СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "по страницам истории..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "По страницам истории..."

Просмотр содержимого документа
«Классный час "по страницам истории..."»

Открытый классный час, посвящённый творчеству Р.Гамзатова «По страницам истории…»





Цели: ознакомить с жизнью и творчеством Р.Гамзатова; показать многообразие таланта поэта; провести студентов по основным вехам творчеств Р.Гамзатова, привить любовь к Родине, матери, уважение к старшим и сверстникам посредством произведений Р.Гамзатова; эстетическое воспитание учащихся.



Оборудование: портреты Р.Гамзатова, кувшин, родник, подделки, выставка книг, стенгазета.



План

I Вступительное слово учителя

II Сценка: «Горянка и горец»

III Презентация биографии поэта

IV Завершающее слово

















Ход классного часа

I Вступительное слово

(Слайд 1)

Учитель:

В Индии считается, что змеи

Первыми на землю приползли

Горцы верят, что орлы древнее

Прочих обитателей земли.

Я же склонен думать, что вначале

Появились люди и поздней

Многие из них орлами стали,

А иные превратились в змей.



- Великие слова великого поэта. Именно ими хочется открыть наш классный час. (Слайд 2)

–«Люблю писать о жизни, о людях кем бы они не были: орлами или змеями»-говорил Расул Гамзатов. Сам же Расул был настоящим горским орлом, высокого полета.

(слайд 3)

(слайд 4)

Сегодня наш классный час посвящён памяти народного аварского поэта Расула Гамзатова. Вы узнаете много интересного о жизни и творчестве поэта. И в конце классного часа мы попробуем собрать стенгазету.

Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронесший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим. Сценка

II Сценка: «Горянка и горец»

Горянка: Слушайте люди! Слушайте дагестанцы! Воспеваю память Р.Гамзатова, нашего великого поэта, да будет во веки нетленным имя его!

Горец: Кого, кого!?

Горянка: Расула Гамзатова

Горец: А что в нем такого особенного? С чего мы должны его помнить? Почему все о нем говорят?

Горянка: Как ты можешь так говорить?! Ведь Р.Гамзатов величайший поэт, прославивший весь Дагестан, благодаря ему о нас знают даже заграницей!

Горец: Нет, я не знаю такого.

Горянка: Не знать Р.Гамзатова, не знать хоть что-либо из его жизни и творчества просто стыдно!

Горец: (с обидой) Ну зачем ты так?!

Горянка: А хочешь узнать кто такой Расул Гамзатов?

Горец: Конечно, хочу!

Горянка: Пойдем я тебе покажу.



III Презентация биографии поэта.

(Слайд 5)

Р.Гамзатов советский поэт и публицист, переводчик и политический деятель. Прославивший своим творчеством родной Дагестан на весь Советский Союз.

(Слайд 6)

Творческая судьба поэта складывалась весьма удачно и его смело можно назвать баловнем судьбы.

(Слайд 7)

Р.Гамзатов родился в 1923 году в Дагестане в маленьком горном селении Цада.

(Слайд 8)

Свои собственные стихи – о школе, о товарищах, об учителях – Расул начал писать, когда ему было 9 лет. В 11 лет, изумленный самолетом, который приземлился неподалеку от аула, Расул сочинил стихотворение, которое было впервые опубликовано в местной газете.  Его первым наставником в поэзии стал отец.

Стихотворение об отце.

Отцовские плечи… Я помню те дни как сейчас:
Когда, как на скалы, мальчишкой взбирался на вас,
И сверху все видел, что нам показали отцы,

и видели иные начала, иные концы…

Отцовские плечи… Простор обошел я земной, 
Но те же утесы все так же крепки подо мной.
И вижу все то, что отцы показали вдали, 
Я вижу и то, что отцы увидать не смогли.



(Слайд 9)

Первый сборник Расула Гамзатова вышел в 1943 году, когда ему было всего 20 лет. Книгу издали на родном для автора аварском языке.

(Слайд 10)

Стихи и поэмы Р.Гамзатова переводили на русский язык такие мастера, как Семён Липкин и Юрий Нейман. Особенно плодотворно работали с ним его друзья-поэты: Наум Гребнев, Яков Козловский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и другие.

