СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час практикум «Права детей РФ – наши права».

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить обучающихся с правами и обязанностями  несовершеннолетних.

Задачи:

Образовательные

  • ознакомить обучающихся с понятием «право», нормативными документами;
  • научить ориентироваться в правовых документах, искать статьи для конкретной ситуации.

Развивающие

  • развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, аналогии);
  • развивать психические процессы (внимание, восприятие, память);
  • развивать связную устную речь.

Воспитательные

  • воспитывать уважение к правам и свободам личности;
  • воспитывать чувство собственного достоинства, справедливости.

Просмотр содержимого документа
«Классный час практикум «Права детей РФ – наши права».»

  Классный час практикум

«Права детей РФ – наши права».

 

Цель: ознакомить обучающихся с правами и обязанностями несовершеннолетних.

Задачи:

Образовательные

  • ознакомить обучающихся с понятием «право», нормативными документами;

  • научить ориентироваться в правовых документах, искать статьи для конкретной ситуации.

Развивающие

  • развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, аналогии);

  • развивать психические процессы (внимание, восприятие, память);

  • развивать связную устную речь.

Воспитательные

  • воспитывать уважение к правам и свободам личности;

  • воспитывать чувство собственного достоинства, справедливости.

Оформление и оборудование:

1. Оформление доски: название классного часа, эпиграф.

2 Рабочие карты.

3. Понятия: Конвенция, Конституция, Устав, ООН.

4. Брошюры : Конвенция ООН о правах ребёнка, Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ.
5. Компьютер, проектор, презентация.














Ход классного часа.

I Вступление.
- Добрый день, ребята!

- Сегодня у нас необычный классный час, мы будем работать в рабочих картах, давайте их подпишем.

- Послушайте фразу на латинском языке, затем с помощью ресурсов сети «Интернет» найдите перевод, латинский текст записан у вас в рабочей карте.

Ius est ars boni et aequi / ЮС ЭСТ АРС БОНИ ЭТ ЭКВИ

(Перевод: право – это искусство добра и справедливости.)

- Назовите тему классного часа. / Права детей РФ – наши права/

- Жизнь не может быть счастливой и интересной, если человек не знает свои права и не умеет ими пользоваться. Поэтому одним из направлений нашей работы и является изучение прав человека. 


II. Основная часть

1. Определение слов.

- С помощью словаря дайте определение словам «права» и «обязанности», запишите в рабочую карту.

Из словаря Ожегова: « Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т.д.

«Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д.
- Кто признаётся ребёнком в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка? Найдите ответ в тексте документа, запишите.

/Часть I Статья 1

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия ранее./

2. Документы.

- В каких документах прописаны права человека, в частности ребёнка? /Обучающиеся записывают основные документы в рабочую карту./

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:


– Декларация прав ребенка (1959)

– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

- На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Конституция РФ - высший нормативный правовой акт РФ. Принята народом РФ 12 декабря 1993 года. Для нас интересны следующие статьи:

• Статья 20 п. 1. Право на жизнь.

• Статья 22 п. 1. Право на свободу.

• Статья 37 п.1 и п. 2. Право на труд.

• Статья 40 п. 1. Право на жилище.

• Статья 41 п. 1. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

• Статья 43. Право на образование.


Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

  • Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

  • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

  • меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);

  • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

  • меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

  • немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

3. Ситуация.

Предлагается ситуация, описанная в рабочей карте. Ученики должны предложить грамотный вариант разрешения ситуации, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка.

Ситуация 1:

Квартира. В комнате мама и её сын. Мама собирается на работу и наказывает сыну: « Когда поешь, вымой посуду. Да, и не забудь навести порядок в своей комнате». Сын отвечает: « У меня завтра контрольная по математике. Я должен готовиться к ней, а не заниматься домашними делами. Ты нарушаешь моё право на образование».

