окружающим. Сказав же правду, мы испытываем облегчение на душе. Игра « Правда или ложь» * На березе растут шишки. * Волк может сидеть на дереве. * Зимой идет снег. * Иглы ели - видоизмененные листья. * Если у рыбы хорошее настроение, она поет. *Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом. * Если дому становиться скучно, он идет гулять. * ЖИ, ШИ пиши с буквой И. * ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю. * Вчера был четверг. * Наша земля плоская. * Писатели пишут книги. * Петух играет на рояле. * На елке растут яблоки. * Ложь обычно используется в корыстных целях. * Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. * Ложь может приносить вред окружающим. Работа со сказками -- А какой сказочный герой часто обманывает? (лиса) Вспомните сказки где она обманывает колобка, зайца, волка,журавля… («Колобок», «Лиса и заяц», «Лиса и волк», «Лиса и журавль») А вы в своей жизни пользовались обманом для достижения своих целей? Можно ли заменить слово «ложь» словом «фантазия»? | Дети рисуют словесный портрет: - Правда веселая, радостная, с улыбкой, с румянцем на лице. -Ложь грустная, хмурая, сердитая, вечно чем-то недовольная, злая. - Правду нарисую красным, желтым, зеленым цветом. Ложь- черным, серым, коричневым цветом. Отгадывают загадки. Подбирают синонимы: -Истина, честность. -Никого никогда не обманывать, говорить только правду. Значит, не лгать, не врать. -Неправда, враньё, обман. На слайде в группы расставляют слова. На слайде собирают пословицы. Выполняют физминутку по видеоролику. Отвечают на вопросы. -Это, если что- то натворил, придумываешь что-то , чтобы избежать наказания. Отвечают на вопросы по рассказу. Дети слушают предложения и по очереди распределяют их по группам «правда и ложь». Отвечают на вопросы по сказкам. -Нет. Фантазия – это продукт воображения, мечта |