СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе «Как избежать дорожно-транспортных происшествий»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе

 «Как избежать дорожно-транспортных происшествий»

(Беседа-диалог)

 

Цели и задачи классного часа:

•  ознакомление учащихся с особенностями правил дорожного движения;

•  воспитание правовой культуры школьников;

•  профилактика дорожно-транспортных происше¬ствий среди младших подростков.

 

Ход классного часа

 

Что такое ДТП?

Учитель: Ребята, сегодня мы попытаемся совершить еще одно путешествие по оживленным улицам крупного города.

Еще в начальных классах вы изучали Правила дорожного движения, и, тем не менее, ребята вашего возраста очень часто попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Почему? Это что — невыполнение Правил дорожного движения или незнание их?

Давайте разберемся в этой непростой ситуации.

Рост автомобилестроения приводит к повышению интенсивности движения на дорогах. В связи с этим значительно усложняются проблемы обеспечения безопасности движения.

Нарушение правил безопасности движения автомототранспорта и городского электротранспорта влечет за собой дорожно-транспортное происшествие. Естественно, большая часть вины в ДТП лежит на водителе, так как дорожно-транспортное происшествие относится к преступлениям против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Определяющим мо­ментом при квалификации названных правонарушений являются наступившие последствия: причинение смер­ти или телесных повреждений людям; повреждение транс­портных средств; порча или утрата груза; причинение иного существенного материального ущерба. При отсут­ствии таких последствий наступает административная ответственность.

Все ДТП подразделяются на следующие типы: столк­новение; опрокидывание; наезд; наезд на препятствие (неподвижный предмет); наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на гужевой транспорт; наезд на животное; падение пассажира; прочие происшествия, т. е. не относящиеся ни к одному из перечисленных видов (например, паде­ние груза из кузова и т. д.).

Просмотр содержимого документа
«Классный час по правовому воспитанию в 5 классе «Как избежать дорожно-транспортных происшествий»»

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе

«Как избежать дорожно-транспортных происшествий»

(Беседа-диалог)

Цели и задачи классного часа:

• ознакомление учащихся с особенностями правил дорожного движения;

• воспитание правовой культуры школьников;

• профилактика дорожно-транспортных происше¬ствий среди младших подростков.


Ход классного часа


Что такое ДТП?

Учитель: Ребята, сегодня мы попытаемся совершить еще одно путешествие по оживленным улицам крупного города.

Еще в начальных классах вы изучали Правила дорожного движения, и, тем не менее, ребята вашего возраста очень часто попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Почему? Это что — невыполнение Правил дорожного движения или незнание их?

Давайте разберемся в этой непростой ситуации.

Рост автомобилестроения приводит к повышению интенсивности движения на дорогах. В связи с этим значительно усложняются проблемы обеспечения безопасности движения.

Нарушение правил безопасности движения автомототранспорта и городского электротранспорта влечет за собой дорожно-транспортное происшествие. Естественно, большая часть вины в ДТП лежит на водителе, так как дорожно-транспортное происшествие относится к преступлениям против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Определяющим мо­ментом при квалификации названных правонарушений являются наступившие последствия: причинение смер­ти или телесных повреждений людям; повреждение транс­портных средств; порча или утрата груза; причинение иного существенного материального ущерба. При отсут­ствии таких последствий наступает административная ответственность.

Все ДТП подразделяются на следующие типы: столк­новение; опрокидывание; наезд; наезд на препятствие (неподвижный предмет); наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на гужевой транспорт; наезд на животное; падение пассажира; прочие происшествия, т. е. не относящиеся ни к одному из перечисленных видов (например, паде­ние груза из кузова и т. д.).

Большинство ДТП происходит в результате непра­вильных действий водителей или других работников транспорта. Их причинами могут быть и действия (или бездействие) других лиц — пешеходов, велосипедистов, пассажиров, а также неисправности транспортных средств, неудовлетворительное состояние дорог и др.