Ситуация 2:

Девочка получила две «двойки» по литературе за то, что не сдала тетрадь с сочинением и не выучила стихотворение. Учитель выставил «двойки» в дневник. Дома папа проверил записи в дневнике и наказал девочку ремнём.

Ситуация 3:

Идёт урок. Учитель говорит: « Впереди у вас каникулы. Вы целую неделю будете дома, вам нечем будет заняться, поэтому получите задание – выучить все определения из параграфов 51, 52, 53.»



4. Анкетирование.

В рабочих картах есть пункт - анкета «Я и права других людей» с пятью вопросами, для ответа на них выберете один из трёх предложенных вариантов и подсчитайте количество набранных баллов.

Анкета «Я и права других людей»

1. Если я участвую в споре, то, как правило, стараюсь:

понять другую точку зрения – 10 баллов;

переубедить партнёра – 5 баллов.

любой ценой одержать верх – 3 балла;

2. Если я вижу, что кто-то старается учиться лучше других, то я испытываю: чувство зависти – 5 балла;

чувство раздражения – 3 балла;

желание учиться не хуже – 10 баллов.

3. Когда я узнаю, что люди не участвуют в голосовании на выборах, то:

мне всё равно – 5 баллов;

соглашаюсь с ними – 3 балла;

не согласен, т.к. голосовать необходимо – 10 баллов.

4. Когда говорят, что убийц и насильников нужно расстреливовать на месте, то я:

не соглашаюсь – 5 баллов;

мне всё равно – 10 баллов.

соглашаюсь – 3 балла;

5. Если мне пообещали, что моя жизнь в стране станет лучше, но для этого нужно воевать с другой страной и победить её, то я бы:

согласился – 3 балла;

мне всё равно – 5 баллов;

не согласился, т.к. война только разрушает – 10 баллов.

Результаты анкеты.

30-50 баллов: Вы достаточно демократичны, то есть уважаете права других людей. Их интересы и реально оцениваете свои способности. Люди замечают ваше умение усмирять свои желания и уважают вас за это. Желаю вам сохранить и укрепить это качество.

21-29 баллов: Вы относитесь к людям, для которых главное – собственное благополучие и спокойствие, и стараетесь слушать только тех, от кого зависите. Так жить можно, но не очень интересно.

15-20 баллов: Вам необходимо пересмотреть своё отношение к правам других людей. Не уважая их, вы можете оттолкнуть от себя всех.


III. Заключение.


- Итак, мы завершаем наш классный час.

- Чему мы научились? Что узнали?

- Давайте проверим, разгадав кроссворд «Человек и закон».

По горизонтали:

1. Продолжительность военной службы для российских призывников.   6. Без них права человека превращаются во вседозволенность.   7. Самое главное право человека, без которого остальные права лишаются смысла.   8. Юрист, помогающий оформить завещание или договор.   9. Великий древнегреческий философ, приговоренный к смерти собственными гражданами.   10. Согласно российским законам обвиняемый считается невиновным, пока его вина не доказана этим государственным органом.   11. Значение слова «табу».  

По вертикали:

2. Ее соблюдение строго обязательно не только на военной службе, но и на уроках.   3. За совершение этого преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет.   4. Приставание к прохожим как правонарушение.   5.  Правила поведения, обязательные для всех граждан.   6.  Международная организация, принявшая Всеобщую декларацию прав человека.   12. «(…) – вторая натура». Укажите пропущенное слово.






Кроссворд «Человек и закон»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 

  

2 

 

3 

 

 

 

 

 

 

4 

 

 

 

 

 

5 

 

 

 

  

 

  

 

 

 

 

 

 

  

 

6 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

 

 

 

 

 

  

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

  

 

 

 

 

 

7 

  

  

  

  

 

8 

  

  

  

  

  

  

  

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

  

 

 

 

  

 

  

 

 

9 

  

  

  

  

  

 

 

 

 

  

 

 

 

  

 

  

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

  

 

 

 

 

 

 

10 

  

  

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

11 

  

12 

  

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 















- Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!