СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Отцы и дети"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвящен проблеме взаимоотношений родителей и детей. проводится совместно с родителями учеников.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Отцы и дети"»

Отцы и дети.

К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

Сократ

Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. В последнее время в восприятии молодежи семья утрачивает свое ценностное значение. Падает авторитет родителей: по результатам социологи­ческих исследований лишь каждый третий ребенок хочет быть похо­жим на своих родителей, а три четверти детей не находят понимания в семье. Статистика свидетельствует, что около 50% детей находится в зоне социального риска. Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного возрождения общества

Предлагаемый сценарий - это час общения, посвященный взаи­моотношениям детей и родителей. Ведущий - классный руководитель, используя разнообразные методы (беседа, дилемма, воспитывающие, проблемные ситуации), подводит детей к выводу о необходимости уважительного, почтительного отношения к старшим.

Цели: содействовать углублению моральных знаний школьни­ков; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту предста­вителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

Форма проведения: классный час.

Подготовительная работа с детьми:

- предварительное анкетирование по вопросам:

  1. Всегда ли вам хочется возвращаться домой?

  2. Бывают ли конфликты в семье?

  3. Доверяете ли вы родителям свои тайны?

  4. Насколько уютно и комфортно вы ощущаете себя в семье?

  5. Хотели бы вы повторить в своих семейных отношениях опыт родителей?

  6. Обращаетесь ли вы за помощью к родителям?

  7. Спорите ли вы с родителями?

  8. Навязывают ли родители вам своё мнение?

- предложить детям подготовить короткие рассказы на тему «Стержень моей семьи» (об авторитетных, уважаемых членах семьи, которыми гордится весь род).

План классного часа.

  1. Интерактивная беседа.

  2. Информационный блок «Отцы и дети».

  3. Проблемный афоризм.

  4. Рассказы детей по теме «Стержень моей семьи».

  5. Воспитывающие ситуации.

  6. VI. Тренинговый блок.

  7. Работа в группах. Незаконченные предложения.

  8. Заключительное слово.

  9. Подведение итогов (рефлексия).

Оформление:

К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе. Сократ.

на доске написать задания для групп (незакон­ченные предложения):

  • Идеальные родители - это...

  • Идеальные дети-это...

  • Идеальная семья - это...

Ход классного часа

Вступительное слово

Классный руководитель:. Сегодняшний классный час - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.(Пауза.)

Тема нашего разговора: Отцы и дети. В качестве эпиграфа взяты слова Л.Н. Толстого.. Слайд1

Все вы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира все только начинается. Начинается создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается никогда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних это получается, и рождается счастливая, здоровая семья, все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей. Почему?

I. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями. (Дети поднимают руки.)

Вспомните, из-за чего происходили ссоры? (Поздно пришел, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.)

Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн беспризорных детей. И у мно­гих из них - нормальные семьи, мама и папа. Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете? Слайд2 Примерные ответы детей:

  • Родители не дают свободы.

  • Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.

  • Родители ненавидят своих детей.

  • Родители все время работают, не занимаются с детьми.

  • Родители жадничают, не дают денег.

Классный руководитель. Получается, что во всем вино­ваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты? Слайд 3 Примерные ответы родителей:

      • Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.

      • Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.

      • Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому.

      • Дети не верят в Бога. И т. п.

Классный руководитель: Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.

II. Информационный блок «Отцы и дети»

Классный руководитель. Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливые формы. «Шнурки», «черепа», «предки», «родаки», «папик» и «мамик» - такими оскорбительными кличками величают своих ро­дителей современные дети. А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России - это почти подвиг. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библей­скую легенду о сыновьях Ноя. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нари­цательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других. Или вспомнить притчу о блудном сыне, главная мысль которой в своевременном осознании своей вины перед родителями, идея всепрощающей любви с их стороны. В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям.

Главное правило - это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли». В ветхозаветные времена с не­покорными детьми поступали по всей строгости - могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца своего или свою мать, того долж­но предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти».

О роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как родная матушка», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица раду­йся, весне, а младенец матери. О том, что нужно прислушиваться к советам родителей: «Родительское слово на ветер не молвится». В России тот, кто поднимал руку на своих ро­дителей или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Советы и на­ставления родителей - драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети.

Но далеко не все почитают своих родителей, не подчиняются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме. Вообще, как советовал один мудрец, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

Слово ученикам.

1 ученик: С самого нашего рождения родители получают право во всем управлять нашей жизнью, и мы совершенно от них зависим. Нравится нам это или нет, но мы начинаем свою жизнь под опекой родителей.

2 ученик. И будем откровенны: в начале мы этому рады: мы имеем все необходимое и весьма счастливо и весело проводим время. Мы начинаем ползать, потом – ходить, много плачем, иногда озорничаем, иногда нас шлепают, хотя в целом мы получаем куда больше поцелуев и подарков, чем шлепков.

1 ученик. Но потом все изменяется. Родительские объятья нам становятся тесны, а их заботы оказываются домашней тиранией.

2 ученик. Есть среди вас те, кто всегда доволен своими отношениями с родителями? Кого родители всегда понимают, поддерживают, кому доверяют?

Обмен мнениями.

III.Проблемный афоризм

Классный руководитель. Среди афоризмов, посвященных семье, мне попался очень интересный афоризм. Слайд 4 {Читает.) Первую половину жизни нам отравляют родители, а вторую - дети» Как понять эти слова?

Примерные ответы детей:

  • В детстве нас достают родители, потом мы сами становимся родителями, и нас уже достают свои собственные дети.

  • Сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши дети не будут слушаться нас.

  • В детстве нас раздражают родители своими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей.

Классный руководитель. А может быть, не ко всем отно­сится этот афоризм?

Примерные ответы детей:

  • Нет, есть такие семьи, где родители и дети - настоящие друзья, в таких семьях и дети, когда становятся родителями, тоже по­лучают уважение от своих детей.

  • Дело не в родителях, а в детях. Родители везде одинаковые: они хотят детям добра, потому и наказывают их. А если дети это воспринимают как отравление, то и их дети тоже ответят им тем же.

  • А если дети уважают родителей, то и их дети тоже станут их уважать.

  • Это относится к тем родителям, которые сами были грубыми и непослушными в детстве.

К счастью, есть еще семьи, в которых дети считают родителем друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.

IV. Рассказы детей по теме «Стержень моей семьи»

Классный руководитель. Каждый человек ищет пример для подражания, и первый такой пример он может найти в кругу сво­ей семьи. Отцы, деды, прадеды... Кто прославился мастерством, кто - боевыми заслугами, кто - добротой, мудростью, справедливость». Они-то и составляют стержень семьи, красу и гордость всего рода. Расскажите о том, кто является стержнем вашей семьи, кто в семье является для вас авторитетом?

(Дети поднимают руки, коротко рассказывают о своих предках )

V.Воспитывающие ситуации.

Классный руководитель. Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им  избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя Нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку. Приглашаю уважаемых членов семьи занять свои места. слайд 5

(К доске выходит папа с газетой, мама в фартуке, сестра с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама, и сестра становятся рядом.)

Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с га­зетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама загля­дывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:

М а м а. У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и  в магазин!

Классный руководитель. А у тебя самый сложный уро­вень! Что ты ответишь? Предлагаю выбрать лучший и худший вари­анты ответа: Слайд 6

а)    «Сейчас закончится уровень и я схожу»;

б) «Пусть сестра сходит»;

в)    «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем»;

г)    «Завтра схожу».

Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Может быть, у вас есть свой вариант - самый бесконфликтный? (Прекратить игру и сходить в магазин.)

Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компь­ютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.

Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.

Классный руководитель. Предлагаются такие варианты ответа: Слайд 7

а)    «Ей нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»;

б)    «Закончится уровень, и она сядет»;

в)    «Может и от руки написать - подумаешь, реферат!»;

г)    «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться».