При расследовании рассматриваемых преступлений обстоятельствами, подлежащими доказыванию, явля­ются:

  • по объекту преступления — установление факта по­сягательства на безопасность движения и правила эксплуатации автомототранспорта или городского электротранспорта;

  • по объективной стороне — установление, где, в какое время, каким образом и при каких обстоя­тельствах, какие правила движения нарушены; ка­ковы причины и условия нарушения этих правил; какой ущерб причинен жизни и здоровью граж­дан или общественной и личной собственности; какова причинная связь между конкретными на­рушениями правил и наступившими вредными по­следствиями;

  • по субъекту преступления — установление конк­ретного лица, нарушившего правила;

— по субъективной стороне — определение формы вины: умышленно или неосторожно действовало лицо, нарушившее правило.

Если установлен умысел, то требуется раскрыть его содержание, мотив и цель преступления.

Уголовное дело возбуждается, как правило, по факту нарушения правил движения, если установлены послед­ствия, определенные в законе.

Первоначальными следственными действиями по этим делам являются:

  • осмотр места происшествия;

  • осмотр транспортных средств;

  • розыск и задержание транспортных средств и во­дителей, скрывшихся с мест происшествия;

  • допрос потерпевших и свидетелей;

  • допрос водителей;

  • освидетельствование водителя.

В зависимости от конкретных обстоятельств происше­ствия последовательность первоначальных следственных действий может быть различной, но осмотр места проис­шествия, как ного порядка и здоровья населения. Определяющим мо­ментом при квалификации названных правонарушений являются наступившие последствия: причинение смер­ти или телесных повреждений людям; повреждение транс­портных средств; порча или утрата груза; причинение иного существенного материального ущерба. При отсут­ствии таких последствий наступает административная ответственность.

Все ДТП подразделяются на следующие типы: столк­новение; опрокидывание; наезд; наезд на препятствие (неподвижный предмет); наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на гужевой транспорт; наезд на животное; падение пассажира; прочие происшествия, т. е. не относящиеся ни к одному из перечисленных видов (например, паде­ние груза из кузова и т. д.).

Большинство ДТП происходит в результате непра­вильных действий водителей или других работников транспорта. Их причинами могут быть и действия (или бездействие) других лиц — пешеходов, велосипедистов, пассажиров, а также неисправности транспортных средств, неудовлетворительное состояние дорог и др.

При расследовании рассматриваемых преступлений обстоятельствами, подлежащими доказыванию, явля­ются:

  • по объекту преступления — установление факта по­сягательства на безопасность движения и правила эксплуатации автомототранспорта или городского электротранспорта;

  • по объективной стороне — установление, где, в какое время, каким образом и при каких обстоя­тельствах, какие правила движения нарушены; ка­ковы причины и условия нарушения этих правил; какой ущерб причинен жизни и здоровью граж­дан или общественной и личной собственности; какова причинная связь между конкретными на­рушениями правил и наступившими вредными по­следствиями;

  • по субъекту преступления — установление конк­ретного лица, нарушившего правила;

— по субъективной стороне — определение формы вины: умышленно или неосторожно действовало лицо, нарушившее правило.

Если установлен умысел, то требуется раскрыть его содержание, мотив и цель преступления.

Уголовное дело возбуждается, как правило, по факту нарушения правил движения, если установлены послед­ствия, определенные в законе.

Первоначальными следственными действиями по этим делам являются:

  • осмотр места происшествия;

  • осмотр транспортных средств;

  • розыск и задержание транспортных средств и во­дителей, скрывшихся с мест происшествия;

  • допрос потерпевших и свидетелей;

  • допрос водителей;

  • освидетельствование водителя.

В зависимости от конкретных обстоятельств происше­ствия последовательность первоначальных следственных действий может быть различной, но осмотр места проис­шествия, как правило, предшествует всем остальным.

При ДТП требуется сначала осмотреть прилегающий дорожный участок, а потом само место происшествия, т. е. осмотр ведется от периферии к центру. Это объяс­няется тем, что следы и иные вещественные доказатель­ства, находящиеся на дороге, могут быть уничтожены быстрее, чем находящиеся непосредственно на месте про­исшествия.

В зависимости от состояния потерпевших их допрос может производиться на месте происшествия. Допрос нельзя откладывать, так как потерпевшие могут сооб­щить важнейшие данные о случившемся. Если машина скрылась с места происшествия, прежде всего выясня­ются ее признаки, затем — причины происшествия, дей­ствия потерпевшего и водителя в момент происшествия, устанавливается, как развивались события по мнению потерпевшего. При допросе нужно установить, не стра­дает ли потерпевший какими-либо заболеваниями и нет ли у него физических недостатков, мешающих ему пра­вильно ориентироваться в обстановке (плохое зрение, слух, хромота и т. п.).