Сам Р.Гамзатов перевёл на аварский язык стихи и поэмы Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Маяковского и многих других.

(Слайд 11)

Поэзия Р.Гамзатова - и река, и море, и горы, и люди, и небо над ними. Да ещё тысячи разных вещей и понятий, составляющих - Дагестан.

(Слайд 12)

Р.Гамзатов очень часто ездил по России, также любил бывать за рубежом. И однажды путешествуя с делегацией по Африке, он встречает дагестанца. Дагестанец случайно узнал, что приехала российская делегация и ему захотелось увидеть кого-нибудь из своих. Встретившись с ними, он познакомился с Р.Гамзатовым. Они разговорились. Оказалось, что этот человек учёный, хорошо живёт, уважаемый человек в этом городе. В разговоре он рассказал, откуда родом, по национальности аварец, с Гергебельского района села Курми. Назвал фамилию, родственников. Р.Гамзатов пообещал ему, что по приезду в Дагестан, он обязательно поедет с это село и передаст им большой привет от него. Приехав в Дагестан, Р.Гамзатов решил не откладывать и поехал в село Курми. Он нашёл село и даже нашёл его мать. Матери он рассказал, что встретил её сына, что он очень хорошо живёт, что он передаёт большой привет. Но мать ему ответила: « Расул, сынок, извини. У меня нет такого сына. Ты ошибся. Не может мой сын, которого я вскормила своим молоком, научила родному языку, научила любить свою Родину забыть про это. У меня нет сына, Расул, ты ошибся».

(Слайд 12)

В поэзии Р.Гамзатова образ матери всегда сердечен, нежен, трогателен. Сколько прекрасных слов сказано о ней.

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:

– Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

– Я подарю тебе  ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он тебе все объяснит.

– Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?

– Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет тебя охранять от всех бед. Если понадобится, он отдаст за тебя жизнь.

– А как зовут моего ангела?

– Неважно, как его зовут, у него много имен.  Ты будешь называть его – МАМА…

То, что прославляет МАТЬ, то является источником  воспитания нравственности.

Послушайте стихотворение «Мама»

( слайд 13)

Каждое литературное произведение имеет свою судьбу. Интересна судьба песни «Журавли». Эта песня родилась в 1965 году в городе Хиросиме.

(Слайд 14)

Увидев в Хиросиме проект памятника, простой японской девочке с журавликом в руках. Узнав ее историю, Р.Гамзатов был взволнован. Девочка лежала в госпитале. В надежде на выздоровление делала бумажных журавликов. Их должно было быть 1000. Но она не успела, умерла. В день, когда поэт узнал эту историю, в небе появились журавли. И пришло сообщение о смерти матери поэта. По дороге домой, он думал о матери, о девочке с журавликами, о братьях, не вернувшихся с войны, и так родились стихи «Журавли»

(Слайд 15)

В календаре праздников день 22 октября отмечен как Праздник Белых Журавлей, день поэзии, духовности и как память о погибших во всех войнах.

Давайте, ребята, попробуем собрать стенгазету и параллельно мы будем слушать песню «Журавли»

(слайд 16)

IV Завершающее слово.

(Слайд 15)

Он ушёл в последнюю осень, как уходят поэты, отдав нам всё, что имел. Он был наш, он принадлежал всем. Он всегда возвращается, когда нам нужен - стихами, песнями. И он жив, пока мы помним о нём.



Хочу завершить наш классный час словами Р.Гамзатова.

Мы все умрём, людей бессмертных нет.

И это всё известно и не ново.

Но, мы живём, чтобы оставить след,

Дом или тропинку… дерево иль слово.

Если судить о жизни по оставленному следу, то Р.Гамзатов достойно прожил свою жизнь. Он оставил неизгладимое впечатление в наших сердцах. О нём помнили, помнят и должны помнить.

Подведём итоги. Что интересного вам запомнилось из сегодняшнего классного часа?

- В каком году родился поэт? (в 1923г)

- В каком селе он родился? (с. Цада)

- Что побудило Расула Гамзатова написать стихотворение в 11 лет, которое было опубликовано в местной газете? (впервые увидел самолёт)

-Кто стал его первым наставником в поэзии? (отец)





Дорогие ребята, спасибо вам за ваше активное участие.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!