Что можно выбрать?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)

И, наконец, третья ситуация. Пока вы штурмовали свой ypoвень,   позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После этого разговора у папы возникли вопросы.

Папа. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?

Классный руководитель. Можно предложить 1000 вариантов ответа. Но вы решили не врать, поэтому предлагаем только четыре: Слайд 8

а)     «Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться»;

б)      «Захотел - и прогулял!»;

в)      «У нас зачет был, а я не приготовился, вот и прогулял»;

г)      «Как вы меня все достали!»

Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Какие еще будут варианты - самые достойные? (Сказать, что больше такого не повторится.)

Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы мо­жете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».

VI. Тренинговый блок.

Что бы вы могли сделать в каждом из приведенных случаев, чтобы помочь своим родным? Слайд 9-15

  1. Ваша бабушка беспомощна и требует к себе внимания и ухода. Она живет отдельно.

  2. Вечером придут ваши друзья, а отец просит помочь ему на даче.

  3. У вас день рождения, и друзья предлагают придумать что-нибудь, чтобы родители на дне рождения не присутствовали.

  4. Вам звонят ваши друзья, родители недовольны и говорят о том, что вас нет дома.

  5. Родители требуют хороших и отличных учебных результатов.

  6. Вы испекли торт, приготовили родителям сюрприз, но они остались недовольны беспорядком в квартире.

  7. Ваша лучшая подруга все время недовольна вашим младшим братом и требует, чтобы он не входил в комнату, когда она приходит в гости.

Слайд 8-9

VII. Игра «Идеальные дети – идеальные родители» Слайд16

Первая группа - составит портрет идеальных родителей. Вторая группа - создаст образ идеального ребенка. Третья группа - составит портрет идеальной семьи.

Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложе­ния, написанные на доске (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):

Идеальные родители - это...

Идеальные дети - это...

Идеальная семья - это...

 На выполнение задания дается 3 минуты.

(Включается музыка или метроном, дети обдумывают варианты от­ветов.)

Послушаем, что же у нас получилось.

(Учитель дает слово детям из первой, второй, третьей группы.)

Примерные ответы детей:

Первой группы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают де­нег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают, возятся с детьми и т. п.

Второй группы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не ог­рызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют, не дружат с пло­хими мальчиками и девочками и т. п.

Третьей группы: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо,

VIII. Заключительное слово

Классный руководитель. Мы сегодня говорили об ува­жении к родителям, о семейных ценностях. Всем известна древняя притча о трех буханках хлеба. Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшиеся делит таким образом: одной - долг возвращает, вторую - в долг дает.

O каком долге говорил этот человек? О долге детей перед родителями и о долге родителей перед детьми.

Совместное составление общих правил для родителей и детей..Слайд 17



  1. Любите, цените и берегите друг друга.

  2. Больше времени проводите со своей семьёй.

  3. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения

  4. Постарайтесь понять друг друга.

  5. Родители! Будьте примером для своих детей.

  6. Дети! Не слишком сердитесь на родителей. Помните, что они были Вами, а Вы будете ими.

Классный руководитель. Наше общение подходит к кон­цу. В заключение хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огор­чайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотвержен­но и бескорыстно любят вас.

IX.Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Полезен ли был наш сегодняш­ний разговор? О чем задумались? Что решили?

Примерные ответы детей:

  • Разговор полезный, задумалась о своем поведении, решила, что больше не буду эгоисткой.

  • Полезно было узнать, кто такие эгоисты. Задумался о себе. Пока не знаю, кто я.

  • Решил, что нужно бороться со своим эгоизмом.

  • Как бы увидела себя со стороны. Поняла, что до идеала мне еще далеко.

  • Бесполезно говорить об идеальных вещах. В реальной жизни - каждый сам за себя.

  • Разговор полезный, но реальная жизнь далека от идеала. Слайд 20.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!