При допросе свидетелей-очевидцев выясняют следу­ющие основные вопросы: что именно произошло на мес­те происшествия, какой номер, цвет и иные признаки имеет скрывшаяся автомашина, какие действия пред­принимались для избежания наезда, столкновения, что предпринимал водитель (водители) после происшествия, какие условия были на дороге (улице) в момент проис­шествия (освещение, погода) и какова скорость транс­портных средств в момент происшествия.

Следует помнить, что в результате ДТП может насту­пить смерть потерпевшего.

Статья 109 «Причинение смерти по неосторожности» Уголовного кодекса РФ гласит:

«1. Причинение смерти по неосторожности — наказыва­ется ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.

  1. Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих професси­ональных обязанностей — наказывается ограниче­нием свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  2. Причинение смерти по неосторожности двум или бо­лее лицам — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные дол­жности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».


Как предотвратить ДТП?

Учитель: Ребята, как вы думаете, можно ли предупре­дить дорожно-транспортные происшествия? (Рассужде­ния учеников.)

Вы делаете правильные выводы — необходимо быть внимательным и осторожным на проезжих частях до­рог, всегда и везде соблюдать Правила дорожного дви­жения.

Участниками ДТП могут стать не только водители автомашин, но и мотоциклов, мопедов и велосипедов. А некоторые из вас частенько катаются на велосипедах и мопедах по дорогам. Вот почему нам необходимо вновь обратиться к Правилам дорожного движения.



Правила дорожного движения Российской Федерации

(Утверждены Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 № 767, вступившего в силу с 01.01.2006)

(Извлечение)

15. Движение через железнодорожные пути

  1. Водители транспортных средств могут пересе­кать железнодорожные пути только по железнодорож­ным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дре­зине).

  2. При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорож­ных знаков, светофоров, разметки, положением шлагба­ума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дре­зины).

  3. Запрещается выезжать на переезд:


  • при закрытом или начинающем закрываться шлаг­бауме (независимо от сигнала светофора);

  • при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);

  • при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спи­ной с поднятым над головой жезлом, красным фо­нарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);

  • если за переездом образовался затор, который вы­нудит водителя остановиться на переезде;

  • если к переезду в пределах видимости приближа­ется поезд (локомотив, дрезина).

Кроме того, запрещается:

  • объезжать с выездом на полосу встречного движе­ния стоящие перед переездом транспортные сред­ства;

  • самовольно открывать шлагбаум;

  • провозить через переезд в нетранспортном положе­нии сельскохозяйственные, дорожные, строитель­ные и другие машины и механизмы;

  • без разрешения начальника дистанции пути желез­ной дороги движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней-волокуш.


  1. В случаях, когда движение через переезд за­прещено, водитель должен остановиться у стоп-линий знака 2.5 (в данном извлечении отсутствует. — Авт.) или светофора, если их нет — не ближе 5 м от шлагбау­ма, а при отсутствии последнего — не ближе 10 м до ближайшего рельса.

  2. При вынужденной остановке на переезде води­тель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель дол­жен:

— при имеющейся возможности послать двух

чело­век вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки ма­шинисту приближающегося поезда;

  • оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;

  • при появлении поезда бежать ему навстречу, пода­вая сигнал остановки.

Примечание. Сигналом остановки служит круго­вое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью — с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сиг­налов.

16. Движение по автомагистралям.

16.1. На автомагистралях запрещается:

— движение пешеходов, домашних животных, вело­сипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;

  • движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй по­лосы;

  • остановка вне специальных площадок для стоян­ки, обозначенных знаками 6.4 или 7.11 (в данном извлечении отсутствует. — Авт.);

  • разворот и въезд в технологические разрывы раз­делительной полосы;

  • движение задним ходом;

  • учебная езда.


  1. При вынужденной остановке на проезжей час­ти водитель должен обозначить транспортное средство в соответствии с требованиями раздела 7 Правил (в дан­ном извлечении отсутствует. — Авт.) и принять меры для того, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей ча­сти).

  2. Требования данного раздела распространяются также на дороги, обозначенные знаком 5.3 (в данном извлечении отсутствует. — Авт.).


17. Движение в жилых зонах.

  1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22 (в данном извлечении отсутствует. —Авт.), движе­ние пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преиму­щество, однако они не должны создавать необоснован­ные помехи для движения транспортных средств.

  2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а так­же стоянка грузовых автомобилей с разрешенной макси­мальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

  3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

  4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему данные прави­ла необходимо знать как водителям, так и пешеходам? (Рассуждения учеников.)

Травматизм при дорожно-транспортных происшестви­ях — одна из наиболее частых бед, которыми человече­ство расплачивается за удобства, обретенные с техничес­ким прогрессом. Как уберечься пешеходу от встречи с движущимся транспортом? Опыт полиции всех стран по­казывает, что лучший прием самозащиты от ДТП — со­блюдение правил выживания на улицах:

  • автобус обходите сзади, а трамвай спереди;

  • не выпрыгивайте на дорогу из-за сугроба;

  • не переходите улицу на красный свет;

  • пользуйтесь подземными переходами.

Как это обычно бывает в системе личной безопаснос­ти, самые простые средства оказываются и самыми на­дежными. Психика страдает от постоянного ощущения опасности, поэтому не стоит, разумеется, воспринимать каждую легковушку как проносящийся рядом железный предмет весом не меньше тонны (хотя так оно и есть). Но для защиты собственной жизни каждому из нас не­обходимо выработать у себя рефлексы пешеходной дис­циплины. Например,

  • при переходе улицы смотреть сначала налево, по­том — направо;

  • в ожидании перехода не стоять у края тротуара;

  • на остановке автобуса не поворачиваться спиной к движущемуся транспорту;

  • любой вид транспорта может скрывать другой, дви­жущийся с большой скоростью. Самый типичный случай, если пассажиры, нарушая правила, обхо­дят автобус или троллейбус спереди: они практи­чески не видят остального потока машин;

  • ходить можно только по тротуарам, а если тротуа­ра нет, идти лицом к движущемуся транспорту — тогда не только водитель увидит пешехода, но и пешеход — водителя.

Стоит иметь в виду, что ДТП — это наезд не только автомобиля, но и велосипеда (и мотоцикла), а сами ве­досипедисты — сильнейший источник напряженности для всех других водителей.

Особенно опасна дорога зимой. По данным милиции России, на зимние месяцы приходится 60% происше­ствий всего года.

Среди дней наиболее рискованными являются пят­ница и суббота. А в сутках самые сложные часы — с 16.00 до 20.00, за эти четыре часа происходит около 30% всех аварий и наездов.

Учитель: Ребята, дополните меня, как надо вести себя пешеходу на оживленных улицах населенных пунктов? (Возможные рассуждения учеников.)

Для тех, кто оказался свидетелем или участником ДТП, есть несколько обязательных правил:

  • ни при каких обстоятельствах не оставлять по­страдавшего без помощи (оставление в опасности — уголовно наказуемое преступление);

  • бегство водителя, совершившего ДТП, с места про­исшествия, а также уклонение от освидетельство­вания, может быть наказано лишением прав на вождение до двух лет;

  • следует немедленно сообщить о происшествии в ГАИ (это не обязательно, если в ДТП нет жертв, а у водителей нет претензий друг к другу);

  • необходимо сохранить все следы происшествия (если нельзя организовать объезд, водители обяза­ны составить схему расположения всех предметов и следов на дороге, подписать схему у свидетелей с адресами и телефонами и только после этого уб­рать машины с дороги);

  • став свидетелем наезда или аварии, при которой водитель скрылся, необходимо запомнить и тут же записать номер, марку, цвет и любые приметы ма­шины и водителя, оказав помощь пострадавшим, передать сведения в ГАИ.

В завершение классного часа учитель обобщает все высказывания ребят и делает общий вывод о необходи­мости соблюдать правила дорожного движения.


Литература: Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 5 – 7 классах. – Ростов н/Д: Феникс. 2007. – с. 43 – 51.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!